ЛЕКЦИЯ 5. НЕКОТОРЫЕ НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РЕГИОНОВЕДЕНИИ
Важнейшие методы
Методологической базой регионоведения являются современные научные теории экономического районирования, результаты исследования структуры региональных комплексов, целевые федеральные программы развития регионов России, теоретические аспекты формирования территориально-производственных и отраслевых комплексов, закономерности и принципы размещения производительных сил отраслей хозяйства и экономических районов, положения региональной политики и стратегии.
В своих исследованиях регионоведение использует различные методы – балансовый, индексный, экономико-статистический, историко-сравнительный, картографический, методы экономико-математического моделирования при выборе оптимальных вариантов размещения производств в регионах, метод системного анализа и др.
Все методы исследования и показатели территориальных программ и прогнозов имеют целью выявить резервы роста производства в экономических районах, пропорциональность, эффективность и динамичность их развития.
Так, балансовый метод позволяет выбрать оптимальное соотношение между отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс, т. е. обеспечивающими как потребности ведущих отраслей, так и нужды населения, и отраслями сферы услуг.
Балансы необходимы также для разработки рациональных межрегиональных и внутрирегиональных связей. Экономические обоснования размещения предприятий: выбор региона и места для сооружения предприятия, расчеты обеспеченности его сырьем, топливом, энергией, водой, трудовыми и другими ресурсами – все это составляет содержание балансового метода.
Для составления региональных балансов необходимо проведение проектно-изыскательских работ, экспедиционных исследований, в которых используются полевые и камеральные методы.
Составление отраслевых и региональных балансов позволяет установить уровень комплексного развития региона, выявить наличие в его развитии диспропорций.
Несложные балансовые расчеты производства и потребления продукции в районе с помощью обычной вычислительной техники относят к приближенным методам, а расчеты межотраслевого баланса – к точным методам.
Специфическим методом исследования регионоведения является картографический метод.
Карта является источником знаний, источником обогащения информацией размещения производительных сил в каждом районе. Она позволяет наглядно представить особенности размещения. Благодаря картам, картосхемам, картограммам, картодиаграммам лучше воспринимаются и запоминаются не только особенности размещения, но и количественные показатели, характеризующие уровни развития районов. Карта является как бы образной моделью территории, на которой при помощи условных знаков отображаются объекты, явления в их взаимосвязи.
В региональных исследованиях широко применяется индексный метод. Для количественного определения уровня специализации экономического районирования используются коэффициент локализации, коэффициент душевого производства и коэффициент межрайонной товарности.
Применение специальных коэффициентов
Коэффициент локализации данного производства (L) представляет собой отношение удельного веса данной отрасли в структуре производства к удельному весу той же отрасли в стране. Его расчет производится по валовой товарной продукции, основным промышленным фондам и численности промышленно-производственного персонала.
где хj – доля j-гo региона в общем объеме факторного признака;
уj – доля j-гo региона в общем объеме результативного явления (в данном случае товарооборота);
n – число j-х регионов.
Коэффициент душевого производства σΔ исчисляется как отношение удельного веса отрасли хозяйства региона в соответствующей структуре отрасли страны к удельному весу населения региона в населении страны.
где Dj – товарооборот на душу населения j-го региона;
D – средний товарооборот на душу населения по всем регионам;
Sj – численность населения j -го региона;
m – число j -х регионов.
Коэффициент региональной товарности (КМт) рассчитывается как отношение вывоза из региона данной продукции к ее региональному производству.
где: Pij – цена i-го товара в j-м регионе;
S – численность жителей j-го региона;
n – число i-х товаров;
m – число j-х регионов.
Если расчетные показатели больше или равны единице, то такая отрасль является отраслью рыночной специализации района.