WJICllllUjr ПП JTUiri QVLJ-ltilbW 2 глава




Положительный образ в глазах ок­ружающих людей во многом зависит от соблюдения Вами правил и условностей делового этикета. Благодаря наличию этой формы выражения делового имиджа Вы приобретете оттенок личного обаяния. Соблюдение правил этикета не является

чересчур обременительной обязанностью. Вам не придется круто ломать себя и вносить в свой характер радикальные изменения. Нужно лишь провести его небольшие «регулировки».

Практикой делового общения доказано, что никакая другая способность, которой может обладать деловой человек, не дает ему такого авторитета и возможности быстро сделать карьеру, как умение хорошо говорить и грамотно писать. Человек, обла­дающий этими качествами, всегда более авторитетен, чем тот, кто ими не обладает. Однако научиться хорошо говорить и гра­мотно писать - большое искусство. Оно требует мобилизации мышления, памяти, большого словарного запаса, всей духовной сферы и психологической устойчивости. Из всех форм выраже­ния делового имиджа это, пожалуй, та, которая достигается с наибольшим трудом.

В деловом мире принято осмысливать свое поведение и заранее просчитывать его успех, исходя из ответной реакции на произве­денные действия. Вот почему очень важно развивать в себе ком­муникативную привлекательность, основанную на законах поведен­ческой стратегии, соблюдение которых является одной из важней­ших форм выражения личного делового имиджа. Такая стратегия предполагает следование нормам деловой этики, соблюдение пра­вил служебной субординации и требований культуры деловых вза­имоотношений, а также учет этических и социально-психологичес­ких ситуационных особенностей.

Другой коммуникативной формой выражения делового имиджа является поведенческая техника, выражающаяся в умении ис­пользовать приемы и способы поведения, которые обеспечивают наибольший успех. К ним относится умение создавать благоприятный психологический климат деловой беседы или ком­мерческих переговоров, аргументировать свои высказывания, опровер­гать доводы оппонента и умело его выслушивать, защищаться от некоррект­ных собеседников и партне­ров, ставить вопросы и отве­чать на них, использовать приемы психологической раз­рядки и т. п.

Однако использование этих приемов и способов поведенческой техники может не дать ожидаемого успеха, если не выбирать из них наиболее подходящие для данной деловой ситуации, т. е. если не овладеть искусством поведенческой тактики, которая, так же как поведенческие стратегия и техника, является важной коммуника­тивной формой выражения делового имиджа. Действительно, если не применять необходимую для данного случая тактику поведения, не учитывать психологические особенности собеседников и не уметь выбирать нужную форму поведения в конфликтных ситуациях, то рассчитывать на успех просто нереально.

Подобно тому, как привлекательный внешний вид, хорошие ма­неры, умение хорошо говорить и правильно вести себя в различ­ных деловых ситуациях соответствуют представлениям об образе преуспевающего человека, так и правильно оборудованный и хо­рошо оформленный интерьер рабочего офиса способствует повы­шению делового статуса его хозяина, являясь как бы его своеоб­разной визитной карточкой. Это позволяет с полным основанием считать оборудование и оформление делового офиса одной из вне­шних форм выражения делового статуса любого солидного бизнес­мена или политика.

Действительно, интерьер и оборудование офиса говорят о мно­гом: о достатке фирмы, ее надежности и основательности, со­лидности политической партии. Поэтому при построении дело­вого имиджа надо стремиться к тому, чтобы место, где вы при­нимаете людей, производило на них как можно лучшее впечат­ление, чтобы атмосфера этого места способствовала повышению

вашего делового статуса, а не снижала его.

У здорового и жиз­нерадостного че­ловека всегда больше шансов

приобрести имидж привлека­тельной личности, излу­чающей обаяние и доброже­лательность. Учитывая чрезвычайно напряженный характер труда в политической сфере и бизнесе, вряд ли стоит рассчитывать на успех человеку с плохим здоровьем. К тому же большинство бизнесменов и по­литиков практически всегда обращают внимание на физическое состояние своего партнера, чтобы быть уверенными не только в его финансовой и профессиональной, но и физической надежно­сти. Поэтому вопросы здоровья имеют непосредственное отно­шение к формированию делового имиджа и их можно отнести к особой форме его выражения.

Такова наиболее общая характеристика основных форм выра­жения делового имиджа. Рассмотрим теперь их более обстоятель­но и начнем с тех из них, которые позволяют окружающим лю­дям составить первое впечатление о деловом человеке с позиций как его деловых, так и чисто человеческих качеств.

 

ВНЕШНИЙ ОБЛИК ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА

Внешний вид

Ведение любого дела - это прежде всего установление контактов, в которых, по подсчетам психологов, в 80 случаях из 100 свое отношение к другому человеку люди строят на основе первого впечатления, важнейшей составной частью которого является вне­шний вид. Поэтому в деловом мире требованиям к внешнему виду отводится весьма важное значение, поскольку именно от него в значительной мере зависит отношение со стороны окружающих. Клиенты, например, всегда склонны видеть прямую связь внешне­го облика бизнесмена с его честностью и качеством обслуживания. Отсюда вполне логично заключить, что внешний вид - это одна из главных внешних форм выражения делового имиджа.

Особенности внешнего вида выступают у многих людей носите­лями определенной информации о человеке. Особенно большое влияние на восприятие человека оказывают его физические дан­ные. В деловых отношениях следует учитывать, что у людей сфор-

мировались определенные стереотипы, в соответствии с которыми какая-либо особенность внешнего вида воспринимается ими как признак черты характера.

Впервые увиденного человека мы обычно пытаемся соотнести с определенным стереотипом, существующим в нашем сознании, произвольно приписываем ему некие черты, пытаясь свести неиз­вестное к известному. Приведем типичные оценки-штампы, кото­рые связываются у людей с восприятием впервые увиденного че­ловека.

Так, принято считать, что люди с квадратным подбородком -это люди волевые,' с большими лбами - интеллектуалы, с жестки­ми стоячими волосами - непокорные, с морщинками у глаз - дру­желюбные. По представлениям многих пожилые мужчины более надежны, верны слову и опытнее молодых, женщины с сочными губами - сексуальны, а с тонкими - холодны, люди, носящие очки, - умные и т. п. Подобные стереотипы возникают обычно на основе простой ассоциации: люди, занимающиеся умственным тру­дом, портят глаза, следовательно, носят очки; те, кто чаще других улыбается, имеют морщинки у глаз и т. п.

Бытуют также стереотипы, связанные с формой лица. Сведе­ния о них можно получить из физиогномики - науки о типах лица, об умении их читать, выявляя по их чертам скрытые характерис­тики личности. Все это позволяет «с ходу» ориентироваться в людях, а значит подобрать соответствующий ключ к общению, спрогнозировать возможные действия своих партнеров. В этой связи очень полезно знать основные физиономические типы лица.

Продолговатое: прямоугольник при ширине лба, примерно равной ширине подбородка. Это так называемый «аристократичес­кий» тип, свидетельствующий об интеллекте, чувствительности, уравновешенности, нередко - о рассудительности. Такие люди обладают организаторским талантом, им присуща ярко выражен­ная целеустремленность.

Треугольное: высокий и широкий лоб, выступающие скулы, небольшой, но короткий нос, глубоко посаженные глаза, неболь­шой и слегка выдвинутый вперед подбородок. Для обладателя та­кого лица присущи и высокая одаренность, и чувствительность. Вместе с тем такого человека отличают хитрость, неуживчивость, склонность к одиночеству.

Трапециевидное: широкий лоб и слегка суженный (но не ско­шенный) подбородок. Человек, как правило, интеллигентен, ари­стократичен и чувствителен; он не борец.

Женщины с таким лицом оптимистичны, живут счастливо, со­здавая приятную атмосферу общения.

Квадратное: суровый, мужественный, нередко бессердечный тип человека; как правило, тугодум, часто бывает грубым, настойчив. Яркая его черта - решительность. Такие люди прямолинейны и от­кровенны в общении, у них неутолимая жажда успеха. Хорошие исполнители, хотя сами настойчиво тянутся к лидерству. Женщи­ны с таким лицом стремятся доминировать во всем.

Круглое: добродушие, миролюбие, мягкость в характере че­ловека. Такие люди нередко гуманны, любят ком­форт, хорошую компанию и не стремятся к сла­ве. Однако честолюбие им не чуждо. Если у обладателя такого лица высокая переноси­ца, выступающие скулы и «огненные» гла­за - его считают целеустремленным; та­кой тип лица нередко встречается у ли­деров и полководцев.

Эти сведения по физиогномике весь­ма полезны для ориентации в повсед­невном общении. Умелое снятие инфор­мации физиогномического характера со своего партнера по общению позволяет на уровне визуального контакта быстро сориентироваться в его качествах. В конеч­ном итоге, это может помочь избрать опти­мальную модель поведения, что так важно для создания положительного делового имиджа. Указанные обобщенные представления о людях нередко да­леки от действительности, но поскольку они могут сформировать первое впечатление о человеке, их следует учитывать в процессе делового общения и особенно знакомства. Отсюда можно сделать вывод, что первое впечатление очень важно. Оно на первых порах делового общения является как бы визитной карточкой внешнего вида человека, отражающего его внутреннюю сущность.

При этом важно заметить, что внешний облик - это не только отражение внутреннего состояния человека и его отношения к окружающему. Внешнее, в свою очередь, влияет на внутреннее. Разве вы не замечали, что, когда на вас хороший костюм, а под ним ухоженное тело, вы увереннее входите в любой коллектив, сме­лее подходите к нужному человеку и сам стиль разговора стано­вится иным?

Наше положение и образ жизни нигде так откровенно не про­являются, как в манере преподносить себя окружающим через одежду. Одежда не делает человека, но она делает девяносто про­центов того, что мы в нем видим. Если человек не будет выгля-

деть прилично, люди не поверят, что он говорит что-то важное. И не надо в этом сомневаться: когда вы хорошо одеты, это возвы­шает вас в собственных глазах и придает уверенности.

Известно выражение «По одёжке встречают...». В нем очень точно подмечена роль одежды в социальном представлении чело­века. Благоприятный внешний облик и вкус в одежде являются не­маловажной частью того, как мы включаемся в деловую обстанов­ку и влияем на настроение и чувства окружающих. Одеж­да выступает здесь как своеобразный инструмент общения, как средство воздействия на поведе­ние и отношение других людей, поскольку в первую очередь о вас станут судить по внешнему виду, а лишь потом по вашему разговору, манерам поведения и интерье­ру кабинета. Чисто и прилично одетый человек всегда внушает большее дове­рие, чем одетый кое-как или, напротив, подчеркнуто манерно. От того, как вы себя оденете, будет в значительной сте­пени зависеть отношение к вам со сто­роны окружающих вас людей.

Предпринимательская деятельность также как и политическая предъявляет особые требования к одежде. Внешний облик ее участников - это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального оппо­нента, партнера или клиента костюм человека слу­жит своеобразным кодом, свидетельствующим о степе­ни его солидности и надежности.

Как и у всякой профессиональной группы людей, у предпри­нимателей сложился определенный стереотип в отношении одеж­ды. Посетив любую международную ярмарку или выставку, вы за­метите, что большинство стендистов проявляют удивительное сход­ство взглядов в выборе цвета галстука, сорочки или костюма. Любое политическое мероприятие также обнаруживает единство мнений в этом вопросе.

В настоящее время принято считаться с советами модельеров. Основополагающим принципом при составлении гардероба, по их мнению, должна стать универсальность одежды. Если в гардеробе много вещей, которыми редко пользуются, значит, гардероб состав­лен неправильно.

Не менее важное требование к одежде - ее опрятность. Ощущение неопрятности всегда вызывает неприятное чувство и свидетельствует

о неуважении к окружающим. Очень важно и другое элементарное требование к одежде - аккуратность. Плохо завязанный или сдвину­тый набок галстук, нечищеные ботинки, плохо прилаженная одежда, мятый костюм или неглаженная рубашка рождают ощущение суетли­вой поспешности или лени, нетребовательности к себе или безразли­чия к окружающим. Все эти недостатки, малые и большие, в любом случае вызывают ответную реакцию неодобрения или снисходитель­ности.

Иностранные партнеры тщательно следят за деталями и придир­чиво учитывают их в своих выводах. Например, чудовищное впе­чатление производят короткие, спустившиеся складками носки, ко­торые открывают белые икры человека, когда он сидит, закинув нога на ногу. Кстати, о безукоризненности носков особо следует позабо­титься направляющимся в Японию, поскольку там приходится сни­мать обувь при входе в дом или ресторан.

Портят впечатление мятый, несвежий носовой платок, болтающаяся пуговица или привычка протирать очки концом галстука. Надо от­бросить простодушную отечественную привычку дополнять пиджачную пару с галстуком босоножками, из кото­рых выглядывают нитяные носки, избегать слишком пахучих одеколо­нов и лосьонов после бритья. Вооб­ще, главное, к чему следует стремить­ся, - общее впечатление опрятности, ак­куратности и даже некоторой педантич­ности в одежде. Это непременно заста­вит партнера думать, что столь же под­тянуты вы будете и в делах.

Определяя характер нашей одеж­ды, следует постоянно помнить о тех людях, на восприятие которых мы рассчитываем. Излишняя яр­кость и пестрота, подчеркнутая экстравагантность создают впечат­ление нескромности, свидетельствуют о недостаточно развитом чув­стве меры.

Наблюдение за миром деловых людей показывает, что в этот мир мода и утонченный вкус входят не так активно и быстро, как в быт. Бизнесмены и тем более политические деятели достаточно консер­вативны по отношению к моде, но тем не менее они строго придер­живаются определенного уровня, отвечающего принятым в мире пра­вилам в одежде, в значительной степени определяемого модой.

Слово «мода» происходит от латинского «модус» - мера, об­раз, вид, способ и означает господство в обществе в данный пери­од определенных форм, касающихся различных сторон быта (глав­ным образом одежды) и обусловленных национальными традици­ями, сложившимися вкусами, уровнем достигнутого экономического и общественного развития производства и бытовых потребностей. В основе моды лежит стремление к усовершенствованию внешних форм быта.

Мода в одежде характеризуется преобладанием определенных форм, образуемых длиной, шириной одежды, ее цветом или соче­танием цветов, расположением линии талии, формой рукавов и во­ротника, видом отделки, фактурой применяемых тканей.

Моду можно понимать в узком и широком смысле. В узком смысле - это мода сезона, т. е. новое в тканях, отделке, покрое, цвете и т. п., что появилось в сезоне данного года. В широком смысле моду можно трактовать как преобладание определенных си­луэтов и форм одежды на протяжении более длительного перио­да - нескольких лет, а то и больше.

Мода в деловом мире не есть что-то обязательное для всех. Однако, если подавляющее большинство людей начинает носить одежду нового стиля, ваш консер­ватизм рискует оказаться смешным. В то же вре­мя слепое следование моде также нежелательно, поскольку в сверхмодно одетом человеке про­слеживается желание казаться значимым, ког­да его истинное положение таковым не яв­ляется.

Сверхмодное всегда бросается в глаза, и если такая одежда или, например, причес­ка используются деловым человеком без учета своих природных данных или не со­ответствуют ситуации, то это показатель не только отсутствия вкуса, но и некритичес­кого отношения к своему делу, свидетель­ство того, что такой человек на самом деле не тот, за кого он пытается себя выдать.

Красивая, гармоничная, модная в хорошем смысле одежда украшает, делает совершенней и привлекательней внешность, заставляет внутренне подтягиваться, вызывает стремление к аккуратности и чистоплотности. Поэтому отношение к красоте одежды как к чему-то ненужному и незначительному отражает устаревшие взгля­ды и может только помешать сделать жизнь красочной и яркой.

Мода должна соответствовать вашей индивидуальности. Платье и костюм зрительно меняют пропорции тела. Правильно подобран­ные фасон, цвет, каждая деталь смягчают физическое несовершен­ство и подчеркивают достоинства фигуры.

Но культура одежды не исчерпывается умением следить за мо­дой. Красиво и изящно одеться человеку поможет его вкус, выра­жающийся в умении подобрать фасон, покрой и цвет одежды, кото­рые соответствовали бы особенностям его фигуры, лица, цвету во­лос, возрасту, времени года и назначению одежды.

Хороший вкус проявляется также в умении носить одежду, т. е. следить, чтобы туалет всегда находился в порядке, чтобы не было оторванных пуговиц, грязных пятен, стоптанных каблуков. Практика совре­менных деловых отношений каждоднев­но доказывает, что со вкусом одетый предприниматель заключает гораздо больше выгодных сделок, чем тот бизнесмен, который безразличен к своему внешнему виду. Пренебре­жительное отношение к одежде поставит крест и на политической ка­рьере.

Существует известная поговорка «о вкусах не спорят», из которой часто де­лают поспешный и односторонний вывод, будто здесь царит полный произвол. На самом деле это не так. При оценке вкуса нужно всегда учитывать, во-первых, его уровень, т. е. степень развитости, а во-вто­рых, направленность и характер выраженно­го в нем чувства.

Вкус часто определяется как культура

чувств, на основании которой мы испытываем удовольствие от вида хорошо одетого человека. Развитое чувство вкуса предполагает умение реагировать на значительное количество деталей, различать даже еле заметные глазу оттенки цвета, изгиба линий, очертания форм, способность соотносить их друг с другом, улавливать их вы­разительность и воспринимать как единое целое.

Таковы общие требования к одежде делового человека. Рассмот­рим теперь, какие конкретно требования предъявляются к одежде как делового мужчины, так и деловой женщины.

Культура одежды делового мужчины

Если вы спросите, что такое «деловой мужчина», вам вряд ли ска­жут что-то конкретное. Но если вы попросите описать, как он дол­жен выглядеть, то подавляющее число ответов будет примерно на­чинаться так: «Это человек в костюме». Конечно, будут упомянуты и вежливость, и опрятность, подтянутый вид, и многие другие фак­торы. Но главным, неотъемлемым атрибутом его внешности прак­тически единодушно и без запинки будет назван костюм.

И это действительно так. Самая распространенная и наиболее признанная на сегодня одежда настоящих муж­чин - это, несомненно, костюм. Можно с уве­ренностью сказать, что он стал «рабочей одеждой» современного делового человека во всех странах мира.

В Англии, например, деловой мужчина наиболее уютно чувствует себя в строгом костюме-тройке. Американский — хотя и не считает жилет обязательной деталью своей одежды, но на ответственные встре­чи старается к черному костюму его на­деть. В скандинавских странах считается нормой клубный пиджак и серые брюки днем и темный костюм - вечером. Для французов характерна более свободная и изысканная одежда, но важные деловые встречи и приемы они также предпочитают проводить в строгом черном костюме. Ита­льянцы, как и англичане надевают черный или белый костюм-тройку, иногда в сочетании с яр­кими ботинками. Деловой человек из арабских, аф­риканских стран и государств Юго-Восточной Азии чаще всего ориентируются на западную моду, в которой строгий ко­стюм занимает главенствующее место. У японцев и немцев обяза­тельно ношение на работе костюмов даже в 30-градусную жару, а также введенной повсеместно удобной и красивой униформы для ра­ботающих.

Таким образом, в деловом мире наибольшей популярностью пользу­ется костюм. В нем можно появляться в любое время дня и в любом обществе. В рабочее время принято носить не слишком светлые кос­тюмы. Тона костюмов в летнее время светлее, чем в зимнее.

Темно-синий или темно-серый костюм в тонкую полоску - наи­более распространенный тип костюма для каждого случая. Дело в

том, что иной раз трудно знать заранее, куда вас пригласят вече­ром и удастся ли вернуться в гостиницу или домой для того, что­бы переодеться.

Лучше всего в качестве «базовой модели» приобрести себе ко­стюм на каждый день, т. е. костюм из материала неброского цвета в мелкую клетку или полоску, и другой костюм, более строгий, из материала темно-серого, темно-синего или черного цвета, в котором подобает присутствовать на мероприятиях праздничных или тор­жественных.

Если оба костюма умело подобрать по цвету, то в некоторых случаях их можно использовать, комбинируя один с другим. Эти два костюма может хорошо дополнить комбинированный костюм спортивного типа, на каждый день. Такой костюм теперь все чаще надевают на работу. Он состоит из брюк и пиджака, которые могут отличаться по цвету и рисунку, но должны гармонично дополнять друг друга. Так, к пиджаку в клетку или полоску лучше всего подходят однотонные брюки, а к брюкам в клетку или в полос­ку - однотонный пиджак.

Легкий костюм из хлопчатобумажной ткани или искусственно­го волокна для теплого времени года стал теперь непременным реквизитом мужского гардероба. Материал такого костюма может быть одноцветным либо с рисунком, светлых или темных тонов -это зависит от имеющихся в вашем распоряжении сорочек и ту­фель, которые должны гармонировать по цвету с костюмом.

Кстати, специально отметим, что модельерами разработаны цве­товые сочетания всех основных элементов мужской одежды при­менительно к различным цветам костюма (см. таблицу).

Пользуясь данными таблицы, нужно учитывать, что любой цвет и его сочетания хороши применительно к конкретной внешности и ситуации. Так, полным не подходят светлые, так называемые «па­стельные» тона, но если уж они используются, то желательно выб­рать из них лишь «теплые» (например, оттенки слоновой кости), так как холодные светлые тона - синеватый, зеленоватый - опти­чески увеличивают фигуру. Черный цвет рекомендуется, как пра­вило, для торжественных случаев. Он особенно идет светловоло­сым со свежей кожей. Черный цвет удачно сочетается и с другими цветами - белым, желтым, красным.

Однако контрасты хороши для молодых, а людям зрелого возрас­та лучше избегать подобных сочетаний. Коричневый цвет хорошо смотрится в шерстяных тканях, а его оттенки - шоколадный и кашта­новый - подходят к светлой коже. Зеленый цвет многими несправед­ливо отвергается, хотя его теплые оттенки - оливковый и липовый -неплохо освежают естественные краски лица. Желтый цвет очень из-

бирателен, он хорош для лета. Синий цвет более других подходит для повседневной одежды. В сочетании с белым он молодит в любом воз­расте, ведь белый цвет - король всех цветов.

Рекомендуемые цветовые сочетания элементов мужской одежды

Костюм   Сорочка   Галстук   Ботинки   Носки  
Серый   Белая, голубая, розовая, цвета слоновой кости   Любого цвета   Черные   В тон галстуку  
Темно-серый   Белая, светло-розовая, слоновой кости   Красно-черный   Черные   Черные  
Темно-голубой   Белая, слоновой кости   Серо-красно-бордовый   Черные, темно-   Серые, бордо коричневые  
Темно-синий   Белая   Бело-красно-голубой   Черные   Темно-голубые, темно-бордовые  
Темно-зеленый   Слоновой кости   Красно-зелено-коричневый   Коричневые   Коричневые  
Костюм   Сорочка   Галстук   Ботинки   Носки  
Песочный   Светло-голубой   Темно-голубой   Светло-коричневые   Светло-голубые  
Светло-коричневый   Белая, розовая, табачная   Зеленый, бордовый, красно-черный   Кофейные, красно-коричневые   Бордо  
Темно-коричневый   Белая, бежевая, светло-розовая   Зелено-коричневый, красно-черный   Коричневые   Кофейные, бордо  
Черный   Белая   Серебристо-серый, красно-черный   Черные   Дымчатые, черные, темно-фиолетовые  

Для мужчин среднего роста и нормального телосложения огра­ничений в одежде не существует. Не надо только злоупотреблять отделкой и украшениями. Высоким, стройным идет одежда из двух частей и из ворсистых тканей. Полная фигура требует осмотритель­ности при выборе как материала, так и модели. В этом случае более

приемлемы гладкие ткани неярких тонов и с рисунком в узкую полоску, расположенную вертикально.

Особо хочется обратить внимание на то, что в ансамбле мужской одежды велика роль сорочек. Можно иметь пару выходных костю­мов и пару пиджаков с брюками, и этого будет достаточно, чтобы смот­реться эффектно и свежо. Но при обязательном условии: иметь не менее дюжины различных сорочек. Чаще всего в деловом мире ис­пользуется белая или светлая (голубая, бежевая, в темную или мел­кую полоску, в чуть заметную клеточку) сорочка.

Сорочка всегда должна быть светлее самой темной нити в кос­тюме. Пестрые и клетчатые обычно носятся без галстука. Если же с галстуком, то лучше - гладким. Сорочки спортивного типа зас­тегиваются под горло.

Носить сорочки с короткими рукавами не следует, поскольку манжеты сорочки должны выступать из-под рукавов пиджака примерно на два сантиметра. На все виды приемов рекомендуется надевать белую (не трикотажную) сорочку с крахмальным ворот­ничком.

В костюме делового мужчины особая роль отводится галстуку. У англичан даже существует выражение: джентльмен может иметь один-единственный костюм, но при этом у него должна быть дюжина галстуков.

Галстук почти всегда отражает вкус вла­дельца. Иногда выбрать его очень трудно, поэтому рекомендуется наряду с пестры­ми галстуками из шелка, искусственно­го шелка или искусственного волокна приобрести два-три шерстяных одно­тонных галстука, которые можно спо­койно носить с любимым костюмом. Однако универсальными цветами для галстука был и остается малиновый и бордовый. Черный галстук надевается только в знак траура или, если это поло­жено, к форменной одежде.

Выбор галстука зависит от цвета и ри­сунка ткани костюма, а также его фасона. К строгому деловому костюму подходят галстуки из натурального и искусственного шелка. «Бабочки» приняты только в официальных случаях. Они должны быть выдержаны в изысканных тонах. Бант прикалывают только к праздничным и строгим костюмам. Будет ли бант однотонным или пестрым, темным или светлым - это прежде всего зависит от назначения костюма.

К костюму из ткани в мелкий рисунок подходит любой галстук. Будет правильно взять к пестрому костюму однотонный галстук, если они гармонируют по тону. При этом надо следовать двум правилам. Либо подбирают галстук так, чтобы он был одного тона с костюмом, но светлее его или темнее, в результате чего цвет галстука и костюма будут дополнять друг друга, либо костюм и галстук должны быть контрастных тонов. Но этот контраст дол­жен быть единственным в вашем туалете.

К однотонной сорочке идут галстуки с ри­сунком, к сорочке в полоску или клетку -однотонные, спокойной расцветки. С костю­мами светлых тонов принято носить яр­кие галстуки. Сложнее подобрать гал­стук к костюму из тканей в полоску или клетку. В этом случае пред­почтительнее галстуки однотон­ные, чуть светлее костюма.

Трудности возникают и в том случае, когда вы хотите надеть пестрый галстук к костюму из ткани также с пест­рым рисунком. Общего правила, которого можно было бы придерживаться, здесь нет. Однако в этом случае следует иметь в виду, что рисунок костюма и галстука (на­пример, полоска) не должен повторяться. И еще одна рекомендация - можно комбиниро­вать два отличающихся друг от друга рисунка, но не более; в противном случае костюм (да и че­ловек, который его носит) производит впечатление сшитого из кусков разных тканей и выглядит излишне вычурно.

Галстук лишь тогда галстук, когда он правильно завязан, а не бол­тается на шее, как веревка. Зажимы на галстуках не говорят о хоро­шем вкусе, и их не носят те, кто одевается со вкусом. В крайнем случае можно заколоть узел однотонного галстука булавкой.

Существуют всякого рода модные дополнения к костюму. Так, к праздничному темному костюму обязательны белая сорочка, чер­ные туфли и черные носки. Из нагрудного кармана должен выг­лядывать уголок или краешек белого платка. К сугубо строгому костюму необходимо иметь шляпу и перчатки, которые в жаркую летнюю погоду можно держать в руке. Однако не следует слиш­ком буквально истолковывать понятие «строгий костюм». В трид­цатиградусную жару даже на дипломатических приемах иногда можно появляться в светлых костюмах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: