Физкультминутка
Паша шел, шел, шел —
подберезовик нашел. Владик шел, шел, шел —
и лисичку нашел. Саша шла, шла, шла —
сыроежку нашла. Миша шел, шел, шел —
боровик нашел. Сергей шел, шел, шел —
дождевик нашел.
Учитель. А как быстро плодовые тела грибов увеличиваются в размере? Вот только вчера вы проходили мимо ёлки, и ничего там не было, а сегодня утром из земли уже торчит шляпка на ножке. Грибы растут гораздо быстрее растений. Плодовые тела большинства грибов достигают своих средних размеров за 3-5 дней и продолжают расти 10-15 дней. Диаметр шляпки и высота гриба за сутки увеличиваются на 1-1,5 см. Из наших грибов быстрее всех растёт весёлка обыкновенная: за час вырастает гриб со шляпкой и ножкой высотой около 30 см. В Южной Америке встречаются грибы, за два часа достигающие полуметровой высоты. Поэтому не зря говорят: «Растут, как грибы после дождя!»
С детских лет любой человек знает, что грибы появляются после дождя. А почему?
Дело в том, что при недостатке влаги им развиваться очень трудно, так как грибница почти на 90 % состоит из воды. Грибы используют особые свойства воды. Например, её почти невозможно сжать. Именно это помогает хрупкому шампиньону пробиваться через асфальт в городском парке. Накачивая из почвы воду, гриб растёт и, как домкрат, поднимает асфальт. Представляете, какое сопротивление он сумел преодолеть?! Даже крупная птица глухарь не всегда может пробить плотную корку снежного наста, образующуюся за время зимней ночевки под снегом.
Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое — на некотором от него расстоянии. Дайте объяснение этому явлению.
Грибы любят влажную почву, поэтому их много после дождя. В сухое лето более влажная почва бывает под кроной дерева — у ствола, поэтому
№ 3 (75) март 2017 г.
РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
и «жмётся» гриб к этому месту. В сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом. Поэтому грибы растут дальше от стволов деревьев.
Учитель. Ребята, а как же питаются грибы? В клетках грибов, даже зелёных сыроежек, отсутствуют хлоропласты. Фотосинтез, как вы знаете, у них не происходит. (Грибы — гетеротрофы)
Грибникам хорошо известно, что подосиновики растут под осиной, подберёзовики — в берёзовом лесу, а маслята — под соснами и лиственницами. Как можно объяснить связь этих грибов и деревьев?
Между определёнными видами деревьев и грибов существует связь — симбиоз (полезное сожительство).
Действительно, мицелий определённых видов грибов устанавливает сожительство с корнями определённых видов древесных пород — симбиоз. Корни деревьев получают от гриба воду с растворёнными солями, а гриб от деревьев — органические вещества, необходимые для питания и образования плодовых тел. Гифы грибницы переплетаются с корнями деревьев, образуя микоризу.
Люди научились выращивать шампиньоны на навозе, вешенку — на отрезках стволов (чурбаках) спиленных лиственных деревьев, на соломе. Почему на навозе или чурбаках деревьев нельзя выращивать белые грибы или подосиновики? (Без микоризы белые грибы и подосиновики не растут)
Презентация ученика «Значение грибов в природе и жизни человека»
Учитель. Грибы удивительны и красивы. Ими любуются, их изучают, описывают, рисуют, пишут о них стихи, рассказы, упоминают в сказках и, конечно же, складывают о них пословицы и поговорки. Мы настолько прониклись «грибным сознанием», что в общении постоянно используем «грибные» образы: крепкий боровик, «бледная поганка», «сморчок», про мухомор уж и говорить нечего.
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель. Создайте образ царства Грибы, назовите синквейн нашего урока. Синквейн четко, лаконично определяет предмет изучения и имеет следующую последовательность:
1-я строка — название синквейна — Царство Грибы;
2-я строка — два прилагательных;
3-я строка — три глагола;
4-я строка — фраза на тему синквейна;
5-я строка — существительное.
Презентация ученика «Грибы — цветы».
Учитель. Сегодня на уроке мы начали знакомство с необыкновенными созданиями природы, которые не только украшают окружающий мир и радуют наш глаз, но и поддерживают наши силы.
На память о нашем сегодняшнем уроке каждый из вас получит «Словарик юного миколога».
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1) Учебник, с. 22-25, вопросы на с. 31.
2) Опережающее задание: найти ответы на биологические задачи:
1. Во время уборки урожая (хлеба) комбайнеры обнаружили, что некоторые колосья пшеницы похожи на обуглившуюся головешку. Зерновки превратились в черно-фиолетовые «рожки». Что же произошло? Помогите разобраться в этом явлении.
2. Во время Великой Отечественной войны с помощью пенициллина врачи спасли жизнь многим раненым, остановив воспалительные гнойные процессы. Объясните, какое отношение к грибам имеет это лекарство.
3. «Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали... Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его», — так писал старинный летописец о неизвестной болезни, называемой потом «злыми корчами», «антоно-вым огнём». Эта болезнь только во Франции в 1129 году унесла более 14 тысяч человек. Не один век прошёл, пока открыли возбудителя этой болезни (в конце XIX века). Что вызвало эту болезнь? Постарайтесь найти более подробные сведения об этом в дополнительной литературе по биологии.
4. В последние десятилетия в Европе картофель сильно повреждает фитофтора; в Центральной Америке этот гриб также широко встречается, но особого вреда картофелю не приносит. Почему?
5. Гриб спорынья, поражающий завязь цветка различных злаков, встречается чаще всего на ржи и почти не встречается на самоопыляемой пшенице. Дайте объяснение этому явлению.
УРОК 2 «ЭТИ ЗАГАДОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ... НАСТОЯЩИЕ ГРИБЫ!»
Девиз урока: «Было время, когда считали возможным сообщить образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности...» (А Дистервег).
Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся с целью изучения строения, классификации и значения отдела Настоящие грибы.
БИОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!
№ 3 (75) март 2017 г.
РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
Задачи урока:
образовательная: раскрыть общие особенности строения отдела Настоящие грибы; сформировать представления об отличительных особенностях жизнедеятельности настоящих грибов; продолжить формирование умений определять грибы; " развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать; продолжить развитие умений работать с микроскопом и микропрепаратами; ' воспитательная: прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием и живыми объектами. Оборудование: мультимедийная установка, компьютерная презентация к уроку, мукор на хлебе или овощах, готовый микропрепарат «Плесень мукор», микроскопы, биологические микролаборатории, мультимедийное учебное издание «Многообразие живых организмов», таблицы «Грибы».
Предварительная подготовка к уроку: задание учащимся: вырастить гриб мукор на хлебе.
ХОД УРОКА