О ЖИТЕЛЯХ ЦАРСТВУЮЩАГО САНКТПЕТЕРБУРГА




/ ГЛАВА I. ЖИТЕЛИ ГРАДА

-4- ': • ••

Жители сего Царствующаго Града, с первоначалия на сем месте для начатия строения Фортеции Государь Петр Великий оставил из войск, для одержания и охранения сего Новаго Места, яко первоначалной Гарнизон. Потом для стро­ения Фортеции повелел изо всех российских городов, по рас­положению домов, выслать работных людей из крестьянства по несколку тысящ, которые ирисылалися тогда попеременно по вся годы. То из тех работных людей, некоторые для услуг другим, а иные для лучшаго снискания себе промыслов, начали оставатся при сем Новом Городе доброволно, также обычайно н купечество, где в каком новом месте начнет быть какой народ, туда от всюду съежжаются и купцы доброволно, н маркитанты для требований нужд тех народов,

И когда по окончании благополучно, {281} Помощию Всевышняго, оной первоначалной Санктпетербургской Крепо­сти, тогда, дабы Новый сей Град не был тощь и настоящими жителми, тот час повелел монаршими своими указами вы­слать на житье наилучших, как из посадов всяких купецких людей, так н из крестьянства, а более из мастеровых разных художников, плотников, столяров, кузнецов и каменщиков, с женами и детми, на житье от всюду выслать, в 1710-м году и 1711-м году ж, о которых упоминается в указе 1714-го году ноября 10 дня обстоятелно. Также из знатнаго шлехетства со

рсех же городов, другие же доброволно для промыслов своих, как из купечества, так и нз мастеровых, для лучшаго своего прибытка в промыслах, приежжали, что из разных команд Его Величество со всех городов всяких художников, из Москвы и других мест, безчисленно вывезено.

Потом несколгнм летам уже минувшим, что сей Царст­вующий Новый Град нарочито всякими людми стал разпро-сфанятся, и слава о нем во всем свете и в разных государствах происходить начался, тогда многая от всюду иностранныя разных наций {282} народы и разных государств в сей Город съежжатся начали, одне для любопытства, чтоб видеть сей Новый Град, другия для приятия службы, а иные для лучшаго себе снискания ремеслом своим пропитания.

Тако, одним словом сказать, в пример древню историю, бывшую во время Апостол во Иерусалиме, которая в «Деяни­ях Апосголских», в главе второй, упоминается, что во Иеру­салиме при Апостолах случилося разных наций народов быть, которых несколто по ряду исчисляя, а потом всех одним числом заключает всех вдруг, что сколжо было во Иерусалиме разных народов, что от всего языка, иже под небесем, то есть со всего света было народу, так и здесь, в сем Царствующем Санппетрополи, столко всякаго народа.

1. Нетолко, что всех российских городов народа, но и всех сел, и деревень.

2. Подобно и их европейских иностранных людей, оные также всех государств и всех городов находятся.

3. Что же из других трех частей света, Азии, Африки и Америки, но и тех народов разных наций премного 9 сем {283} Царствующем Граде имеется.

Но ныне, Помощию Всевышняго, чрез сорок осьм лет, Сангтетербург время от времени умножился доволно своими природными жнтелмн, так что уже ныне видит сей Град своих сыны сынов природных.

ГЛАВА П. СОСТОЯНИЕ ИХ

Выше сего объявлено, что весь здешний российской народ, сего Царствующаго Града жители, собраны из разных мест, что хотя древний историописатели обще российский народ описуют грубым и неполитичным, то есть аки бы все одного состояния какова нибудь были неполитичнаго. Но здесь не так, но так, как российская пословица говорится такая-«Что город, то норов, а что деревня, то обычай», то есть все не одного нрава, не одного вежества и искуства люда в здешнем жителстве имеющияся, но разнаго нрава и обычая тогда были.

Но Новый сей Царствующий Град новое себе жителство возымел, то и жителям своим новыя регулы, новыя вежества и искуства, во всем иное и лучшее учредил, так что от прежних времен веема ныне во всем отмененное, прежде {284} было грубое, неискусное, и аки бы сумрачное, но ныне всему свету стало быть приятное, ласковое, и уветливое, так что все приежжающия от всех российских городов всякия люди, оные оставляют тут прежний грубые свои поступки, а восприемлют здешнее новое искуство, и так помалу, время от времени, к лучшему обхождению приобучась, ныне, с Помощию Божиею, российский народ со всеми иностранными европейскими на­родами всяк не постыдно обходится.

ГЛАВА Ш. ВЕРА

Хотя сему описанию здесь места нет, но однако ж исторический чин сего порядка, то есть чтоб и о Вере не упомянуть, оставлять не повелевает, но хотя кратко мимохо­дом для множества жителей сего места разных наций народов миновать сего невозможно, того ради кратко здесь о том и предложится.

Выше сего о жителях упомянуто, что сколко здесь премножество разных стран народов и разных их наций жи­телство имеют, столко мнится и вер быть должно примеру тех народов, о коих как в «Деяниях Апостольских», в главе второй,

 

упоминается, сколко парфян, и мидян, критян, и аравлян там было, в здешнем Новом Петрополском {285} Иерусалиме находится, столко и исповеданий вер быть надлежит.

Что же касается собственно до Всероссийскаго Народа содержания Веры, которой издавна содержит Православную Кафолическую Восточную Греческаго Исповедания Веру, о том всем историкам известно, что о том писать и оставляется.

ГЛАВА IV. ЦЕРКВИ СВЯТЫЯ

И с первых лет, когда еще сей Царствующий Град будучи с первоначалия веема во всем своем жителстве не пространный, тогда и Святых Церквей по тогдашнему жител-ству столко и было, и оные строением построены были веема просто, то есть на первой случай для собрания верных, лишь толко б Храм Божий был. Но ныне, время от времени, и уже сей Царствующий Град в высочайший градус жителми распро­странился, строением великолепным украсился, тогда и Свя­тыми Божиими Церквами умножился, и просветился наивели­колепнейшими Храмы, о которых по ряду изчислится и опи­шется ниже сего.

1. Церковь Соборная Святых Первоверховных Апостол Петра и Павла, {286} когда оная зачата строится каменным зданием, о том предлагает здесь следующая оной надпись:

«Во Имя Господне, основание положися сея Святы я Церкви Святых Первоверховных Апостол Петра и Павла в 1714-м году майя 30 дня».

Сия Соборная Церковь заложена в тот день, в которой празднуется Память Преподобнаго Отца Исаакия Долматска-го, которой день был торжествован Рождения Блаженныя и Вечнодостойныя Памяти Государя Императора Петра Вели-каго. В той же день, майя 30 дня, и Крепость Санктпетербур-гская каменным зданием строится зачалася, в 1706-м году майя 30 дня.

Заложена же сия Церковь была при Государе Петре Первом, по нем строилася при державе Государыни Императ­рицы Екатерины Алексиевны, таже при Государе Императоре

Петре Втором, совершена же при державе Государыни Импе­ратрицы Анны Иоанновны, и освящена июня 28 дня 1733-го году от всего Святейшаго Правителствующаго Синода, на котором освящении присудствовать соизволила сама Ея Им­ператорское Величество со всем императорским сигклитом.

{287} Порядочное описание сея Соборныя Церкви Свя­тых Первоверховных Апостол Петра и Павла следующее.

а. Описание Петропавловские Церкви.

а-1. Длина Церкви по положению фундамента тридцать сажен, а ширина четырнадцать сажен. С лица, кроме фунда­мента и с выступами, двадцать девять сажен и четыре фута, а ширины с лица ж тринадцать сажен и два фута. Внутри длина двадцать семь сажен и пять футов, а ширина одиннадцать сажен и один фут.

а-2. Стены толщина, что под колоколнею, одна сажень; а кроме колоколни прочия церковный стены два аршина и три четверти.

а-3. Олтарь длины от церковных стен четыре сажени и пять футов, а ширины девять сажен и шесть футов, снаружи. Внутри Олтаря длина четыре сажени и три фута, а ширины осьм сажен и два фута.

Здесь нет сумнения никакова в сем, что для чего Олтарю положена длина мерою менши, а ширина болши. Понеже Олтарь длину свою имеет от Царских Врат до Престола, а от Престола до Горняго Места разстояние имеет всегда невели­кое, а ширина его бывает всегда болши, потому что какова Церковь широка, таков широтою и Олтарь, {288} разве кото­рой Олтарь имеет великия уступы свои от церковных стен.

а-4. Столпов внутри церковных двенадцать, под коло­колнею два, посреди Церкви четыре, под куполом четыре, да во олтаре два. Итого двенадцать.

а-5. Окошек церковных на каждой стороне по шесть, итого двенадцать окошек. Мерою каждое окошко вышины две сажени и два аршина, пять вершков, а ширины по три аршина.

а-6. Окончим в каждом окне по шесть. Во всякой окон-чине по пятнадцати стекол, итого во одном окошке девяносто стекол. Вышина стекол два фута и три дюйма, а ширина один фут с половиною. Итого тысяща семьдесят всех стекол в двенадцати окошках.

а-7. В болшом куполе окошек осьм, в каждом окошке по четыре окончины, а во всякой оконнице по пятнадцати стекол. Итого во одном окошке осьмдесят стекол, и всего в куполе четыреста семьдесят стекол. Вышина оным стеклам два фута, а ширина один фут и четыре дюйма.

а-8. В малом куполе, сверх болшаго, осьм окошек, в каждом окне по одной окончине, а во всякой окончине по осьмнадцати стекол, вышиною и шириною по одному футу, по пяти дюймов; всех стекол сто сорок четыре.

а-9. Три окна круглых, овалистых, одно во Олтаре, над Горним Местом, {289} а другия два по обеим сторонам, над дверми. В тех трех окошках по одной круглой окончине, а в каждой окончине по шестнадцати стекол, итого в трех окон-чинах сорок осьм стекол.

Итого всех окошек церковных, и в дву куполах, сорок одно окошко, в них окончив сто четыре, а в тех окончинах стекол тысяща седмь сот пятьдесят два стекла.

а-10. Дверей церковных трои, вышиною две сажени без одного вершка, шириною три аршина, в них створы дубовые преизрядной столярной работы зделанныя.

а-11. У двух дверей две паперти, одна у западных дверей, паперть длиною седмь с половиною сажени, а шириною три сажени, другая паперть у южных дверей, длиною четыре сажени, а шириною две сажени. У обоих сих папертей столбы и капители, также и гзымз, самаго добраго заморскаго мра­мора зделанныя.

У третьих, северных, дверей паперти не имеется для того, что у тех дверей, подле стены, блиско имеется водяной канал, которой еще совершенно не отделан, а когда отделан будет, тогда и паперть оная состроится.

а-12. Вышина внутри Церкви, от полу до сводов, седмь сажен и один аршин.

а-13. Сводов промеж столпов двадцать, и тридцать две арки (дуги или перемычки в сводах, с столпа {290} на столп, так называемая).

а-14. Внутри всея Церкви вытянут, и около пилястров, болшой гзымз с фризом и архитравом, с пилястрами и с базами.

а-15. Стены сверху до низу внутри же подмазаны изве. стью и штукам, или алебастром, а около окошек и окол дверей зделаны арламенты.

а-16. Повыше того гзымза, против каждаго свода, и нал всяким окошком на стенах, по обе стороны, зделаны арламен ты, мерою вышины по три аршина и по три четверти.

а-17. У пилястров, против арков, зделано осьмдесят два караштына с лаврами, мерою по два аршина.

а-18. Капителей резных двойных шестьдесят осмь штук мерою вышины по три фута и по девять дюймов, которые на пилястрах и стенах зделанные.

а-19. Две болшия Глории, или Славы, с Херувимами одна мерою вышины девять фут, а другая осмь футов и три дюйма.

а-20. Вверху, под куполом, есть четыре триуголныя места, которыя стоят откосами; каждое начинается от столба уским концом, а кверху под куполом широким, мерою ширины к куполу двенадцать футов, а внизу к столбу {291} куполному два с половиною фута, а вышиною десять с половиною фута. На каждом из сих четырех мест, по две фигуры Ангелов, держащих от одново угла до другова.

а-21. Кругом, из арках под куполом, завесы или троны, под ними внизу несколко во облаках Херувимов.

а-22. Восем болших караштынов, мерою вышины по девять футов и по десять дюймов, а ширины о середине по два фута, в концах по три фута и по два дюйма.

а-23. Между караштынами осьм барселев, вышиною по девять футов по десять дюймов, а шириною по осьм с поло­виною фута.

Оные барселевы не отделаны для высоты мест, понеже оные барселевы за мелкостию их были б к зрению неспособны, того ради оные и оставлены.

а-24. В куполе четыре болшия Херувима, из них каждый мерою с крылами по девять футов, да три Глории с Херуви­мами, и с сиянием.

а-25. Над дверми капитела Ордина Композиты, выши­ною по два фута и по два дюйма.

а-26. Арламенты внутри Церкви около всех окошек, вся щтукотурная, лепная и резная работа, все оное исправлено самою доброю работою.

а-27. Внутри Церкви живописная {292} и лаковая рабо­та, которою разписано под сводами, есть самая преизрядная работа произведенная.

а-28. Еще ж имеются вызолочены над пилястрами по углам у осьмидесяти осьми кораштынные листы, и лявры, да у семидесяти осьми Херувимов лица, которые в капителях и на четырех пилястрах имеются. У осьми фигур, которые под куполом держащия в руках завесы, или троны, пристойный места вызолочены ж, да еще три Глории, или Славы, с Херувимами ж; притом двенадцать Херувимов над окошками болших так же вызолочены.

а-29. В куполе, около восми окон, дорожники в два ряда, и над ними арламенты, и осьм короштынов вызолочены ж.

а-30. В куполе, и под сводами, и по столбам, около окон, тако ж где и хоры, налишные панели разными красками расписаны.

а-31. Двенатцать столпов зеленым мрамором, и у окон репьи, и прочия надлежащий места, оным же мрамором рас­писаны.

а-32. На столпах все караштыны вызолочены имеются.

б. Вышина той Церкви следующая.

6-1. Стены снаружи в высоту осьм сажен и один с половиною аршин.

{293} 6-2. Купол болшой вышины три сажени два арши­на.

б-З. Лантернин купола две сажени один аршин.

6-4. Другой, меншей купол, что над болшим, две сажени один с половиною аршин.

6-5. Лантернин другой, что над малым куполом, выши­ны одна сажень два аршина.

6-6. Шпиц вышины двенадцать сажен и два дюйма.

6-7. Штивель, что выше шпица, под кугелем, одна са­жень два фута.

6-8. Стебло, которое выше кугеля, или яблока, вкруг Ютораго Ангел обращается, длиною пять футов.

6-9. Кугель, или яблоко, вышиною три фута осьм

мое.

6-10. Крест длиною вверх девять футов, а поперег семь футов. В средине того креста лучи сияния двенадцать штук каждая штука по одному с половиною фута и осьм дюймов '

6-11. Ангел длиною семь с половиною фута.

Итого вышины весь шпиц, от камекнаго здания ц с крестом, двадцать шесть сажен, а с каменным зданием, или со всею колоколнею, до низу, пятьдесят сажен.

6-12. Ширины в нижнем куполе, во одной грани, от каменнаго строения колоколни две сажени и треть. Та же гранка куполная вверх, под лантерн, одна сажен и один аршин два дюйма.

6-13. В другом куполе, также одна гранка куполная, то есть осьмая доля {294} от первагО Галантрина, одна сажень один аршин и три дюйма, вверху; «о второму лантрину, два аршина и двадцать один дюйм.

6-14. Над лантрином шпицуТЪлщина шесть футов пять дюймов, а посреди шпица три фута пять дюймов; и оные куполы и шпиц семигранные.

в. Червонцев на позолочения шпица сколко пошло.

в-1. На купол меньшей и на весь шпиц медных листов прибито шесть сот двадцать шесть, которые все червонным золотом вызолочены. На оные медные листы золота кладено на три фута по червонцу, квадратно, и вызолочено на три тысящи триста футов. На средней купол по одному червонцу на фут; всего червонных пошло две тысящи пятьсот девятнад­цать.

в-2. На позолоту креста червонных пошло сорок три червонца.

в-3. На кугель, или яблоко, шестьдесят червонных.

в-4. На ангел девяносто червонных.

в*5. На штивель, что выше шпица, и стебло двИосто два червонца.

в-б. На вызолочение осьмнадцатн тысящ рими листы прибивали, десять червонных.

Всего на позолоту пошло червонцев две сот четырнадцать.

в-7. На колоколне, у верхняго лантернина, также и на верхнем малом лантернине, на которых вызолочена под гзим-зами резба листовым золотом червонным, котораго пятьдесят осьм тетратей изошло.. м -?.;

{295} А всех червонцев * приеме 6ыло,щип* тысящ сорок один червонец.

в-8. Болшон купол, что над колоколнею, и другой купол, что над Олтарем (которые против модели должны обиты быть такими же позолоченными листами), оные обиты железными листами, также и кровля, на которое покрывание пошло четыре тысящи триста тридцать четыре листа. Надлежало было оным куполам обеим обитым быть вы зол о ясными лис­тами, против модели, чего ради тому случаи не допустил такой.

Для оных листов позолочения подряжены были золотых дел мастера, которые, или за крайним недознанием того художества, или той пропорции золота в указную меру не положено, которые оную позолоту веема неровную и нечи­стую зделали, так что иной лист очень красен, а иной очень белесоват, и тем на шпице стала быть во оных золотых листах пестрота великая, и далной ясности не имеюшня; что потом оные золотых дел мастера в том учинились подозрителными, и под следствием содержались. Чрез долгое время, и блажен­ною кончиною Его Величества, в 1725-м году, конец тому следствию воспрняло. ••;,

И так окы помянутыя оба купсы»;остались без позоло­ты. -

в-9. Над лантерном олтарнаго купола маленкой купо-лец, обит листами медными золочеными.

в-10. Крест над Олтарем, длиною семь с половиною фута, а поперег ево пять футов и три четверти, толщина осьм, семь, и шесть дюймов, и менши, ибо оной крест зделан прорезной, в котором по исчислению двадцать осьм футов.

в-И. В кугеле, или яблоке, в циркумференции пять футов, а сулерстициалъных десять футов, всего тридцать осьм футов; на золочение червонных пошло сто четырнадцать.

г. Личины на колоколне. ^

На колоколне, по углам болшаго купола, н* всех четы­ре» углах, поставлены по одной личине, наподобие Херуаюк»

с крылами, зделаны из дубоваго дерева, которые поставлены во образ Четырех Евангелистов.

По прежде сих Херувимов были зделаны четыре такие же фигуры, во образе Евангелистов, стояния, во всю челове­ческую позитуру, но для величины оные отменены.

д. Часы Петропавловские.

На колоколне ж Святых Апостол Петра и Павла часы с курантами, которые преизрядной работы, и в гармонии, пре-огромныя и нарочитой величины.

{297} На сих часах колоколов часовых болших и малых тридцать пять колоколов, у всякаго колокола по два молотка и по одному языку. Молотами играют часовыя куранты, а языками играют полуденныя куранты, произведением рук действ человеческих.

Оные часы привезены из Амстердама, даны сорок пять тысящ рублев, а поставлены на колоколню 1720-го году.

Также на сей колоколне, когда в полдни пробьет один-натцать часов, тогда играют пол часа на трубах и габоях полковыя гарниэонныя музыканты, а когда пол двенатцата часа пробьет, тогда до окончания двенадцатого часа на коло­колах играют ручныя куранты.

И тако описав всю церковную архитектуру, здесь над­лежит описать всю ея церковную утварь.

2. Описание Иконостаса.

Описание Иконостаса, имеющагося в Соборной Церкви Святых Апостол Петра и Павла, есть оной преизрядной и работы чрезвычайной зделанный.

а. Сей Иконостас делал в Москве Мастер и Архитектор Заруднев Иван, и с ним столяры Трифон Иванов и Иван Телега. Зачат был {298} делать Иконостас сей в 1722-м году, и окончан 1726-го году. Оной делан самою доброю и чистою работою столярством, резбою и токарною работою, которой по полименту оной весь вызолочен золотом червонным, и весь искусною и чрезвычайною работою исправлен совершенно.

б. Царския Врата в сем Иконостасе так велики, наподо­бие Триумфалным Воротам. Створы имеют, на четыре части разделением растворяются, понеже когда бывает священнос-лужение Архиерейское или Соборное, тогда оные Царския Врата все растворяются, а когда служат просто священной чин

или Архимандрит, тогда оные Двери толко по половине разтворяются. Так же оные Царские Врата ходят, когда их растворяют, на медных колесах, для тяжести их. Что же касается до всего Иконостаса, оной весь зделан новым и особливым маниром.

в. Надписи в Иконостасе.

На сем Иконостасе в разных местах приличныя надписи из Свящекнаго Писания следующия. В первых надпись сия.

в-1. На оном Иконостасе, пониже образов, на всей базе, или на всех тумбах, начинающаяся от перваго края до другова, имеется подпись следующая:

«Всемощным Соизволением Пресвятыя, Животворя-щия и Неразделимым Троицы, Отца, и Сына, и Святаго Духа, благодатию и поспешением, усердно желателным желанием Благочестивейшаго Перваго Петра Алексиевича, Отца Отече-ствия, Всепресветлейшаго Императора, Государя и Самодер­жца Всероссийскаго, славной жизни императорства своего, повелев в тезоименитство свое, в первых, в сей Храм сотво­рить, в Хвалу Непостижимаго Бога, сей Олтарь, и зачат в 1722-м году, совершен же по преставлении Блаженны я и Веч­но достойны я Памяти Его Величества 1726-го года месяца [...], скипетродержавства благословенной Супруги Его, Великия Государыни Императрицы Екатерины Алексиевны, Благоче­стивейшей Монархини Всероссийской, и при Дщерех Их Вели­чества, Великих Государынях Цесаревнах, Анны Петровны, и супруга ея, Герцоге, и Елисаветы Петровны, и пресветлых и привеликих Государынях Царевнах и Великих Княжнах Ека­терины, Анны, Параскевы Иоанновнах, и при Внуке его Вели­чества, Великом Князе Петре Алексиевиче, духовнаго же чина Правления Святеишаго Правителствующаго Синода, освяти-ся во Имя Святых Апостол Петра и Павла».

{300} в-2. При Царских Дверях, под Архангелом Миха­илом, в ногах, надпись: «Михаил и Ангели его брань сотвори-ша со Змием, и Змий брася, и ангеле его, и не возмогоша» (Откр 12:7).

в-3. На правой стороне Царских Врат, под Архангелом Гавриилом, в ногах, надпись: «Гавриил, предстояй пред Бо­гом»; и паки, пониже: «И вшед к Ней Ангел, рече: „Радуйся,

Благодатная, Господь с тобою, Благословенна ты в женах"» (Лк 1:28).

в-4. В Царских самых Дверях, в средине резнаго Бого-родичнаго Образа, подпись: «Се, Раба Господня» (Лг 1:38).

в-5. И, пониже сего, надпись же: «Яко ты еси Петр, а на сем Камени созижду Церковь мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф 16:18).

в-6. Паки пониже: «Премудрость созда Храм, и утверди столпов седмь» (Прит 9).

в-7. И еще пониже сего: «Яко укрепи вереи врат твоих, и благослови сыны твоя в тебе».

в-8. В оных же самых Царских Дверях, выше онаго средняго Богородичнаго Образа, написано: «Сия Врата Гос­подня, праведни внидут в ня».

в-9. Пониже сего: «Се, Сион Град спасе нас».

в-10. И на тех Вратах, в предстоящих на правой руке, яко в свитце, написано сие: «Да будет приношение, еже от язык благоприятно, и освящено Духом Святым» (Рим 15:16).

{301} в-11. На другой стороне, с левой руки: «О Бозе, Отце нашем, и Господе, Иисусе Христе. И той есть Глава Телу Церкве, иже есть Начаток» (Кол 1:18).

в-12. Над Полуденными Вратами, идеже образ Царя Констянтина, надпись: «И се ту Слава Господня сияше. Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененныя чащи» (Авв 4:4); и паки ин: «Бог — основа и в век» (Пс 47:9); вверху, в сиянии: «Яко Господь Иисус Христос во Славу Бога Отца» (Филип 1:8).

в-13. Над Полунощными Вратами надпись: «Бог бо явит всей Поднебесней твое Просвещение»; и паки: «Радуйся, Храм Господень»; и паки: «Радуйся, Дщи Сионя, зане Аз прийду, вселюся в тебе, глаголет Господь»; и паки: «В сиянии добра, яко луна, и избранна, яко солнце».

в-14. Внутрь Олтаря, в Скинии, или Сени Престола, на четырех столпах написано. Тако, на первом столпе: «Престол Твой, Боже, в век века» (Пс 44); на втором: «Бог Основа, и не подвижится»; на третьем: «Бог седит на Престоле Святым Своем» (Пс 46:9); на четвертом: «Сел еси на Престоле, Судяй Правду» (Пс 9:5).

в-15. Вверху Скинии, или Сени, над Престолом, с наруж­ной стороны, от Жертвенника: «И сей Град, и при Град отверзите врата, да внидут людие мои».

в-16. От Горняго Места, второе: «Наведет на тя, и обновит тя в любви Ему, и возвеселится о тебе, во украшении в День Праздника».

{302} в-17. Третие с полуденной стороны: «И на месте сем дам мир, глаголет Господь, Вседержитель, в послужение зиждущему воздвигнута Церковь сию».

в-18. Четвертое от Царских Дверей: «Мое есть сребро, и мое злато, глаголет Господь, Вседержитель, велия будет слава Храму сему».

в-19. Внутри самой Скинии, от Царских Дверей: «И ныне очиститеся пред Лицем Бога вашего, и молитеся ему, да помилует вы».

в-20. От Жертвенника: «И свящуся в них пред странами, и уведят, яко Аз есмь Господь их».

в-21. От Горняго Места: «Воцарится Господь посреде тебе, и не узриши зла к тому. Господь Бог в тебе силен, Спасаяй тя».

в-22. От полуденной стороны: «И внезапу приидет в Церковь свою Господь, Его же вы ищете».

в-23. Паки от Царских же Дверей: «И освящуся в них пред странами, и уведят, яко Аз есмь Господь Бог их».

в-24. От Жертвенника: «Се идут сынове твои, яко же испустил еси, и грядут собрании от востока до запада, с веселием Святаго, радующеся славою и желанием».

в-25. От Горняго Места: «И буду ему, глаголет Господь, Стена Огненная окрест, и в славу буду посреде его».

в-26. От полуденной стороны: «И введу вас в Сион, и дам вам пастыри по Сердцу Моему, и пасут вы в разуме и учении».

в-27. И паки пониже, под завесою, от Царских Дверей: «И дам вам сердце ново, и дух нов дам вам; се, мы идем к Тебе, Ты бо еси Господь, Бог наш».

в-28. От Жертвенника еще: «Глаголет Господь, Вседер­житель: „Се Аз спасу люди Моя от земли восточныя, и от земли западны я"».

275\

: {303} в-29. От Горняго Места: «Поставлю в тебе люд„ Моя кроткий и смиренник, и будут надеятися на Имя Господ, не».

в-30. От полуденной страны: «Украшайся и веселнся Дщи Сиона, зане Аз прииду, н вселюся посреде тебе, глаголет Господь».

в-31. В своде, над Иконостасом, посреде, и над Царски-ми Дверми, во округлости написано, в три строки таю; «Возведи окрест очи твои, Сионе, н виждь; светлея, светися, Новый Ирусалнм, прииде бо твой Свет, и Слава Господня на

ТЯ ВОЗСМЯ».

в-32. «Ста Соломон пред лнцем Жертвенника Господня, прел всем собором нисраилевым, воздев руце свои на Небо, н рече: „Господи, Боже Иисраилев, несть бог, яжо же Ты, на Небеси, горе, и на Земли, доле; аще бо Небо, и Небо Небесе не довлеет Тебе; тако Дом сей, его же создах Имени Твоему; обаче призриши на молитву мою, Господи, Боже Иисраилев. Услыши моление и молитву, ею же раб Твой молится пред Тобою к тебе днесь, да будут Очи Твои отверсты на Дом сей день и ношь, на Место сие, о нем же глаголах есн, будет Имя твое тамо, еже услышати молитву, ею же молится раб Твои на Месте сем, во дни н в нощи, и послушатн молитву раба Твоего и людей твоих, Исраила; елико аще помолятся к Тебе на Месте сем во дни, н Ты услыши на Месте Жилища Твоего на Небеси, и сотвориши, и милостив будеига им"».

в-33. В самом верху Иконостаса Образ Господа Савао­фа, Седяща во Славе; подписано тако: «Бог в Месте Святем Своем, н Бог вселяет единомышленныя в Дом»; и паки: «Видя вся сыны человеческия от готоваго жилища своего, призре на вся жнвущия на Земли».

{304} в-34. Во Олтаре, над Скиниею, Образ Господа Вседержителя; надпись: «Седяй на Херувимех, явися и певаел от Серафим, показася»; паки: «Воцарится Бог над языки, Бог селит на Престоле Святем Своем».

г. Опись, какия имеются в Соборной Церкве Святы* Апостол Петра и Павла, в вышеписанном Иконостасе, святы* иконы или образа. О сем покажется ниже сего следующие порядком.

Образы святыя, писанный все на деках.

Местные образа.

г-1. Образ Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа.

г-2. Образ Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы н Присно Девы Марии, с Предвечным Младенцем.

г-3. Образ Святаго Апостола Петра.

г-4. Образ Святаго Апостола Павла.

г-5. Образ на Северных Дверях, то есть к западной стороне, Сэмпсона, которой врата градссня на себе носящь; и есть оной Образ знаменует Победителя Христа; есть же н царству приличный, яю бывый Судия Иисранлев.

г-6. На Южных Дверях, то есть Полуденных, Образ Иезекииля, иже виде Дверь Затворенную, а Дверь его знаме­нует Матерь Божню.

{305}г-7-10. Над Спасителевым Образом, наверху Ико­ностаса, Моисей, а под ним Царь Мелхиседек, В Иконостасе, над самым Спасителевым Образом, Рожество Христово, а под Спасителевым Образом, на тумбе, Святое Богоявление.

г-11-12. С правой стороны от Царских. Враг, того ж Спасителева Образа, Царь Иоасафат, а пониже Царь Давид.

г-13-14. С другой стороны, к Северным Олтарным Две­рям, того ж Спасителева Образа, Царь Иезекнль, а пониже Царь Соломой.

г-15. Над Образом Дверей Северных, на которых напи­сан Сампсон, над которым стоит Образ Царя Констянтина.

г-16-19. Над Образом Святаго Апостола Петра, сверх Иконостаса, Иисус Наввиц, а под ним Князь Владимир; и над самым Образом, Апостола Петра Страдание Господне, а под Образом Апостола Петра, на тумбе. Страдание его, Петрово.

г-20-21. С правой стороны того Образа, от Северных Дверей, Князь Глеб, а пониже его Святый Александр Невский.

г-22-23. С другой стороны, ко окошку. Князь Борис, а под ним Царевич Димитрий.

г-24-27. Над Образом Пресвятыя Богородицы, вверху Иконостаса, Есфирь, а под нею Святая Мученица Екатерина; н над самым Образом Богородичном, в самом Иконостасе, Рожество Богородицы, а под ним, на тумбе. Введение во Храм Богородицы.

{306} г-28-29. С правой стороны от Царских Врат, ^ ж Образа, Святая Параскева, а под нею Ашш Пророчн

г-30-31. С другой стороны, к Южным Дверям, Св Наталия, а под нею Святая Елисавет.

г-32. Над Образом Южных Врат, на которых написан Иезекиль, над ним Образ Царицы Елены.

г-33-34. Нал Образом Святаго Апостола Павла, вверху Девора, Царица, над нею Святая Опта, Княгиня.

г-35-36. А над самым Образом Святаго Апостола Пав­ла, Благовещение Пресвятыя Богородицы, а под ним Павлове страдание.

г-37-38. С правой стороны, к Южным Вратам, Святая Соломенна Македонская, а пониже Иаиль, убившая Сигару.

г-39-40. С другой стороны, ко окну, Царица Пульхерня,

а под нею Внрсавня, Матерь Царя Соломона, Сына Давидова.

У Из Праздников Господских и Богородичных.

*т-41. Образ Рожества Христова.

г-42. Образ Богоявления Господня.

г-43. Образ Сретения Господня.

г-44. Образ Рожества Богородицы.'

г-45. Образ Вход во Храм Богородицы.

г-46. Благовещение Пресвятыя Богородицы.

г-47. Христово Востание от гроба; надпись: «Таю подо­бает пострадати Христу, и внити в Славу свою» (Лк 24:46).

{307} г-48. В куполе, над Иконостасом и над Царскими Дверми, в самом верху. Образ Спасителев Нерукотвореннын, и под ним Христово от Гроба Восстание. Под ним написано из Апокалипсиса о двадесяти четырех старцах тако: «Дваде-сять и четыре старцы падоша прел Седящим на Престоле, и поклонгапася Живущему во веки веков», и прочее (Откр 4:10).

Оные образа писаны иконописцем Андреем Мсркулье-вым с с товарищи, которые нарочно взяты были для сего иконописания из Москвы, по указу Государыни Екатерины Алексневны, Императрицы Всеросснйския; за труды дано бо­лее четырех тысящ рублен, которые начаты были писать 1726-го году, в августе месяце, и кончили оное иконное пнсмо 1729-го году, в сентябре, со свидетелством живопнснаго дела| и других знатных мастеров.

вг-

Краски, которые употреблялись в иконное пнсмо, сии: кармин, ултрамарни, лазарь берлинская, бакан венецианской, и прочил дорогия краски, а притом и золото; оные мастера краски покупали из своих подрядных денег.

г-49. В Киоте, над Престолом, Вечеря Тайная.

г-50, Внутри Олтаря, в Горнем Месте, Образ Господа Саваофа, Иже есть Ветхий Денмн.

{308} 3. Протчее различное пнсмо на картинах и на сводах живописное, из разных Притчей Священнаго Писания выбранный, следующий;

а. Образа из Священной Истории.

Выше пымэа, под сводами, над всяким окошком, по­ставлены картины.

а-1. Славный Вход Христов во Иерусалим, на жребяти осли седя, нде на Волную Страсть.

а-2. «Возлежание Христово в Вифании, в дому Симона Прокаженнаго, в котором будучи, жена грешница возлияла на главу Спасителеву многоценное миро, о нем же Ученицы негодоваша» (Мф 26:7).

а-3. «Умовсние ног Своим Учеником» (Ин 13:5).

а-4. «Моление Христово ко Отцу, да мимо идет Чаша сия» (Мф 26:39).

а-5. «Льстивое Иудино лобзание в предание Хри­ста» (Мф 26:49).

а-6. «Отвержение Петрово от Христа в соборе архиере­ев» (Мф 26:70).

а-7. «Ударение в Ланиду Иисуса при архиерее от ра­ба» (Ин 18:22).

а-8. «Бичевание Христа при столпе» (Ин 19:1).

а-9. «Коронование Спасителя терновым вен­цом» (Ин 19:2).

{309} а-10. «Изведение к народу Христа от Пилатова судища» (Ин 19:4-5).

а-11. «Осуждение Пилатово Христа на смерть» (Мф 27:26).

а-12. «Изведекие Христа из Града на Голгофу на пропя-(Мф 23:33).

а-13. «Распятие Христово от воин» (Ин 19:23).

а-14. «Снятие Тела Христова со Креста» (Мф 27:59).

• а-15. «Положение Тела Христова во гроб» (Мф 27:60).

а-16. «Пришествие жен с миром помазати Тело Иисусо­во, и изречение Ангелово г ним: „Несть зде, но воста"», н прочее (Мф 28). •Ця

Сии писаны шестнадцать мест водными инохмКами живописной науки мастерами. •)»*

Образа в куполе.

б. В самом своде лантершша, вверху, в куполе. Соседе-пне Христа Иисуса одесную Бога Отца, и ннзпослание Утеши­теля Духа Пресвятаго на Святыя Ученики и Апостолы нДень Святы я Патидесятницы, во огненных языцех. ;-'а

в. Пониже того, на своде лантернина, в кругу бвдщаго купола, Снятии Апостоли Дванадесят, и с Мариею, Иисусовою. -V *;

г. В том куполе, в первом ярусе, сверх окошек,: Пророки, по особному лицу.

г-1. Иона.,:)<,- •.

г-2. Ездра.,,..,

г-3. Варух. ^ '••!!,

г-4. Иеремия. < < 1 г-5, Даниил.

г-б. Исайя.

г-7. Илия. ' • '

г-8. Захарий. ' '. (

{310} д. Во втором ярусе, пониже окошек, на картине по лва лица Святых Праотцев.

д-1. Адам.

д-2. Евва.

д-3. Авраам., "••

д-4. Сарра.

д-5. Исаак.

д-6. Иаков. -,

д-7. Авель.

д-8. Сиф.

д-9. Иосиф.

д-10. Иуда. • •..

д-11. Иезекня.

д-12. Иосия.

д-13. Енох.

д-14. Ной.

д-15. Лот.

д-16. Исмаил.;

И того шестнадцать лиц.

е. В третьем ярусе из Евангелскнх повестей суть сия:

е-1. «Преображение Господне пред Ученики на Горе Фаворском» (Мф 1:2).

е-2. «По Востании Господнем от гроба, явление Марии Магдалины в Вертограде» (Ин 20:15).

е-3. «Фомино уверение, еже о Воскресении Господнем» (Ин 20:24).

е-4. «Беседа Христова с женою самарянынею при кладе­зе Иаковлн» (Ин 4:6).

е-5. «Вознесение Господне на Небо с Горы Елеонской пред Апостолы» (Л* 24:50; Деян 1:9-10).

е-6. «Изведение из темницы Святаго Апостола Петра» (Деян 12:7).

е-7. «Павлове обращение ко Христу от неверия в Веру» (Деян 9:6).

е-8. «Взятие на Небо с плотню Пресвятая Богородицы».

Все сии картины писаны на холсте, подрядными же. иноземцами, живописными мастерами.

{311} Итого Святых Образов местных во Иконостасе, болших и малых сорок три.

В Олтаре, в Киоте, или Сени, и в Горнем Месте два.

Под сводами, выше окошек, шестнадцать.

В лантерине и в куполе двадцать шесть.

Всего осьмдесят семь мест.

Под болшими сводами, над всею Церковию, раз писано орламентом француэскаго манера, и мрамором разных цве­тов, и живописанием Херувимов, Архангелов, держащих от Страстей Христовых разныя орудия; в пристойных же местах штукатурная резная работа, Ангели и Херувимы позолочены червонным битым золотом.

Весь Иконостас и Сень над Престолом самой высокой резной работы, со многими резными предстоящими фигура­ми, и притом весь сплошь вызолочен червонным битым золо­том по полименту.

Престол во Олтаре стоит на Четырех Животных, а под Престолом Агнец со Крестом резной стоит.

4. Канцель, или Катедра.

В той же Церкви Соборной Святых Апостол Петра и Павла имеется преизрядной и богатой зделанной Канцель, которой зделан самой преискусной работы, {312} и весь вызо­лочен червонным битым золотом; на котором написаны Прит­чи Священнаго Писания, приличный выбранныя к проповед­ником Слова Божия, при которых подписи следующий.

а. Внизу написано: «Став Петр со Едино на Десятми, воздвиже глас свой, и рече им, и прочая» (Деян 2).

б. «Шедше в мир, проповедите Евангелие всей твари» (Мк 16).

в. «Мы проповедуем Христа распята, иудеом убо со­блазн, еллином же безумие» (1 Кор 1).

г. «Изыде сеяй сеяти Семене своего», и прочее; «Есть же сия притча; семя Слово Божие» (Лк 8).

д. «И посла Господь Руку Свою, и прикоснуся устом моим, и рече ко мне; и дах Словеса Моя во уста твоя» (Иер 1).

е. «Жерцы да трубят трубою, и будет затрубят трубою, привлачая, да воскликнут вси людие гласом велиим, и якоже воскликнут, падутся сами стены града» (Нав 6).

ж. «Егда Словеса Моя изнесут, <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: