Оценка эффективности организационных структур корпорации.




Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.

Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учётом двух направлений оценки её функционирования:

· по степени соответствия достигаемых результатов установленным целям производственно-хозяйственной организации;

· по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию организации и результатам.

Критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на её функционирование.

Принципиальное значение для оценки эффективности системы управления имеет выбор базы для сравнения или определения уровня эффективности, который принимается за нормативный. Один из подходов дифференцирования сводится к сравнению с показателями, характеризующими эффективность организационной структуры эталонного варианта систем управления. Эталонный вариант может быть разработан и спроектирован с использованием всех имеющихся методов и средств проектирования систем управления. Характеристики такого варианта принимаются в качестве нормативных. Может применятся также сравнение с показателями эффективности и характеристиками системы управления, выбранной в качестве эталона, определяющего допустимый или достаточный уровень эффективности организационной структуры.

Часто вместо методов используется экспертная оценка организационно-технического уровня анализируемой и проектируемой системой, а также отдельных её подсистем и принимаемых проектных и плановых решений, или комплексная оценка системы управления, основанная на использовании количественно-качественного подхода, позволяющего оценивать эффективность управления по значительной совокупности факторов. Показатели, используемые при оценках эффективности аппарата управления и его организационной структуры, могут быть разбиты на следующие три взаимосвязанные группы.1

1. Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации, и затраты на управления. При оценках эффективности на основе показателей, характеризующих конечные результаты деятельности организации, в качест­ве эффекта, обусловленного функционированием или развитием системы управления, может рассматриваться объем, прибыль, себестоимость, объем капитальных вложений, качество продукции, сроки внедрения новой техники и т.п.

2. Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления.
При оценке эффективности процесса управления используются показатели, ко­торые могут оцениваться как количественно, так и качественно. Эти показатели приобретают нормативный характер и могут использоваться в качестве критерия эффективности ограничений, когда организационная структура изменяется в направлении улучшения одного или группы показателей эффективности без изменения (ухудшения) остальных. К нормативным характеристикам аппарата управления могут быть отнесены следующие: производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надёжность.

· Производительность аппарата управления может определяться, как количество произведённой организацией конечной продукции или объёмы выработанной в процессе управления информации.

· Под экономичностью аппарата управления понимаются относительные затраты на его функционирование. Для оценки экономичности могут использо­ваться такие показатели, как удельный вес затрат на содержание аппарата управления, удельный вес управленческих работников в численности промышленно-производственного персонала, стоимость выполнения единицы объёма отдельных видов работ.

· Адаптивность системы управления определяется её способностью эффективно выполнять заданные функции в определённом диапазоне изменяющихся условий. Чем относительно шире этот диапазон, тем более адаптивной считается система.

· Гибкость характеризует свойство органов аппарата управления изменять в соответствии с возникающими задачами свои роли в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности отношений.

· Оперативность принятия управленческих решений характеризует современность выявления управленческих проблем и такую скорость их решения, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных производственных и обеспечивающих процессов.

· Надёжность аппарата управления в целом характеризует его безотказным функционированием. Если считать качество определения целей и постановки проблем достаточным, т.е. способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов. Для оценки исполнительности аппарата управления и его подсистем может использоваться уровень выполнения плановых заданий и соблюдение утверждённых нормативов, отсутствие отклонений при исполнении указаний.

3. Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и её техническо-организационной уровень. К структурам относится звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности.

Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и её организационной структуры объекту управле­ния. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры. Важными требованиями, являются, способность адекватного отражения динамичности управляемых процессов, сбалансированность и непротиворечивость показателей. При оценке эффективности отдельных мероприятий по совершенствованию системы управления допускается использование основных требований к их выбору — максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации ориентации проводимого меро­приятия и полнота отражения достигаемого эффекта.

 

1Мильнер Б.З. Теория организации. М., 1999.

Общие сведения

Изучив тему, студент должен:

Знать:

1. Принципы управления корпорацией.

2. Функции корпоративного управления.

3. Основы проектирования организационной структуры корпорации.

Уметь:

1. Принимать управленческие решения в соответствии с возможными путями стратегического развития корпорации и осуществлять контроль за их исполнением.

2. Проектировать организационную структуру управления корпорации.

3. Осуществлять распределение прав и ответственности в системе органов управления корпорации.

 

Порядок изучения темы:

Для изучения темы выделяется 2 лекционных часа, 1 час практических занятий, 1 час самостоятельной работы. Предусмотрена самостоятельная работа студентов в формах:

1. Подготовка к лекциям.

2. Подготовка к семинарским занятиям.

3. Работа с Практикумом по курсу «Теория корпоративного управления» (Тема 5. П.п. 5.1 и 5.2).

4. Подготовка докладов и рефератов.

5. Изучение основной и дополнительной литературы.

 

План практических занятий

1. Организация управления корпорацией. Реализация функций корпоративного управления.

2. Организационная структура корпорации.

При подготовке к практическим занятиям дополнительно следует ознакомиться с положениями Федерального закона «Об акционерных обществах» регулирующими порядок создания, функционирования акционерных обществ и компетенцию органов управления акционерных корпораций; а также с методами построения организационных структур управления. При проектировании и совершенствовании организационных структур корпораций используется следующие методы: метод аналогий, экспертно-аналитический метод, метод структуризации целей, метод организационного моделирования. Суть данных методов см. в разделе «Глоссарий».

 

Доклады и рефераты по теме:

1. Проблемы построения и рационализации организационной структуры корпорации.

2. Проблема разграничения сфер компетенции в системе органов управления корпорации.

3. Организация системы финансового контроля в корпорации.

4. Организация бизнес-планирования в корпорациях.

5. Стратегии развития корпораций.

6. Объекты корпоративного управления.

7. Организация системы контроля выполнения управленческих решений в корпорации.

8. Роль ревизионной комиссии в корпорации.

9. Анализ основных видов организационных структур управления.

10. Введение арбитражного управления в корпорациях.

 

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте типовые стратегии развития корпораций.

2. Дайте понятие организационной структуры управления корпорации.

3. Каким требованиям должна соответствовать организационная структура корпорации?

4. Охарактеризуйте основные методы, используемые при проектировании и совершенствовании организационных структур управления.

5. Обоснуйте целесообразность использования в корпоративных структурах того или иного вида департаментализации.

6. Что является высшим органом управления акционерной корпорации и каковы его компетенция и порядок функционирования?

7. Каковы функции ревизионной комиссии в корпорациях?

8. С какой целью в корпорациях создается арбитражная комиссия?

9. Объясните порядок формирования и компетенцию совета директоров акционерной корпорации.

10. Каким образом формируется количественный и качественный состав правления корпорации и какова его компетенция?

 

Основная литература:

1. Орехов С.А., Селезнев В.А. Теория корпоративного управления. Курс лекций. — М.: МЭСИ, 2002.

2. Орехов С.А., Селезнев В.А. Методические материалы к курсу «Теория корпоративного управления». — М.: МЭСИ, 2001.

3. Селезнев В.А. Практикум по курсу «Теория корпоративного управления». — М.: МЭСИ, 2002.

Дополнительная литература:

1. Бандурин А.В. Деятельность корпораций. — М.: Буквица, 1999.

2. Бандурин А.В., Орехов С.А. Менеджмент финансово-промышленных групп. — М.: МЭСИ, 1999.

3. Беляева И.Ю. Интеграция корпоративного капитала и формирование финансово-промышленной элиты. (Российский опыт). — М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999. — 296 с.

4. Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика. — М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1998. — 299 с.

5. Кондратьев В.В., Краснова В.Б. Реструктуризация управления компанией. — VI модуль — М.: ИНФРА-М, 1999.

6. Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.: ЭКМОС, 1998.

7. Масютин С.А. Механизмы корпоративного управления: Научная монография. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002.

8. Мащенко В.Е. Системное корпоративное управление. — М.: Сирин, 2003.

9. Орехов С.А. Менеджмент финансово-промышленных групп (курс лекций). — М.: МЭСИ, 1998.

10. Селезнев В.А. Проблемы построения организационной структуры управления интегрированных корпоративных структур // Актуальные проблемы современной экономики и управления: Межвузовский сборник научных трудов. — М.: ИНИОН РАН, 2001.

11. Селезнев В.А. О некоторых направлениях совершенствования корпоративного управления // Современные проблемы экономики России и пути их решения: Сборник научных статей межвузовской конференции. Вып.1. — М.: МИПП, Издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2001.

12. Смирнова В.Г., Мильнер Б.З., Латфуллин Г.Р., Антонов В.Г. Организация и ее деловая среда: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 2. — М.: ИНФРА-М, 2000.

13. Современное управление. Энциклопедический справочник, под ред. Карпухина Н.Д., Мильнера Б.З. — 1-й том — М.: ИЗДАТ-ЦЕНТР, 1997.

14. Федоров В.Н., Загоруйко И.А. Управление современной корпорацией. — Краснодар, 1996.

15. Фельдман А.Б. Управление корпоративным капиталом. — М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: