Сопереживание – великая тема искусства




С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Задание: рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево).

Материалы: гуашь (черная или белая), бумага, кисти.

Зрительный ряд: С.Ботичелли "Покинутая", Пикассо "Нищие", Рембрандт "Возвращение блудного сына".

Литературный ряд: Н.Некрасов "Плач детей".

Герои, борцы и защитники

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения искусства – живописи, скульптуры, музыки, литературы – посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою по выбору автора (ребенка).

Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятники эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX вв.

Юность и надежды

Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты о счастье, о подвигах, путешествиях, открытиях.

Искусство народов мира (обобщение темы)

Итоговая выставка работ. Открытый урок для родителей, учителей. Обсуждение.

Материалы: бумага для оформления работ, клей, ножницы и т.д.

Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную школу, коллективные панно, собранный детьми по темам искусствоведческий материал.

Литературно-музыкальный ряд: по усмотрению учителя как иллюстрация к сообщениям экскурсоводов.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения программы учащиеся:

  • осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
  • приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
  • развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
  • развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
  • осваивают выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
  • приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества;
  • учатся анализировать произведения искусства; обретают знания конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия;
  • овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
  • обретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
  • обретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
  • обретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, о роли художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
  • приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
  • приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.

КОНСТРУКЦИЯ ПРОГРАММЫ

Данная схема раскрывает содержание программы – ее "трех этапов".

Первый этап – начальная школа – как бы пьедестал всего здания – сложен из четырех ступеней и имеет принципиально важное значение. Не получив развития, заложенного здесь, бесполезно (почти) получать знания следующих этапов. Они могут оказаться внешними, не войти в конструкцию личности. Мы постоянно повторяем учителям: с какого бы класса вы не начали работать с детьми неподготовленными, "сырыми" – нужно начинать с этого этапа.

И здесь особо значимо содержание первых двух классов – их никак нельзя миновать, в них заложены основы всего курса, всех этапов формирования художественного мышления.

Пропустить заложенные здесь основы – все равно что пропустить элементарное знакомство с существованием чисел в математике, с возможностью складывать их и вычитать. Хотя и более сложные основы искусств здесь тоже заложены.

Как подсказывает схема, первый этап, начальные классы имеют целью эмоциональное приобщение к связям искусства с жизнью. Вообще эта проблема – основа сути программы. Искусство познается именно в этой связи: познается его роль в жизни каждого из нас и осознаются средства – язык, посредством которого искусство эту свою функцию выполняет.

На первом этапе искусства не делятся на виды и жанры – их жизненные роли познаются как бы от личности ребенка в ширь культур народов Земли.

Второй этап – совсем иной. Здесь прослеживаются связи с жизнью именно видов и жанров искусства. Каждому посвящен большой, не менее года, целостный блок. Погружение чувствами и мыслями и осознание особенности языка каждого вида искусств и причин этой оcобости, неповторимости духовной, социальной функции, роли в жизни человека и общества. Год – декоративно-прикладным искусствам. Два года – изобразительным. Год – конструктивным. Девятый класс – синтетические виды искусств.

И третий этап – завершающий среднее образование. Здесь всем нужно дать достаточно серьезный уровень знаний истории искусств или в курсе "Мировой художественной культуры", или в курсах параллельных программ пластических искусств, музыки, литературы, кино. В каждом варианте есть свои преимущества и свои недостатки.

Но параллельно этому теоретическому курсу нужно было бы дать по выбору ученика, но именно каждому, один из практических курсов: "грамота изобразительная", "декоративная грамота", "грамота дизайна", "основы зрелищной культуры". Только создав такое двуединство теоретико-практического на этапе завершения общего образования, мы сможем в экономике (да и в культуре) конкурировать с экономически развитыми странами. Такой путь завершения среднего образования, например, в Японии действует уже более пятидесяти лет.

Сегодня мы ставим проблемы связи искусств с мироотношением. Но не менее значимы ее связи с экономикой. Именно эту сторону подчеркивают специалисты разных стран, где искусству дан простор (до шести часов в неделю).

Данная программа рассчитана на 1–2 учебных часа на каждую тему. Оптимально осуществление всех тем должно занимать не менее двух часов (сдвоенный урок).

Однако при четком использовании разработанной нами методики реально (хотя и ослаблено) проводить занятия по теме за один урок. Все зависит от понимания школой роли художественного образования.

* Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" для средних общеобразовательных учебных заведений разработана под руководством народного художника России, действительного члена РАО, директора Центра НХО Б.М. Неменского авторским коллективом: В.Г. Горяев, Н.А. Горяева, Г.Е. Гуров, А.А. Кобозев, М.Т. Ломоносова, Л.А. Неменская, А.С. Питерских.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: