III. Духовная музыка Греции и России.




Россия и Греция»

Какие ассоциации вызывает у Вас упоминание о Греции? Акрополь, Олимпиада и туризм? Или экономический кризис, долги и кредиты? А ведь культура Греции не менее интересна, чем ее политическая, экономическая и туристическая стороны. Давние культурные связи наших стран делают эту тему ещё более привлекательной и многообразной. Взять хотя бы музыку: сколько тайн, открытий и интересных фактов содержит музыкальная история взаимоотношений наших стран!

Приглашаем Вас принять участие в викторине, посвящённой музыкальным культурам России и Греции.

 

Условия викторины:

- к участию в викторине допускаются жители г. Воронежа и области;

- победителем считается участник, давший правильные и наиболее подробные ответы на все вопросы викторины;

- правильные ответы публикуются на сайте библиотеки после подведения итогов викторины;

- победители викторины награждаются грамотами и призами, награждение состоится 25 апреля 2014 г. в рамках акции «Библионочь в Никитинке»;

- ответы принимаются до 20 апреля 2014 г. включительно по адресу: ул. Орджоникидзе, 36, 2 этаж (отдел музыкально-нотной литературы) или по электронной почте: muznotnb@yandex.ru.

 

I. Древняя Греция.

 

1 2 4 5

                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             

 

По горизонтали:

1. Герой греческой мифологии, фракийский музыкант и певец, отец Тамириса, дед Орфея.

2. Древнегреческий философ, чьё учение считается основополагающим для европейской теории музыки; ему приписывают установление математических соотношений между частотами колебаний отдельных звуков.

3. Административная единица второго уровня в Греции.

4. Древнегреческий философ и теоретик музыки; он считал, что непосредственное восприятие – первая и важнейшая предпосылка дальнейшего рационального исследования музыки.

5. Четырёхступенный звукоряд в диапазоне кварты; он лежал в основе всех древнегреческих звукорядов.

6. Древнегреческий музыкальный инструмент, изготовленный Гермесом из панциря черепахи и подаренный Аполлону.

7. Система фиксации музыки с помощью письменных знаков.

 

По вертикали:

1. Греческий философ, занимавшийся в том числе проблемами музыкальной этики и эстетики.

2. Город, ставший центром империи, которая постепенно распространяя своё влияние на Грецию, превратила её в свою провинцию Ахайя.

3. Графическое обозначение звука музыкального произведения.

4. Древнегреческий ударный инструмент, предшественник литавр.

5. Интервал в четверть тона, один из наименьших музыкальных интервалов; впервые этот термин использовал древнегреческий философ Филолай.

6. Материал, использовавшийся в Древней Греции для изготовления струн для музыкальных инструментов.

 

Ключевой вопрос: Как Вы думаете, почему для этого кроссворда была выбрана именно такая форма?

 

II. Древняя Русь.

 

                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

 

 

         

Ключевое слово:

 

По горизонтали:

1. В Древней Руси так называли странствующих музыкантов и актёров.

2. Героико-патриотическая песнь, в основу сюжета которой – подвиги богатырей.

3. Ударный музыкальный инструмент, использовавшийся как во время военных походов, так и во время пиршеств.

4. Дошедший до нас из Древней Руси язычковый музыкальный инструмент (см. фото).

 

По вертикали:

1. Древнерусский смычковый инструмент, прообраз современной скрипки.

2. Персонаж «Слова о полку Игореве», певец и сказитель.

3. Древнерусский праздник на границе зимы и весны, сопровождающийся весёлой музыкой.

4. Славянский духовой язычковый музыкальный инструмент; по сюжету м/ф «Князь Владимир» игрой на этом инструменте мальчик Алекша тронул сердце византийской царевны Анны.

5. К какому литературно-музыкальному жанру Вы отнесёте:

Хорошо траву косить,

Которая зелёная,

Хорошо ту любить,

Которая весёлая.

 

Ключевое слово: древнерусский музыкальный инструмент; на нём играл герой сказаний Боян.

 

III. Духовная музыка Греции и России.

 

1. Какое событие изменило направление развития музыкальной культуры Древней Руси? Каковы его музыкальные предпосылки?

 

2. Что такое «византийский столп» в музыке и кто считается его автором?

 

3. Соотнесите жанр гимнографии и его описание:

 

1) Псалом а) вид церковной поэмы – гимна сложной конструкции; появился в Византии в VIII в., пришёл на смену кондаку.

 

2) Тропарь б) песнопение, написанное стихотворным размером или приуроченное к стихам; традиционно византийский жанр, нашедший отражение в творчестве русских композиторов.

 

3) Стихира в) древнейший жанр ветхозаветной и христианской гимнографии, связанный с именем библейского царя Давида.

 

4) Кондак г) жанр византийского песнопения, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой.

 

5) Канон д) жанр, сложившийся в Византии в V – VI вв., сейчас это небольшое песнопение (1-2 строфы) в параллель тропарю, раскрывающее сущность праздника.

 

4. Какой из этих жанров (см. вопрос № 3) является фундаментом христианского богослужения? Подсказка: именно эта форма молитвословной поэзии занимает бОльшую часть Всенощного бдения.

 

5. Какой тип церковного пения, пришедший на территорию России из Византии, называют каноническим православным и почему? В чём его главные особенности?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: