Биомедицинская этика об основных правах и обязанностях фармацевта и пациента в процессе оказания фармацевтической помощи




 

1. Правило правдивости и его реализация во взаимоотношениях фармацевта и пациента.

2. Право на соблюдение врачебной тайны. Ответственность фармацевтов за разглашение врачебной тайны. Допустимые ограничения правила конфиденциальности.

3. Правило информированного согласия.

 

 

Основная литература

Безопасность пациента: пер. с англ. / Ред. Е.Л. Никонов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. С. 36–42.

Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе // Этические проблемы современной медицины. Сборник документов. Под ред. Арапова А.С. и Грехова А.В. – Н. Новгород, 2005, C. 22–34.

Кэмпбелл А., Джилетт Г., Джонс Г. Медицинская этика. – М., 2004. С. 291–294.

Лиссабонская декларация о правах пациента // Этические проблемы современной медицины. Сборник трудов. Под ред. Арапова А.С. и Грехова А.В. – Н.Новгород, 2005. C. 15.

Лопатин П.В. Биоэтика – М., 2011. С. 126–128.

Федеральный Закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (2011 г.). Статьи 13, 20, 22, 73.

Федеральный Закон РФ «О лекарственных средствах» (2010 г.). Ст. 40.

Хрусталев Ю.М. Введение в биомедицинскую этику [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. – М.: «Академия», 2010. С. 108–114.

Этический кодекс фармацевтического работника России (провизора и фармацевта) // Биоэтика: учебник / под ред. П.В. Лопатина – М., 2005. С. 225–226.

Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика) – М., 2004. С.227–233.

 

Дополнительная литература

Аббасова А. Информированное согласие – защита пациента и врача // Биоэтика. 2012. № 2 (10). С. 56 –57.

Агуреева А. Азбука общения в аптеке. – М., 2009.

Апресян Р.Г. О допустимости неправды по обязанности и из заботы. Один случай из Канта // Человек. 2008. № 3. С. 38–47.

Власов В.В. Терпимость к обману в русской медицине // Медицинское право и этика. 2003. № 2. C. 98–104.

Дубровский Д.И. Проблема добродетельного обмана. Кант и современность // Вопросы философии. 2010. № 1. С. 16–32.

Мельникова И.С. Информированное согласие как месть больному: заметки врача // Медицинское право и этика. 2003. № 1. C. 31–34.

Мишаткина Т.В., Денисов С.Д., Яскевич Я.С. Биомедицинская этика. – Мн., 2008.

Тищенко П.Д., Юдин Б.Г. Проблемы биоэтики в СМИ. – М., 2006.

Филиппов Ю.Н., Карцевский А.В., Абаева О.П. Информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство: медицинские рекомендации. – Н. Новгород, 2010.

 

Методические рекомендации

Основная цель занятия – раскрыть содержание наиболее важных этических принципов, действующих в системе «фармацевт – больной», отражающих сложный и неоднозначный характер этого взаимоотношения.

По первому вопросу следует обратить внимание на право пациента получать исчерпывающую информацию о лекарственном средстве, включая все конкретные медицинские данные, характеризующие его свойства. Данное правило включает три аспекта: о долге быть правдивым (долг фармацевта и пациента); о праве знать правду (позиция фармацевта и позиция пациента); о возможности знать правду (понятия «правда» и «истина» в практической деятельности фармацевта). Требуется указать на взаимосвязанный характер этих положений и раскрыть их основное содержание.

По второму вопросу необходимо отметить, что все сведения о состоянии здоровья пациента, о диагнозе, прогнозе и лечении, а также все другие данные частного характера должны сохраняться даже после его смерти. Далее следует указать основные цели правила конфиденциальности (обеспечение неприкосновенности частной жизни пациента; защита социального статуса пациента; защита экономического статуса пациента; повышение духа доверия во взаимоотношениях фармацевта и пациента; обеспечение права пациента на автономию) и раскрыть их основное содержание.

По третьему вопросу требуется обратить внимание на правило информированного согласия пациента как непреложное условие проведения любого медицинского вмешательства и клинического исследования. Следует указать основные цели и существо этого правила (обеспечение уважительного отношения к пациенту или испытуемому как к автономной личности; минимизация возможности морального или материального ущерба пациенту или испытуемому; повышение чувства ответственности фармацевтических работников за моральное и физическое благополучие пациентов или испытуемых). Далее необходимо отразить основные элементы информированного согласия («пороговые» элементы – компетентность пациента и добровольность принятия решения; информационные элементы – количество и качество информации, доводимой до пациента; элементы согласия – процесс принятия решения). В процессе изучения данной темы должны сформироваться такие общекультурные и профессиональные компетенции как ОК-8 и ПК-1.

 

Доклады и рефераты

1. Реализация правила правдивости в деятельности фармацевта.

2. Соблюдение врачебной тайны в условиях платных медицинских услуг.

 

Тема 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: