Культура как многоуровневая система




ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫК ОПРЕДЕЛЕНИЮ КУЛЬТУРЫ

План лекции

1. Развитие понятия «культура»

1.1. Традиционные трактовки культуры

1.2. Современные подходы к культуре

2. Функции культуры

2.1. Первая классификация

2.2. Вторая классификация

2.3. Третья классификация

3. Структура культуры

3.1. Содержание когнитивного блока культуры

3.2. Содержание поведенческого блока культуры

3.3. Содержание праксеологического блока культуры

4. Типология культуры

4.1. Культура как многоуровневая система

4.2. Материальная и духовная культура

4.3. Субкультура и контркультура

4.4. Формы культуры

 

 

© Развитие понятия «культура»

Термин «культура» восходит к латинскому слову cultura, которое означало возделывание почвы, ее культивирование, изменение ее в природном объекте под воздействием человека. В данном значении его употребляли в трактатах и письмах еще Древнего Рима. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил важную особенность – единство культуры, человека и его деятельности.

- в средние века понятие «культура» концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил; путь от варварства к культуре, отождествляемой с христианским вероисповеданием, разворачивается во времени и дает картину эволюции общества от сотворения мира, от язычества к полной христианизации человечества;

- в значении самостоятельного понятие «культура» появилось в трудах немецкого юриста Самюэля Пуфендорфа (1632 – 1694): он употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека. Культура была им противопоставлена природному, или естественному, состоянию человека. Она понималась как противостояние человека и его деятельности дикой стихии природы, ее темным и необузданным силам;

- по сей день в понятии «культура» сохранился этот смысл чего-то развитого и специально поддерживаемого. Рождение понятия «культура» не случайно совпало по времени с появлением и развитием новых отношений в обществе к человеку и природе;

- ныне понятие «культура» все чаще употребляется в значении просвещенности, образованности, воспитанности человека.

 

1.1 Традиционные трактовки культуры

Изучение культуры имеет давнюю традицию. Начиная с XVIII века философы пытались философски объяснить различие культурных позиций, особенности духовной жизни человека, природу нравственности и религии. Мыслители эпохи Просвещения (Вольтер, Руссо, Гельвеций, Гердер, Лессинг, Гете, Шиллер, Гегель) видели свою задачу в таком философском обосновании статуса культуры, которое имело бы просветительски-воспитательное значение. В культуре видели воплощение могущества познающего разума, совокупность знаний и мастерства, определенный уровень образованности и воспитанности. Таким образом, в рамках культуры эпохи Просвещения складывается историко-просветительский подход к определению культуры.

В XVIII —XIX веках складывается и вторая традиционная линия трактовки культуры — историко-этнографическая. Археологические открытия, достижения этнографии, попытка сравнить и сопоставить с наличной данностью цивилизации культуру так называемых «диких», «варварских» племен, не дошедших до порога цивилизованности, но дающих примеры оригинальности, самобытности достаточно экзотических ритуалов, обрядов, самопроявлений, выявила возможности сравнительного анализа. Традиция историко-этнографическая обогатила культурологию яркими, замечательными исследованиями первобытной и традиционной культуры (труды Леви-Брюля, Моргана, Тайлора).

Третьим вариантом традиционного подхода к трактовке культуры, сложившимся в середине XIX века, стал социально-деятельностный подход. Труды К.Маркса и Ф.Энгельса положили начало пониманию культуры как результата социально-значимой деятельности, как инобытия человека, как воплощения его родовой сущности.

В конце XIX — начале XX века резко меняется парадигма культурологического мышления. В понимание культуры включается постижение иррациональных, бессознательных процессов, стихийности и хаотичности социальных явлений, индивидуально-неповторимого и самобытного. Трактовки культуры в философии XX века можно назвать альтернативными по сравнению со сложившейся традицией. Альтернативность предполагает включение в понимание культуры хаоса, стихии, неупорядоченности, импульсивности и индивидуализированное, в то время как традиционное понимание культуры видело в ней порядок, устойчивость, общезначимость и следование нормам и правилам.

 

Г. Риккертом и В. Виндельбандтом был разработан аксиологический, или ценностный, подход к культуре. Г. Риккерт считал культуру тем, что непосредственно создал человек для достижения своих целей. Все вещи, созданные человеком, обладают для него ценностью, следовательно, культура - это сфера ценностей. Современные исследователи, придерживающиеся ценностного подхода, трактуют культуру как сумму материальных и духовных ценностей, однако не рассматривают процесс их создания и самого субъекта деятельности - человека.

 

В.Дильтей четко разделяет науки о природе и науки о духе, подчеркивая своеобразие предмета и метода этих наук. Науки о духе, к которым и относится философия культуры, изучают неповторимую живую целостность, «саму жизнь», «текучую временность». Этот поток субъективных восприятий и переживаний воплощен в текстах — единицах значений. Вся социальная и культурная реальность — это система текстов, важнейшая категория жизни — смысл. К нему и обращено исследование культуры.

Метод наук о духе — истолкование, основанное на подражании, на сопереживании.

Метод наук о природе – объяснение.

 

Также разведя в качестве полярных сфер природное и культурно-историческое бытие, О.Шпенглер характеризует бытие природы в понятиях причинность, пространство, ставший мир, а бытие культуры — в понятиях судьба, жизнь, время, становящаяся душа.

О.Шпенглер, выделив восемь культурных организмов, восемь мировых культур, считает необходимой ступенью развития культуры ступень кризиса, «заката», «зимы».

 

Первое научное определение культуры принадлежит Э. Б. Тайлору: «Культура... слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком или членом общества». Однако в современной науке не существует всеобъемлющего определения культуры. В 1952 г. американские ученые А. Кребер и К. Клакхон подсчитали, что в период с 1871 г. по 1919 г. было дано 7 определений культуры, в последующие тридцать – 157 определений. Другой американский ученый А. Моль в 1968 г. насчитывал около 250 определений. В настоящее время существует более 500 определений понятия культуры. Категория культуры остается открытой в силу своей многомерности и многоаспектности. В 1983 г. на Всемирном философском конгрессе была осуществлена попытка систематизировать существующие подходы к пониманию феномена культуры.

1.2. Современные подходы к культуре

Можно выделить следующие современные подходы к пониманию явления культуры:

генетический – оценивает культуру как возникающие в ходе общественного развития отличия человеческой жизнедеятельности от других форм биологической жизни: «Культура обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков» (З. Фрейд);

деятельностный – рассматривает культуру как процесс деятельности человека и общества: «Культура – это специфически человеческий способ деятельности» (Э. Маркарян), гуманистический аспект данного подхода обращает внимание на процесс производства самого человека (В. Межуев), социологический аспект – на процесс создания общества (К. Клакхон);

гносеологический – понимает под культурой совокупность знаний о мире: «Культура – это интеллектуальный аспект искусственной жизни, которую человек создает в ходе своей социальной жизни» (А. Моль);

аксиологический – представляет культуру совокупностью ценностей: «Культура – воплощенные ценности» (Н. Чавчавадзе);

нормативный – изучает культуру в качестве системы, регулирующей поведение человека в обществе: «Культура – система регулятивов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеческим разумом» (В. Давидович и Ю. Жданов);

знаковый (семиотический) – воспринимает культуру как механизм и сферу образования и функционирования совокупности знаков и значений, обеспечивающих коммуникацию членов сообщества: «Культура – совокупность текстов, точнее, механизм, создающий совокупность текстов» (Ю. Лотман);

информационный – описывает культуру как способ хранения и передачи социально значимой информации: «Культура – система хранения и передачи социального опыта, основу которого составляет достигнутый обществом уровень развития сущностных сил человека» (В. Конев);

технологический – исследует культуру как совокупность форм и методов человеческой жизнедеятельности: «Культура – технология деятельности» (З.Файнбург);

символический – представляет культуру процессом возникновения и движения символических форм отражения мира в сознании человека: «Культура – процесс самоосвобождения человека» (Э. Кассирер);

системный – исходит из того, что культура является системообразующим фактором человеческого способа существования: «Культура – единство всех форм традиционного поведения» (М. Мид).

Игровую концепцию культуры разработал Й. Хёйзинга. В своей работе «Ното Ludens» («Человек играющий») нидерландский ученый рассматривает культуру как сферу и форму игры. Игра, по мнению Й. Хёйзинги, - родная стихия человека.

Плодотворным стал гуманитарный подход, разрабатываемый уральской школой социологии и культурологии. Культура - это система, выступающая мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности. Культура рассматривается через призму человеческой личности и трактуется как мир духовной, физической, материальной жизни человека.

 

В истории философской и культурологической мысли сложился ряд подходов к определению культуры. В обобщенном виде можно выделить наличие трех тенденций:

· Релятивизм: все культуры равные, но разные.

· Абсолютизм: все культуры одинаковые, но неравные; какое-либо свойство присуще представителям различных культур и в своей сущности считается одним и тем же, но развитым в различной степени. Отсюда следует, что положение одной культуры может быть выше или ниже относительно другой.

· Универсализм: культуры равны, в основе своей одинаковы, но внешне различны. Исследователи этого направления считают, что базовые процессы являются общими для всех людей, но то, как они проявятся, какую приобретут форму, определяется культурой.

Едиными положениями всех концепций являются следующие:

1) противопоставление культуры природе;

2) связь культуры и человеческой деятельности - активной внешней и внутренней мыслительной;

3) всепроникающий характер культуры, охватывающей все сферы общественной, групповой и индивидуальной жизни.

 

 

© Структура культуры

В отношении сущности культуры, как мы увидели, не существует единого мнения. Также не существует его в отношении структуры культуры. Рассмотрим гуманитарный подход к структуре культуры, согласно которому выделяют три блока

- когнитивный,

- поведенческий и

- праксеологический.

 

3.1. Содержание когнитивного блока культуры

- Знания, умения и навыки формируют образовательный потенциал индивида и социальной группы. Знания, умения, навыки составляют основу культурной компетентности личности. Систематизированные знания, умения, навыки формируют адекватную картину мира.

- Мировоззренческие парадигмы, идеалы и убеждения входят в структуру мировоззрения, которое выполняет функцию систематизации знаний, умений, навыков в системе культуры.

- Ценности и ценностные ориентации В широком смысле ценности можно трактовать как значимость явлений и предметов действительности с точки зрения их способности удовлетворять потребности индивида или группы. Ценности - это эталон, идеал для людей, отступление от них осуждается и наказывается обществом.

Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи ввели понятие ценностные ориентации. Оно характеризует индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения. Если ценности принадлежат обществу или группе, то ценностные ориентации - индивиду.

 

3.2. Содержание поведенческого блока культуры

Нормы - это правила поведения, стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми. Нормы складываются в результате практики на основе представлений о должном, допустимом, ценном и являются отражением тех социальных отношений, которые сложились в данном обществе. Человеческая деятельность регламентируется правовыми, этическими, эстетическими, административными и другими видами норм.

Нормы могут быть формализованы в различных нормативных документах - уставах, кодексах, законах. Не менее важную роль играют нормы, бытующие в виде обычаев, традиций, т. е. неформализованные нормы. Разновидностью культурных норм являются нравственные нормы, или нравы, - принятые в обществе правила, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие.

Такие элементы культуры называют институциональными нормами. В отличие от нравственных институциональные нормы тщательно разрабатываются. Каждый социальный институт имеет свою нормативную базу.

Разновидностью институциональных норм выступают законы, или правовые нормы. Они являются установленными, формализованными нормами, требующими неукоснительного выполнения.

Деонтические представления служат основой социальных и культурных норм. Это представления об идеале, в котором выражены реальные потребности общества. В культуре формируются образцы, модели, «мировые-стандарты», до которых возвышается деятельность отдельных людей.

Ожидания также выступают элементами системы регуляции социального поведения и представляют собой ожидания со стороны общества соответствующих его нормам и принципам действий от личности. С помощью нормативной системы культуры эти требования и ожидания передаются от общества группе, от группы к индивиду.

Обычаи - от слова «обычно», «так делают», «чаще всего делают» - это исторически сложившиеся, передаваемые из поколения о поколение стереотипные формы социальной деятельности. К обычаям относятся табу, или запреты.

Формы обычаев разнообразны. Например, в профессиональной культуре в этом качестве могут выступать профессиональные праздники, специфические формы профессионального взаимодействия (соревнования и пр.). Обычаи касаются элементарных норм поведения: как сидеть, есть, вести себя с женщинами или мужчинами.

Обряды - практическое воплощение обычая, его реализация. Обряд - это стереотипный образец поведения. В отличие от обычая, который утилитарно направлен и ведет к конкретным результатам, обряд менее целенаправлен и более символичен.

Ритуалы существуют наряду с обычаями в культуре, канонизируют систему действий, установленных обычаем. Ритуал - это тоже форма обряда, но в отличие от него, ритуалы связаны с фундаментальными событиями и жизни людей (свадьба, похороны). Большинство обрядов имеют повседневный характер, а ритуалы торжественный. Культурная заданность ритуала - воспроизвести в единичном действии то, что вечно и незыблемо, и приобщить индивида к жизни коллективной.

Традиции являются показателем вертикальной оси времени. С их помощью осуществляется гармонизация отношений между разными поколениями одной группы, социальный опыт передается из прошлого в настоящее и будущее.

Традиция - это механизм воспроизводства, передачи из поколения в поколение культурных норм и элементов: символов, обычаев, манер, этикета, языка, законов, нравов. Традиции (и традиционность) придают жизни людей устойчивость, в то время как творчество обеспечивает развитие. В основе обычаев и традиций лежит простая привычка человека повторять одни и те же действия. Традиции могут быть универсальными и локальными.

Культурные универсалии - это традиции, распространенные во всем мире. Локальные - традиции, присущие только одному обществу, которому они придают культурное своеобразие.

Мотивационные механизмы - это прежде всего потребности и интересы, а также мотивы поведения человека. Например, мотивы овладения богатством социального опыта группы, мотивы выбора профессии служат «ключом» к раскрытию сущности и специфики культуры.

 

3.3. Содержание праксеологического блока культуры

Праксеологический блок образован институтами, которые выступают средством самоорганизации культуры. К ним относятся образование, миф, наука, право, религия, мораль, искусство и др.

 

© Типология культуры

Культура как многоуровневая система

Принято подразделять культуру по ее носителю. И прежде всего выделяют мировую и национальную культуру.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура – синтез культур различных классов. Социальных слоев и групп соответствующего общества, своеобразие которой проявляется в духовной сфере: язык, литература, музыка, живопись, религия; в материальной сфере: особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства.

В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры сообщественностей: классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная; культура семьи; культура отдельного человека.

 

4.2. Материальная и духовная культура:

Материальная - включает в себя объекты, созданные руками человека (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшения, плотина и многое другое.

Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Духовная - её образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, идеи, обычаи, традиции.

Это тоже результат деятельности людей, но не руками, а разумом.

Нематериальные объекты нельзя видеть, слышать, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Составляющие духовной культуры:

- политическая культура;

- правовая;

- эстетическая;

- этическая (нравственная);

- религиозная.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: