Этап Ознакомление с гербом.




Этот этап более сложный для восприятия ребенка, поэтому я бы хотела рассказать о нем более подробно.

В своей работе использую материалы по геральдике российских городов. Сразу хочу отметить, что геральдика - это наука, которая занимается изучением гербов. Понятие “символ”, а также такие термины, как “символизирует”, “олицетворяет”, для дошкольников весьма сложны. Сложны для понимания и сами российские символы. Дети прекрасно их запоминают, узнают, находят среди других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников зачастую остается абстрактной. Чтобы суметь донести до ребенка значение и содержание символики РФ, педагог должен владеть необходимым минимумом информации, подобрать интересные методические приемы, знать содержание государственных знаков, касающихся символики России.

Как же помочь ребенку глубже понять смысл такого сложного государственного символа, как герб? В первую очередь необходимо познакомить детей с историей происхождения герба, его значении, как в прошлой, так и в современной жизни.

Что же такое герб? (ответы педагогов).

Герб – от нем. erbe – наследство. Слово герб определяется как «эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, документах». Герб может считаться таковым лишь тогда, когда он используется постоянно, на протяжении столетий. Специалисты по геральдике считают, что первый герб возник в XI – XII вв. в странах Западной Европы.

Начало работы над геральдикой состоит в осознании смысла знака и символа, отражающего, что-то главное. С этой целью на занятии и в свободной деятельности мы с детьми придумываем и создаем эмблемы:

Слайд 12 для центра патриотического воспитания, природы, изодеятельности, музыки, математического развития, затем разрабатывается эмблема группы.

Далее в доступной для старших дошкольников форме происходит погружение их в далекий и интересный мир древних воинов и рыцарей.

История герба, так же как и флага, начинается в те времена, когда наши предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены – доспехами, щитами.

Слайд 13 Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где вражеские. Но флаг был только один, у знаменосца. А во время боя воины, закованные в доспехи, были очень похожи, и было очень трудно определить, свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия – и разноцветные плащи, и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносился на щит. Щит большой, и рисунок на нем хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и все его воины. Такое изображение на щите стали называть гербом.

Слайд 14 Чаще всего рыцарь изображал на щите ­ гербе то животное, с которым себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым как лев. А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловкий и быстрый; дракон – мудрый; кошка – независимый; волк – злой, жадный; петух – воинственный. Рыцари очень дорожили своими гербами. Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались не опозорить его дурными поступками.

Слайд 15 Форма щита была самая разнообразная: фигурный – немецкий, овальный итальянский, квадратный с округлостью внизу – испанский, четырёхугольный с заострением внизу – французский. Именно четырехугольная форма преобладает в гербах России.

Слайд 16, 17 Символика цветов так же разнообразна:

Красный – мужество;

Голубой - величие, красота, ясность;

Зелёный - изобилие, надежда;

Чёрный - печаль, скромность;

Серебро – чистота и скромность;

Золото – богатство, сила, верность, знатность.

Простые люди всегда старались селиться поближе к рыцарскому замку в надежде, что хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. Герб рыцаря хозяина становился не только его личным, но и гербом всего города. Над воротами города вывешивался щит-герб. Теперь любой гость, путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у города есть надежная защита.

Прошло много лет, уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты. Но герб остался. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Если вы внимательно рассмотрите герб какого-нибудь города, то вы можете узнать много интересного. Чаще всего герб по-прежнему изображают в виде старинного щита. Это означает, что в случае необходимости жители, все как один, встанут на защиту города, страны. На щите изображается то, чем город славится, гордится, дорожит. Щит это обязательный элемент герба.

 

Таким образом, дети узнают, что такое герб и для чего он нужен. Также они получают представление о том, что каждый город имеет свой собственный герб в форме щита как символа готовности к обороне.

Следующий этап работы – объяснение изображения на гербе. Опыт работы показывает, что эта тема лучше всего раскрывается на примере гербов городов России. Каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что-то очень дорогое для себя. Это могут быть его героические или трагические страницы истории; та профессия, ремесло, которыми он исстари кормился, славился; уникальный природный объект или “живность”, в изобилии водящаяся в округе. Словом, то, чем город гордится.

Слайд 18 Исходя из этого, можно выделить три основных типа городских гербов: природный или экологический, профессиональный, исторический.

Работу на этом этапе можно организовать в двух вариантах:

- первый вариант – традиционный – занятия (не все занятие, а элемент в занятии: дидактические игры: «Собери герб», «Угадай по описанию»);

- второй вариант – освоение материала в разнообразных видах деятельности детей.

Такой подход дает возможность достаточно быстро ознакомить детей с темой и дать им готовые принципы построения и “расшифровки” российских гербов.

Работа с гербами может стать фрагментом многих занятий по ознакомлению с окружающим и природой. Например, разговаривая об образе жизни насекомых (птиц, животных) и их значении в жизни природы и человека, можно в заключение рассмотреть, какие города внесли подобное изображение в свои гербы. А разговор о роли воды можно начать с рассматривания гербов с изображением рек, волн, синих полос (их в геральдике великое множество). По некоторым гербам можно узнать, что город находится на реке или в этом городе очень ценится какая-нибудь птица или животное. Например:

Слайд 19 Герб города Белоярский.

«В рассеченном лазоревом (синем, голубом) и зеленом поле – стоящий серебристый северный олень. В золотой оконечности – лазоревый шар, обремененный серебряным, сквозным посередине пламенем. Золотое основание геральдического щита олицетворяет богатство недр района – основу его благосостояния. Два цвета поля щита зеленый и синий, как символ двух основных цветов природы: зеленого – лесов, синего – рек и озер. Это и цвета флага Ханты – Мансийского округа, неотъемлемой частью которого является район. На фоне сине – зеленого поля геральдического щита – силуэт белого Северного оленя. Он символизирует территориальную принадлежность города к северным регионам. Белый олень – как чистый охранительный дух вечной, живой природы края ».

Природные или экологические гербы помогают ребенку увидеть, как разнообразна, богата природа России, обширна ее территория, как богата она разными климатическими зонами, полезными ископаемыми. Гербы городов России могут служить прекрасным подспорьем для знакомства детей с профессиями. На многих гербах выражено уважение к труду жителей города. Гербы прославили труд ткачих, кузнецов, нефтяников, горняков, рыбаков и т. д.

Слайд 20 Герб города Тулы

"В червленом поле горизонтально положенный на двух серебряных шпажных клинках, лежащих наподобие Андреевского креста, концами вниз, серебряный ружейный ствол; вверху же и внизу по одному молотку золотому: все это показывает, что в городе есть оружейный завод". Пушка символизирует давние оружейные традиции города. Золотые молотки означают мастерство тульских умельцев». К таким памятным датам, как День защитника Отечества, День Победы, можно приурочить беседы о героическом прошлом нашей Родины. В гербах оно отражается через изображение крепостных стен, оружия, воинов, ядер и т. д.

Слайд 21 Герб города Суздаля

«Птица сокол в княжеской короне, поле пополам: наверху синее, а внизу красное. Сокол – символ красоты, храбрости, ума. Вольнолюбивая птица сокол была родовым знаком суздальских князей. Изображения этой птицы встречаются в белокаменной резьбе Рождественского собора, на монетах суздальских князей. Он напоминает о том, что в древности Суздаль был центом княжества».

Детям достаточно показать и рассказать об одном гербе каждого типа.

Таким образом, гербы помогают педагогу в приемлемой форме посвятить дошкольников в историческое прошлое России. На заключительном этапе работы, когда дети хорошо ориентируются в символике гербов, когда их представления о родной стране, ее природе, истории, людях значительно расширились, можно приступать к работе по ознакомлению с такой сложной символикой, как «московский герб – Георгий Победоносец».

Слайд 22 При ознакомлении детей с гербом города Москвы рассматриваем форму и основной цвет герба, рассказываю легенду о Георгии Победоносце.

В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье. Напал на него лютый змей дракон. Поселился он в темной пещере недалеко от моря. Огнем жег землю и разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же требовал, чтобы каждый день его кормили свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого, ни коров, ни овец, ни коз – все съел змей. Тогда повелел змей приводить ему на съедение каждый день человека. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на морской берег и оставили там. А в это время проезжал мимо добрый молодец Георгий на своем добром белом коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и поразил его своим копьем. За эту победу и прозвали Георгия Победоносцем.

Для эмоционального восприятия детьми главного символа России – двуглавого орла, после всей проведенной ранее работы, можно воспользоваться следующим наглядным приемом.

Слайд 23 Если на большой карте России разложить все карточки с изображением гербов городов, она получится очень впечатляющей. В этих маленьких картинках она разом отразит все богатство, уникальность и величие нашей страны. А если над этой картой мысленно поместить большое изображение двуглавого орла, этой гордой, свободолюбивой птицы, то орел раскинет свои крылья над всей Россией. Он объединяет русские города под своими крыльями, опекает их, как своих птенцов, и защищает от всех бед и напастей. И, конечно же, его необычный внешний вид говорит об уникальности нашей страны. От востока до запада, от крайнего севера до юга протянулась территория России.

Слайд 24 Далее на заключительном этапе знакомлю детей с «двуглавым орлом – символом России».

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу смог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Двуглавый орел – один из древнейших в истории человечества символ власти, силы, мудрости. «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан 2 малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона». В центре герба России герб города Москвы, это говорит о том, что Москва – столица (сердце) нашей Родины.

Используется Государственный герб Российской Федерации на торжественных мероприятиях, посвященных дням воинской славы. Допускается как самостоятельное использование Государственного герба, так и совместное с другими государственными символами. Воспроизведение Государственного герба допускается без геральдического щита, а также в одноцветном варианте.

Слайд 25 Ознакомление детей с гербом РФ проходит постепенно.

В старшей группе знакомлю детей с историей происхождения герба и создаем с детьми эмблемы (центра патриотического воспитания, центра природы, изодеятельности, музыки, группы).

В подготовительной к школе группе знакомлю с гербами российских городов, гербом Москвы и на заключительном этапе с гербом РФ. Далее дети совместно с родителями создают герб семьи.

Требования при размещении герба:

1. При совместном размещении с одним гербом Государственный герб располагается с левой стороны от другого герба, если стоять к ним лицом.

2. При размещении нечетного числа гербов Государственный герб располагается в центре.

3. При размещении четного числа гербов Государственный герб размещается левее центра.

4. Размер Государственного герба не может быть меньше размеров других гербов и не может быть размещен ниже других гербов.

Система работы реализуется в непосредственно образовательной деятельности. В комплексно - тематическом планировании отражается, как часть занятия. Хочется отметить, если организована систематическая работа со старшими дошкольниками, то геральдика становится доступна их пониманию и осознанию. Использование геральдики в нравственно-патриотическом воспитании детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Дети становятся любознательными, у них расширяется кругозор. Они с увлечение слушают и рассказывают о гербах разных городов и сами придумают различные эмблемы и гербы. Кроме детей эта тема интересна и родителям, которые с большим удовольствием принимают участие в конкурсах «Герб семьи».

Такая система работы по ознакомлению дошкольников с Государственными символами России позволяет решить следующие задачи:

Слайд 26,27 - познакомить детей с изображением Государственного флага, формировать представление о значении флага РФ;

- познакомить детей с Государственным гимном РФ и правилами его исполнения;

- с историей происхождения герба, многообразием гербов городов России;

- через гербы городов России дать детям представления о разнообразии природы нашей страны, воспитывать любовь к родному краю, желание сберечь природу;

- знакомить с разнообразными профессиями, воспитывать чувство уважения к представителям разных профессий;

- дать детям некоторые представления о нелегкой истории России; воспитывать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине;

- воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

Слайд 28 Вся работа с детьми построена на основе принципов современного образования:

• Духовно-нравственного развития (развитие социальных навыков)

• Компетентного, деятельностного подхода (активность ребёнка, позволяющая стать субъектом деятельности)

• Здоровьесбережения (интеграция с различными направлениями деятельности).

Работа, построенная таким образом, значительно расширяет знания дошкольника о родной стране, воспитывает в нем чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

Такая последовательность при ознакомлении дошкольников символикой России соответствует одному из основных дидактических принципов – от простого материала к сложному, и как показывает опыт, дает хорошие результаты. Тема сложная, но очень интересная, которая требует от педагога достаточно объемных знаний. Образовательная программа предусматривает ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой России, я лишь старалась найти наиболее интересные пути для ознакомления дошкольников с данной темой.

Слайд 29



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: