Девиз урока: «Если вы не готовы столкнуться с неожиданным, то никогда с ним и не столкнетесь, поскольку его нельзя найти или выследить» (Гераклит, философ V века до н. э.).
Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся с целью изучения строения, классификации и значения грибов.
Задачи урока:
• образовательная: раскрыть общие особенности организации грибов, отличающие их от организации других царств живой природы; продолжить формирование умений определять грибы;
• развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;
• воспитательная: прививать навыки коммуникатив
ного общения, совершенствовать навыки работы с ла
бораторным оборудованием и живыми объектами.
Оборудование, необходимое для урока: мульти
медийная установка, компьютерная презентация к уро
ку, плодовые тела шляпочных грибов; муляжи грибов,
интерактивное наглядное пособие «Общая биология.
Клетка», мультимедийное учебное издание «Многооб
разие живых организмов», таблицы «Грибы», «Многооб
разие живых организмов».
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Актуализация знаний
Учитель. Три человека тащат тяжёлые камни в город. Пот катится со всех трёх. Первого спросили:
— Что ты делаешь?
— Тащу эту проклятую ношу. Второго спросили:
— Что ты делаешь?
— Зарабатываю на хлеб себе и семье, — бодро
ответил он.
Третий на этот вопрос улыбнулся:
— Строю замечательный храм, который просто
ит века на радость людям и утешение им.
Сегодня мы будем продолжать возделывать кирпичи замечательного храма, называющегося «Удивительный мир знаний о природе», который пригодится всем нам в жизни.
II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель. Тема нашего сегодняшнего урока — «Самые знакомые и самые таинственные существа». Всходит ли тесто на дрожжах, появляется ли на хлебе пятно плесени, идем ли мы в лес по грибы, отхлёбываем ли прохладный квас, получаем ли укол антибиотиков или даже чувствуем зуд после комариного укуса — нигде не обошлось без встречи с грибами или прямыми результатами их деятельности.
Действительно, с грибами люди знакомы давно. Во всяком случае, еще в Древнем Риме прекрасно знали не только о вкусовых достоинствах грибов, но и об их ядовитых свойствах. И все же, несмотря на давнее знакомство, грибы — существа таинственные. Люди издавна интересовались ими. Имеются описания грибов, сделанные в IV веке до нашей эры. Но и тогда, и много позже никак не могли понять, что же собой представляют грибы.
На уроке мы постараемся проникнуть в загадочный мир грибов и ответить на вопрос: «В чем таинственность этих существ?»
Французский ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаяние самых талантливых ботаников. Чем же грибы заслужили такое описание? (Мозговой штурм)
Какие грибы вы знаете? Где они встречаются? Растут ли грибы у вас дома?
Грибы широко распространены и приспособились к различным условиям обитания (почвенные, на навозе, на роговом веществе, водные, хищные, паразиты).
На сегодняшнем уроке нам предстоит выяснить, почему грибы относятся к отдельному царству.
Изучая оболочки грибных клеток, французский учёный Г. Бракон в 1811 году выделил неизвестное до того времени вещество и назвал его фунгином (от латинского фунгус — гриб). Затем такое же вещество было обнаружено в покрове тела насекомых и других членистоногих. Это вещество — хитин. О чём свидетельствует наличие у грибов и большей части членистоногих животных одного и того же вещества? (Это говорит о сходстве грибов и животных)
* Все презентации к предоставленному материалу см. на сайте издательства www.e-osnova.ru
БИОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!
№ 3 (75) март 2017 г.
РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
Работа с мультимедийным учебником
• Сравните грибы с другими царствами эукариот, найдите сходства и отличия.
Работа в тетрадях
Заполняем таблицу в тетради.
Признаки грибов
Признаки | Признаки | |
грибов. | грибов. | Характерные |
сближающие их | сближающие их | признаки грибов |
с растениями | с- животными | |
1) Неограничен- | 1) Лишены хло- | 1) Основа вегета- |
ный рост. | рофилла. | тивного тела |
2) Неподвиж- | 2) Тип пита- | гриба — гриб- |
ность. | ния — гете- | ница, или ми- |
3) Способ пита- | ротрофный. | целий. |
ния — всасы- | 3) Запасной уг- | 2) Мицелий со- |
вательный | левод — гли- | стоит из гифов. |
коген. | 3) Клетки грибов | |
4) Клеточная | чаще много- | |
стенка состо- | ядерные или | |
ит из хитина. | двухядерные. | |
5) В обмене ве- | 4) Бывают од- | |
ществ есть | ноклеточные | |
мочевина | и многоклеточные |
Учащиеся в итоге делают вывод: грибы имеют сходства с растениями и с животными, но также имеют свои особые признаки, поэтому их выделяют в отдельное царство.
Изучением царства Грибы занимается наука микология.
Учитель. А сейчас посмотрим на экран (интерактивное наглядное пособие «Общая биология. Клетка») и познакомимся со строением клетки грибов.
Работа с учебником
Рассмотрите рисунок грибной клетки в учебнике (с. 24) и на экране и ответьте на вопрос: Какие черты характеризуют клетку гриба?
Работа в тетрадях
Нарисуйте шляпочный гриб и подпишите его части.
Учитель. Ребята, идя по лесу, вы видите много грибов. А откуда они берутся? (Грибы размножаются спорами)
Раоота с учеоником (с. 24) Способы размножения грибов:
1) вегетативное размножение — кусочками мицелия и почкованием (у одноклеточных дрожжевых грибов);
2) бесполое размножение — спорами;
3) половое размножение — слияние гамет. Споры у шляпочных грибов образуются под
шляпками в трубочках или на пластинках. Лёгкие
маленькие споры образуются в огромном количестве (например, у шампиньонов до 16 млрд) и разносятся ветром (их обнаруживают даже на высоте 20 км над землёй!), водой, насекомыми и другими животными на значительные расстояния (до 1,5 тыс. км). Стоит им попасть в подходящие условия, и они начинают прорастать, образуя новые молодые гифы.