Принцип единства сознания и деятельности.




Интерпретационные методы исследования (генетический и структурный подход)

Интерпретационные методы - это генетический и структурный методы. Генетический метод помогает выражать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, делая нужные акценты на фазах, стадиях и на опасных моментах становления психических новшеств. При использовании структурного метода создаются «горизонтальные» структурные связи между всеми исследуемыми особенностями личности.

Генетический метод

Генетический метод — это способ исследования и объяснения явлений (в том числе психических), основанный на анализе их разви­тия как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах. При этом требуется установление: I) начальных условий возникновения явления, 2) главных этапов и 3) основных тенденций его развития. Цель мето­да — выявление связи изучаемых явлений во времени, прослеживание перехода от низших форм к высшим.

Так что везде, где требуется выявление временной динамики пси­хических явлений, генетический метод является неотъемлемым иссле­довательским инструментом психолога. Даже когда исследование на­целено на изучение структурных и функциональных характеристик явления, не исключено эффективное применение метода. Так, разра­ботчики известной теории перцептивных действий при микроструктур-[45] ном анализе восприятия отмечали, что «наиболее пригодным оказался генетический метод исследования» [30, с. 261]. Естественно, генети­ческий метод особенно характерен для различных отраслей психоло­гии развития: сравнительной, возрастной, исторической психологии [54]. Понятно, что и любое лонгитюдное исследование предполагает применение рассматриваемого метода.

Генетический подход вообще-то может рассматриваться как мето­дическая реализация одного из основных принципов психологии, а именно принципа развития [64]. При таком видении другие варианты реализации принципа развития допустимо рассматривать как модифи­кации генетического подхода. Например, исторический и эволюцион­ный подходы.
Структурный метод

Структурный подход — направление, ориентированное на вы­явление и описание структуры объектов (явлений). Для него характер­но: углубленное внимание к описанию актуального состояния объек­тов; выяснение внутренне присущих им вневременных свойств; инте­рес не к изолированным фактам, а к отношениям между ними. В итоге строится система взаимосвязей между элементами объекта на различ­ных уровнях его организации [36, 65, 69].

Обычно при структурном подходе не акцентируются соотношение в объекте частей и целого и динамика выявленных структур. При этом разложение целого на части (декомпозиция) может производиться по различным вариантам [14, с. 7]. Важным достоинством структурного метода является относительная легкость наглядного представления ре­зультатов в виде различных моделей. Эти модели могут даваться в форме описаний, перечня элементов, графической схемы, классификации и пр.

Неисчерпаемым примером подобного моделирования служит пред­ставление структуры и типов личности: трехэлементная модель по 3. Фрейду; типы личности по Юнгу; «круг Айзенка»; многофакторная модель Р. Ассаджиоли. Не отстала от зарубежной психологии в этом вопросе и наша отечественная наука: эндо- и экзопсихика по А. Ф. Ла­зу рскому и развитие его взглядов у В. Д. Балина [4]; структура личнос-[46]ти из четырех сложных комплексов по Б. Г. Ананьеву; индивидно-ин-дивидуальная схема В. С. Мерлина; перечни А. Г. Ковалева и П. И. Ива­нова; динамическая функциональная структура личности по К. К. Пла­тонову; схема А. И. Щербакова и т. д.

Структурный подход — атрибут любого исследования, посвященно­го изучению конституциональной организации психики и строения ее ма­териального субстрата — нервной системы. Здесь можно упомянуть о ти­пологии ВНД И. П. Павлова и ее развитии Б. М. Тепловым, В. Д. Небыли-цыным и другими. Широкое признание получили модели В. М. Русалова, отражающие морфологическую, нейро- и психодинамическую конститу­ции человека [71]. Структурные модели человеческой психики в простран­ственном и функциональном аспектах представлены в работах [14, 15, 53, 56]. Классическими образцами рассматриваемого подхода служат ассоци­ативная психология Ф. Гартли и ее следствия (в частности, психофизика «чистых ощущений» XIX века), а также структурная психология В. Вунд-та и Э. Титченера. Специфической конкретизацией подхода выступает метод микроструктурного анализа, включающий в себя элементы и генетическо­го, и функционального, и системного подходов [20, 29].

 

 

Принцип детерминизма.

Принцип детерминизма - научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют определенную причину.

Принцип детерминизма (в психологии) [лат. determinare — определять; principium — основа, начало] — признание необходимости изучать закономерные зависимости психических явлений от порождающих их факторов. Д. п. — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Д. п. включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы Д. п., а именно: системный Д. п. (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), Д. п. типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), статистический Д. п. (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой Д. п.

(предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др. Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм Д. п. Длительное время оно ориентировалось на механический Д. п., который представлял обусловленность психических явлений материальными факторами либо по образцу взаимодействия объектов в мире механики, либо по образцу работы технических устройств (машин). Несмотря на ограниченность этого воззрения (психические явления рассматривались только как последствия внешних влияний), оно дало психологии ее важнейшие учения: о рефлексе, ассоциациях, аффекте и др. В середине XIX в. возник биологический Д. п., открывший своеобразие поведения живых систем (учение Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для их выживания функцию. Если механический Д. п. представлял психику побочным явлением (эпифеноменом), то теперь она выступила в качестве неотъемлемого компонента жизнедеятельности. В дальнейшем, когда было установлено, что этот компонент имеет самостоятельное причинное значение, возник психологический Д. п., получивший, однако, неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной (В. Вундт). Иное понимание психологического Д. п. сложилось в трудах естествоиспытателей (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс, И.М. Сеченов и др.), показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и др.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и на этой основе выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественно-научного психологического Д. п. привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные собственным закономерностям. Новая форма Д. п. была разработана марксистской философией, согласно которой активность сознания людей коренится в их образе жизни. Это создало методологические предпосылки для реализации Д. п. на уровне психосоциальной организации человеческой деятельности. Основной принцип объяснения психики человека с позиций диалектического материализма обусловлен положением о том, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и "внешнее" (продукты материальной и духовной культуры, в которых воплощаются сущностные силы человека), и "внутреннее" (сущностные силы человека, формирующиеся в процессе их объективации в этих продуктах). В этом плане может быть осмыслена "самопричинность" индивида, представление о том, что индивид есть причина себя в своих взамоотношениях с миром. Возможность самопричинности базируется на идее синхронической причинности, согласно которой каждый временнóй срез жизни индивида заключает в себе события, обладающие абсолютной новизной по отношению к событиям прошлого (несводимость настоящего к прошлому); именно такие инновации составляют источник самопричинности (В.А. Петровский).

 

Принцип единства сознания и деятельности.

Понятия сознания и деятельности — узловые категории психологической науки. Систематическая разработка этого принципа в советской психологии началась в 30-е годы.

СЛ.Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности, поведения. Он писал, что «деятельность и сознание — не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тождество, но единство».

Введение этого принципа ставило теоретические и методологические задачи раскрытия состава и структуры деятельности. Необходимо было преодолеть идущую от психологии сознания точку зрения, что психика — это внутреннее, а деятельность — внешнее. В действительности психика, сознание не является чем-то внутренним. Точно так же деятельность никоим образом не сводится только к внешнему: она имеет внешнюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность однозначно. Единство сознания и деятельности выражается в том, что сознание и все психические свойства индивида в деятельности не только проявляются, но и формируются: психические свойства личности — и предпосылка и результат ее поведения.

Применение принципа единства сознания и деятельности к изучению психических процессов, свойств и состояний позволило объяснить многие явления, прежде казавшиеся непонятными, выявить некоторые важные закономерности психического развития человека. В свете этого принципа разрабатываются понятийный аппарат психологии и методы конкретно-научных исследовании.

Одним из примеров может служить старая и вечно новая проблема наследственных задатков и способностей человека. У некоторых людей от рождения уже есть хорошо выраженные задатки, скажем, музыкальный слух, которые, будучи генетически, наследственно закрепленными, вначале существуют до и независимо от деятельности новорожденного и потому лишь проявляются в ней. Такие задатки - необходимые, существенные, однако совершенно недостаточные условия для формирования на их основе подлинных способностей (музыкальных и т. д.). Главным условием развития последних является именно деятельность (игровая, учебная, трудовая и т. д.), которую осуществляет ребенок, подросток, взрослый в общении с другими людьми, под руководством преподавателей и наставников. Таким образом, человек и его психика формируются прежде всего в его деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: