Сообщение ученика «Ведьмины кольца»




Физкультминутка

Паша шел, шел, шел —

подберезовик нашел. Владик шел, шел, шел —

и лисичку нашел. Саша шла, шла, шла —

сыроежку нашла. Миша шел, шел, шел —

боровик нашел. Сергей шел, шел, шел —

дождевик нашел.

Учитель. А как быстро плодовые тела гри­бов увеличиваются в размере? Вот только вчера вы проходили мимо ёлки, и ничего там не было, а се­годня утром из земли уже торчит шляпка на нож­ке. Грибы растут гораздо быстрее растений. Пло­довые тела большинства грибов достигают своих средних размеров за 3-5 дней и продолжают расти 10-15 дней. Диаметр шляпки и высота гриба за сутки увеличиваются на 1-1,5 см. Из наших гри­бов быстрее всех растёт весёлка обыкновенная: за час вырастает гриб со шляпкой и ножкой высотой около 30 см. В Южной Америке встречаются гри­бы, за два часа достигающие полуметровой высоты. Поэтому не зря говорят: «Растут, как грибы после дождя!»

С детских лет любой человек знает, что грибы появляются после дождя. А почему?

Дело в том, что при недостатке влаги им раз­виваться очень трудно, так как грибница почти на 90 % состоит из воды. Грибы используют особые свойства воды. Например, её почти невозможно сжать. Именно это помогает хрупкому шампиньо­ну пробиваться через асфальт в городском парке. Накачивая из почвы воду, гриб растёт и, как дом­крат, поднимает асфальт. Представляете, какое со­противление он сумел преодолеть?! Даже крупная птица глухарь не всегда может пробить плотную корку снежного наста, образующуюся за время зимней ночевки под снегом.

Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое — на неко­тором от него расстоянии. Дайте объяснение этому явлению.

Грибы любят влажную почву, поэтому их мно­го после дождя. В сухое лето более влажная поч­ва бывает под кроной дерева — у ствола, поэтому


 


№ 3 (75) март 2017 г.


 


РАЗРАБОТКА ТЕМЫ


и «жмётся» гриб к этому месту. В сырое лето вла­ги достаточно, но почва теплее на открытом про­странстве, чем под деревом. Поэтому грибы растут дальше от стволов деревьев.

Учитель. Ребята, а как же питаются грибы? В клетках грибов, даже зелёных сыроежек, отсутс­твуют хлоропласты. Фотосинтез, как вы знаете, у них не происходит. (Грибыгетеротрофы)

Грибникам хорошо известно, что подосиновики растут под осиной, подберёзовики — в берёзовом лесу, а маслята — под соснами и лиственницами. Как можно объяснить связь этих грибов и деревьев?

Между определёнными видами деревьев и гри­бов существует связь — симбиоз (полезное сожи­тельство).

Действительно, мицелий определённых видов грибов устанавливает сожительство с корнями оп­ределённых видов древесных пород — симбиоз. Корни деревьев получают от гриба воду с растворён­ными солями, а гриб от деревьев — органические вещества, необходимые для питания и образова­ния плодовых тел. Гифы грибницы переплетаются с корнями деревьев, образуя микоризу.

Люди научились выращивать шампиньоны на навозе, вешенку — на отрезках стволов (чурбаках) спиленных лиственных деревьев, на соломе. Поче­му на навозе или чурбаках деревьев нельзя выра­щивать белые грибы или подосиновики? (Без мико­ризы белые грибы и подосиновики не растут)

Презентация ученика «Значение грибов в природе и жизни человека»

Учитель. Грибы удивительны и красивы. Ими любуются, их изучают, описывают, рисуют, пишут о них стихи, рассказы, упоминают в сказках и, ко­нечно же, складывают о них пословицы и поговор­ки. Мы настолько прониклись «грибным сознани­ем», что в общении постоянно используем «гриб­ные» образы: крепкий боровик, «бледная поганка», «сморчок», про мухомор уж и говорить нечего.

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель. Создайте образ царства Грибы, на­зовите синквейн нашего урока. Синквейн четко, лаконично определяет предмет изучения и имеет следующую последовательность:

1-я строка — название синквейна — Царство Грибы;

2-я строка — два прилагательных;

3-я строка — три глагола;

4-я строка — фраза на тему синквейна;

5-я строка — существительное.

Презентация ученика «Грибы — цветы».

Учитель. Сегодня на уроке мы начали зна­комство с необыкновенными созданиями природы, которые не только украшают окружающий мир и радуют наш глаз, но и поддерживают наши силы.


На память о нашем сегодняшнем уроке каждый из вас получит «Словарик юного миколога».

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1) Учебник, с. 22-25, вопросы на с. 31.

2) Опережающее задание: найти ответы на биоло­гические задачи:

 

1. Во время уборки урожая (хлеба) комбайнеры обнаружили, что некоторые колосья пше­ницы похожи на обуглившуюся головешку. Зерновки превратились в черно-фиолетовые «рожки». Что же произошло? Помогите ра­зобраться в этом явлении.

2. Во время Великой Отечественной войны с по­мощью пенициллина врачи спасли жизнь многим раненым, остановив воспалительные гнойные процессы. Объясните, какое отноше­ние к грибам имеет это лекарство.

3. «Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так что они громко жаловались, скре­жетали зубами и кричали... Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его», — так писал старин­ный летописец о неизвестной болезни, назы­ваемой потом «злыми корчами», «антоно-вым огнём». Эта болезнь только во Франции в 1129 году унесла более 14 тысяч человек. Не один век прошёл, пока открыли возбуди­теля этой болезни (в конце XIX века). Что вы­звало эту болезнь? Постарайтесь найти более подробные сведения об этом в дополнитель­ной литературе по биологии.

4. В последние десятилетия в Европе картофель сильно повреждает фитофтора; в Централь­ной Америке этот гриб также широко встре­чается, но особого вреда картофелю не прино­сит. Почему?

5. Гриб спорынья, поражающий завязь цветка различных злаков, встречается чаще всего на ржи и почти не встречается на самоопыляемой пшенице. Дайте объяснение этому явлению.

УРОК 2 «ЭТИ ЗАГАДОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ... НАСТОЯЩИЕ ГРИБЫ!»

Девиз урока: «Было время, когда считали возмож­ным сообщить образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их челове­ку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности...» (А Дистервег).

Цель урока: создать условия для активной позна­вательной деятельности учащихся с целью изучения строения, классификации и значения отдела Настоящие грибы.


 


БИОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!


№ 3 (75) март 2017 г.


РАЗРАБОТКА ТЕМЫ


Задачи урока:

образовательная: раскрыть общие особенности строения отдела Настоящие грибы; сформировать представления об отличительных особенностях жизнедеятельности настоящих грибов; продолжить формирование умений определять грибы; " развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравни­вать; продолжить развитие умений работать с мик­роскопом и микропрепаратами; ' воспитательная: прививать навыки коммуникатив­ного общения, совершенствовать навыки работы с ла­бораторным оборудованием и живыми объектами. Оборудование: мультимедийная установка, ком­пьютерная презентация к уроку, мукор на хлебе или овощах, готовый микропрепарат «Плесень мукор», мик­роскопы, биологические микролаборатории, мультиме­дийное учебное издание «Многообразие живых орга­низмов», таблицы «Грибы».

Предварительная подготовка к уроку: задание учащимся: вырастить гриб мукор на хлебе.

ХОД УРОКА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: