Дифференциальная диагностика моторной алалии и аутизма (Синдром Каннера)




Критерии сравнения Моторная алалия Аутизм
  По определению Речевая патология Особая психическая аномалия, нарушено формирование эмоционального контакта с окружающим миром
  Раннее развитие речи Речь развивается неполноценно Раннее речевое развитие – норма, по темпу может обгонять сверстников. При утрате речи разговаривает сам с собой и во сне
  Реакция на обращенную речь Сохранная постоянная реакция на речь окружающих Не реагирует на обращенную речь, но процесс понимания речи не нарушен
  Психопатологические симптомы Отсутствуют Отмечаются психопатологические симптомы, фобии и непредсказуемые
  Особенности психического развития Может наблюдаться ЗПР, дифицитарное развитие Могут наблюдаться у.о. и неравномерное искажение психических процессов
  Экспрессивная речь Активно используют зачатки речи (вербальной и невербальной), состояние речи не зависит от окружающей обстановки Одновременное употребление лепетных и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний, не употребляют слова ДА и Я, стойкий Аграмматизм в незнакомой обстановке
  Мимико-жестовая речь Активно используют в общении Не использует жесты и мимику (распад)
  Эхолалия Не отмечается Встречаются непосредственные и отставленные во времени эхолалии
  Просодика Не нарушена Своеобразные нарушения просодической стороны речи – замедлений темпа, скандированное и рифмованное произношение, высокая тональность голоса
  Общение Стремление к контактам (кроме случаев речевого негативизма) Отказ от общения
  Эмоционально-волевая сфера Адекватность эмоций Неадекватность эмоциональных реакций
  Моторика Относительно сохранная (исключения) Стереотипия в движениях и действиях, своеобразие походки, ходьбы по лестнице, трудности пространственной ориентировки, потряхивания тела, самостимул.
  Дефицитарное развитие - это особый вид дизонтогенеза, связанный с тяжелыми нарушениями развития.

 

Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью

Критерии сравнения Моторная алалия Интеллектуальная недостаточность
  Сущность нарушения Форма патологии речевой деятельности, результат неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при сохранности неязыковых психических процессов Нарушения развития речи – результат патологии познавательной деятельности
  Предречевое развитие Соответствует возрасту Задержка сроков гуления, лепета
  Динамика развития речи Спонтанно речью не овладевают, нет скачков в темпе развития речи § к 6-7 г. на основе подражания овладевают простым грамматическим стереотипом § по мере овладения стереотипом темп овладения речью ускоряется
  Импрессивная речь, установление причинно-следственных связей Понимание обращенной речи относительно сохранно, понимает сложные синтаксические конструкции, делает попытку выражать в речи причинно-следственные связи доступными ему языковыми средствами (интонация, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическая речь) Выражают только самые элементарные причинно-следственные связи, понимание речи затруднено
  Формально-языковые нарушения речи (грамматический строй речи) Аграмматизм (на уровне синтаксиса связного текста и отдельных высказываний, на морфологическом уровне), трудности поиска слов, выбора морфем и установления порядка следования слов Речь логически бедная или алогичная может быть правильной в формально-языковом (грамматическом) отношении
  Запас знаний и предстал. С трудом актуализируется в речи Ограничен
  Невербальное мышление Сохранно (классификация, исключение 4-го лишнего, сравнение) Нарушено вербальное мышление
  Степень обучаемости Высокая Низкая
  Критичность Критичны к своей собственной речи, речевой негативизм Некритичны

Ренци

ВИДЫМОТОРНОЙ АЛАЛИИ

Точное определение вида алалии необходимо для того, чтобы правильно составить индивидуальную коррекционную программу для ребенка.

Моторная алалия – серьезное нарушение развития речи у ребенка, при котором малыш понимает то, что говорят другие люди, но не в состоянии участвовать в диалоге, – бывает трех видов: афферентная, эфферентная и сенсомоторная.

Афферентная алалия

При афферентной моторной алалии нарушена работа нижнего теменного отдела левого полушария (постцентральная зона), расположенного в коре головного мозга.

Моторная алалия – серьезное нарушение развития речи у ребенка, при котором малыш понимает то, что говорят другие люди, но не в состоянии участвовать в диалоге, – бывает трех видов: афферентная, эфферентная и сенсомоторная.

Афферентная алалия

При афферентной моторной алалии нарушена работа нижнего теменного отдела левого полушария (постцентральная зона), расположенного в коре головного мозга.

В норме у человека эта область отвечает за синтез и анализ ощущений, которые поступают в мозг в то время, когда человек разговаривает.

Кроме того, именно в этом отделе происходит создание двигательных программ, ведь для того, чтобы произнести любой звук, например «а», человеку нужно сделать довольно много движений: опустить нижнюю челюсть, выдохнуть воздух и т.д.

Ребенок с афферентной моторной алалией словно не может найти нужной последовательности, из-за чего заменяет одни звуки другими или вообще не говорит их.

По сути, такой малыш просто не знает, как именно должен двигаться его артикуляционный аппарат для того, чтобы можно было произносить те или иные звуки. При этом ему сложно запомнить последовательность правильной артикуляции даже в случае, когда взрослые подробно показывают ему ее.

Эфферентная алалия

При эфферентной моторной алалии страдает премоторная зона (центр Брока, расположенный в задней трети нижней лобной извилины).

При нормальном развитии коры головного мозга эта часть координирует последовательность движений, создавая из них комплексы, которые используются во время речи.

У детей с эфферентной моторной алалией эти комплексы распадаются как домик, сложенный из кубиков. Им сложно делать серии движений, из-за чего они с трудом переходят от артикуляции одного звука к другому.

Именно поэтому они не могут правильно расположить слоги в слове, переставляя их местами или повторяя (такой феномен называется персервацией) один и тот же слог несколько раз. Эта форма алалии встречается в 5-6 раз чаще, чем афферентная.

Сенсомоторная алалия

Встречается еще одна смешанная форма алалии – сенсомоторная, то есть моторная алалия, у которой есть сенсорный компонент. В этом случае ребенок и не может говорить, и плохо понимает обращенную к нему речь.

Такая форма алалии распространена больше, но и сложнее всего поддается коррекции.

Причина – поражение речедвигательного центра Брока и его проводящих путей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: