Блок.Духовная жизнь общества.
Наука, образование, мораль, религия, искусство |
Наука
Система знаний о мире и его законах |
Функции науки:
Познавательно-объяснительная | заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития. |
Мировоззренческая | помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение |
Прогностическая | суть прогностической функции науки состоит в том, чтобы предвидеть последствия изменения окружающего мира. Наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению. |
Производственная (катализатор развития) | непосредственная производительная сила, ускоряет процесс совершенствования производства. |
Социальная сила | наука включена в процессы социального развития и управления им при взаимодействии гуманитарных и технических наук (решением глобальных проблем) |
Цели науки:
а) описание;
б) объяснение;
в) предсказание явлений и процессов (получение нового знания)
Структура науки технические науки
естественные науки общественные науки
Образование
Целенаправленная деятельность человека направленная на получение знаний умений и навыков |
Тенденции в образовании
гуманизация | Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека |
гуманитаризация | Усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин |
интернационализация | Создание единой системы образования для разных стран |
компьютеризация | Использование новых современных технологий обучения |
фундаментальность | выявление, изучение главного |
демократизация | Доступность образования для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются |
Образовательные ступени
1.Дошкольное образование (детский сад)
2.Общее образование а) начальное общее (1-4 классы ), б) основное общее образование
(5-9 классы), в) полное общее образование (10-11 классы)
3.Профессиональное образование (колледжи, техникумы)
4.Высшее профессиональное образование (институты)
Дополнительное образование
Мораль
Исторически сложившаяся система требований, норм и правил поведения о добре и зле |
Признаваемое обществом за норму ценностей отношение человека к себе подобным и окружающему миру |
1. Мораль принадлежность индивидуальная
2. Мораль поддерживается в обществе одобрением или порицанием
3. Моральные нормы – в разных странах и разных культурах различаются
Функции морали воспитательная
регулирующая ориентирующая
Каждый человек имеет моральную свободу (возможность и способность быть самостоятельной, творческой личностью). Она реализуется через моральный выбор (свободу личного решения). За нарушение норм морали человек несет моральную ответственность.
Высшая форма самообязательства – совесть
Совесть – соотнесение себя, своих поступков с чем-то, стоящим вне человека, а именно с системой ценностей. Источник моральных норм верующих – заповеди Бога.
Моральные ценности: добро, зло, долг, совесть, достоинство
Гуманизм -система идей, признающая ценность человека
Патриотизм -любовь к Родине
Гражданственность- позиция, выражающаяся в чувстве долга перед страной
Религия
Совокупность взглядов, представлений, верований и обрядов, основанных на вере в Бога, в высшие силы, объединяющая людей в одну общность. |
Верования
политеистические монотеистические
(верующие в существование (верующие в единого Бога) множества богов)
Формы религии
Магия - внутреннее величие и могущество, сила мудрости и знания. Тотемизм- поклонение рода животному или растению, как своему защитнику, дающему особую силу человека.
Фетишизм(фетиш от фр. – идол, талисман) -поклонение неодушевленному предмету, наделяемому сверхъестественной силой. Анимизм- вера в существование самостоятельных духовных сущностей. Посредника между человеком и духом назвали шаманом.
Национальные религии:конфуцианство – Китай
(сформировалась на рубеже VI-Vввдо.н.э и связано с именем философа Конфуция. Основа основ – уважение к старшим) иудаизм –Израиль(религия еврейского народа, возникла в I тысячелетии до.н.э. Бог – Яхве, священная книга - Тора ) Индуизм
Мировые религии
буддизм христианство ислам
Буддизм – самая ранняя религия, возникла в Индии в VI-Vввдо.н.э. Основатель- Будда. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти путь к спасению и, соблюдая заповеди, прийти к совершенству. Священное писание – «Трипитака.». В России буддизм исповедуют калмыки, буряты, тувинцы.
Христианство - вторая по времени возникновения мировая религия, возникла в I в н. э. Священная книга – Новый Завет, составляет вторую часть Библии. Творец мира – Бог, его сын Иисус Христос Центральные идеи – идея греховности человека как причины всех его несчастий и идея избавления от грехов с помощью молитв и покаяния. 1054 г христианство раскололось на два самостоятельных крыла: православие и католицизм. Большинство российских христиан исповедуют православие
Ислам- самая поздняя религия. Возникла в Аравии в VIIв. Основатель – пророк Мухаммед. Священная книга – Коран, согласно которой человек трактуется как существо слабое, склонное к греху, не способное чего-то добиться в жизни самостоятельно. Ему остается надеяться на помощь Аллаха. В России ее исповедуют многие народы Кавказа и Повольжья.
Жизнь не связанная с религией, определяется как – светскость. Принадлежность к определенной религии означает принадлежность к конфессии. Атеизм – неверие в Бога.
Функции религии коммуникативная
мировоззренческая регулирующая
Искусство
Особая форма творческого сознания человека, в которой он осмысливает с помощью художественных образов окружающий мир. |
Через искусство люди любуются прекрасным в природе, в человеке
Эстетика – наука о прекрасном
Виды искусства ( способ создания произведений )
простые сложные литература музыка живопись кино графика балет скульптура театр архитектура
Функции искусства
Наименование функции | Ее содержание |
воспитательная | Формирует личность, чувства, мысли людей |
эстетическая | Формирует эстетический вкус и потребность человека |
Общественно-преобразующая | Оказывает идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества |
Утешительно-компенсаторная | Восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности |
гедонистическая | Доставляет людям удовольствие |
Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей
Культура (обработка,возделывание земли)
В широком смысле: культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторического развития В узком смысле: культура- только духовные ценности, созданные человечеством.
Виды культуры
материальная | духовная |
Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира. Это то, что создано руками человека | Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности. Это то, что создано мыслью человека – нормы, правила, ценности, идеи, обычаи |
Культурное наследие – совокупность всех культурных комплексов, присущих народу. Культурные универсалии – нормы, ценности, традиции, которые присущи всем культурам (календарь, гигиена, медицина, этика).
Формы культуры
народная | массовая | элитарная |
Создают анонимные творцы, не имеющие профессиональной подготовки(мифы, сказки, песни, танцы)Фольклор – народное творчество связано с традициями данной местности | Появилась в XXв. Удовлетворяет сиюминутные интересы людей, и поэтому ее образы быстро устаревают (эстрада, кино, цирк), имеет коммерческую направленность | Создается для привилегированного общества и непонятна простому человеку (балет, классическая музыка) |
Разновидности культуры
доминирующая | субкультура | контркультура |
Совокупность ценностей, верований, традиций, которой руководствуется большинство членов общества. | Общество не однородно, распадается на множество групп, и каждой группе присуща своя субкультура. Часть общей культуры, присущая большой социальной группе. Отличается языком, манерами, одеждой, обычаями ее носителей(молодежная, профессиональная, криминальная) | Противостоит доминирующей культуре(хиппи, панки, левые радикалы) |
Функции культуры
Познавательная | Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе |
Оценочная | Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций |
Регулятивная | Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (поведение, нормы морали) |
Коммуникативная | Сохранение, передача культурных ценностей. |
информативная | Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений. |