мировоззренческая регулирующая




Блок.Духовная жизнь общества.

Наука, образование, мораль, религия, искусство

Наука

Система знаний о мире и его законах

Функции науки:

Познавательно-объяснительная заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития.
Мировоззренческая помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение
Прогностическая суть прогностической функции науки состоит в том, чтобы предвидеть последствия изменения окружающего мира. Наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.
Производственная (катализатор развития) непосредственная производительная сила, ускоряет процесс совершенствования производства.
Социальная сила наука включена в процессы социального развития и управления им при взаимодействии гуманитарных и технических наук (решением глобальных проблем)

 

Цели науки:

а) описание;

б) объяснение;

в) предсказание явлений и процессов (получение нового знания)

Структура науки технические науки

естественные науки общественные науки

Образование

Целенаправленная деятельность человека направленная на получение знаний умений и навыков

Тенденции в образовании

гуманизация Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека
гуманитаризация Усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин
интернационализация Создание единой системы образования для разных стран
компьютеризация Использование новых современных технологий обучения
фундаментальность выявление, изучение главного
демократизация Доступность образования для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются

Образовательные ступени

1.Дошкольное образование (детский сад)

2.Общее образование а) начальное общее (1-4 классы ), б) основное общее образование

(5-9 классы), в) полное общее образование (10-11 классы)

3.Профессиональное образование (колледжи, техникумы)

4.Высшее профессиональное образование (институты)

Дополнительное образование

Мораль

Исторически сложившаяся система требований, норм и правил поведения о добре и зле
Признаваемое обществом за норму ценностей отношение человека к себе подобным и окружающему миру

1. Мораль принадлежность индивидуальная

 

2. Мораль поддерживается в обществе одобрением или порицанием

 

3. Моральные нормы – в разных странах и разных культурах различаются

Функции морали воспитательная

регулирующая ориентирующая

Каждый человек имеет моральную свободу (возможность и способность быть самостоятельной, творческой личностью). Она реализуется через моральный выбор (свободу личного решения). За нарушение норм морали человек несет моральную ответственность.

Высшая форма самообязательства – совесть

Совесть – соотнесение себя, своих поступков с чем-то, стоящим вне человека, а именно с системой ценностей. Источник моральных норм верующих – заповеди Бога.

Моральные ценности: добро, зло, долг, совесть, достоинство

Гуманизм -система идей, признающая ценность человека

Патриотизм -любовь к Родине

Гражданственность- позиция, выражающаяся в чувстве долга перед страной

Религия

Совокупность взглядов, представлений, верований и обрядов, основанных на вере в Бога, в высшие силы, объединяющая людей в одну общность.

Верования

политеистические монотеистические

(верующие в существование (верующие в единого Бога) множества богов)

Формы религии

Магия - внутреннее величие и могущество, сила мудрости и знания. Тотемизм- поклонение рода животному или растению, как своему защитнику, дающему особую силу человека.

Фетишизм(фетиш от фр. – идол, талисман) -поклонение неодушевленному предмету, наделяемому сверхъестественной силой. Анимизм- вера в существование самостоятельных духовных сущностей. Посредника между человеком и духом назвали шаманом.

Национальные религии:конфуцианство – Китай

(сформировалась на рубеже VI-Vввдо.н.э и связано с именем философа Конфуция. Основа основ – уважение к старшим) иудаизм –Израиль(религия еврейского народа, возникла в I тысячелетии до.н.э. Бог – Яхве, священная книга - Тора ) Индуизм

Мировые религии

буддизм христианство ислам

Буддизм – самая ранняя религия, возникла в Индии в VI-Vввдо.н.э. Основатель- Будда. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти путь к спасению и, соблюдая заповеди, прийти к совершенству. Священное писание – «Трипитака.». В России буддизм исповедуют калмыки, буряты, тувинцы.

Христианство - вторая по времени возникновения мировая религия, возникла в I в н. э. Священная книга – Новый Завет, составляет вторую часть Библии. Творец мира – Бог, его сын Иисус Христос Центральные идеи – идея греховности человека как причины всех его несчастий и идея избавления от грехов с помощью молитв и покаяния. 1054 г христианство раскололось на два самостоятельных крыла: православие и католицизм. Большинство российских христиан исповедуют православие

Ислам- самая поздняя религия. Возникла в Аравии в VIIв. Основатель – пророк Мухаммед. Священная книга – Коран, согласно которой человек трактуется как существо слабое, склонное к греху, не способное чего-то добиться в жизни самостоятельно. Ему остается надеяться на помощь Аллаха. В России ее исповедуют многие народы Кавказа и Повольжья.

Жизнь не связанная с религией, определяется как – светскость. Принадлежность к определенной религии означает принадлежность к конфессии. Атеизм – неверие в Бога.

Функции религии коммуникативная

мировоззренческая регулирующая

Искусство

Особая форма творческого сознания человека, в которой он осмысливает с помощью художественных образов окружающий мир.

Через искусство люди любуются прекрасным в природе, в человеке

Эстетика – наука о прекрасном

Виды искусства ( способ создания произведений )

простые сложные литература музыка живопись кино графика балет скульптура театр архитектура

Функции искусства

Наименование функции Ее содержание
воспитательная Формирует личность, чувства, мысли людей
эстетическая Формирует эстетический вкус и потребность человека
Общественно-преобразующая Оказывает идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества
Утешительно-компенсаторная Восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности
гедонистическая Доставляет людям удовольствие

Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей

Культура (обработка,возделывание земли)

В широком смысле: культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторического развития В узком смысле: культура- только духовные ценности, созданные человечеством.

Виды культуры

материальная духовная
Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира. Это то, что создано руками человека Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности. Это то, что создано мыслью человека – нормы, правила, ценности, идеи, обычаи

Культурное наследие – совокупность всех культурных комплексов, присущих народу. Культурные универсалии – нормы, ценности, традиции, которые присущи всем культурам (календарь, гигиена, медицина, этика).

Формы культуры

народная массовая элитарная
Создают анонимные творцы, не имеющие профессиональной подготовки(мифы, сказки, песни, танцы)Фольклор – народное творчество связано с традициями данной местности Появилась в XXв. Удовлетворяет сиюминутные интересы людей, и поэтому ее образы быстро устаревают (эстрада, кино, цирк), имеет коммерческую направленность Создается для привилегированного общества и непонятна простому человеку (балет, классическая музыка)

Разновидности культуры

доминирующая субкультура контркультура
Совокупность ценностей, верований, традиций, которой руководствуется большинство членов общества. Общество не однородно, распадается на множество групп, и каждой группе присуща своя субкультура. Часть общей культуры, присущая большой социальной группе. Отличается языком, манерами, одеждой, обычаями ее носителей(молодежная, профессиональная, криминальная) Противостоит доминирующей культуре(хиппи, панки, левые радикалы)

Функции культуры

Познавательная Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе
Оценочная Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций
Регулятивная Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (поведение, нормы морали)
Коммуникативная Сохранение, передача культурных ценностей.
информативная Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: