ЗАДАНИЕ 1 ДЛЯ II ГРУППЫ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)




Читайте нас. 18

«Биология. Всё для учителя!» Один выпуск в месяц Подписные индексы в каталогах:

«Роспечать» 46390, «Почта России» 35348. Учредитель: 000 «Издательская группа "Основа"». Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС 77-40050 от 27 мая 2010 года. Директор Кожин В. В.

Адрес редакции: 125367 Москва, Волоколамское шоссе, домовладение 89 Адрес для писем и корреспонденции: 125222 Москва, а/я 8, «ИГОснова"», тел. (495) 66-432-11, e-mail: info@e-osnova.ru Интернет: www.e-osnova.ru Отдел подписки: (495) 66-432-11, info@e-osnova.ru Отдел по работе с авторами: (495) 66-432-11, avtor@e-osnova.ru Рекламный отдел: (495) 66-432-11, reklama@e-osnova.ru Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Автор публи­кации отвечает за достоверность фактов, цитат, собственных названий. Ответственность за рекламную информацию несёт рекламодатель. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Отпечатано в ОАО «Щербинская типография». Адрес: 117623 г. Москва, ул. Типографская, дом. 10, тел. 659-23-27. Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Подписано в печать 08.02.2017. Тираж 2500 экз.; первый завод: 1200 экз. Заказ № 224. Цена свободная. Все права защищены. Любое использование материалов или их фраг­ментов возможно только при наличии письменного разрешения 000 «Издательская Группа "Основа"». Для детей парше 16 лет. © 000 «Издательская Группа "Основа"», 2017


В НОМЕРЕ:

Мастерская педагога

Бердникова Е. Г.

Проектное обучение на основе дифференцированных заданий как средство достижения планируемых результатов учащихся.

. 2

Разработка темы

 

Горячева Н. А.

Комплект сценариев уроков биологии для 7 класса

на тему «Грибы»......................................................................... 9

Современный урок

Климшина В. В.,

Живое и неживое под микроскопом. 5 класс ТТгГТ. 18

Харланюк О. И.

Транспортные системы организма человека.

8 класс.......................................................................................... 26

Данилова Ю. В.

Тип Плоские черви. Белая планария. 7 класс. ТТУТТ. 28

В рамках ФГОС

Коновалова И. М. ^^

Лишайники. 7 класс .................................................................... 31


 


БИОЛОГИЯ. 8СЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!


№ 3 (75) март 2017 г.


МАСТЕРСКАЯ ПЕДАГОГА


ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЬГХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ*

Е. Г. Бердникова, учитель биологии высшей категории, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ

средней школы № 3, р. п. Ильиногорск, Володарский муниципальный р-н, Нижегородская обл.

В материале показаны возможности использования дифференцированных учебно-познавательных и учебно-практических задач, способствующих формированию проектных/метапредметных, предмет­ных компетентностей школьников при организации уроков биологии на основе проектного обучения.


Федеральный образовательный стандарт основ­ного общего образования (далее ФГОС ООО) ори­ентирует образовательный процесс на достижение учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы и получение объективной информации о достижении результа­тов образования.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО, сис­тема планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учеб­но-практических задач, которые осваивают учащи­еся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе на государственную итоговую аттестацию выпуск­ников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учеб­ного предмета: личностных, регулятивных, комму­никативных, познавательных) с учебным материа­лом, прежде всего с опорным, служащим основой для последующего обучения.

Достижение планируемых результатов оцени­вается на базовом, повышенном и творческом уров­нях. Достижение планируемых результатов на ба­зовом уровне свидетельствует о сформированности знаний, умений и способов деятельности по биоло­гии, которые необходимы для успешного продол­жения обучения на уровне среднего образования и предполагает освоение опорной системы знаний и правильное выполнение учебных действий при решении несложных учебных и учебно-практичес­ких задач. Достижение результатов на повышенном и творческом уровнях позволяет судить о более вы­соком уровне биологической предметной компетен­ции, способности творчески применять полученные


в школе знания для решения широкого круга учеб­но-познавательных и учебно-практических задач.

Кроме того, в числе ведущих метапредметных образовательных результатов во ФГОС 000 выде­лено непосредственно формирование у обучающих­ся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися ре­зультатов исследования, предметного или меж­предметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно или социально значи­мой проблемы.

Таким образом, исходя из требований ФГОС 000, необходимо организовать освоение обучающи­мися опыта учебно-исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения учебного предмета биологии с учетом реализации дифференцирован­ных компетентностно-ориентированных учебно-познавательных и учебно-практических задач.

В 8 классе учащиеся получают знания о челове­ке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социаль­ной среды. Дается определение систематического положения человека в ряду живых существ, его ге­нетическая связь с животными предками, что поз­воляет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях орга­низации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, по­лученные в курсе, научно обосновывают необходи­мость ведения здорового образа жизни.

Практика показала, что метод проектов приме­ним для уроков биологии, вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность развить исследова­тельские и проектные способности каждого ребенка.


* На примере темы «Транспорт веществ». 8 класс. Методическая разработка составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, про­граммы основного общего образования по биологии, учебно-методического комплекса Н. И. Сонина «Биология. 5-9 классы (Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Г. М. Пальдяева. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2013). Данный концентрический курс соответствует Федеральному госу­дарственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрен РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включен в Федеральный перечень учебников.


№ 3 (75) март 2017 г.


БИОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!


МАСТЕРСКАЯ ПЕДАГОГА


К общим чертам различных способов дифферен­циации относятся построение обучения на основе четко сформированных учебных целей, использо­вание стандартизированных механизмов, которые программируют деятельность учащихся и позво­ляют им работать в собственном темпе без помощи учителя; диагностическое тестирование и соответ­ствующая коррекция обучения, независимость от­дельных отрезков учебного процесса, которая поз­воляет дифференцировать его программу и резуль­таты. Возникает положительный настрой к учению и рост самоценности личности конкретного обучае­мого через сравнение результатов его собственной работы на различных этапах обучения.

Основная идея проектно-дифференцированно-го обучения заключается в том, чтобы учащийся самостоятельно выполнял полный проектный цикл: от поиска проблемы и замысла до изго­товления продукта и его презентации.

Продемонстрируем как на различных этапах проектной деятельности, при реализации различ­ных типов уроков (урок-проект, урок формирова­ния проектных компетенций, проектный модуль) возможно использование дифференцированных за­даний.

Подготовительный (осознание учащимися по­требности в преодолении противоречия между «знанием» и «незнанием», «умением» и «неуме­нием (актуализация)) и проектировочный этапы (проблематизация, целеполагание, планирование, моделирование).

Проблематизация учебной/проектной ситуа­ции: описание учащимися своих жизненных зна­ний и умений по теме проекта.

На уроке по теме «Органы кровообращения» (приложение 1) учитель выявляет имеющиеся зна­ния по теме, задает учащимся следующие вопросы: «Какие органы относятся к органам системы кро­вообращения?» Далее предлагает рассмотреть схе­мы кровеносной системы позвоночных животных и ответить на вопрос: «По какому пути шла эволю­ция системы органов кровообращения?» Учащиеся совместно с учителем приходят к выводу о том, что эволюция органов кровообращения шла по пути усложнения, и совместно формулируют проблему: «Почему, с одной стороны, эволюция системы ор­ганов кровообращения хордовых шла по пути ус­ложнения, становясь высокоспециализированной, а с другой — сегодня самая высокая смертность людей связана с заболеваниями органов сердечно­сосудистой системы?»

На уроке-проекте по теме «Работа сердца» (при­ложение 2) на подготовительном этапе учитель орга­низует действия учащихся по выявлению и форму­лировке проблемы: «Известно, что сердце человека

БИОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ! ■


за сутки перекачивает около 10 000 литров крови. Работа, которую выполняют желудочки, равна 180 000 кДж. Такую работу выполняет подъёмный кран, поднимая груз в 1 тонну на высоту пятиэтаж­ного здания». Совместно с учителем формулируют проблему: «С одной стороны, для сердца характер­на высокая работоспособность, с другой — нет "ви­димой усталости", а в случае, если сердце перестает работать, то наступает смерть человека».

Проблема: «Чем обеспечивается высокая рабо­тоспособность сердца в течение всей жизни? »

На уроке по теме «Заболевания органов крово­обращения, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях» учитель обра­щает внимание учащихся на следующую статистику: ежегодно от болезней сердца умирают около 17 мил­лионов человек, что составляет примерно 29 % всех случаев смерти. Так, например, 7,2 миллиона чело­век умирают от ишемической болезни сердца (ИБС), а 5,7 миллиона — в результате инсульта. Проблема была сформулирована следующим образом: «Поче­му сердечно-сосудистые заболевания — основная причина смертности людей на Земле?»

На стадии актуализации использовались вопро­сы базового уровня, которые предполагают выяв­ление у учащихся ранее полученных знаний, а на стадии проблематизации проектировочного эта­па использовались задания повышенного уровня, предполагающие свободные развернутые ответы, которые требуют определенной логики изложения материала, наличия необходимых выводов, реше­ний. Задания со свободным развернутым ответом являются наиболее сложными для выполнения (решения) учащимися, поэтому при их оценивании учитывается то, насколько правильно учащийся смог увидеть проблему и ее сформулировать.

Достижение планируемых результатов:

Регулятивные УУД: понимают и формулируют проблему с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: высказывают собствен­ную точку зрения, доказывают или опровергают ее; слушают и слышат другое мнение, ведут дис­куссию.

Личностные результаты: осознание того, что здо­ровье — это главная ценность человека, понимание значения знаний о строении и функциях сердечно­сосудистой системы для собственного здоровья.

Целеполагание в учебной/проектной деятельнос­ти: понимание и принятие учащимися цели, сфор­мулированной учителем или учащимися.

На этапе целеполагания учащиеся совместно с учи­телем или самостоятельно формулируют цель, на­правленную на решение проблем. Например, на уро­ке по теме «Органы кровообращения» учащиеся фор­мулируют следующую цель проекта: создать модель «Строение и функции органов кровообращения».

■ № 3 (75) март 2017 г.


МАСТЕРСКАЯ ПЕДАГОГА


Достижение планируемых результатов:

Регулятивные УУД: формулируют самостоятельно или с помощью учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы.

Планирование учебной/проектной деятельности: определение с помощью учителя последовательности шагов или разработка учащимися плана деятельнос­ти по созданию конкретного проектного продукта.

На уроке по теме «Заболевания органов крово­обращения, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях» учащиеся раз­рабатывают следующий план проектной деятель­ности:

/, Сбор информации

1. Необходимо выяснить факторы, негативно вли­яющие на сердечно-сосудистою систему, а так­же причины сердечно-сосудистых заболеваний, их симптомы и предупреждение.

2. Проанализировать влияние алкоголя, наркоти­ков, табакокурения на работу сердца и сосудов.

3. Разработать профилактические правила, на­правленные на сохранение и укрепление сер­дечно-сосудистой системы.

4. Охарактеризовать виды кровотечений. Уметь определять их и оказывать первую медицин­скую помощь.

//. Распределение обязанностей и выполнение проектных заданий (проектные дифференцированные задания заранее разрабатывает учитель)

III. Систематизация материала в виде схем

IV. Создание рубрик бюллетеня

V. Презентация проектной работы

VI. Разработка критериев, оценка и рефлексия
проектной деятельности

Достижение планируемых результатов:

Регулятивные УУД: планируют собственную учеб­ную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя.

Коммуникативные УУД: работают группах: рас­пределяют спланированные действия в соответ­ствии с поставленными задачами; высказывают собственную точку зрения, доказывают или опро­вергают ее; слушают и слышат другое мнение, ве­дут дискуссию, оперируют фактами как для дока­зательства, так и для опровержения существующе­го мнения;

Познавательные УУД: анализируют и оценивают информацию, строят логическое рассуждение.

Этап реализации (технологический) — решение главной проблемы урока, разработка запланирован­ного учебного продукта. Учащиеся индивидуально


или в совместно-распределенной форме выполняют учебно-познавательные действия, направленные на самостоятельный поиск и решение учебно-по­знавательных задач и учебно-практических задач, результаты своих действий представляют в виде учебного/проектного продукта.

Этап реализуется в соответствии с планом дей­ствий. Учащиеся осуществляют проектную де­ятельность в парах, группах и индивидуально.

Данный этап может осуществляться как под руководством учителя, так и самостоятельно че­рез выполнение проектных дифференцированных заданий, решения которых являются промежуточ­ными результатами проектных продуктов. Приве­дем примеры проектных заданий базового, повы­шенного и творческого уровней.

Заключительный (оценка и рефлексия). На этом этапе учащиеся обобщают и оценивают получен­ные знания, рефлексируют освоенные способы дей­ствий, формулируют будущее развитие получен­ных на уроке знаний и умений.

Рефлексия учебной деятельности включает: оценку качества проектного продукта и оценку проектных действий; рефлексию собственных дей­ствий в проекте его создателей; проведение зачет­ных контрольно-оценочных мероприятий. Оцени­вание качества проектного продукта и проектных действий осуществляется в соответствии с разрабо­танными критериями. (Приложения 3, 4)

Рефлексия собственных действий в проекте осу­ществляется в соответствии с «индивидуальным табелем учащегося учета работы над проектом». (Приложение 5)

УРОК-ПРОЕКТ «ОРГАНЫ' КРОВООБРАЩЕНИЯ» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1-1)

ЗАДАНИЕ 1 ДЛЯ I ГРУППЫ(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Вставьте пропущенные слова.

Сердце сокращается и выбрасывает кровь в со­суды, которые пронизывают все наше тело. Среди них различают артерии,... и... Стенки сосудов (ар­терий и вен) состоят из трёх слоев..., стенки капил­ляров состоят...

1. Артерии — это сосуды, по которым кровь течет...

2. Вены — это сосуды, по которым кровь течет...

3. Капилляры — это... сосуды, которые участвуют...

Достижение планируемых результатов

Предметные результаты: знают строение сосудов и находят отличия артерий, вен, капилляров по их выполняемым функциям.

Регулятивные УУД: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий, вносят необ­ходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.


№ 3 (75) март 2017 г. БИОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!


МАСТЕРСКАЯ ПЕДАГОГА


Коммуникативные УУД: работают в группах: вы­деляют главные и существенные признаки поня­тий, составляют описание изучаемого объекта.

Познавательные УУД: анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую.

Личностные результаты: осознают то, что здоро­вье — это главная ценность человека, понимают значение знаний о строении и функциях сердеч­но-сосудистой системы человека для собственного здоровья.

ЗАДАНИЕ 1 ДЛЯ II ГРУППЫ(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Внимательно рассмотрите рисунок «Строение сердца», подпишите его части и закончите предло­жения:

1. Сердце располагается в... полости. Оно несколь­ко сдвинуто влево.

2. Размеры сердца примерно равны...

3. Сердце взрослого человека имеет массу, равную...

4. Сердце работает в течение всей жизни человека, сокращаясь... минуту и нагнетая в артериаль­ную систему около... крови в сутки.

5. Благодаря особым свойствам ткани сердца оно способно...

6. Сердце расположено в околосердечной сумке —..., содержащей серозную жидкость, предохра­няющей сердце от трения.

7. Стенка сердца состоит из трех слоев:...

8. Сердце состоит из... камер (отделов) — двух... и двух... (левого и правого).

9. Правая и левая части сердца разделены...


Достижение планируемых результатов:Предметные результаты: знают строение сердца; описывают строение сердца, используя рисунок.

10. Предсердия и желудочки каждой половины сердца сообщаются между собой. На границе между ними имеются...

11. Они устроены так, что пропускают кровь толь­ко в сторону желудочков, препятствуя обрат­ному кровотоку. Благодаря этому кровь может двигаться...


Регулятивные УУД: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий; вносят необ­ходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные УУД: работают группах: состав­ляют описание изучаемого объекта «сердце челове­ка»; высказывают собственную точку зрения, дока­зывают или опровергают ее; оперируют фактами.

Познавательные УУД: анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую.

Личностные результаты: осознают то, что здоро­вье — это главная ценность человека, понимают значение знаний о строении и функциях сердеч­но-сосудистой системы человека для собственного здоровья.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: