Изучение нового материала.




ЛЕКЦИЯ 9 (для ГС).

Выбор и формулировка темы исследования. Выделение проблемы. Определение объекта, предмета исследования. Разработка рабочей гипотезы.

Организационный момент.

2. Объявление темы, цели и плана урока. Цель – «Сегодня на занятии вы будете работать по вопросам подготовки собственного учебного проекта – выбор и формулировка темы исследования, определение ее актуальности и обоснование практической значимости, описание проблемной ситуации как описание обстоятельств и условий, содержащих противоречия; определение проблемного вопроса, отражающего сущность, основное противоречие рассматриваемой темы; определение объекта, т.е. пространства, в рамках которого проводится учебно-исследовательская деятельность по выбранной теме; определение предмета, т.е. части, которая подвергается непосредственному исследованию в рамках объекта, а также разработка рабочей гипотезы для предсказаний путей и способов достижения цели».

План:

2.1. Повторение пройденного «Сначала мы повторим предыдущую тему».

2.2. Выбор и формулировка темы исследования. Определение актуальности темы исследования. Обоснование практической значимости темы.

2.3. Описание проблемной ситуации как описание обстоятельств и условий, содержащих противоречия. Определение проблемного вопроса, отражающего сущность, основное противоречие рассматриваемой темы.

2.4. Определение объекта, т.е. пространства, в рамках которого проводится учебно-исследовательская деятельность по выбранной теме. Определение предмета, т.е. части, которая подвергается непосредственному исследованию в рамках объекта. Разработка рабочей гипотезы для предсказаний путей и способов достижения цели.

2.5. Самостоятельная работа.

Повторение пройденного.

3.1. Перечислите основные этапы научного исследования в соответствии с ГОСТ 15.101-98.

3.2. Опишите действия при подготовке литературного обзора.

3.3. Дайте определение методики проведения исследования.

3.4. Какому требованию должна отвечать методика проведения эксперимента?

3.5. Какие действия выполняются при обсуждении результатов исследования?

3.6. Какие действия выполняются при оценке эффективности результатов исследования?

3.7. Перечислите основные требования к выводам исследования.

Изучение нового материала.

4.1. С учетом того, что темы исследования сформулированы мной и выбраны вами, перейдем к обоснованию актуальности темы исследования. Актуальность базируется на выполненном анализе ситуации в области исследования и должна объяснить, почему данная тема должна быть исследована именно сейчас. Актуальность темы исследования обычно обосновывается по двум направлениям: теоретическому (по результатам исследования источников и других работ видно, что тема исследования недостаточно изучена) и практическому (выполненные исследования позволят решить востребованную практическую задачу на базе полученных в ходе исследования данных). Под запись. «Как выполнить анализ ситуации? Сначала следует разбить тему на ключевые слова – тэги. Например, для темы «Определение необходимости формирования и продажи гостиничных пакетов» теги будут такие: гостиничный пакет, формирование гостиничного пакета, продажа гостиничного пакета. Получившиеся определения заносим в файл и в квадратных скобках указываем ссылку на Интернет-ресурс – как и во всех случаях, когда берем что-то из Сети.

Теперь о практической значимости. В первую очередь следует определить – чему должно служить решение, полученное в ходе исследования? В первом приближении – улучшению обслуживания, увеличению количества клиентов и прочим привлечением внимания к гостинице. Если смотреть более глобально – решение проблемы должно служить увеличению прибыли или уменьшению расходов гостиничного предприятия. Вот в таком разрезе и следует обосновывать практическую значимость работы».

4.2. Перейдем к проблемной ситуации и проблемному вопросу. Под запись. «Для каждой темы эта ситуация своеобразна, и единого мнения тут нет. Вместе с тем можно зайти издалека. Зададимся вопросом – почему вообще необходимо это исследование? И ответим – потому что… далее по теме исследования. Бывают простые варианты, например, тема «Повышение эффективности менеджмента гостиницы» - значит, действующий менеджмент гостиницы не настолько эффективен, как хотелось бы собственнику гостиницы. Вот и противоречие. А проблем здесь может быть минимум две: почему менеджмент гостиницы не настолько эффективен и как повысить эффективность менеджмента. По каждой из них возможно отдельное исследование. Или возьмем тему «Применение электронного маркетинга в работе гостиничного предприятия». Противоречие для данного случая можно сформулировать так: слабая эффективность гостиницы при применении электронного маркетинга. Проблемы в данном случае примерно те же, что и в прошлом случае: почему эффективность гостиницы слабая, даже с применением электронного маркетинга, и как повысить эффективность гостиницы, используя электронный маркетинг? Проблемные ситуации для данного случая соответственно – что мешает гостинице быть эффективной настолько, насколько этого хочет собственник, и что необходимо для повышения эффективности гостиницы».

4.3. Под запись. «Объект исследования – как правило, гостиница. Предмет для каждого случая свой, и его определение зависит от постановки проблемного вопроса. Например, для случая повышения эффективности менеджмента гостиницы предметом исследования может быть либо уровень эффективности менеджмента (но тогда надо в работе устанавливать, что это такое и как его измерять) либо формы и методы работы менеджмента гостиницы (но тогда надо определять, как эти позиции влияют на эффективность менеджмента). То же и в других случаях».

Рассмотрим вопросы постановки рабочей гипотезы на примере темы «Отсутствие конфликтов в гостиничном предприятии»». Когда вы проводите исследование, то предлагаете способ решения проблемы. Однако для внедрения этого способа могут понадобиться люди, деньги и время – как по отдельности, так и в любых комбинациях. В конечном итоге, люди и время – это те же деньги, которые надо будет отдать либо недополучить. Сразу возникает два вопроса: даст ли этот способ желаемый эффект в требуемое собственнику время и – если ответ «нет» - получится ли вернуть затраченные на его реализацию и внедрение деньги? Под запись. «Касаясь темы отсутствия конфликтов – следует выбрать такой способ, который бы гарантировал отсутствие конфликтов. Их много – психологическое тестирование соискателей на совместимость (в т.ч. при формировании рабочей смены), денежные и иные поощрения для не допустивших конфликта за определенное время (или взыскания, вплоть до увольнения, допустившим хотя бы один конфликт), указание в трудовом договоре на испытательный срок, за который не должно быть ни одного конфликта и пр. Но здесь следует продумать – какие последствия будет иметь реализация каждого из этих способов. Удастся ли в короткое время подобрать соответствующий персонал? Будут ли недовольные подавать жалобы в суд на неправильное применение трудового законодательства? Согласятся ли клиенты участвовать в составлении актов о конфликтных ситуациях (для суда очень важно, чтобы факт конфликта был подтвержден документально всеми сторонами конфликта)? Законно ли психологическое тестирование – ведь данные о психологическом состоянии человека могут быть приравнены к данным о состоянии здоровья, а это уже специальная категория персональных данных, на обработку которых как минимум требуется письменное согласие самого человека? На каком основании гостиница проводит психологическое тестирование сторонних людей, не имеющих к ней отношения, и что потом делается с этими данными? Вот только некоторые из вопросов, возникающих в ходе реализации того или иного способа подбора персонала для отсутствия конфликтов в гостинице». И все это следует учитывать при разработке гипотезы исследования.

4.4. Самостоятельная работа на уроке. Исходя из записанного, определите актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной темы исследования, проблемную ситуацию, поставьте проблемный вопрос, определите объект и предмет исследования, составьте гипотезу исследования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: