Устное народное творчество
Произведения устного народного творчества - сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песни и многие другие его виды – составляют сокровищницу нашей культуры.
Устная народная литература потому и называется устной потому, что веками, из поколения в поколение передавалась из уст в уста, хранилась лишь в памяти народной. Основной особенностью устного народного творчества является то, что оно возникло как бесписьменная форма народной культуры (устность), и в древние времена, до появленияпечатных сборников, его произведения передавались «из уст в уста», от поколения к поколению.
Другая особенность устного народного творчества – вариативность.
Произведения народного творчества, распространяемые изустно, «закрепления» окончательной и абсолютно устойчивой редакции обычно не знают. Передаваясь из поколения в поколение, нередко распространяясь на большой территории на протяжении десятилетий, даже столетий, поэтические произведения народного искусства в той или иной мере меняют свой первоначальный облик. При этом ведущая идея и основной сюжет нередко развиваются, усложняются, обогащаясь новыми деталями и поэтическими образами. Одни и те же былины и сказки существуют и в лаконичных и одновременно весьма распространенных редакциях.
Еще одна особенность устного народного творчества – его коллективность. Эта особенность устного народного творчества указывает на коллективность творческого процесса, отсутствие определённого авторства. Каждый исполнитель произведений устного народного творчества наделяется правами творца.
В России собирателями произведений устного народного творчества были В.И Даль, А.С.Пушкин и писатели пушкинской поры Н.В.Гоголь, Н.М.Языков, А.Н.Кольцов. Большой вклад в собирание сокровищ народного творчества внесли П.Н. Рыбников, А.Н.Афанасьев.
Малые жанры устного народного творчества.
К малым жанрам устного народного творчества относятся пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, приговорки, потешки, прибаутки, сказки и т.д.
Остановимся на основных жанрах устного народного творчества.
Пословица – это предельно краткие, устойчивые, с обобщающим смыслом изречения, в котором отражаются нравственно-этические, социальные, семейно-бытовые воззрения народа. Пословица не сочиняется, а рождается сама.
В пословицах отражаются все стороны жизни народа, его быта и вытекающие отсюда мудрые советы на разнообразные случаи жизни:
«Берегись бед, пока их нет»,
«Человек без друзей, что дерево без корней»,
«Доброе братство, дороже богатства»,
«Новых друзей наживай, а старых не забывай»,
«Нет плохой земли, есть плохие пахари»,
«Весна красна цветами, а осень снопами»
Поговорка – «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» (В.И.Даль).
Поговорка - ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово. Поговорка, в отличие от пословицы, не предложение, а словосочетание, часть предложения. Она не содержит обобщающего поучительного смысла. Например:
«Лыку не вяжет» вместо «пьян»,
«Пороха не выдумал» вместо «дурак»,
«Тяну лямку» вместо «работаю»,
«
Скороговорка – шутливое труднопроизносимое высказывание, в котором намеренно подобраны слова похожие по звучанию.
«На дворе трава, на траве дрова»,
«Тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Хорош пирожок! Внутри творожок!»
«Три сороки тараторки тараторили на горке»
«
Загадка - занимательный, замысловатый вопрос явный или скрытый, образное обозначение предмета через другой предмет.
Рождение загадки связано с тайной речью древних людей, которые представляли себе окружающую природу по подобию человека и старались с помощью слова обмануть природу, т.е. по их мнению, слово было сильным средством воздействия человека на природу. Условность речи представлялась при помощи подставных слов или перенесения названий с одних предметов на другие.
«Никто не обижает, а все её толкают»,
«Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает»,
«Сидит девица в темнице, а коса на улице»
«
Сказка – рассказ, история о заведомо вымышленных событиях и персонажах.
Это вымышленный рассказ и даже несбыточная повесть, сказание (В.Даль). Рассказчиков сказок именовали «боянами », «болянами», «боюнами».
Боян – эпический поэт-сказитель, который жил в ХI- ХII в. (дата его смерти между 1083-1107 г.г.). В «Слове о полку Игореве» он представлен как придворный певец, поющий «славу» старым князьям.
Имя Боян, распространённое в ХI веке среди новгородцев, стало нарицательным прозвищем певцов. Их искусство всегда высоко ценилось.
Как и другие формы устного творчества, сказка веками обходилась без записи. В России первые письменные сборники появились в ХVII веке.
По происхождению сказка связана с мифологической стадией мышления. В сказке одушевляются силы природы. Животные и растения в них наделяются человеческими свойствами.
Сказку рассказывают не с познавательной, а развлекательной целью.
Народные сказки можно разделить на три вида:
· Сказки о животных
· Волшебные сказки
· Бытовые сказки
Самые древние из них – сказки о животных. Они занимают большое место в сказочном репертуаре любого народа. Родились сказки о животных в глубокой древности, когда зверям приписывались человеческие свойства и поступки:
«Кот, лиса и петух»
«Колобок»
«Теремок»
Бытовые сказки - это прабабушки наших новелл, повестей. В них всепобеждающие герои, мужик и солдат, неизменно берут верх над барином, царём, жадной старухой, одурачивая их. Они действительно бытовые, потому что изображают как будто обыкновенную жизнь, быт. Герои её самые обычные люди (крестьянин, солдат, поп, барин и т.д.) и действуют они не в «тридевятом царстве», а на русской земле, чаще всего в русской деревне:
«Каша из топора»,
«Как барин яйца высиживал»
«
Волшебные сказки это мир сказочной фантастики. В выдуманном «тридевятом царстве, в тридесятом государстве» живут и действуют необычные герои: Баба Яга, Кощей Бессмертный, морской царь и др. Волшебные сказки обычно длинные и многонаселённые:
«Гуси – лебеди»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«
Былины (старины) – древний эпический жанр, который складывался в Х веке.