WJICllllUjr ПП JTUiri QVLJ-ltilbW 18 глава




Пятым этапом принятия решения следует считать выработку у членов группы готовности к действию. Вести совещание не означает говорить каждому, что он должен делать. Если альтерна­тивы возможных действий всем ясны, то следует фокусирующий вопрос: «Какую из альтернатив мы выбираем для реализации?» Такой вопрос приведет группу к совместному решению.

Когда решение принято, для выполнения конкретных задач надо найти добровольцев либо самому раздать поручения. Если во вре­мя совещания использовались все таланты группы и участие было полным, то раздавать поручения уже необязательно - в ходе об­суждения проблема уже была поделена на задачи членами рабочей группы.

В заключение дадим наиболее общие рекомендации по выработке решений деловых совещаний.

1. На правах ведущего изберите рациональную структуру об­суждения. Уделяйте внимание каждому с помощью визуального контакта или других приемов внимательного выслушивания мне­ний.

2. Выявите проблему и четко сформулируйте ее сущность. Дайте возможность всем присутствующим высказаться о проблеме. От­метьте чувства, возникшие вокруг ключевых идей. Сделайте резю­ме, касающееся проблемы и способов ее решения, привлекая при этом мнение присутствующих.

3. Определите цели. Для этого обсудите возможность идеаль­ного решения проблемы, даже если это кажется недостижимым. Предпримите усилия, чтобы вовлечь каждого из присутствующих в процесс определения проблемы и постановки целей.

4. Ищите возможность выработки альтернатив. Оказывайте поддержку авторам новых идей. Постарайтесь поощрить каждого из них. Рассмотрите хотя бы три альтернативы (нет настоящего выбора, если не имеется по крайней мере трех вариантов).

5. Готовьтесь к действию. Постарайтесь, чтобы у каждого была четкая инструкция, касающаяся его личных действий. Убедитесь, что все последующие шаги четко поняты и каждый будет продви­гаться к взаимосогласованной цели. В конце совещания подведите его итоги.

Совещание можно закончить подведением итогов. Обычно это итоговое заключение стараются опустить - все устали и торопят­ся. Но, потратив на него немного времени, вы сильно продвине­тесь в исполнении задуманного. Именно на конечном этапе часто теряются хорошие идеи и действия. Эффективно проведенное со­вещание должно иметь конкретные последствия.

Ведущему совещание при подведении итогов обсуждения того или иного вопроса, обобщая важнейшие положения, целесообраз­но выяснить у присутствующих, все ли его правильно поняли.

Даже если вы не требуете формального согласия, в конце собра­ния следует обратиться к присутствующим с такой фразой: «Мы сейчас договорились... Все ли согласны с этим?» После этого нужно убедиться в правильности реакции собрания.

Завершайте совещание в точно назначенное время. Таким обра­зом вы обеспечите себе репутацию умелого организатора. При проведении последующих заседаний участники будут уже сами себя дисциплинировать и стремиться к своевременному выполнению повестки дня; никто не будет затягивать свое выступление и зани­мать время следующего участника.

Хотя для любого руководителя главное в деловом совещании -его итог, качественность, эффективность принятого решения, тем не менее очень важны и чисто психологические последствия по­добного мероприятия. Люди должны уйти с совещания, не испы­тывая раздражения по поводу происходившего, не ощущая анти­патии к кому-то из коллег, чье мнение получило признание боль­шинства, и не испытывая чувства дискомфорта, если, скажем, какая-то их идея таким признанием не пользуется.

На заключительном этапе совещания важно не забыть зафикси­ровать, что и кто будет выполнять. И кроме того, следует просле­дить, чтобы все присутствующие получили протокол результатов совещания[22]. На основании этого официального документа в даль­нейшем проще требовать выполнения принятых решений.

Протокол, в котором правильно зафиксированы основное содер­жание выступления и формулировка принятых решений, может оказаться неоценимым помощником в возможных конфликтах, воз­никающих на почве непреднамеренного или умышленного ис­кажения чьей-либо мысли, забывчивости или непонимания сути дела. Протокол отражает фактическое состояние рассматриваемо­го вопроса на день и час совещания.

В формуляр протокола входят: наименование ведомства, наи­менование учреждения или предприятия, наименование политичес­кого объединения, название вида документа (протокол), дата засе­дания, индекс (номер), место заседания, гриф утверждения (если протокол подлежит утверждению), заголовок, куда входит наиме­нование коллегиального органа или конкретного совещания, указа­ние фамилий председателя и секретаря, состав присутствующих, повестка дня, текст по форме: слушали - решили (постановили), подписи председателя и секретаря.

В зависимости от полноты фиксации хода совещания выделяют краткий и полный протокол. В кратком не приводятся полные тексты выступлений, а указываются только повестка дня, фами­лии выступавших, тема выступлений и принятые решения. Пол­ные протоколы дают возможность судить не только о характере совещания, как это имеет место в первом случае, но и о деятель­ности предприятия, учреждения, фирмы, партии в целом. Полный протокол обычно ведут с помощью стенографической или магни­тофонной записи.

Важно, чтобы при составлении протокола обеспечивалась его юридическая полноценность, которая определяется наличием всех необходимых реквизитов, правильным их оформлением и строгой достоверностью информации, отраженной в протоколе. Нередко на совещаниях решения принимаются путем голосования, поэтому в протоколе должно быть указано число присутствующих (ибо от этого зависит кворум, установленный уставом или законом), а иногда и явочный лист с подписями присутствовавших на заседании (на­пример, в случае присуждения ученых степеней и званий, прохож­дения по конкурсу).

Публичное выступление

Важной составной частью любой коммерческой или политичес­кой деятельности является умение владеть словом, четко обри­совать проблему, показать на конкретных фактах ее актуальность и сформулировать конкретные рекомендации по ее решению. Поэтому умение выступать перед коллективом или другой более широкой аудиторией - визитная карточка любого серьезного бизнесмена или политика, важнейшая составная часть его лич­ного имиджа. Доказано, что никакая другая способность, кото­рой может обладать деловой человек, не дает ему такого авто­ритета и возможности быстро завоевать симпатии слушателей, как умение хорошо выступать.

Умению выступать учит особая наука - риторика, или наука о красноречии. Она излагает законы подготовки и произношения публичных речей с целью оказания желаемого воздействия на ауди­торию, чтобы склонить людей к своим взглядам и позициям. Осо­бо подчеркнем, что это не просто наука о способах красивой пере­дачи информации посредством устного слова, но свод конкретных законов и правил, обеспечивающих действенность речи, превраща­ющих слово в средство влияния на других людей. Знание законов и правил красноречия особенно важно для людей дела. Невладе­ние ими - одна из существенных причин неудач многих коммер­ческих и политических проектов. Поэтому в самых общих чертах опишем сущность ораторского искусства.

Риторика предполагает учет факторов, от которых зависит дей­ственность общения. Первый их них - это фактор состава аудито­рии, т. е. то, что характеризует ее культурно-образовательные, национальные, возрастные, политические и профессиональные осо­бенности.

Второй фактор предполагает учет содержания и характера са­мого выступления. Здесь недопустимы авторитарный тон, безапел­ляционность высказываний. Необходимо проявлять доверие к людям, советоваться с ними в процессе выступления.

Третий фактор требует объективной самооценки докладчиком своих личностно-деловых качеств, компетенции в тех вопросах, ко­торые он ставит в своем выступлении. Важно не переоценивать и не занижать свою подготовленность.

В риторике используются следующие психолого-дидактические принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, экспрессивность и интенсивность.

Принцип доступности вытекает из необходимости учитывать куль­турно-образовательный уровень слушателей, их жизненный и произ­водственный опыт, национальный состав и вероисповедание. Никог­да не следует забывать, что многие люди слышат то, что хотят слы­шать. Отсюда необходимость принимать во внимание эмоционально-психологическое расслоение каждой аудитории. Для повышения дос­тупности весьма эффективен прием, заключающийся в сообщении малоизвестной информации (новизна и оригинальность), а также в сочетании разнохарактерных сведений и их достоверности.

Принцип ассоциативности связан с вызовом сопереживаний и размышлений у слушателей путем обращения к их эмоциональной и рациональной памяти. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как аналогия, ссылки на прецеден­ты, образность высказываний.

Экспрессивность выражается в эмоционально напряженной речи выступающего, его мимике, жестах и позе, свидетельствующих о полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание - все это конкретные формы экспрессивности.

Интенсивность характеризуется темпом подачи информации выступающим. Различная информация и разные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения речи. Надо учитывать темперамент людей, их подготовленность к восприятию конкретного вида информации. В связи с этим важны: умение выступающего ориентироваться в настроении аудитории; способ­ность аудитории работать в определенном информационном кли­ше; умение выступающего предлагать аудитории необходимый ско­ростной режим усвоения информации.

Существует целый набор ораторского инструментария, элемен­тами Которого являются коммуникационные эффекты. Рассмотрим их 6oJjee подробно.

Эффект визуального имиджа. Как правило, вначале человека воспринимают по его внешнему облику, и это первоначаль­ное впечатление накладывает отпечаток на дальнейшие взаимоотношения. Поэтому просто необходимо взять на вооружение эстетику одежды, поставленную мимику, обостренное чувство такта, чтобы излу­чать обаяние, завоевать аудиторию элегантной манерой общения, уверенным и доброжелатель­ным взглядом и т. д.

Не следует допускать эксцентричности в одежде. Ничто в одежде не должно связы­вать свободу движений. Не надевайте плот­но обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от не­нужных вещей, оттопыривающих карманы, убрать торчащие из бокового кармана каран­даши и ручки. Женщинам рекомендуется по крайней мере не надевать кричащие украше­ния. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти - это помешает слушать то, что вьГ говорите.

Жесты в речи являются одним из средств передачи информации, которые призваны ее усиливать и помогать убеждать слушателей. Це­лесообразность использования жестикуляции в речи заключается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движение стали наиболее характерными для выражения наших переживаний.

Восприимчивость к жестикуляции глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Но они должны быть адекватны содер­жанию речи, соответствовать ему, надлежащим образом подчерки­вая некоторые смысловые элементы. Осмысленная и выразитель­ная работа рук от кистей до самых плеч создает впечатление му­жественной силы и отвечает естественной человеческой потребнос­ти в движении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности.

Очень вредят оратору искусственные, театральные жесты, ко­торые выдают неискренность речи, оставляя осадок предубеждения и недоверия. Оратор не должен специально придумывать же­сты, но контролировать их он обязан. При этом следует руковод­ствоваться следующими правилами.

1. Жесты должны быть естественными. Прибегайте к жесту только по мере ощущения потребности в нем

2. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте на протяжении всей речи, нe каж­дая фраза нуждается в подчеркивании жестом.

3. Управляйте жестами. Никог­да жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.

4. Вносите разнообразие в жес­тикуляцию. Не пользуйтесь без раз­бора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.

5. Жесты должны отвечать своему назначе­нию. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.

Эффект первых фраз закрепляет или корректирует перво­начальное впечатление у людей. В первых фразах должна быть сосредоточена самая интересная ин­формация с элементами оригинальности, сразу приковывающая к себе внимание. Эффект аргументации. Речь должна быть обоснованной, убедительной, логич­ной, вызывающей соразмышление и ос­мысление информации.

Эффект порционного выброса ин­формации является одним из действен­ных риторических приемов поддержа­ния внимания аудитории. Этот эффект основан на заранее продуманном рас­пределении по всему пространству речи новых мыслей и аргументов, периодичес­кой интерпретации ранее сказанного. Та­ким образом, выступающий активизирует внимание слушающих его людей, выбрасы­вая через определенные временные интер­валы порции «свежей» информации.

Эффект художественной выразительности - это грамотное построение предложений, правильные словоударения, использова­ние метафор, гипербол и т. п. Как утверждал Вольтер, прекрас­ная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена.

Эффект релаксации (расслабления). Тому, кто умеет вовре­мя пощутить, вставить остроумное замечание, повезет значительно больше чем не умеющему это делать. Юмор создает естественную паузу для пере­дышки, сближает и настраивает аудиторию на благожелательный лад. Но прибегая к шутке, не сле­дует забывать того, что в свое вре­мя сказал Д.И. Писарев: «Когда смех, игривость и юмор служат сред­ством, тогда все обстоит благополуч­но. Когда они делаются целью, тог­да начинается умственное распут­ство»[23].

Когда оратор говорит перед аудиторией, им, как правило, движут два желания: поделить­ся своей мыслью и передать чувства, им испытываемые. Со­четание мысли и чувства, раци­онального и эмоционального эле­ментов речи составляют суть ора­торского искусства. Противоречия здесь нет. Оба этих элемента в ораторской речи правомерны. Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логичес­кой и образной, им соответствуют две разновидности познания -наука и искусство, и они взаимно дополняют здесь друг друга. В этой связи ораторская речь представляет собой своеобразный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемого посред­ством живого слова: она одновременно воздействует и на созна­ние, и на чувства человека. Мастерство публичного выступления и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человечес­кого мышления[24].

Все вышесказанное позволяет заключить, что ораторская речь сочетает в себе воздействие не только на разум слушателей, но и на их чувства, поэтому эмоциональность - совершенно естественное и вместе с тем необходимое качество публичной речи, которое помогает воспринять и усвоить ее содержание. /

Эмоциональным выступление бывает обычно тогда, когда, ора­тор испытывает чувства, которые созвучны его аудитории. Суще­ствуют особые языковые средства, относимые к понятию «рбразность речи», при помощи которых оратор оказывает эмоциональ­ное воздействие на слушателей. Они подробно освещены в ^много­численных книгах и статьях, поэтому ограничимся лишь кратким их перечислением.

Важнейшими лексическими средствами выразительности речи (тропами) являются: гипербола (образное преувеличение), олицет­ворение (одушевление неодушевленного), эпитет (образное определение), сравнение (сопоставление двух предметов или явлений с целью более яркой характеристики одного из них через свойства другого), метафора (перенос на один предмет свойства другого пред­мета, сближение двух явлений по сходству или контрасту), метонимия (замена одного слова дру­гим на основании близости выражаемых ими понятий), синекдоха (употребление названия большего в значении меньшего, целого в значении части и наоборот).

К лексическим средствам выразитель­ности относятся также и фразеологиз­мы - устойчивые сочетания слов с пол­ным или частично переосмысленным зна­чением, которые отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии запечатлен богатый историчес­кий опыт народа, в ней отражены представ­ления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность, меткость и образность. Очень хорошим пособием в этом может служить «Фразеологический сло­варь русского языка» (М.: Сов. энциклопедия, 1967). К фразео­логизмам примыкают пословицы, поговорки, присловья, крылатые слова и афоризмы. Здесь большую помощь может оказать широко известный труд В.И. Даля «Пословицы русского народа» (М.: ННН, 1994), а также другие пособия подобного рода.

Другая группа средств выразительности речи - это синтаксичес­кие средства (фигуры речи). К ним принято относить: риторичес­кий вопрос (утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса, которое в себе самом содержит ответ и предназначается для активизации внимания и привлечения интереса слушателей), по­втор - многократное повторение одного и того же слова или сло­восочетания с целью выделить или подчеркнуть наиболее суще­ственные места высказывания (разновидность повтора - анафора, т. е. повтор начальных слов, и эпифора, т. е. повтор заключитель­ных слов), антитеза (оборот, в котором для усиления выразитель­ности речи резко противопоставляются противоположные понятия), инверсия (намеренное нарушение обычного порядка слов), града­ция (расположение слов, при котором каждое последующее пре­восходит предыдущее по интенсивности), риторическое восклица­ние (особо эмоциональное утверждение или отрицание, цель которых привлечь внимание аудитории или побудить ее разделить мнение ора­тора).

Для оратора большое значение имеет техника речи, составными частями которой являются: по­становка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т. е. пра­вильное литературное произно­шение). Суть техники речи - в организации координированной ра­боты дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произноше­ния. Указанная организация обеспе­чивает такие качества голоса, как ^_.звучность, темп, тембр, высота, чет­кость дикции.

Сила голоса оратора имеет очень боль­шое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно громко да еще имеет крикливый голос, то это вызывает раздражение слушающих его людей, и эффект выступ­ления существенно снижается. Если оратор говорит тихо, его могут слышать только находящиеся рядом слушатели, а до остальных суть его речи не доходит, что также вызывает неудовольствие аудитории. Поэтому говорить надо так, чтобы была полная уверенность, что речь не утомляет слушающих и всем хорошо слышна.

Как тихая, так и громкая речь может быть монотонной, что быстро утомляет аудиторию, и она перестает слушать оратора. Поэтому надо стремиться, чтобы речь не убаюкивала слушателей. Для этого постепенно и плавно то повышайте, то понижайте го­лос, делайте его то громким, то тихим.

Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках есте­ственного диапазона своего голоса, иначе будет казаться неискрен­ним.

Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поста­вить дыхание. Это означает дышать глубоко, включая диафрагму в процесс вдоха и выдоха. Это значит также уметь контролиро­вать свое дыхание, экономно распределяя выдох. У хорошего ора­тора соотношение длительности вдоха и выдоха должно быть в соотношении 1:15 - 1:20.

Многие ошибочно считают, что вдох нужно делать на знаках препинания или по окончании фразы. На одном вдохе можно произнести только короткую фразу. Если вы произносите длинную фразу, то по мере приближения ее конца неизбежно падают сила и звучность голоса. Хорошая подача звука заключается не в том, чтобы на данные звуки затратить тот или иной запас воздуха, а в том, чтобы за ними был обеспечен воздушный столб, непрерывно и с силой подпирающий и выталкивающий их. Поэтому дышать надо часто, поддерживая постоянный запас воздуха, причем вдох следует делать во время естественных (логических) пауз и неза­метно.

Кроме чисто физиологических, есть и психические предпосыл­ки полноты и звучности речи. Это уверенность в себе, душевный подъем, увлеченность предметом разговора. Чем лучше подготов­лен оратор, чем более интересными фактами он располагает, тем увереннее он себя чувствует и, как следствие, тем легче ему при­дать своему голосу звучность и выразительность.

Техника говорения включает в себя и понятие темпа речи, ко­торый характеризуется такими показателями, как быстрота речи, длительность звучания отдельных слов, интервалы и длительность пауз.

Скорость речи весьма разнообразна и зависит от особенностей самого оратора и характера содержания его речи. Большинство ораторов произносят от 120 до 150 слов в минуту.

Торопливость речи, вызываемая робостью, — один из наиболее распространенных и серьезных недостатков. Слишком быстрая речь является следствием полного безразличия оратора к аудитории. Хорошие ораторы никогда не прибегают к скороговорке. Они дают слушателям время, чтобы вникнуть в наиболее содержательные моменты речи.

Вялая речь - порок флегматичных и ленивых людей, которые долго раскачиваются, прежде чем вымолвят слово. Они никак не могут осознать, что слушатель теряет способность следить за смыслом высказывания, прежде чем такие ораторы доберутся до его конца.

Темп речи определяется также и длительностью звучания отдель­ных слогов и самих слов. Слоги, как и слова, подобно гармони, можно растягивать и сжимать. Их гибкость в этом отношении за­висит от их значения и выражаемых ими чувств.

Хорошая речь предполагает умение оратора «держать паузу». Пауза облегчает дыхание, дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти дальше. Она позволяет важным соображе­ниям глубже проникнуть в сознание слушателя. Короткая пауза перед кульминационным моментом речи и после - один из спосо­бов выделить его. Пауза применяется между отдельными элемен­тами мысли (фразами, придаточными предложениями, закончен­ными суждениями). Она также оттеняет наиболее существенные слова.

Главная задача паузы - психологическая. Она нужна для того, чтобы собрать внимание аудитории и дать ей рассмотреть говоря­щего, обеспечив тем самым возможность подготовиться к воспри­ятию его речи. Ему же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение. Паузой можно заинтриговать слушате­лей, а ее отсутствием, внезапным началом речи ошеломить их. В обоих случаях - это психологический прием, цель которого при­влечь внимание, вызвать интерес.

Учеными экспериментально установлено, что интонации и пау­зы способствуют 10-15-процентному приращению информации, вызывая у собеседников ассоциации и предложения.

Однако паузы в речи говорящего не всегда несут смысловую нагрузку. Иной раз они возникают из-за того, что он затрудняется в поисках слова, которое наилучшим образом выразило бы его мысль.

Если перебоев в речи говорящего немного и они отражают по­иски необходимого средства выражения мысли, их наличие не только не мешает аудитории, но порой даже активизирует ее. Однако, когда прерывистость речи очень сильна, это свидетельству­ет либо о незнании говорящим предмета, либо о его чрезмерном волнении, либо о плохом владении словом.

В технике речи большое значение придается работе над дикцией. Многие говорят небрежно, неотчетливо, не разжимая зубов, непра­вильно артикулируя звуки. Это ведет к тому, что искажается слово, а за ним и мысль, аудитория теряет интерес к выступлению, не в силах разобраться в нечленораздельном бормотании оратора.

В обычном разговоре такое произношение допустимо, так как смысл речи подсказывается ситуацией, общей темой беседы, т. е. собеседники понимают друг друга с полуслова. Если же один из них и не понял чего-либо из речи другого, он тотчас же его пере­спросит. Во время выступления перед большой аудиторией пони­мания с полуслова быть не может. Слова должны произноситься четко и ясно, поскольку любое отклонение от норм произношения и ударения переключает внимание аудитории с существа речи на ее форму, тем самым отвлекая от восприятия смысла и раздражая слушающих.

Отчетливость произношения часто зависит от помещения, где выступает оратор. Чем больше пространства, тем речь должна быть медленнее, чтобы все было слышно. Звук не распространяется так быстро, как свет. Для того чтобы звуковые волны не смешивались и не заглушали друг друга, нужно дать время для их распростра­нения. Однако тот, кто обладает четким и ясным произношением, может меньше внимания уделять громкости своего голоса. Речь оратора с хорошей дикцией, даже если он говорит тихо, хорошо слышна в любом помещении.

Наши чувства в речи передаются не только при помощи слов, но и посредством разнообразных интонаций. Иногда именно в интонации кроется истинный смысл сказанного. Психологи выде­лили более 20 интонаций, выражающих различные чувства: ра­дость, удивление, страх, сомнение, негодование, восхищение, зло­ба и т. п. Оратор должен стремиться выразить голосом то чувство, которое соответствует содержанию его речи. О грустном надо го­ворить печальным голосом, о веселом - радостным.

Настроение оратора не всегда соответствует содержанию речи. Это, естественно, находит проявление и в его голосе. Эксперимен­тально доказано, что слушатели не усваивают до 30% интересую­щей их информации, если интонация говорящего не соответствует содержанию его речи. Поэтому выступающий должен научиться сдерживать себя, владеть своими чувствами, думать в момент про­изнесения речи только о ней и своих слушателях, а не о чем-либо другом. Если оратор погружается в содержание речи и забывает обо всем, кроме того, что он говорит, голос его будет звучать ис­кренно и убедительно, отражая те чувства, которые он хотел бы передать своим слушателям.

Итак, мы рассмотрели основной ораторский инструментарий, который может оказаться весьма полезным для бизнесменов и по­литиков, готовящихся к публичному выступлению. Теперь кратко опишем методику и технику его организации.

Подготовка выступления - начальный и наиболее трудный этап. Во-первых, необходимо определить предмет и цель выступления. Выясните, насколько продолжительная речь от вас ожидается.

Уточните, будет ли отведено время для ответов на вопросы слу­шателей и входит ли это время в общее время вашего выступле­ния. Планируйте свою речь так, чтобы точно уложиться в график. Специалисты считают, что выступление продолжительностью свы­ше 20 минут неэффективно. В выступлении должны быть макси­мум 2-3 стержневые идеи, каждая из которых требует для своего развития 5-7 минут. Объем материала и структура выступления должны всегда ориентироваться на это время.

Подготовка материала для выступления обычно проходит три ста­дии: 1) ориентировка в проблеме; 2) сбор материала для самого выс­тупления и 3) подбор материала для заключительного слова, для от­ветов на возможные вопросы, дискуссионный резерв и т. п.

Затем подготовленный таким образом материал распределяется по структурным частям выступления. Обычно в хорошем выступ­лении содержатся 2—3 стержневые идеи. Каждую идею можно изложить в форме мини-выступления, состоящего из четырех час­тей: четкая формулировка идеи; факты, свидетельствующие об ее актуальности и важности; наличие различных мнений и столкно­вение различных точек зрения; практические рекомендации, выте­кающие из реализации идеи. Построенное по этой схеме выступ­ление будет обладать тем, что принято считать наиболее важным в его содержании — четкой постановкой проблемы, конкретными фактическими данными, альтернативностью и практической направ­ленностью.

Готовя текст выступления, следует учитывать так называемый «закон края». Суть его заключается в том, что лучше воспринима­ется и запоминается то, что сказано в начале и конце выступле­ния. Отсюда вывод: если хотите, чтобы слушатели что-то хорошо запомнили, скажите это в начале выступления, а если хотите, чтобы они что-то сделали, сообщите об этом в конце вашей речи.

Традиционный совет для начинающего оратора - писать текст выступления, ибо написанный материал позволяет глубже проник­нуть в проблему, рассчитать время, лучше запомнить содержание речи и потому более уверенно чувствовать себя во время выступ­ления. Что касается более опытных ораторов, то им можно реко­мендовать записывать только ключевые фразы, несущие наиболее существенную смысловую нагрузку. Именно они удерживают вы­ступающего в рамках продуманного заранее материала, спасают от неожиданностей и в то же время дают возможность импровизиро­вать, быть внутренне свободным и текстуально раскованным.

В заключение дадим наиболее общие советы по ораторскому искусству, которые являются кратким обобщением всего ранее изложенного.

1. Выступайте только тогда, когда есть что сказать и когда вы уверены в важности или полезности вашей речи.

2. Не начинайте свою речь сразу, как только вам дали слово. Немного выждите. Дайте слушателям посмотреть на вас секунд 15-20. Затем посмотрите на аудиторию, улыбнитесь и скажите «здрав­ствуйте».

3. Если вы решили читать речь по бумажке, то читайте так, словно вы говорите с собеседником. Если вы говорите «без бумаж­ки», все равно время от времени зачитывайте короткие справки и цифры, хотя вы и помните их. Это снимет сомнения слушателей в достоверности вашей информации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: