Тема 2.1. Анализ производства и реализации продукции




 

Цель: уяснить механизм оценки основных показателей хозяйственной деятельности предприятия; выработать навыки расчета среднего коэффициента сортности продукции, коэффициента ритмичности, объема реализации продукции, процента выполнения договорных обязательств.

 

Типовые задачи

1. Сделать анализ динамики объема выпуска продукции на основе данных таблицы 2.1. Рассчитать базисные и цепные темпы роста и прироста. Определить среднегодовой темп роста с помощью среднегеометрической.

Таблица 2.1.

 

Год Товарная продукция в сопоставимых ценах, т.р. Темпы роста, %
базисные цепные
    100,0 100,0
    105,6 105,6
    107,7 102,0
    105,9 98,3
    112,4 106,1

Алгоритм решения:

а) Определяем базисные темпы роста (ТРб), за базисный принимаем 1год и сравниваем каждый следующий уровень динамического ряда с базисным годом.

б) Определяем цепные темпы роста (ТРц), для этого каждый следующий год отнесем к предшествующему

в) Среднегодовой темп роста рассчитывается по формуле:

г) Вывод – за пять лет объем производства увеличился на 12,4 %. Среднегодовой темп роста составляет 2,95%. Наиболее высокие темпы роста были достигнуты в 3 году и составили 7,7 % по сравнению с базовыми.

 

2. Оценить выполнение плана по выпуску товарной продукции в общем, и с учетом ассортимента на основе данных таблицы 2.2. По результатам проведенных расчетов заполнить 4,5,6 колонки.

 

Таблица 2.2

 

Вид продукции Товарная продукция, т.р. Абсолютное отклонение от плана, т.р. Выполнение плана, % Засчитывается в выполнение плана по ассортименту
план факт
           
А   628,2 + 8,2 101,3 620
Б   103,4 - 4,6 95,7 103,4
В   54,5 + 2,5 104,8 52
Г     + 14,0 193,3 15
Услуги   4,9 - 0,1 98,0 4,9
Итого     + 20,0 102,5 795,3

Алгоритм решения:

а) Определим абсолютные отклонения фактического объема товарной продукции от планового по каждому виду продукции, для этого из фактического значения вычтем плановое значение показателей (3 колонка – 2 колонка). Результаты внесем в таблицу, уменьшение объема характеризуется знаком «- », увеличение – знаком «+ ».

б) Определим абсолютное отклонение всего объема товарной продукции от планового. Для этого либо суммируем данные 4 колонки, т.е. отклонения по каждому виду продукции, либо из фактического значения общего объема вычтем его плановое значение (Итого 3 колонка – Итого 2 колонка).

в) Рассчитаем процент выполнения плана (ОВПi) по каждому виду продукции.

, (1.16) где

Фi – фактический выпуск продукции по i – му изделию;

Пi – планируемый выпуск продукции по i – му изделию.

Результаты расчетов внесем в 5 колонку аналитической таблицы.

г) Для анализа выполнения плана по ассортименту необходимо заполнить 6 колонку, т.е. определить выпуск, продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту. Для этого мы сравниваем данные по каждому изделию из 2 и 3 колонок. В зачет берем фактический выпуск продукции в пределах планового; продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту. Итог 6 колонки определяется суммированием полученных данных по каждому виду продукции.

д) Выполнение плана по выпуску продукции с учетом ассортимента можно осуществить тремя способами:

- по способу наименьшего процента (в данном случае, приведенном в табл. 2.2, он составляет 95,7%);

- по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым план выполнен (в нашем примере 5 изделий, план выполнен по трем из них, следовательно, процент выполнения плана составит 60% ();

- по способу среднего процента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции в пределах плана (итог 6 колонки табл.2.2) на общий плановый выпуск продукции (итог 2 колонки табл. 2.2). По этой методике выполнение плана по ассортименту составляет (

е) Вывод - В целом план по выпуску продукции выполнен на 102,5%, т.е. следует отметить перевыполнение плана. При этом, с учетом фактора ассортимента план по выпуску продукции не выполнен, при разных способах расчета выполнение плана составляет 95,7 %, 60 % и 99,4%. Третий способ анализа позволил получить самый высокий показатель выполнения плана по ассортименту.

 

3. На основе данных таблицы 2.2. проанализировать выполнение плана по выпуску продукции с учетом изменения структуры выпуска. По результатам анализа заполнить аналитическую таблицу 2.3.

 

Алгоритм решения:

а) На основании таблицы 2.2. заполним 1, 2, 3 колонки таблицы 2.3. Остальные данные определим аналитическим путем.

б) Рассчитаем структуру выпуска продукции по плану и фактически. Для расчета структуры необходимо объем выпуска по каждому виду продукции разделить на общий выпуск продукции за соответствующий период. Для расчета плановой структуры каждую строку второй колонки необходимо разделить на итог второй колонки и умножить на 100% (например, по изд. А ()). Для расчета фактической структуры каждую строку третьей колонки разделим на ее итог (например, по изд. Б ) результаты расчетов внесем соответственно в 4 и 5 колонки.

в) Для анализа выполнения плана по структуре необходимо сначала рассчитать фактический выпуск в плановой структуре, т.е. определить каким должен быть фактический объем выпуска продукции при сохранении плановой структуры. Для этого необходимо каждую строку колонки 4 умножить на итог 3 колонки и разделить на 100% (например, по изделию В ). Рассчитанные таким образом показатели по каждому виду продукции внести в 7 колонку аналитической таблицы. Итог 7 колонки определяем суммированием по каждому виду продукции, он должен быть равен итогу 3 колонки.

г) Чтобы определить объем выпуска, засчитываемый в выполнение плана по структуре необходимо заполнить колонку 8, путем сравнения колонок 3 и 7. При этом в зачет берем наименьшее значение по каждому виду продукции. Итоговую строку 8 колонки определяем суммированием данных по каждому виду продукции.

д) Рассчитываем процент выполнения плана по выпуску продукции с учетом ассортимента, для этого необходимо выпуск продукции, зачтенный в выполнение плана по структуре (итог колонки 8) разделить на фактический выпуск продукции (итог колонки 3) .

е) Выполнение плана по выпуску продукции, с учетом структурных сдвигов составляет 98,2 %. План по структуре не выполнен по двум изделиям.

По изделию А недовыполнение плана составляет 0,9 % (см.табл. 1.14, 6 колонка); по изделию Б план по структуре не выполнен тоже на 0,9 % (см. там же). Общее недовыполнение плана составляет 1,8 % (0,9 + 0,9) или (100 % – 98,2 %).

 

Таблица 2.3

 

Вид продукции Товарная продукция, т.р. Структура выпуска, % Отклонения в структуре. % Фактический выпуск в плановой структуре Засчитывается в выполнение плана по структуре
план факт план факт
               
А   628,2 77,5 76,6 - 0,9 635,5 628,2
Б   103,4 13,5 12,6 - 0,9 110,7 103,4
В   54,5 6,5 6,7 + 0,2 53,3 53,3
Г     1,9 3,5 + 1,6 15,6 15,6
Услуги   4,9 0,6 0,6 - 4,9 4,9
Итого     100 100 - 820 805,4

 

4. В ателье шьют комплекты постельного белья. За январь было продано 10 комплектов первого сорта по цене 1800 руб. за комплект; 15 комплектов второго сорта по цене 1000 руб. за комплект; 15 комплектов третьего сорта по цене 600 руб. за комплект. Определить средний коэффициент сортности.

 

Алгоритм решения:

а) Определяем общий объем производства постельного белья

б) Определяем возможную стоимость всей продукции по цене первого сорта

, где

Ц1сорта - цена единицы продукции первого сорта.

в) Рассчитаем стоимость продукции всех сортов

, где

Qi – количество продукции i-го вида;

Цi – цена продукции i-го вида.

г) Рассчитаем коэффициент сортности выпущенной продукции

д) Средний коэффициент сортности выпущенной продукции составил 0,583, т.е. в среднем на предприятии выпускается продукция второго сорта.

 

5. Определите процент выполнения договорных обязательств ЗАО «Ситно» за месяц на основе приведенных данных по отгрузке продукции (в т.р.) в таблице 2.4. Недостающие данные необходимо рассчитать и занести в таблицу.

Таблица 2.4

 

Изделие Потребитель План поставки по договору Фактически отгружено Недопоставки продукции
А       -
      -
Б       -
      50
      -
      -
В       100
      -
      150
Итого   4050 4300 300

 

Алгоритм решения:

а) Определяем плановый объем поставок по договору

б) Определяем объем недопоставленной продукции. Для этого из фактического объема продукции, отгруженной меньше, чем запланировано, вычитаем плановый объем продукции.

в) Определяем общий объем фактически отгруженной продукции

г) Определим процент выполнения плана по отгрузке продукции

д) Рассчитаем процент выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции

е) Вывод – в целом план по отгрузке продукции перевыполнен на 6,2% (102,6 – 100). При этом план выполнения договорных обязательств выполнен только на 92,6%. Недовыполнение плана произошло вследствие невыполнения обязательств по изделию Б перед вторым потребителем, по изделию В перед первым и третьим потребителем. Перевыполнение общего плана поставок произошло вследствие сверхплановых поставок изделий А (1 и 2 потребитель) и Б (3 и 4 потребитель).

 

Задачи для самостоятельной работы

 

1. Проанализируйте динамику выпуска продукции за пять лет на основе данных таблицы 2.5. Заполните пустые ячейки. Определите среднегодовой темп роста по средней арифметической. Сформулируйте выводы.

Таблица 2.5

 

Год Товарная продукция в сопоставимых ценах, т.р. Темпы роста, %
базисные цепные
       
       
       
       
       

 

2. Оценить выполнение плана по ассортименту:

- способом наименьшего процента;

- способом среднего процента.

Сформулируйте выводы. Данные представлены в таблице 2.6.

Таблица 2.6.

Изделие Объем продукции в сопоставимых ценах, т.р. Выполнение плана, % Отклонение от плана, т.р. Засчитывается в выполнение плана по ассортименту, т.р.
план факт
А   240,6      
Б   58,7      
В   41,9      
Итого          

 

3. Определить общее выполнение плана по выпуску продукции и выполнение плана с учетом изменения структуры по данным таблицы 2.7. Заполните пустые ячейки таблицы. Сформулируйте выводы.

 

Таблица 2.7.

Изделие Плановая цена, руб. Выпуск продукции, шт. Структура, % Товарная продукция, т.р.
План Факт План Факт План Фактический выпуск при плановой структуре
А 32,0            
Б 15,4            
В 85,9            
Итого              

 

4. Рассчитайте выполнение плана по структуре, если планируемый объем выпуска 2130 шт., а фактический выпуск продукции составил 2100 шт., остальные данные в таблице 2.8. Сформулируйте выводы.

 

 

Таблица 2.8.

Изделие Цена за ед. продукции руб. Удельный вес, % Товарная продукция, т.р.
план факт план Фактический выпуск в плановой структуре
А 61,0        
Б 31,2        
В 74,8        
           

 

5. Рассчитать коэффициент сортности по плану и фактически. Сделать вывод о качестве продукции. Исходные данные: выпуск продукции по плану, тыс.ед. – 37,7; фактически – 37,2. Стоимость выпуска по плану, т.р. – 1083, фактически – 1094. Стоимость выпуска по цене первого сорта по плану, т.р. – 1508, фактически – 1488.

 

6. Определите процент выполнения договорных обязательств предприятия по данным таблицы. Недостающие данные подсчитать и занести в таблицу 2.9.

 

Таблица 2.9.

Изделие Потребитель План поставки по договору Фактически отгружено Недопоставки продукции
А        
         
Б        
         
         
         
В        
         
         
Итого        

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: