Экзамен по курсу «Психология семьи»




О билетах:

Каждый билет содержит 1 или 2 теоретических вопроса и 1 – по методам, тестам и опросникам.

Методы, тесты и опросники: родословная, генограмма, социограмма, экокарта, тест адаптация-сплоченность, ФРС, ВПР, тест семейной тревоги, «Правда-заблуждение».

Теоретические вопросы:

1. Назовите основные теории происхождения семьи.

2. Охарактеризуйте этапы развития семьи в истории развитии общества.

3. Каковы основные функции семьи?

4. В чем специфика семейных отношений в России?

5. Кто является близкими и дальними родственниками в семье?

6. Опишите основные методы исследования семьи: родословная, генограмма, социограмма, экокарта.

7. Кто является автором «Теории семейных систем»?

8. Основные понятия семейной системы и ее структуры.

9. Особенности семейной системы в современных условиях.

10. Что такое нарушение функций семьи? Сравните функциональные и дисфункциональные семьи.

11. Раскройте понятие «репродуктивная установка».

12. В чем специфика репродуктивной мотивации современных семей?

13. Назовите основные модели альтернативных семей.

14. Охарактеризуйте «ближнюю» и «дальнюю» периферию семейных моделей.

15. Каковы перспективы семьи?

16. Определите механизмы функционирования семьи (семейные механизмы).

17. Какие виды любви можно выделить в историко-культурном и психологическом аспектах?

18. «Любовь» по Э. Фромму – это что?

19. Вступление в брак (интерация) и проблемы «молодой семьи», рождение первенца – основные понятия.

20. Какие основные психологические модели описывают семейные взаимоотношения между родителями и детьми?

21. В чем различие материнской и отцовской любви?

22. Перечислите основные понятия, которые используются для анализа родительско-детских отношений.

23. Сибсы – старшие, младшие, средние; близнецы. Что важно и применимо на практике?

24. Опишите сходство и различие прародительской и родительской позиции человека в семье.

25. Какие бывают бабушки? Каковы ожидания в отношении роли бабашки/дедушки в семье?

26. В чем роль других взрослых родственников и кто они?

27. Рассмотрите взаимоотношения поколений в семье как механизм психологического и культурного наследования.

28. Жизненный цикл семьи – реальность?

29. Как Вы поняли «онтогенетический цикл семьи»?

30. Семья из нескольких поколений – в чем основные отличия жизненного цикла?

31. Определите факторы семейного благополучия.

32. Что такое психологическая несовместимость супругов?

33. Почему ценности супругов характеризуются как «двойная гармония», «совпадение взглядов» и другие (какие)?

34. Опишите комплементарный брак.

35. Основные параметры устойчивости брака, факторы удовлетворенности браком.

36. Модель качества брака Р.А. Левиса

37. Что и как описывает Ю.Е. Алешина U-образной кривой?

38. Дайте определение понятию «социально-психологический климат в семье».

39. Супружеская совместимость – типы и методы исследования.

40. Каковы критические периоды развития супружеских отношений?

41. Назовите основные методики исследования отношений супругов.

42. Основные причины и стадии супружеских конфликтов.

43. Типы супружеских конфликтов по М. Дойчу.

44. Вклад Д.Н. Ушинского и Ухтомского в определение понятия «ревность».

45. Развод – причины и мотивы. Модель Маслоу.

46. Что остается после развода?

47. Повторные браки – плюсы или минусы?

48. Дайте определение понятию «насилие».

49. Что такое «структурное насилие»? В каких обществах, культурах встречалось и встречается сейчас?

50. Д. Галтунг и его идеи о «культурном насилие».

51. Кто может быть объектом (субъектом) домашнего насилия?

52. Какие виды насилия в семье Вы знаете? Каковы наиболее представленные и почему?

53. Опишите основные концептуальные подходы к исследованию насилия в семье.

54. Личностно-семейная модель насилия.

55. Чем можно объяснить внутрисемейную цикличность насилия?

56. Обозначьте наиболее общие «правила» насилия в семье.

57. Агрессия и агрессивность, общность и различия понятий.

58. Физическое насилие и агрессия.

59. Вербальная агрессия и психическое насилие.

60. Какие тесты на выявление агрессивности Вы знаете?

61. Основные понятия биологии (генетики) агрессивности. Что такое предрасположенность к агрессивному поведению?

62. Опишите различные учреждения, которые работают со случаями семейного насилия. Обязанности психолога.

63. Какие Вы знаете системные кризисы, связанные с функционированием семьи?

64. Опишите ABCX-модель семейного кризиса (по Р.Хиллу). Какие другие модели Вы знаете?

65. Что такое семейно-генетический кризис? Почему это «двойной кризис»?

66. Основные понятия семейно-генетического кризиса.

67. Семейно-генетические принципы, их роль в превенции психического здоровья и патопсихических расстройств.

68. Многоуровневая модель функционирования семьи: основные уровни, объекты исследования, методы.

69. Какие бывают социально-дезадаптированные семьи?

70. «Дисфункциональная семья» – объект интервенций.

71. Параметры дезадаптированной семьи.

72. Что положительного в понятии «дезадаптированная семья»?

73. Дайте определение понятию «этика» с исторических и современных позиций.

74. Назовите имена основных ученых и специалистов, работающих по проблеме этики?

75. Что такое континуум медико-биологических исследований, основные позиции и термины?

76. Каковы основные 4 принципа биоэтики?

77. Что такое «этическая компетенция» в психологии?

78. Развитие биоэтики в России и за рубежом: особенности, традиции и законы.

79. Нормативные документы этической экспертизы в России.

80. Какие Вы знаете документы по правовым и этическим вопросам деятельности психологов?

81. Каковы границы между исследованием и клинической практикой?

82. Какие этические модели психического здоровья и расстройств Вы знаете?

83. «Родовая совесть» по Б. Хеллингеру. Межпоколенческие конфликты.

84. Биоэтика семьи.

85. Этические аспекты психогенетические исследований в психологии.

86. Перечислите основные проблемы в области биоэтики.

87. Что Вы знаете о семейной политике государства и ее основных принципах?

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: