ДЕВОЧКА ГЮН И МАЛЬЧИК АЙ




 

 

Было ли, не было ли… У одного пастуха было три дочери. Однажды отец с матерью отправились молоть муку, а дочери дома остались. Позакрывали все окна и двери, сидят-посиживают у окошка и разговаривают. Говорит старшая сестра:

— Если бы меня взял в жены сын падишаха, то я бы соткала ему ковер, да такой, что он им все свое войско покроет, да еще и останется.

Говорит средняя сестра:

— Если бы меня взял в жены сын падишаха, то я бы напекла ему хлебов, да столько, что он ими все свое войско накормит, да еще один каравай останется.

Говорит младшая сестрица:

— Если бы меня взял в жены сын падишаха, то я бы ему родила двух детей — мальчика и девочку: у мальчика во лбу будет гореть месяц, а у девочки — солнце.

В то время сын падишаха обходил свои владения и оказался как раз в этих местах. Он услышал разговор трех сестер. А как только услышал, вошел к ним в дом, чтобы посмотреть на них.

Вернулся он домой и сказал отцу с матерью:

— Там-то и там-то живут три дочери пастуха. Я возьму в жены одну из них.

Отец с матерью говорят:

— Как это ты женишься на дочери пастуха? Ты же сын падишаха!

— Нет, я женюсь, — ответил он им.

Посватался он к младшей сестрице. Сыграли свадьбу. Стали они жить-поживать да добра наживать.

Вскоре жена молодого падишаха зачала. А старый падишах, как водится, когда ездил по другим странам, брал с собой и своего сына. Вот выходит указ — ехать и ему в дальние страны.

У жены молодого падишаха родились дети, каких она пообещала: девочка Гюн[12]и мальчик Ай[13].

Свекровь позвала бабку-колдунью, и соорудили они короб, схватили тех малюток, уложили туда и пустили по воде. А жену сына падишаха отвели к яме, закопали по пояс, рядом положили воз терновых веток, чтобы всякий прохожий мог хлестнуть и плюнуть в нее.

После этого написали письмо ее мужу: так, мол, и так… «Обещала родить мальчика с месяцем во лбу и девочку с солнцем во лбу, а родила тебе двух щенят». Молодой падишах ответил: «Щенок ли, котенок ли, оставьте все так, как есть, пока я не вернусь».

Проходит год или полгода, воротился муж домой, увидел свою жену в том самом месте да так ее там и оставил.

Детей же по воде прибило к опушке леса, а там стояла землянка. В ней жили старик со старухой: не было у них ни детей, ни внуков. Старуха и говорит старику:

— Если в коробе будет выпивка, то это твое, старик, счастье, а если живая душа, то это мое счастье.

Посмотрели — а там двое детей. Обрадовались, подобрали их, стали заботиться о них, растить. Начали дети ходить в школу — оба умные да такие красавцы, каких не сыскать на всем белом свете, а месяц со звездой-солнцем у них светили так, что все вокруг освещали.

Все бы хорошо, только вот дети в школе стали их дразнить: «найденыши», «найденыши». А они не стали этого терпеть и пустились на хитрость. Говорят старику со старухой:

— Нас отправляют в село Курчу, мы туда пойдем.

Приготовили старик со старухой питки, положили их в торбу. Ушли дети, как и задумали.

Идут они, идут, смотрят — огонек вдалеке. Когда подошли, видят — дом, и никто в нем не живет. Полным-полно всякого богатства в том доме, но нет никого. Ешь, пей — не хочу! Живи здесь вольготно — никто не помешает. Стали они здесь жить-поживать.

А тем временем та бабка-колдунья, которая навредила жене сына падишаха, учуяла, что дети живы. И мать молодого падишаха отправила ее в те места, где они жили:

— Иди и что хочешь сделай, но сотри с лица земли этих детей.

Пошла бабка. Добралась до тех мест и застала девочку в доме одну. Во дворе стояла лошадь, а паренек был на охоте.

— Как поживаешь, девочка моя? Все одна да одна, небось?

— Да как поживаю? Брат ходит на охоту, приносит мне разные вещицы для развлечения. Вот так и живу.

— И-и-и, девочка моя, чего тебе так одной тосковать?! Отправь-ка лучше братца принести тебе яблоко от Дюнняя-гюзели.

Когда приходит брат, сестра и говорит ему:

— Брат, я больше не хочу быть дома одна. Принеси-ка мне яблоко от Дюнняя-гюзели. Тогда будет мне чем развлечься, а то я здесь все одна и одна, никого нет вокруг.

Брат, не желая огорчать сестру, собрался и отправился в путь.

Шел он, шел, повстречал старушку и стал ее расспрашивать. Старушка и говорит ему:

— Мальчик мой, вот идти-то ты идешь, но по дороге увидишь дерево и родник. Яблоки очень горькие, вся горечь мира в них. Отведаешь того яблока и похвалишь: «Брях! Вот так яблоко! Такого яблока я еще не ел!». Родник же с двумя желобами: по одному течет кровь, по другому — гной. Когда выпьешь из них, скажешь: «Брях! Вот так вода! Такой водицы я еще не пил!».

Поблагодарил ее паренек и дальше пошел. Идет он, идет, доходит до яблони. Сорвал яблоко, откусил от него и говорит:

— Брях! Ну и вкус у яблока! Такого яблока я еще не ел!

Идет он дальше, доходит до родника с двумя желобами: по одному течет кровь, по другому — гной. Отведал того и другого и говорит:

— Брях! Вот так вода! Такой водицы я еще не пил!

А надо сказать, что старушка подсказала тогда пареньку и еще кое-что:

— Когда придешь, посмотри, если закрыты глаза у Дюнняя-гюзели, то она не спит, а если открыты, значит, спит глубоким сном на своем сорок первом этаже.

Пришел туда парень, смотрит — глаза открыты, спит Дюнняя-гюзели. Принялся наматывать ее косы на свою руку и, когда изрядно их намотал, спрашивает:

— Где стоит яблоня? Где яблоки, Дюнняя-гюзели?

— Да вот же, посмотри.

Юноша забрал яблоко у Дюнняя-гюзели и пошел домой. Добрался до своего дома и яблоко сестре отдал.

Проходит немного времени, и вот он снова отправился на охоту. А по дороге встретился с сыном падишаха, который на самом деле был его отцом. Он был очень похож на своего отца, и сын падишаха спросил его:

— Кто ты, откуда и куда путь держишь?

Тот поведал ему, как избавились от них, когда отца не было дома. Потом рассказал, как он ходил добывать яблоко Дюнняя-гюзели. Сын падишаха порадовался за него; сам он ведать не ведал, где обитает Дюнняя-гюзели, а паренек, оказывается, не только узнал, где она живет, но и яблоко ее раздобыл.

Вернулся сын падишаха домой и говорит матери:

— Встретил я одного юношу, очень похожего на меня. Скажи, в нашем роду кто-нибудь живет в тех местах, где я был?

— Откуда им там быть?! Нет, сынок.

Услышав все это от сына, его мать снова говорит бабке-колдунье:

— Иди и сделай так, чтобы этих детей на свете не было.

И снова отправилась в путь эта бабка. Пришла и стала расспрашивать девушку:

— Как тебе живется, раздобыл ли твой старший брат яблоко?

— Принес, бабушка! Спасибо, что рассказала мне об этом. Как хорошо я с ним играю!

— Девочка моя, яблоко — это хорошо, но ты попроси брата принести зеркало от Дюнняя-гюзели: будешь в него смотреться да прихорашиваться.

И снова пошел паренек выполнять желание сестры. Проходит он мимо того родника, из которого попробовал воду. Потом — мимо дерева, плод с которого отведал. Как только он дошел, увидел, что снова у Дюнняя-гюзели открыты глаза. Стал он наматывать ее косы себе на руку, похлестывать ее плеткой да приговаривать:

— Наматывайся, наматывайся. Скажи, где твое зеркало?

— Да вот же оно!

Забрал паренек зеркало, унес его домой и отдал сестре.

Вскоре ушел он снова охотиться и опять повстречался со своим отцом.

— Где же ты пропадал, мой мальчик? Как долго я тебя не видел!

— Эге-ге, есть у меня сестренка, да больно уж разбаловал я ее, такая капризная стала. Захотела яблоко, — я принес. Теперь захотела зеркало от Дюнняя-гюзели — тоже принес! Зеркал на свете много, но она хотела, чтобы именно от Дюнняя-гюзели зеркало было!

Его отец вернулся во дворец и рассказал обо всем своей матери:

— Этот паренек и зеркало от Дюнняя-гюзели раздобыл!

Когда его мать услышала это, снова посылает бабку-колдунью:

— Иди и сделай так, чтобы этих детей не было на свете!

Приходит бабка к девушке и говорит ей:

— Знаешь что, девочка моя?! Яблоко как яблоко, зеркало как зеркало, но скажи брату, чтобы он привел тебе саму Дюнняя-гюзели как невестку, а себе — как жену.

Попросила сестра брата привести ей невестку, а тот отвечает:

— Хорошо, пойду, но не знаю, вернусь ли назад.

Отправился он в путь. Когда добрался до Дюнняя-гюзели, не заметил, что у нее глаза закрыты: значит, она не спит. Пробует он намотать себе на руку ее косы, как вдруг слышится ему голос:

— Стань камнем!

И превратился он в камень. А там уже лежали девяносто девять камней — это были те, кто пришел взять в жены Дюнняя-гюзели, и этот паренек стал сотым.

Сестрица все смотрит на дорогу, день ждет, два ждет, три ждет. Вот уже из-под стрехи дома начала капать кровь. Тут она поняла, что брата нет в живых.

Собралась девушка в дорогу сама. Идет она, идет, выходит ей навстречу та добрая старушка:

— Куда путь держишь, девочка моя?

— Куда я путь держу, бабушка? — отвечает та. — Мой брат ушел один раз — яблоко от Дюнняя-гюзели раздобыл, ушел второй раз — зеркало от Дюнняя-гюзели раздобыл, а сейчас ушел, чтобы привести саму Дюнняя-гюзели мне в невестки, а себе в жены, да и пропал.

— Твой брат стал камнем, — говорит бабушка. — Теперь, когда будешь идти дальше, повстречаешь волка, перед ним будет лежать трава. Возьми ту траву, положи ее перед козой, у козы забери кость и положи ее перед волком. А когда пройдешь еще немного, увидишь родник с двумя желобами: через один течет кровь, через другой — гной. Крови отведаешь и похвалишь: «О боже, какая прекрасная вода!». Гноя отведаешь и скажешь: «О боже, какой вкус у этой воды!». Когда же пойдешь к яблоне, то скажешь так: «О, какой вкус у этого яблока!». Пройдешь все и отправишься дальше.

Когда дойдешь до Дюнняя-гюзели, посмотри — если у нее глаза открыты, значит, она спит, а если закрыты, то не спит. У нее есть девяносто девять кос, намотай ее косы себе на руку, чтобы она показала тебе твоего брата. Вели ей: «Покажи мне моего брата, покажи мне моего брата!»

Когда девушка прошла все препятствия, посмотрела на Дюнняя-гюзели, — ее глаза открыты, значит, она спит. Принялась она наматывать на свою руку косы Дюнняя-гюзели и приговаривать:

— Покажи мне моего брата, покажи мне моего брата!

И Дюнняя-гюзели показала ей все камни. И все они превратились в мужчин. Когда же она указала на сотый камень, тут и брат девушки ожил. Собрались все втроем в путь, сели на коня из табуна Дюнняя-гюзели и вернулись домой.

Стали они дальше жить-поживать. Вскоре юноша снова отправился в лес на охоту. Здесь он опять повстречался со своим отцом.

— Где же ты пропадал так долго, мой мальчик? Все нет да нет тебя!

— Эге-ге, я ходил за Дюнняя-гюзели, привел ее в невестки своей сестре и себе в жены.

— Ну и ну! Вот это да! Я вот уже падишахом стал, но знать ничего не знаю, кто эта Дюнняя-гюзели, а ты ее уже в жены взял! В воскресенье я устраиваю пир, приходите и вы ко мне всей семьей! Я отправлю за вами фаэтон с кучером.

Приходит падишах домой и говорит своей матери, чтобы готовились.

А его мать кинулась к той бабке-колдунье:

— Что будем делать, они уже встретились с Дюнняя-гюзели. Собирается падишах устраивать застолье, пригласит и тебя.

— Не беспокойся, мы их отравим, всех троих.

Отправил падишах за ними фаэтон. Они нарядились, поехали все втроем. Вот садятся за стол. А для Дюнняя-гюзели ничего в этом мире не было тайной. Она и говорит им:

— Что я вам велю делать, то и делайте, слушайте меня! А если не скажу, то никуда не тянитесь.

После пира направились они к той яме. Та бедная женщина вся уж прогнила по пояс, и терновые ветки-прутья рядом с ней. И вот, перед тем как подъехать к палатам, кучер им сказал:

— Слезайте, ударьте по разу веткой эту женщину и плюньте в нее.

Дюнняя-гюзели ему отвечает:

— Наши руки не поднимутся ее ударить.

И они поехали дальше. А кучер, встретив сына падишаха, говорит ему:

— Они не захотели ударить ту женщину.

Он же ему в ответ:

— Не велика беда, если не ударили.

Вернулись они в дом, а там столы уже опять накрыты. Но им всем троим в тарелки с едой был подложен яд. Еще не успели сесть за стол, как Дюнняя-гюзели приказывает:

— Идите и приведите сюда ту женщину из ямы и собак!

Приводят женщину и озверелых собак. Тут Дюнняя-гюзели дает одной собаке кусок из яств с их стола, и другой собаке кусок. Глядь! — обе собаки тут же и сдохли.

А Дюнняя-гюзели продолжает:

— Всех троих, детей и их мать, нарядить в падишахские одежды.

Узнал тут все падишах и спрашивает:

— Как мне наказать этих двоих: родную бабушку и бабку-колдунью? Что лучше — сорок ножей с черной рукояткой или сорок коней?

И бабку привязали к хвостам сорока коней, а в свекровь воткнули сорок ножей. Так злодейки погибли, а сказка на этом кончается.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: