Задания для 8–9 классов (максимум 95 баллов)




Ответы и критерии оценки

Задания для 5–7 классов (максимум 86 баллов)

 

1. В русском языке есть пары слов, у которых на письме совпадают одна или несколько форм, при этом их начальные формы не совпадают. Например, пила может быть формой существительного пила или глагола пить.

Каждой из приведённых ниже форм также соответствуют два разных слова. Приведите эти слова в начальной форме. Для каждого слова укажите, какие это части речи.

Пример: пила — 1) от пила (существительное)

2) от пить (глагол)

Приведите ещё один пример такой пары слов. Для него также укажите, какие это части речи.

Ответ:

вою — от «вой» (существительное) или от «выть» (глагол)

сердит — от «сердитый» (прилагательное) или от «сердить» (глагол)

начал — от «начало» (существительное) или от «начать» (глагол)

слезу — от «слеза» (существительное) или от «слезть» (глагол)

спал — от «спать» (глагол) или от «спасть» (глагол)

трём — от «три» (числительное) или от «тереть» (глагол)

целую — от «целый» (прилагательное) или от «целовать» (глагол)

Необходимо внимательно следить за правильностью указания начальных форм (не «целая», а «целый»; не «слезать», а «слезть»)!

По 1 баллу за каждую правильно указанную начальную форму, по 1 баллу за каждую верную частеречную характеристику. Если приведённый «от себя» пример верен, то он оценивается по тем же критериям.

Максимум 32 балла.

 

2. Найдите в каждом ряду слов одно лишнее и объясните свой выбор:

1) дрожать, визжать, угрожать, дребезжать;

2) великанша, копуша, вахтерша, мамаша.

Ответ:

1) Возможны два варианта ответа:

I. Глаголы дрожать, визжать и дребезжать относятся к II спряжению (ср. в 3 л. ед.ч. наст.вр.: дрожит, визжит, дребезжит), а угрожать — к I спряжению (угрожает).

II. В угрожать Ж чередуется с З, у остальных слов — с Г.

Любой вариант ответа оценивается в 8 баллов.

 

2) Возможны два варианта ответа:

I. Существительные великанша, мамаша и вахтёрша образованы от других существи­тельных с помощью суффикса - ш -, а копуша — от глагола копаться с помощью суффикса - уш -.

II. Слово копуша — общего рода, а все остальные — женского.

Любой вариант ответа оценивается в 8 баллов.

 

В обоих случаях ответ без пояснения оценивается в 2 балла. Если приведены два верных варианта ответа, оценивается только один из них.

Максимум 16 баллов.

3. Приведите 10 несклоняемых нарицательных существительных, оканчивающихся на букву у.

 

Ответ: это слова какаду, кенгуру и другие. Необходимо следить за соблюдением условий задания (собственные или склоняемые существительные не засчитываются). 2 балла за каждое слово.

Максимум 20 баллов.

 

4. Объясните значения слов в парах и приведите по примеру употребления на каждое.

воскресениевоскресенье

одетьнадеть

почитьпочивать

 

Ответ: значения и сочетаемость этих паронимов см. в толковых словарях. По 2 балла за верно указанное значение, по 1 баллу за корректный пример употребления.

Максимум 18 баллов.

 


Задания для 8–9 классов (максимум 95 баллов)

 

1. В русском языке есть пары слов, у которых на письме совпадают одна или несколько форм, при этом их начальные формы не совпадают. Например, пила может быть формой существительного пила или глагола пить.

Каждой из приведённых ниже форм также соответствуют два разных слова. Приведите эти слова в начальной форме. Для каждого слова укажите, какие это части речи.

Пример: пила — 1) от пила (существительное)

2) от пить (глагол)

Приведите ещё примеры таких пар слов (не более 5). Для них также укажите, какие это части речи.

 

Ответ:

стоек — от «стойка» (существительное) или от «стойкий» (прилагательное)

сушу — от «суша» (существительное) или от «сушить» (глагол)

коли — от «колоть» (глагол) или от «коли» (союз)

перешли — от «перейти» (глагол) или от «переслать» (глагол)

печенью — от «печень» (существительное) или от «печенье» (существительное)

лип — от «липа» (существительное) или от «липнуть» (глагол)

трём — от «три» (числительное) или от «тереть» (глагол)

 

Необходимо внимательно следить за правильностью указания начальных форм (не «стоек», а «стойкий»; не «переходить», а «перейти»)!

По 0,5 балла за каждую правильно указанную начальную форму, по 0,5 балла за каждую верную частеречную характеристику. Если приведённые «от себя» примеры верны, то они оцениваются по тем же критериям.

Максимум 24 балла.

 

2. Приведите 5 несклоняемых нарицательных существительных, оканчивающихся на букву ю.

 

Ответ: это слова интервью, ревю и другие. Необходимо следить за соблюдением условий задания (собственные или склоняемые существительные не засчитываются). По 2 балла за каждое слово.

Максимум 10 баллов.

 

3. Дана пара слов:

усилияприложить

Закончите пары по тому же принципу.

 

Ответ:

победаодержать

убийствосовершить

услугаоказать

взрывпроизвести

визитнанести

По 2 балла за каждое верно указанное слово. Если вместо указанных возникают другие не противоречащие принципу ответы, они также засчитываются (но только один в каждом случае).

Максимум 10 баллов.

 

4. Сколько в литературном языке существует форм у глагола светать? Приведите по примеру предложения на каждую форму.

 

Ответ:

1. светать:Начинало светать, а он ещё не ложился.

2. светает:Уже светает, а он ещё не ложился.

3. светало:Уже светало, а он ещё не ложился.

4. будет светать: Он, как обычно, ляжет, когда будет светать.

5. светало бы: Светало бы скорее!

6. светай: Светай здесь пораньше, он бы ложился раньше.

По 2 балла за пункты 1–4, по 4 балла за светало бы и светай. Если отсутствуют примеры, то 1 балл за каждую указанную форму.

Максимум 16 баллов.

 

5. Найдите в ряду слов одно лишнее и объясните свой выбор:

рукоделие, стеклоделие, виноделие, сыроделие.

 

Ответ:

Лишнее слово — рукоделие. Все четыре слова в этом ряду образованы от словосочетаний типа «глагол + существительное». При этом в словах стеклоделие, виноделие, сыроделие исходное существительное обозначает продукт деятельности (напр. виноделиеделать вино), а в слове рукоделие — способ деятельности (делать при помощи рук, делать руками).

8 баллов за полный корректный ответ.

Возможно также объяснение через падеж существительного в исходном словосочетании (творительный или винительный). Такой ответ оценивается тем же количеством баллов.

Ответ без пояснения оценивается в 2 балла.

 

 

6. В сборнике сказок, собранных А. Н. Афанасьевым, встречается следующее предложение:

Орал мужик в поле и выорал самоцветный камень.

Что означает выделенное слово? Приведите однокоренные ему слова.

 

Ответ:

Устаревший и диалектный глагол орать имеет значение пахать (3 балла). Однокоренные слова: орало (плуг), оратай или оратель (пахарь), орьба (пахота) — по 3 балла за каждое.

Максимум 15 баллов.

 

7. Объясните значения слов в парах и приведите по примеру употребления на каждое.

вдовый — вдовий

оклик — отклик

почить — почивать

 

Ответ: значения и сочетаемость этих паронимов см. в толковых словарях. По 1 баллу за верно указанное значение, по 1 баллу за корректный пример употребления.

Максимум 12 баллов.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: