Потребность в общении (фактор А)




Зона 1

Потребность в общении выражена слабо. Это озна­чает, что подросток не старается установить близкие отношения со всеми, с кем приходится разговаривать. Он хорошо чувствует себя в одиночестве, обществу одноклассников предпочитает свои любимые занятия. Может иметь одного друга, с которым тоже встречается нечасто. Друзей не меняет, с трудом может обзавес­тись новым другом, если из-за переезда или смены школы отно­шения оборвались.

 

Зона 2

Потребность в общении выражена средне.

 

Зона 3

Подросток нуждается в общении. И не просто в совместном провождении времени, а в глубоких дружеских от­ношениях с теми людьми, с которыми встречается и разговари­вает. Формальные, чисто деловые разговоры его не удовлетво­ряют, ему необходимо понимание и эмоциональное сопережи­вание. Плохо переносит одиночество. Глубоко переживает ссо­ры с друзьями.

 

Зона 4

Общение для подростка выступает одной из глав­ных жизненных потребностей. Одиночество его тяготит. В школу он в основном ходит общаться. Для него важно неформальное, индивидуализированное общение. Ему неважно, о чем говорить, лишь бы разговаривать. Его телефонные разговоры могут длиться часами. Его поведение может быть навязчивым, раздражать ме­нее общительных ребят, которые стараются от него избавиться. Подросток тяжело переносит ссоры с друзьями, но не может ос­таваться в одиночестве: либо старается любым способом поми­риться, либо установить с кем-то из одноклассников более тес­ные эмоциональные отношения.

 

В процессе интерпретации «Психологической характерис­тики» потребность и активность в общении следует рассматри­вать совместно. Наиболее комфортно подросток чувствует себя в том случае, когда обе характеристики находятся в одной зоне. Это означает, что подросток проявляет активность в соответствии с потребностью в общении. Когда активность в общении превос­ходит его потребности, ученик тоже не испытывает проблем, но взаимоотношения с одноклассниками бывают неустойчивыми и скорее приятельскими, чем дружескими. Подросток может чув­ствовать себя плохо, когда его потребность в общении не нахо­дит удовлетворения, когда он не может познакомиться с детьми, поддерживать отношения - то есть, когда активность в общении ниже, чем потребность.

 

Психологическая энергия (фактор Q4)

Зона 1

Слабый уровень психического напряжения. Свиде­тельствует об отсутствии заинтересованности, эмоционального включения в работу, учебу. Подросток обычно все выполняет фор­мально, по минимуму. Часто - это просто лень. Иногда может быть следствием общей астенизации, крайней соматической ослабленности или хронического переутомления. Бывает, слабое психическое напряжение характерно для детей с высокими спо­собностями, которым все очень легко дается. Они привыкают работать без напряжения, а когда возникают трудности, то ока­зывается, что они не умеют прикладывать усилия для преодоле­ния. Обязательно необходимо контролировать учебную деятель­ность таких подростков. Школьники, которым свойственно низ­кое психическое напряжение (или лень), всегда учатся значительно ниже своих способностей.

 

Зона 2

Средний уровень психологического напряжения. Нормальная работоспособность.

 

Зона 3

Подросток эмоционально включается в любую дея­тельность, проявляет заинтересованность. Имеет место моти­вация достижений. Отличается хорошей работоспособностью.

 

Зона 4

Высокий уровень психического напряжения. Из-за высокой мотивации подросток работает на пределе своих воз­можностей, полностью выкладывается. Очень переживает, если что-то не успевает сделать или получается не. так, как хотелось бы. Могут быть из-за этого нервные и поведенческие срывы.

 

Факторы Q, и I отдельно в психологической характеристике не рассматриваются, но используются при оценке самостоятель­ности и гуманитарных способностей, частично - творческого потенциала подростка. Творческие способности лучше развива­ются в том случае, если факторы Q, и I находятся в 3 зоне.

Фактор Q, дает информацию о такой личностной характери­стике как «консерватизм-радикализм», устойчивость или измен­чивость жизненных ценностей, доверие авторитетам или интеллектуальная независимость. Известно, что жизненные установки и ценности с трудом поддаются изменению. У старшеклассников чаще всего встречается средний (неопределенный) уровень фак­тора Q,, т.е. большинство из них еще не определилось в собствен­ных жизненных ценностях и в том, насколько они будут абсолюти­зировать эти ценности и сохранять им верность на протяжении собственной жизни. Сдвиг значения фактора Q, в хорошую зону свидетельствует о готовности подростка к освоению различных вариантов жизненного сценария, к саморазвитию, самостоятель­ному выбору жизненного пути и к тому, что он допускает для дру­гих иные варианты этического, политического и социального самоопределения, не абсолютизирует собственный жизненный выбор, как единственно правильный. Сдвиг значения фактора Q, в слабую зону свидетельствует об интеллектуальной несамостоя­тельности подростка, абсолютной его приверженности опреде­ленным, привитым с раннего детства жизненным ценностям, не­возможности изменения жизненной позиции, неосознанном не­приятии и осуждении других вариантов жизненного выбора. Вы­сокие значения фактора Q, встречаются редко( свидетельствуют о приверженности подростка к крайним взглядам, суждениям, о его категоричности, неприемлемости компромиссов, но при этом имеются и явная новаторская ориентация, стремление к получе­нию новых знаний, освоению новых приемов деятельности, не­доверие к авторитетам, потребность в самостоятельной проверке любых гипотез и утверждений.

Фактор I характеризует такие особенности личности, как интуитивность и рационалистичность. Высокие значения факто­ра I свидетельствуют о развитии интуиции, эстетического вос­приятия, сентиментальности, увлечениях в области поэзии, ли­тературы, искусства. Для развития гуманитарных и творческих способностей необходимы высокие значения фактора I. Низкие значения фактора свидетельствуют о рационалистичности, не­доверии интуитивным догадкам и решениям, потребности найти всему рациональное обоснование и объяснение. Данный показа­тель имеет некоторую связь с полом, которую, тем не менее, нельзя абсолютизировать. Чаще высокие значения фактора I свойственны девушкам, чем юношам. Однако (и нередко) у юношей встречаются высокие значения фактора I, а у девушек - низкие.

В течение периода обучения с 7 по 11 класс личностные особенности подростков неустойчивы, могут значительно изменяться. Иногда эти изменения плавны, постепенны и однонаправлены. Но могут происходить и резкие, скачкообразные изменения, когда значения фактора становится противоположным. Частично это связано с собственной личностной неопределенностью и неус­тойчивостью образа «Я» подростка, частично - с пробами, «примериванием» различных стилей поведения в процессе построе­ния образа «Я».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: