Исследование памяти на числа.




Материалы и оборудование: бланк таблицы, секундомер.

Инструкция: « Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек. запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек. вы должны будете записать все числа, которые запомнили».

 

ТАБЛИЦА.

 

       
       
       

Анализ результатов: оценка кратковременной зрительной памяти проводится по количеству правильно воспроизведённых чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше.

Методика «Оперативная память».

 

Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор даёт следующую инструкцию.

Инструкция: «Я буду зачитывать числа - 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача – запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвёртым, четвёртое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка.

Например, 6, 2, 1, 4, 2 (числа записываются на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 – получается 8 (записывается в бланк); 2 и 1 – получается 3 (записывается в бланк); 1 и 4 – получается 5 (записывается в бланк); 4 и 2– получается 6 (записывается в бланк)».

Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к проведению теста. Интервал между чтением рядов – 15 секунд.

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА.

№ ряда Сумма
1.  
2.  
3.  
 
 
10.  

 

Содержание методики: Ключ:

1. 5, 2, 7, 1, 4 1. 7985

2. 3, 5, 4, 2, 5 2. 8967

3. 7, 1, 4, 3, 2 3. 8575

4. 2, 6, 2, 5, 3 4. 8878

5. 4, 4, 6, 1, 7 5. 7978

6. 4, 2, 3, 1, 5 6. 6546

7. 3, 1, 5, 2, 6 7. 4678

8. 2, 3, 6, 1, 4 8. 5975

9. 5, 2, 6, 3, 2 9. 7895

10. 3, 1, 5, 2, 7 10. 4679

Анализ результатов: по ключу подсчитывается число правильно найденных сумм. Максимальное их число – 40. Норма взрослого человека – от 30 и выше.

Исследование преобладающего типа запоминания.

Материалы и оборудование: четыре набора слов, выражающих конкретные понятия, один из наборов выполнен на отдельных карточках, четыре листа бумаги для записи и ручка, секундомер.

Опыт № 1.

 

Испытуемому зачитываются слова для запоминания. Интервал чтения 3 сек.

Инструкция: «Я буду читать вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После паузы, когда скажу «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что запомнили».

Слова для запоминания: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.

После паузы 10 сек. даётся команда «Пишите!».

Опыт № 2.

 

Проводится после 5-минутного перерыва. Испытуемому последовательно предъявляют слова, написанные на отдельных карточках. Интервал между словами 3 сек.

Инструкция: «Я буду показывать вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте и запоминайте их. После паузы, когда скажу «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что запомнили».

Слова для запоминания: самолёт, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.

После паузы 10 сек. даётся команда «Пишите!».

Опыт № 3.

 

Проводится после 5-минутного перерыва. Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе. Интервал между читаемыми словами 3 сек.

Инструкция: «Я буду читать вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой «прописывайте» их и запоминайте. После паузы, когда скажу «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что запомнили».

Слова для запоминания: пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

После паузы 10 сек. даётся команда «Пишите!».

Опыт № 4.

 

Проводится спустя 10 минут после третьего опыта. Испытуемому читают слова и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе. Интервал между читаемыми словами 3 сек.

Инструкция: «Я буду читать вам слова. Вы вслед за мной записывайте их на листе и запоминайте. После чтения последнего слова лист переверните и по моему сигналу «Пишите!», запишите на обратной стороне то, что запомнили».

Слова для запоминания: поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

После паузы 10 сек. даётся команда «Пишите!».

Анализ результатов: показателем объёма памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведённых слов. Данные заносятся в таблицу.

ТИП ПАМЯТИ.

Кол-во правильно воспроизведенных слов   Слуховая   Зрительная   Моторно- слуховая   Комбинированная
         

 

Преобладающий тип памяти определяют путём сравнения количества правильно воспроизведённых слов в каждом из четырёх опытов.

Норма 5 -10 слов.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какие из данных явлений можно отнести к памяти?

Опыт, узнавание, мечта, забывание, припоминание, сохранение, цель, воспроизведение образа, следы воздействия раздражителя, предвидение, творчество, опережающее отражение, грёзы, воссоздание образа, воспоминание, запечатление информации, обобщённый чувственный образ, запоминание, иллюзия, фантазия, модель будущего, рассказ о прошлом, рассказ о будущем, галлюцинация, словесный портрет.

 

2. Испытуемым предложили запомнить после одного прочтения следующие ряды односложных слов:

 

а) дом, сыр, шарф, ковш, бант;

б) грош, чан, воз, кнут, зонт;

в) стол, хлеб, соль, лук, борщ.

 

Какой ряд слов запомнят лучше и почему?

 

3. Какой испытуемый запомнит даты на более длительный срок? Почему?

 

Заучивая текст, испытуемые должны были запомнить три даты, оканчивающиеся числами 57, 37, 17. Один испытуемый несколько раз подряд повторил про себя эти даты, стараясь как можно лучше запомнить их. Другой испытуемый 57 связал с возрастом отца, 37 – годом смерти А.С. Пушкина (1837), а 17 – с возрастом своего поступления в вуз.

 

4. Проведите исследование (самодиагностика):

4.1.Исследование объёма кратковременной памяти (методика заучивания 10 слов).

4.2. Исследование памяти на числа.

4.3. Исследование объёма оперативной памяти.

4.4. Выявление преобладающего типа запоминания.

В Приложение включаются заполненные бланки выполненных методик.

 

Литература

Основная

1. Гусев А.Н. и др. Общий психологический практикум. - М., 1997.

2. Дружинин В.М.Экспериментальная психология. - М. 1997г.

3. Методическое пособие по общей психологии. Под. Ред. Е.С.Романовой.- М., 2002. – 156 с.

4. Практикум по общей психологии/Под ред.А.И.Щербакова. – М.,1990.

5. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб., 2000.

6. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб., 2000.

7. Романова Е.С. Психодиагностика.- СПб., 2005.

 

Список литературы;

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х т. – М.,1982.

2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологи­ческих методов в условиях использования компьютера. - М., 1995.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - СПб., 2000.

4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 1976.

5. Гайда В. К., Захаров С. П. Психологиче­ское тестирование: Учеб. пособие. - Л., 1982.

6. Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психоло­гии. - М., 1976.

7. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2. - М., 1992.

8. Готтсданкер Р. Осноны психологического эксперимента. М., 1982.

9. Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психологии // Методология и методы социальной психологии. М., 1977.

10. Кулагин. Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л., 1984.

11. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. Экспе­риментальное исследование высших пси­хических функций. - М., 1931.

12. Корнилова Т В. Введение в психологический эксперимент. - М, 1997

13. Корнилова Т.В Психологический эксперимент в системе исследователь­ских методов в высшей школе. М., 1993.

13. Кочубей Б. И. Анализ количественных признаков/ Под ред. И В Равич- Щербо. - М., 1988.

15. Кравцов Б. Г. Формирующий эксперимент // Психология обучения и воспитания. Вып.5.М ., 1978.

16. Кэмпбелл Д. Модели эксперимента в социальной психологии и при­кладных исследованиях. - М., 1980.

17. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия реше­ний. - М., 1996.

18. Лидерс А. Г. Фролов Ю И. Формирование психологических процессов как метод исследования в психологии. М., 1991.

19. Линдсей П. Норман Д. Переработка ин­формации у человека. М.. 1974.

20. Маркова А.К. Формирующий эксперимент в психологическом исследо­вании учебной деятельности // Формирование учебной деятельнос­ти школьников. М., 1982. С. 54—59.

21. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. Под ред. Т.В.Корниловой, М., 1998.

22. Мясищев В.Н. Психология отношений/ Под ред. А.А. Бодалева. М.—Воронеж, 1995.

23. Николаева В.В, Соколова Е.Т., Спиваковская А.С. Спецпрактикум по патопсихологии. М., 1979.

24. Общая психодиагностика/Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 2000.

25. Орлов А. Б. Методы современной возрастной и педагогической психоло­гии. - М., 1982.

26. Платонов К. К. Психологический практикум. М., 1980. 165с.

27. Практикум по психологии /Под ред. А. Н. Леонтьева и Ю. Б. Гиппенрейтер. - М., 1972.

28. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студен­тов / Под ред. А. А. Бодалева, И. М. Палея, М.Д.Дворяшиной. Л., 1976.

29. Постовалова В. И. Гипотеза как форма научного знания // Гипотеза и современной лингвистике. М., 1982. С. 14—76.

30. Практикум по психодиагностике / Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмеле­ва. М., 1984.

31. Психологическая диагностика/ Ред.-сост. Е.М. Борисова. Бийск, 1993.

32. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981.

33. Психологические проблемы автоматизации научно-иследовательских работ /Под. ред. М.Г. Ярошевского, O.K. Тихомирова. - М., 1987.

34. Раббат Б.С. Проблема эксперимента в социальном исследовании. М., 1970.

35. Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике. - М., 1982.

36. Рубинштейн С. Я. Методики экспериментальной патопсихологии. - М., 1970.

37. Рывкина Р. В. Винокур А.В. Социальный эксперимент.- Новосибирск, 1968.

38. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии - СПб., 2000.

39. Челпанов Г.И. Экспериментальный метод в психологии / Новые идеи в философии. СПб., 1913.

40. Фресс П.. Пиаже Ж Экспериментальная психология. Вып. I – VI. – М., 1978.

41. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1999.

 

 

Литература:

1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренируйте память. — М., 1994.

2. Аткинсон Д. Человеческая память и процессы обучения. —
М., 1985.

3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982, 1983, 1984.

4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. — М., 1997.

5. Двенадцать эффективных упражнений по развитию памяти. —
М.: Эйдос, 1993.

6. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961.

7. Истомина З.М. Развитие памяти. М., 1978.

8. Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. — М.,
1978.

9. Лезер Ф. Развитие памяти. — М., 1995.

10.Лурия А.Р. Внимание и память. — М., 1975.

11.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. -М., 1968.

12.Норман Д.А. Память и научение. — М., 1985.

13.Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию. — М.:
Мир, 1995.

14.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1989,
СПб: Питер-Ком, 1998.

15.Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. — М., 1966.

16.Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под
ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. — М., 1979, 1998.

17.Хрестоматия по общей психологии. Разд.З. Познавательные
процессы. Субъект познания./ Под ред. Петухова В.В. — М., 1998.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: