Общая характеристика системы профессиональной подготовки педагогов.




Система профессиональной подготовки педагогов

1. Общая характеристика системы профессиональной подготовки педагогов.

2. Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагогов.

3. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога.

 

Общая характеристика системы профессиональной подготовки педагогов.

В предыдущем параграфе мы познакомились с основными характеристиками и структурой профессиональной педагогической деятельности. Ее инновационный характер и потребность в систематическом обновлении требуют развития педагогических кадров, а, следовательно, совершенствования системы их профессиональной подготовки.

Понятие " профессиональная подготовка " в наиболее распространенной его трактовке определяется как процесс и результат формирования готовности к определенной деятельности, в ходе которой студент овладевает целесообразной совокупностью специальных знаний, умений и навыков.

Подготовка педагогических и научно-педагогических кадров для образовательных организаций всех типов осуществляется в рамках педагогического образования.

Современное педагогическое образование представляет собой процесс непрерывной профессиональной подготовки педагогов во взаимосвязи его трех основных этапов: допрофессиональной подготовки, основного профессионального образования и дополнительного профессионального образования (рисунок 1).

Этап допрофессиональной подготовки охватывает весь период обучения ребенка в школе. Основные задачи данного этапа работы – выявить учащихся, предрасположенных к педагогической деятельности; создать условия для проявления их склонностей и способностей; познакомить учащихся с особенностями профессиональной педагогической деятельности.

Рис. 1. Этапы непрерывной профессиональной подготовки

 

Основной формой работы с обучающимися на данном этапе является профессиональная ориентация. Специально организованная в школе или организациях дополнительного образования деятельность позволяет развить у учащихся соответствующие интересы и склонности, ценностные ориентации, что в совокупности обеспечивает формирование осознанных мотивов для выбора профессии педагога.

В ряде регионов нашей страны начинают возрождаться педагогические классы. Они создаются как при общеобразовательных организациях, так и при организациях профессионального образования. Учащиеся педагогических классов, наряду с общеобразовательной программой, изучают дисциплины психолого-педагогического блока, проходят педагогическую практику в качестве вожатых. Выпускники педагогических классов могут осознанно сделать свой профессиональный выбор, поэтому получают преимущества при зачислении в образовательные организации высшего образования на педагогические специальности.

Второй этап профессиональной подготовки, общее профессиональное образование, осуществляется в образовательных организациях двух типов – в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.

К профессиональным образовательным организациям относятся техникумы и колледжи. Эти организации реализуют программы среднего профессионального образования, однако к колледжах, помимо программ базовой подготовки, реализуются также программы углубленной подготовки. В учреждения данного типа можно поступить при наличии аттестата об основном общем образовании (9 классов) или среднем общем образовании (11 классов). Студенты, которые поступают в колледж или техникум на базе 9 классов, в первый год обучения осваивают программу среднего общего образования, поэтому учатся на 1 год больше.

Профессиональная подготовка педагогов по образовательным программам среднего профессионального образования ведется в педагогических колледжах по следующим основным специальностям: дошкольное образование, преподавание в начальных классах, физическая культура, музыкальное образование, педагогика дополнительного образования. После окончания колледжа выпускники могут работать воспитателями в дошкольных образовательных организациях, учителями начальных классов, учителями музыки или музыкальными руководителями, учителями физической культуры или педагогами дополнительного образования.

К образовательным организациям высшего образования (вузам) относятся институты, университеты и академии. Все вузы реализуют образовательные программы высшего образования и ведут научную работу.

Институтами называются те вузы, которые ведут научную работу и осуществляют профессиональную подготовку кадров только в рамках одного направления профессиональной деятельности. Институты могут осуществлять образовательную деятельность самостоятельно либо входить в структуру университетов или академий.

Статус университета или академии присваивается тем вузам, которые проводят фундаментальные и прикладные исследования в различных научных областях. Данные организации также являются ведущими научными и методическими центрами, которые осуществляют подготовку кадров высшей квалификации для преподавательской и научной деятельности. В тоже время, статусы академии и университета отличаются по ряду показателей. Университет осуществляет профессиональную подготовку не менее чем по 7 направлениям, относящимся к разным областям науки. В отличие от университетов, академии ориентированы на конкретную сферу хозяйственной или общественно-административной деятельности, которая обозначается в названии организации (юридическая академия, медицинская академия и др.).

Все организации высшего образования реализуют образовательные программы высшего образования трех уровней: первый уровень – бакалавриата, второй уровень – магистратуры и специалитета, третий уровень – подготовки кадров высшей квалификации или аспирантуры.

Прием на обучение по программам бакалавриата осуществляется на конкурсной основе на базе среднего общего образования (11 классов) или среднего профессионального образования (уровень подготовки специалистов среднего звена). Обучение по программам бакалавриата может осуществляться как по одному профилю подготовки (4 года) или по двум профилям одновременно (сдвоенный бакалавриат). В этом случае срок обучения увеличивается на один год.

Бакалавр – это академическая степень или квалификация, которая присваивается выпускнику, освоившему образовательную программу соответствующего уровня подготовки по выбранному направлению после успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Квалификация "бакалавр" дает право выпускнику занимать должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование.

Бакалавриат является первым уровнем высшего образования. При желании, бакалавр может изменить профиль подготовки и пройти обучение по программам профессиональной переподготовки на платной основе либо продолжить свое обучение в вузе по программам магистратуры.

Магистратура является вторым уровнем высшего образования. Прием на обучение по программам магистратуры осуществляется на конкурсной основе на базе высшего образования (уровень бакалавриата или специалитета). Продолжительность обучения в магистратуре – 2 года. Образовательные программы магистратуры отличаются углубленной специализацией в рамках определенного направления подготовки и более глубокой подготовкой в сфере научно-исследовательской деятельности. По окончании магистратуры выпускнику присваивается академическая степень "магистр", которая позволяет не только работать на более высоком уровне в избранной сфере профессиональной деятельности, но и продолжить обучение в аспирантуре.

Бакалавриат и магистратура являются преемственными уровнями образования. Переход на данную систему подготовки педагогов стал необходимым в связи с принятием Россией международных норм профессионального образования.

Наряду с бакалавриатом и магистратурой, в некоторых вузах нашей страны продолжается подготовка специалистов. Специалитет как уровень высшего образования сохранен для тех специальностей, по которым подготовка в более краткие сроки затруднена, например, при подготовке врачей. Прием на обучение по программам специалитета осуществляется на конкурсной основе на базе среднего общего образования (11 классов) или среднего профессионального образования (уровень подготовки специалистов среднего звена). Данный уровень отличается большей продолжительностью реализации образовательных программ (не менее 5 лет), сочетанием базовой и специальной подготовки по избранной специальности.

Выпускнику освоившему образовательную программу специалитета присваивается квалификация "специалист", которая позволяет не только работать по избранной специальности, но и вести научно-исследовательскую деятельность. Специалитет относятся ко второму уровню высшего образования, поэтому, в отличие от бакалавриата, данный уровень дает право на поступление не только в магистратуру, но и в аспирантуру.

Уровень подготовки кадров высшей квалификации или аспирантура является третьим уровнем высшего образования. Прием на обучение по программам аспирантуры осуществляется на конкурсной основе на базе высшего образования (уровень специалитета или магистратуры). Обучение в аспирантуре продолжается 3-4 года и заканчивается присвоением квалификации "Исследователь. Педагог исследователь".

Студент, осваивающий программу аспирантуры, готовится к научно-исследовательской деятельности в области образования и социальной сферы и преподавательской деятельности по программам высшего профессионального образования.

После завершения профессиональной подготовки в образовательной организации и получения диплома о среднем профессиональном или высшем образовании, у педагога открываются большие возможности дальнейшего развития в профессиональной сфере. Этому способствует дополнительное образование.

Дополнительное профессиональное образование реализуется как в специализированных организациях, так и в организациях профессионального образования. В соответствии с ФЗ "Об образовании в РФ"[1], педагогические работники имеют право не реже одного раза в три года проходить курсы повышения квалификации. Повышение квалификации педагогов проводится с целью обновления знаний, развития приобретенных ранее компетенций с учетом постоянно меняющихся требований системы образования. Программы повышения квалификации педагогов рассчитаны на разное количество учебных часов – от 18 до 108. Слушатели курсов повышения квалификации имеют право влиять на формирование образовательных программ и выбирать отдельные дисциплины с учетом индивидуальных образовательных потребностей. По завершении обучения, педагог получает удостоверение или сертификат о прохождении курсов повышения квалификации.

Если педагог хочет освоить новый для него вид деятельности (например, вести занятия по новой учебной дисциплине, работать в образовательной организации, реализующей программы другого уровня), он может пройти обучение по программам профессиональной переподготовки. Данные программы более длительные (от 250 часов и более) и предполагают изучение новых учебных и научных дисциплин, нацелены на формирование новых компетенций, необходимых для овладения новым видом профессиональной деятельности. По завершении программ профессиональной переподготовки педагогам выдается диплом о профессиональной переподготовке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: