Тема 1. Корпорации как эффективная форма интеграции в рыночной экономике.




Орехов С.А., Селезнев В.А. Курс лекций к курсу

«Теория корпоративного управления»

Оглавление

Введение. 1

Тема 1. Корпорации как эффективная форма интеграции в рыночной экономике. 2

Общие сведения. 10

Тема 2. Виды корпораций, их классификация. 11

Общие сведения. 28

Тема 3. Корпорация в международной экономической системе. 32

Общие сведения. 47

Тема 4. Корпоративные объединения и проблемы монополизации. 50

Общие сведения. 64

Тема 5. Особенности организации управления корпорацией. 66

Общие сведения. 72

Тема 6. Управление корпорацией на основе контрольных пакетов акций. 75

Общие сведения. 83

Тема 7. Корпоративное управление процессом интеграции предприятий. 85

Общие сведения. 89

Тема 8. Механизм функционирования корпорации (объединений предприятий). 90

Общие сведения. 95

Тема 9. Реализация системы корпоративного управления посредством использования тактики слияний и поглощений. 97

Общие сведения. 102

Тема 10. Корпоративные отношения. 104

Общие сведения. 111

 


Введение

Курс лекций подготовлен в соответствии с учебной программой курса "Теория корпоративного управления"[1] и предназначен для изучения учебной дисциплины на лекционных занятиях и в процессе самоподготовки студентов.

Целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов теоретической базы и практических навыков в области корпоративного управления, что даст возможность овладеть системными принципами и методами корпоративного управления, необходимыми для формирования отечественной корпоративной культуры.

В данном курсе широко использованы материалы монографии Орехова С.А. "Диверсифицированные корпоративные объединения: проблемы статистического анализа", Бандурина А.В. "Деятельность корпораций", уделено особое внимание функционированию и развитию корпораций, проблемам построения корпоративных структур, использованы труды Мильнера Б.З. "Теория организации", Смирновой В.Г. и Мильнера Б.З. "Организация и ее деловая среда". При освещении экономико-правовых аспектов корпоративного управления и деятельности корпораций использовано учебное пособие Кашаниной Т.В. "Корпоративное право".

В данном учебном пособии рассматриваются все компоненты современных корпоративных структур, большое внимание уделено построению корпоративных отношений, в том числе раскрытию таких понятий, как корпоративный климат и корпоративная культура с учетом поведения участников корпоративных отношений и социальных отношений между ними.

Анализ особенностей построения современных корпоративных структур проводится на основе организационного подхода, с учетом того, что теория корпоративного управления должна базироваться на синтезе существующих концепций и направлений, сформировавшихся за довольно короткий период существования научных знаний об организациях, особенно о корпоративных структурах.

Отдельные материалы данного курса лекций могут быть использованы для более глубокого освоения таких учебных курсов, как: "Управление финансами корпораций", "Менеджмент финансово-промышленных групп", "Теория организаций", "Стратегия и тактика слияний и поглощений", "Риск-менеджмент", "Рынок ценных бумаг", "Финансовый менеджмент", "Инвестиционный менеджмент" и многих других, предполагающих изучение особенностей проектирования и функционирования различных высокоинтегрированных и диверсифицированных корпоративных структур, как в срезе влияния на национальную экономику, так и в формировании устойчивых внешнеэкономических связей.

Изучение данного курса предполагает наличие у слушателей определенных правовых знаний и умения работать с постоянно совершенствующейся нормативной базой.

Освоение курса лекций позволит углубить теоретические знания в области практического менеджмента, а любому потенциальному менеджеру предоставит возможность увеличить эффективность самостоятельной разработки, принятия и реализации эффективного управленческого решения.

Тема 1. Корпорации как эффективная форма интеграции в рыночной экономике.

Корпорации являются неотъемлемым элементом любой экономики. Следовательно, наличие эффективной структуры корпоративного управления является вопросом чрезвычайной важности. Корпоративное управление включает в себя способ управления деятельностью отдельной корпорации со стороны совета директоров и менеджмента, что затрагивает такие аспекты, как:

· постановка корпоративных целей (включая извлечение экономической выгоды для собственников);

· управление текущей деятельностью корпорации;

· учет интересов участников корпоративных отношений;

· обеспечение соответствия корпоративной деятельности и корпоративной культуры требованиям действующего законодательства, нормативной базе и общепринятым нормам делового оборота;

· защита интересов акционеров и инвесторов.

Корпорация — это коллективное образование, организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединенных капиталах (добровольных взносах) предусматривающая долевую собственность, осуществляющая какую-либо социально полезную деятельность, и характеризующаяся значительной концентрацией управленческих функций на верхнем уровне иерархической структуры.

Данная форма организации предпринимательской деятельности имеет широкое распространение в экономически развитых странах. Главной функцией корпоративного управления является организация деятельности корпорации в интересах акционеров, как источников финансовых ресурсов.

Корпорация, как организация, представляет собой искусственно созданную социальную группу институционального характера, выполняющую определенную общественную функцию (производство, накопление, распределение и упорядоченное распределение денежных средств), ориентированную на достижение взаимосвязанных и специфических целей в определенной области человеческой деятельности.

Исходя из того, что корпорация представляет собой коллективное образование, организацию, имеющую статус юридического лица, образованную объединением капиталов (добровольных взносов) и осуществляющую какую-либо социально полезную деятельность, можно выделить определенные признаки, характеризующие такие корпоративные образования:

1. Ассоциация, союз лиц, организованный коллектив, подчиненный групповым интересам.

2. Объединение капиталов (взносов), размер которых может быть строго определен.

3. Различные сферы деятельности корпораций (производство, финансы, создание материальных благ, торговля, сырьевые и перерабатывающие отрасли).

4. Статус юридического лица, подтвержденный фактом регистрации в государственном органе.

В зависимости от преследуемой цели (извлечение прибыли или нет) корпорации можно разделить на две группы — коммерческие и некоммерческие. Большинство корпораций создается для выполнения деятельности, приносящей прибыль. Некоммерческие корпорации получают известные льготы или совсем освобождаются от налогов либо получают дотации и средства от государства.

Схема 1. Понятие корпорации.

Согласно одной из нескольких точек зрения, первые корпорации появились в Древнем Риме, где в руках отдельных римлян сосредоточились большие богатства и объемы торговли, и при осуществлении крупных предпринимательских действий они объединялись. Такие древние корпоративные объединения, в которых отсутствовали признаки современной корпорации, не обладали высокой степенью интеграции, но тем не менее отличались от простой совокупности нескольких лиц (личных обществ). Древние корпорации не оказывали решающего влияния на экономику.

В средние века существовали торговые гильдии, возникающие для организации совместных торговых путешествий в зарубежные страны, морские товарищества и союзы, горные товарищества, генуэзские маоны (первоначальная форма финансового бизнеса).

Формирование корпоративного строя происходило в Англии и Голландии, а под их влиянием во Франции и Германии. С развитием промышленности и торговли правительства западноевропейских стран все активнее участвовало в процессе формирования корпораций, регулировало их внешние и внутренние отношения.

В Северной Америке в XVIII веке крупные корпорации встречались редко, однако к концу XIX века их количество увеличилось. К началу XX века с усилением процесса концентрации производства повысилась роль крупных корпораций, и они стали доминирующим фактором в американской экономике, получив широкие права в осуществлении своей деятельности.

В настоящее время корпорации строятся по принципу акционерных обществ, с ограниченной ответственностью держателей ценных бумаг, выпущенных с целью объединения крупного капитала. Процесс укрупнения корпораций обусловливает необходимость регулирования внутренних отношений с помощью корпоративных норм. Объединения в корпорации юридических лиц дало возможность создавать суперакционерные общества. Таким образом, появляются ассоциированные капиталисты: в Германии более распространены картели, концерны, во Франции — синдикаты, в Англии, США — держательские (холдинговые) компании. Некоторые из них стоят во главе целых отраслей.

В США все корпорации делятся на четыре группы:

· публичные (public);

· полупубличные (quasi-public);

· предпринимательские (business);

· непредпринимательские (non-profit).[2]

Американские ученые (Д. Речмон, М. Мескон, К. Боуви и Д. Тилл) используют несколько другую терминологию:

· государственные корпорации (организованные федеральным правительством или правительствами штатов в особых целях);

· квазигосударственные корпорации (коммерческие предприячтия, обладающие монополией на оказание основных общественных услуг);

· частные корпорации (коммерческие и некоммерческие).

Публичные — государственные и муниципальные. Органы городов, округов, селений. Являются подразделениями государственного аппарата и осуществляют управленческую деятельность.

Полупубличные — служащие общим нуждам населения (в области снабжения населения газом, водой, электричеством, ирригационные, железнодорожные), а также предприятия оборонного, космического комплекса. Существуют на деньги налогоплательщиков, в ряде случаев освобождаются от налогов. Все остальные корпорации относятся к частным, государство не принимает участие в их создании. Они делятся на непредпринимательские (религиозные организации, в области образования, благотворительные фонды) и предпринимательские, создаваемые с целью получения прибыли, доминирующие в экономике США, обладая политическим влиянием.

Современные корпорации очень сложны по своей структуре. Так, например, в рамках концерна осуществляется горизонтальное и вертикальное комбинирование, создается научно-технический центр. В последнее время развиваются процессы диверсификации и возникают объединения, в которых под единым руководством группируются предприятия, относящиеся к различным отраслям народного хозяйства, т.е. конгломераты.

Нередко создаются различные объединения объединений — системы компаний. В результате возникает новая система управления ими, главной особенностью которой является контроль без бремени собственности, господство без хозяйственных рисков.

Тенденция к образованию крупных корпоративных объединений частично объясняется более низкими издержками производства и сбыта продукции. Крупные размеры корпораций обусловлены стремлением к эффективности производства. Только крупная корпорация способна применять современные технологии и передовые изобретения, требующие крупных затрат, создавать исследовательские лаборатории, привлекать ученых, инженеров, техников. Этим достигается получение контроля над значительной частью рынка, непосредственное воздействие на уровень цен, влияние на размеры и распределение национального продукта, уровень занятости и покупательскую способность населения.

Корпоративный строй в промышленно развитых странах на современном этапе отличается следующими особенностями[3]:

1. принцип частного владения в предпринимательстве вытесняется принципом владения коллегиального (акционерного, государственного);

2. постепенное сведение на нет частной собственности повлекло за собой и ослабление стимула к получению прибыли. Сейчас в качестве стимула выступают, помимо сохранения права распоряжаться своими капиталовложениями, категории нематериального (морально-идеального) свойства: степень влияния на правительство, возможность новых начинаний, общественное признание;

3. в обществе происходит разделение единого ранее центра власти на два: формальный (правительственный) и фактический (корпоративный);

4. все более заметен переход от решений, диктуемых свободным рынком, к решениям, принимаемым административной группой (необязательно правительственной).

В результате проведенных в России экономических реформ термины "корпорация", "корпоративное управление" стали все чаще использоваться в средствах массовой информации и в литературе, постепенно формируя представление о системе управления, принятой корпорациями, как об одном из способов эффективного управления и вывода российских предприятий из кризиса. Наряду с этим, активное сотрудничество с зарубежными партнерами предоставило возможность российским руководителям различных рангов изучать опыт корпораций передовых зарубежных стран, а разрабатываемое российское законодательство породило много вопросов и сомнений по этому поводу.

Для успешного функционирования корпорации необходимо наличие следующих принципиальных условий: развитость экономики, освоенное населением предпринимательство, сосуществование различных форм собственности (защищаемых государством и уважаемых населением), достаточное количество профессиональных управляющих (менеджеров). Без их выполнения и до тех пор, пока в масштабах государства (отдельного региона) или в отдельной отрасли не будут созданы необходимые правовые и экономические предпосылки для успешной деятельности корпораций, преждевременно утверждать об эффективной реализации принципов корпоративного управления.

В Российской практике, несмотря на относительную непродолжительность процесса перераспределения собственности, можно выделить определенные этапы формирования структур корпоративного управления.

После 1917 г. хозяйственные отношения в России существенно изменились и стали основываться на таких категориях, как план, государственное регулирование, целесообразность. Имущественный оборот распался на государственный, основанный на методах централизованного регулирования и частный - обслуживающий потребителей. На первых порах существовали тресты и синдикаты. Дальнейшее свертывание товарно-денежных отношений и усиление планово-регулирующих начал в обществе окончательно превратило синдикаты в министерства, которым подчинялись через звенья-посредники (тресты) предприятия, впоследствии ставшие государственными. В процессе экономического развития России формировались определенные предпосылки создания эффективной корпоративной среды, но в то же время возникали определенные противоречия в системах корпоративного управления. Периоды развития были связаны с новым пониманием руководством страны экономических проблем и выработкой путей их решения. Период до 1987 г. характеризовался тем, что административно-командные методы централизованного управления государственной экономикой со временем перестали соответствовать требованиям макроэкономической ситуации. Отстраненные от реального участия в управлении предприятиями работники среднего и нижнего уровня в перестроечное время организовывали мелкий кооперативный бизнес или индивидуальное предпринимательство, однако в связи с отсутствием должного экономико-правового регулирования это не дало большого экономического эффекта. Корпоративность как система управления производством все больше отождествлялась с клановостью партийно-номенклатурной элиты и вызывала противоречивое отношение начинающих предпринимателей.

В этот период корпоративная среда походила на систему партийно-хозяйственных активов, в которой все ключевые посты на предприятиях распределялись не в соответствии с профессионализмом управляющих, а по старым партийно-номенклатурным связям. На рынке труда в то время отсутствовали отечественные высококвалифицированные независимые управляющие, а предприятия в свою очередь не были готовы высоко оплачивать квалифицированный труд зарубежных управляющих. Между странами с развитой рыночной экономикой и странами бывшего социалистического лагеря не был налажен обмен накопленным корпоративным опытом.

В период с 1987 г. по 1991 г. происходил распад монополизированной и централизованной организации хозяйства; поощряемая самостоятельность и разрешенная аренда предприятий побудили директорский корпус к поэтапному их подчинению группам работников, разделявшим позицию первых руководителей, то есть корпоративность приобретала оттенок лояльности власти; предусмотренное законодательными нормами участие коллективов в управлении предприятиями через советы трудовых коллективов не получило развития в силу неподготовленности работников к эффективному участию в управлении и нежелания руководителей "делиться властью". Для данного периода характерно становление основ корпоративности директорского корпуса и структур, приближенных к партийно-номенклатурным органам управления. Помимо промышленного в России возник и начал развиваться финансовый капитал в банковском и страховом секторах экономики. Появились источники и первые инструменты накопления капитала.

В период с 1991 г. по 1994 г. в результате активной чековой приватизации произошло первичное перераспределение собственности среди директорского корпуса и сформированных финансово-банковских структур; участие в приватизации было возможно, прежде всего, через открытое и скрытое сотрудничество с администрацией регионов и Госкомимущества России; создаваемые в ходе приватизации на базе крупных государственных предприятий акционерные общества уже можно было относить к корпорациям, но неразработанность акционерного права, недооцененность имущества, а также неподготовленность персонала предприятий сводили корпоративное управление к традиционным методам управления, которые в исполнении непрофессиональных менеджеров приводили к дальнейшему развалу и банкротству предприятий.

В то же время начал складываться определенный корпоративный стиль взаимоотношений отдельных структур, таких, как банковский капитал, нефтегазовые предприятия и другие, когда на смену государственным органам управления приходят самоуправляемые корпорации. Отчужденность же большинства населения от активных процессов участия в управлении собственностью, потеря рабочих мест и экономическая безграмотность сформировали негативное отношение ко всем процессам реформирования экономики. Но именно в этот период были заложены основы настоящей корпоративности среди новых предпринимательских структур, созданных молодыми (образованными, честолюбивыми) предпринимателями, у которых было только два пути: или войти в кооперацию с бывшими государственными структурами, или противопоставить им цивилизованный бизнес, основанный на опыте зарубежных корпораций. К тому же на принимаемые в корпорациях решения начало влиять уже полученное качественное зарубежное образование в новых для российской экономики сферах: на финансовом и фондовом рынках, на рынке обязательств, в маркетинге, менеджменте. Активное взаимопроникновение западных и российских корпораций, совместная работа на российском фондовом рынке неизбежно подталкивали российские корпорации к пониманию особенностей корпоративного управления.

В период с 1994 г. по август 1998 г. происходила денежная приватизация в условиях принятия законов об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, Гражданского кодекса РФ, уточнения законодательства о приватизации. Активно формируется инфраструктура рынка: инвестиционные корпорации и фонды, депозитарии и регистраторы, паевые инвестиционные фонды, страховые корпорации, аудиторские и консалтинговые корпорации, пенсионные фонды и др. Крупные зарубежные корпорации открывают в России свои филиалы, представительства или создают совместные фирмы.

Основная тяжесть проблемы привлечения инвестиций перемещается с федерального центра на регионы. Региональные власти принимают местные законы об образовании страховых фондов для привлечения инвестиций, а объектом купли-продажи в соответствии с принятыми региональными законами становится земля и другие объекты недвижимости.

Период с августа 1998 г. по настоящее время. Ситуация внешнего и внутреннего дефолта, общий недостаток финансовых ресурсов. Бегство капиталов из России заставляют искать новые финансовые инструменты или новые механизмы использования старых активов.

Напряженность на валютном рынке наряду с практически полным отсутствием рынка корпоративных ценных бумаг делают региональные финансовые инструменты практически единственным способом защиты от инфляции и получения дохода в России.

На этом фоне проявляется слабая подготовленность российских менеджеров (особенно высшего эшелона управления) к выбору стратегии развития, привлечению капиталов и инвестиций, удержанию и завоеванию рынков сбыта, учету истинной мотивации партнеров по бизнесу. Все это приводит к дальнейшему перераспределению собственности, но уже на фоне понимающих свои права акционеров. Коррупция и беспредел теневого капитала заставляют высший менеджмент выбирать одно из двух направлений: либо входить в контакт с мафиозными структурами и постепенно терять управление, либо строить такую систему корпоративных отношений, которая позволяла бы сохранить и себя, и собственность.

Корпоративное управление строится на базисе отработанных и действенных норм в сфере финансов, ценных бумаг, управления, трудовых взаимоотношений, контрактных обязательств, договорной деятельности, организационных структур, маркетинга. При наличии базовых государственных документов и накопленного опыта можно строить систему корпоративных отношений на уровне конкретной корпорации, задавая, таким образом, ориентиры для всей российской экономики.

В каждом конкретном случае корпорация в лице ее высшего менеджмента делает выбор в пользу постепенного включения работников в систему деловых взаимоотношений в сфере собственности вместо жесткого управления наемным персоналом. Это представляет важнейшую тенденцию в становлении и формировании нормальных корпоративных отношений.

За последние годы в России создано несколько крупных корпораций. По стратегии и экономическим размерам среди них можно выделить «чемпионов», таких как российские ТНК, например, ВНИК «ЛУКойл», МФПГ «Точность», «АвтоВАЗ», ОАО «ГАЗ», включая ее ФПГ «Нижегородские автомобили», РАО «ЕЭС России», ФПГ «Интерхимпром» и глобальная корпорация ОАО «Газпром». В каждой из этих структур был сконцентрирован большой экономический потенциал и действовал центр стратегического управления. На их предприятия приходилась большая часть ВВП, налоговых платежей и задолженности пред бюджетом. По их состоянию можно судить о тенденциях развития всей экономики России в целом. От того, как они будут работать, зависит вся жизнедеятельность государства, вся его экономическая, социальная и, в конечном счете, политическая ситуация.

Эти компании неравноценны по своим размерам, по составу предприятий, структуре собственности, консолидации и организации, по состоянию управления и корпоративному правлению (правлению высшего уровня).

В 80-е годы, до и во время перестройки, в стране создали несколько десятков всесоюзных производственных объединений и около 25 межотраслевых государственных объединений (МГО), таких как «Энергомаш», «Квантэми», «Технохим» и другие.

К лету 1991 года в России существовало 16 МГО, 17 концернов, около 80 консорциумов и 207 хозяйственных ассоциаций. Они могли стать основой формирования системы до 500 промышленных корпораций, способной обеспечить устойчивое развитие экономики страны. Пошло бы пусть медленно, но верное движение экономики вперед по пути развития цивилизованных рыночных отношений. Однако дефолт, после которого смогли выжить, с тем или иным успехом, только немногие компании, те, кто создал положительный баланс:

· основ, заложенных в советский период;

· результатов государственных решений после 1991 года;

· платежеспособность спроса;

· использование возможностей рынка;

· более и менее предсказуемого рынка;

Это относится к ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», РАО «Норильский никель», к ряду вертикально интегрированных нефтяных компаний, таких как «ЛУКойл», «Сургутнефтегаз», к нескольким финансово-промышленным группам, таким как ГКНПЦ им. Хруничева, ФПГ «Оборонительные системы» и «Точность». Немногим в нынешних условиях удается успешно работать. Ни одна из нынешних российских компаний, входящих в мировые рейтинги, не создана чистыми рыночными методами, для этого было слишком мало времени. Иностранные компании ведут свою историю из глубины веков, рыночные отношения отрегулированы и, имея законченную форму, все еще продолжают развиваться и совершенствоваться.

Участники корпоративных отношений. Устойчивое положение и эффективность деятельности корпорация зависит от профессионально построенных корпоративных отношений.

Корпоративная среда представляет собой область взаимодействия корпорации как объекта с теми, на кого она может в силу своих возможностей оказывать влияние. Ниже перечислим основных участников корпоративных отношений.

Участниками корпоративных отношений, прежде всего, являются акционеры, вступающие с корпорацией в особые отношения, делающие возможным само существование корпорации. Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях корпорации.

Без таких участников корпоративных отношений как потребители, невозможно существование корпорации. Потребители ожидают от корпорации качественной продукции и услуг по приемлемым ценам, хороший сервис и правдивую рекламу.

Схема 2. Участники корпоративных отношений.

Отношения служащих с корпорацией, начиная от обычных требований справедливой оплаты труда, переходят к другим аспектам взаимоотношений работодателя с работником: равенству возможностей, защите здоровья на рабочем месте, финансовой безопасности, невмешательству в личную жизнь, свободе самовыражения и обеспечению соответствующего уровня жизни.

Корпорации в процессе своей деятельности оказывают наибольшее воздействие на местное население. Соответственно местное население ожидает от корпораций непосредственного участия в решении проблем организации инфраструктуры, образования, транспорта, условий для отдыха, здравоохранения, охраны окружающей среды.

На общество в целом корпорации оказывают воздействие на национальном и международном уровнях. Деятельность корпораций находится под вниманием различных организаций и групп заинтересованных лиц, включая академические круги, властные структуры и средства массовой информации. Общество ждет от корпораций участия в решении проблем национального и международного масштабов, уплаты налогов и других обязательных платежей, при этом главной обязанностью корпораций перед обществом является забота о поддержании собственной экономической жизнеспособности в качестве производителя товаров и услуг, нанимателя и создателя рабочих мест. Наряду с этим, одной из главных мировых проблем, особенно в настоящее время, является проблема экологической безопасности производства. Такая категория, как поставщики, большую часть которых составляют, как правило, малые предприятия, ожидают от сотрудничества с корпорациями партнерских коммерческих отношений и своевременных взаиморасчетов. Эти взаимоотношения представляют собой важное звено любой экономической системы. Более подробно проблемы построения корпоративных отношений будут рассмотрены в теме 10 данного курса лекций.

Общие сведения

Изучив тему студент должен:

Знать:

1. Основные черты современной корпорации, а также порядок создания и регистрации отечественных корпораций.

2. Цели корпораций, структуру внутренней и внешней среды корпорации.

3. Организацию единой финансовой, инвестиционной и кредитной деятельности корпораций.

4. Порядок формирования стратегии корпорации.

5. Особенности, этапы становления и развития корпоративного управления в Российской Федерации.

Уметь:

1. Выявлять и анализировать проблемы корпоративного управления, в т.ч. связанные с интересами участников корпоративных отношений.

2. Обозначать различия и специфические особенности между отечественными и зарубежными корпоративными структурами.

3. Формировать стратегии корпорации.

Порядок изучения темы:

Для изучения темы выделяется 4 лекционных часа, 2 часа практических занятий, 2 часа самостоятельной работы. Предусмотрена самостоятельная работа студентов в формах:

1. Подготовка к лекциям.

2. Подготовка к семинарским занятиям.

3. Работа с Практикумом по курсу «Теория корпоративного управления» (Тема 1. П.п.1.1 и 1.2).

4. Подготовка докладов и рефератов.

5. Изучение дополнительной литературы.

План практических занятий

1. Корпорации в рыночной экономике. Основные проблемы корпоративного управления.

2. Общие вопросы деятельности корпораций.

Доклады и рефераты по теме:

1. Возникновение и развитие корпораций.

2. Основные черты современной корпорации.

3. Порядок создания и регистрации корпораций.

4. Проблемы корпоративного управления.

5. Цели и структура корпораций.

6. Проблема достижения баланса интересов ключевых участников корпоративных отношений.

7. Обоснование миссии и целей корпораций.

8. Консолидированная отчетность корпорации.

9. Экономическая среда деятельности российских корпораций.

10. Формирование инвестиционной политики корпорации.

Контрольные вопросы:

1. Какие цели преследуются при создании корпораций?

2. Каков порядок создания и регистрации корпораций?

3. Выделите основные этапы становления и развития корпораций.

4. Каким образом осуществляется определение экономической модели, целей и задач, направлений деятельности будущей корпорации?

5. Каковы основные признаки современной корпорации?

6. Назовите инструменты государственного регулирования, стимулирующие инвестиционную деятельность корпораций.

7. В чем заключается проблема корпоративных отношений?

8. Что собой представляет понятие «корпоративное управление»?

9. В чем заключается специфика корпоративного управления?

10. Объясните принцип действия механизма корпоративного контроля.

 

Основная литература:

1. Орехов С.А., Селезнев В.А. Теория корпоративного управления. Курс лекций. — М.: МЭСИ, 2002.

2. Орехов С.А., Селезнев В.А. Методические материалы к курсу «Теория корпоративного управления». — М.: МЭСИ, 2001.

3. Селезнев В.А. Практикум по курсу «Теория корпоративного управления». — М.: МЭСИ, 2002.

Дополнительная литература:

1. Андронов В.В. Корпоративное предпринимательство: менеджмент, финансы и государственное регулирование — М.: Экономика, 2002.

2. Бандурин А.В. Деятельность корпораций. — М.: Буквица, 1999.

3. Бандурин А. В., Зинатулин Л. Ф. Экономико-правовое регулирование деятельности корпораций в России. — М.: БУКВИЦА, 1999.

4. Беляева И.Ю. Интеграция корпоративного капитала и формирование финансово-промышленной элиты. (Российский опыт). — М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999.

5. Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика. — М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1998.

6. Кашанина Т.В. Корпоративное право. — М.: ИНФРА-М, 1999.

7. Масютин С.А. Механизмы корпоративного управления: Научная монография. —М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002.

8. Росс С., Вестерфильд Р., Джордан Б. Основы корпоративных финансов / Пер с англ. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

9. Селезнева Н.Н., Скобелева И.П. Консолидированная бухгалтерская отчетность: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

10. Фельдман А.Б. Управление корпоративным капиталом. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999.

11. Эскиндаров М.А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике. М.: Республика, 1999.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: