Лекция 1.1Информация и ее свойства




Под информацией понимается совокупность сведений, расширяющая представление об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах, состоянии и взаимосвязях. Обмен информаци­ей непрерывно происходит между людьми и окру­жающим миром. Обмен информацией осуществляется посредством сообщений.

Сообщение — это форма представления информации для ее по­следующей передачи в одном из следующих видов:

• числовая форма, представленная цифрами;

• текстовая форма, представленная текстами, составленными из символов того или иного языка;

• кодовая форма, представленная кодами (например, кодами в двоичной системе счисления, кодами для сжатия или шифрования, кодами азбуки Морзе или азбуки для глухонемых и т.п.);

• графическая форма, представляющая изображения объектов;

• акустическая форма, представленная звуковыми сигналами;

• видеоформа, представляющая телепередачи, видео- и кинофиль­мы в специальном формате.

При работе с информацией всегда имеются источник и потреби­тель информации. При этом необходимо различать термины «инфор­мация» и «данные».

Данные — это информация, представленная в некоторой форме (формализованном виде), что обеспечивает ее хранение, обработку и передачу.

Все объекты, окружающие нас в материальном мире относится либо физическим телам, либо к физическим полям.

Взаимодействие объектов сопровождается появлением сигналов. Сигналы, взаимодействуя с физическими телами, производят впоследних изменения свойств, это явление называется регистрацией сигналов Зарегистрированные сигналы называются данными, а физическое тело, на котором зарегистрирован сигнал, называется носителем

Априорно известно, что данные несут в себе информацию, но ею не являются. Например, смотрят на книжную страницу учебника по математике, студент мехмата, знающий математику и студент-филолог не знающий математики, видят один и тот же носитель (бумага) одни и те же данные (символы, записанные на ней), но получают совершенно разную информацию. Первый читает текст, понимая его смысл, второй видит только белую бумагу с непонятными символами, потому что первый применяет адекватный метод осмысления данных, а второй нет. Для второго участника метод осмысления, т.е. преобразования данных в умозрительные понятия, станет адекватным, если он изучит математику.

Отсюда следует:

Информация - это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов.

 

Физ. объект
Физ. объект
взаимодействия
сигналы
носитель
данные
методы
информация

 

 



Пример 1.
Конспект лектора — это данные. Читая лекцию сту­дентам, лектор передает содержание конспекта в виде сообщения. Студенты получают сообщение и таким образом принимают инфор­мацию, записывают ее, представляя информацию в виде данных. Здесь лектор является источником информации, а студенты — по­требителями информации.

Информации обладает следующими свойствами

• запоминаемость — способность воспринять информацию и хранить ее продолжительное время;

• передаваемость — способность информации к копированию — восприятием ее другой системой без искажения;

• воспроизводимость — характеризует неиссякаемость информа­ции, т. е. при копировании информация остается тождественной себе. Свойство воспроизводимости не является базовым и тесно связано с передаваемостью;

• преобразуемость — это способность информации менять способ и форму своего существования.

 

Можно выделить три концепции информации, объясняющие ее сущность.

Первая концепция предложена американским ученым Клодом Шенноном и отражает количественно-информационный подход. Информация определяется как мера неопределенности события. Количество информации зависит от вероятности ее получения. Чем меньше вероятность получения сообщения, тем больше информации в нем содержится. Эта концепция получила широкое распространение в теории передачи и кодировании данных.

Вторая концепция рассматривает информацию как свойство (атрибут) материи. Информация создает представление о природе, структуре, упорядоченности и разнообразии материи. В рамках этой концепции информация не может существовать вне материи, а значит, она существовала и будет существовать вечно, ее можно накапливать, хранить и перерабатывать.

Третья концепция основана на логико-семантическом подходе, при котором информация рассматривается как знание, которое ис­пользуется для ориентировки, активного действия, управления и Пример 2.2. На метеостанции каждые полчаса происходит замер температуры (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Дискретизация непрерывного сообщения

 

Непрерывно меняющаяся температура замеряется в моменты хь х29—9хп. В журнал наблюдений записывается округленное значение температуры, являющееся дискретным значением. В данном при­мере получасовой промежуток является частотой дискретизации, шаг дискретизации равен 1, так как происходит округление до целого числа, а получасовые замеры температуры — процессом дискретиза­ции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: