УРОК 1 «САМЫЕ ЗНАКОМЫЕ И САМЫЕ ТАИНСТВЕННЫЕ СУЩЕСТВА»




Девиз урока: «Если вы не готовы столкнуться с не­ожиданным, то никогда с ним и не столкнетесь, посколь­ку его нельзя найти или выследить» (Гераклит, философ V века до н. э.).

Цель урока: создать условия для активной позна­вательной деятельности учащихся с целью изучения строения, классификации и значения грибов.

Задачи урока:

образовательная: раскрыть общие особенности организации грибов, отличающие их от организа­ции других царств живой природы; продолжить формирование умений определять грибы;

развивающая: развивать умения анализировать, син­тезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;

воспитательная: прививать навыки коммуникатив­
ного общения, совершенствовать навыки работы с ла­
бораторным оборудованием и живыми объектами.
Оборудование, необходимое для урока: мульти­
медийная установка, компьютерная презентация к уро­
ку, плодовые тела шляпочных грибов; муляжи грибов,
интерактивное наглядное пособие «Общая биология.
Клетка», мультимедийное учебное издание «Многооб­
разие живых организмов», таблицы «Грибы», «Многооб­
разие живых организмов».

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Актуализация знаний

Учитель. Три человека тащат тяжёлые камни в город. Пот катится со всех трёх. Первого спро­сили:

— Что ты делаешь?

— Тащу эту проклятую ношу. Второго спросили:

— Что ты делаешь?

— Зарабатываю на хлеб себе и семье, — бодро
ответил он.

Третий на этот вопрос улыбнулся:

— Строю замечательный храм, который просто­
ит века на радость людям и утешение им.

Сегодня мы будем продолжать возделывать кирпичи замечательного храма, называющегося «Удивительный мир знаний о природе», который пригодится всем нам в жизни.


II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель. Тема нашего сегодняшнего урока — «Самые знакомые и самые таинственные сущест­ва». Всходит ли тесто на дрожжах, появляется ли на хлебе пятно плесени, идем ли мы в лес по гри­бы, отхлёбываем ли прохладный квас, получаем ли укол антибиотиков или даже чувствуем зуд после комариного укуса — нигде не обошлось без встречи с грибами или прямыми результатами их деятель­ности.

Действительно, с грибами люди знакомы давно. Во всяком случае, еще в Древнем Риме прекрасно знали не только о вкусовых достоинствах грибов, но и об их ядовитых свойствах. И все же, несмот­ря на давнее знакомство, грибы — существа таин­ственные. Люди издавна интересовались ими. Име­ются описания грибов, сделанные в IV веке до на­шей эры. Но и тогда, и много позже никак не могли понять, что же собой представляют грибы.

На уроке мы постараемся проникнуть в зага­дочный мир грибов и ответить на вопрос: «В чем таинственность этих существ?»

Французский ботаник Вайян, выступая в 1918 го­ду в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы как дьявольское произве­дение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаяние самых талантливых ботаников. Чем же грибы заслужили такое описание? (Мозговой штурм)

Какие грибы вы знаете? Где они встречаются? Растут ли грибы у вас дома?

Грибы широко распространены и приспособи­лись к различным условиям обитания (почвенные, на навозе, на роговом веществе, водные, хищные, паразиты).

На сегодняшнем уроке нам предстоит выяснить, почему грибы относятся к отдельному царству.

Изучая оболочки грибных клеток, французский учёный Г. Бракон в 1811 году выделил неизвестное до того времени вещество и назвал его фунгином (от латинского фунгус — гриб). Затем такое же ве­щество было обнаружено в покрове тела насекомых и других членистоногих. Это вещество — хитин. О чём свидетельствует наличие у грибов и большей части членистоногих животных одного и того же вещества? (Это говорит о сходстве грибов и жи­вотных)


* Все презентации к предоставленному материалу см. на сайте издательства www.e-osnova.ru


БИОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!


№ 3 (75) март 2017 г.


РАЗРАБОТКА ТЕМЫ


Работа с мультимедийным учебником

• Сравните грибы с другими царствами эукариот, найдите сходства и отличия.

Работа в тетрадях

Заполняем таблицу в тетради.

Признаки грибов

 

Признаки Признаки  
грибов. грибов. Характерные
сближающие их сближающие их признаки грибов
с растениями с- животными  
1) Неограничен- 1) Лишены хло- 1) Основа вегета-
ный рост. рофилла. тивного тела
2) Неподвиж- 2) Тип пита- гриба — гриб-
ность. ния — гете- ница, или ми-
3) Способ пита- ротрофный. целий.
ния — всасы- 3) Запасной уг- 2) Мицелий со-
вательный левод — гли- стоит из гифов.
  коген. 3) Клетки грибов
  4) Клеточная чаще много-
  стенка состо- ядерные или
  ит из хитина. двухядерные.
  5) В обмене ве- 4) Бывают од-
  ществ есть ноклеточные
  мочевина и многокле­точные

Учащиеся в итоге делают вывод: грибы имеют сходства с растениями и с животными, но также имеют свои особые признаки, поэтому их выделя­ют в отдельное царство.

Изучением царства Грибы занимается наука микология.

Учитель. А сейчас посмотрим на экран (ин­терактивное наглядное пособие «Общая биология. Клетка») и познакомимся со строением клетки грибов.

Работа с учебником

Рассмотрите рисунок грибной клетки в учебни­ке (с. 24) и на экране и ответьте на вопрос: Какие черты характеризуют клетку гриба?

Работа в тетрадях

Нарисуйте шляпочный гриб и подпишите его части.

Учитель. Ребята, идя по лесу, вы видите мно­го грибов. А откуда они берутся? (Грибы размножа­ются спорами)

Раоота с учеоником (с. 24) Способы размножения грибов:

1) вегетативное размножение — кусочками мице­лия и почкованием (у одноклеточных дрожже­вых грибов);

2) бесполое размножение — спорами;

3) половое размножение — слияние гамет. Споры у шляпочных грибов образуются под

шляпками в трубочках или на пластинках. Лёгкие


маленькие споры образуются в огромном количес­тве (например, у шампиньонов до 16 млрд) и раз­носятся ветром (их обнаруживают даже на высоте 20 км над землёй!), водой, насекомыми и други­ми животными на значительные расстояния (до 1,5 тыс. км). Стоит им попасть в подходящие ус­ловия, и они начинают прорастать, образуя новые молодые гифы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: