Основы многоциклового построения годичной подготовки




Принципиальной особенностью построения годичной подготовки, ориентированной на участие в Олимпийских играх, является полное подчинение всего содержания годичной подготовки достижению состояния наивысшей готовности к стартам в главных соревнованиях года, что убедительно отражено в схеме двухциклового построения годичной подготовки бегунов на средние и длинные дистанции (рис. 25.14). Как видим, первый макроцикл завершается лишь контрольными и подводящими соревнованиями, а все содержание работы предусматривает лишь создание базовых, полуспециальных и специальных основ для напряженной подготовки во втором макроцикле. Второй макроцикл уже ориентирован на достижение высоких результатов в главных соревнованиях цикла — чемпионате ГДР, который являлся отборочным к Олимпийским играм. После чемпионата ГДР планировался третий специфический макроцикл — этап непосредственной подготовки к главным соревнованиям. Таким образом, вся подготовка при формальном наличии трех макроциклов строится в основном на принципах, характерных для одноциклового планирования годичной подготовки. В промежуточные годы олимпийского цикла структура и содержание отдельных макроциклов носят более законченный и самостоятельный характер. С одной стороны, обеспечивается планомерная подготовка к главным соревнованиям года, с другой - создаются условия для демонстрации высоких результатов в главных соревнованиях каждого макроцикла, начиная с первого (рис. 25.15). Однако, как показывает практика, такое построение подготовки несколько снижает вероятность выхода на пик высших достижений в главных соревнованиях года.

Дальнейшая научная разработка системы построения годичной подготовки показывает, что возможно такое ее построение, которое, с одной стороны, давало бы возможность спортсмену выступать в значительном количестве ответственных соревнований в течение года, а с другой — обеспечило бы планомерное повышение уровня готовности к наиболее ответственным соревнованиям - чемпионатам мира, Европы, Олимпийским играм.

Нами разработана и успешно апробирована в различных циклических видах спорта 6 —7-цикловая система построения годичной подготовки. В ее основе – 6-12-недельные относительно самостоятельные макроциклы, завершающиеся главными соревнованиями макроцикла. Заключительный (шестой или седьмой) макроцикл завершается главными соревнованиями года.

В каждом из макроциклов решаются две, казалось бы, взаимоисключающие задачи: обеспечение планомерной подготовки к главным соревнованиям года и достижение высокого уровня готовности к успешному выступлению в главных соревнованиях макроцикла.

Рациональное соотношение различных видов подготовки, сложная динамика нагрузок, изменение соотношения работы различной направленности и многообразие тренировочных средств, умелое использование внетренировочных факторов (специальные тренажеры, подготовка в условиях высокогорья и среднегорья и т. п.) в каждых макроциклах позволяют обеспечить поступательное повышение уровня подготовленности от макроцикла к макроциклу при достаточно высоких и стабильных результатах в главных соревнованиях, относительно равномерно распределенных в течение 9—10 месяцев.

На рис. 25.16—25.18 соответственно представлены общая структура и содержание 6-цикловой системы построения годичной подготовки: соотношение, динамика общей, вспомогательной и специальной подготовки в течение года. Даже на основе этих наиболее общих характеристик легко просматриваются принципиальные особенности рекомендуемой системы. Уже в первом макроцикле отмечается повышенный объем вспомогательной и специальной подготовки, позволяющий достичь достаточно высокого уровня готовности к главным соревнованиям цикла уже через 10—11 недель. Элементы форсирования специальной подготовки в первом макроцикле требуют изменения традиционного отношения к объему общей подготовки в последующих макроциклах. Например, в третьем и пятом макроциклах объем общей подготовки исключительно высок и немногим отличается от планировавшегося в первом макроцикле, что позволяет поддерживать необходимый уровень базовой подготовленности и на этой основе успешнее решать специфические задачи.

От макроцикла к макроциклу просматривается тенденция к увеличению суммарного объема работы в ударных микроциклах. Например, если в первом (12-недельном) макроцикле лишь один микроцикл предусматривает большой суммарный объем работы (32 ч), то в пятом (8-недельном) объем работы в микроциклах дважды достигает 36 ч и один раз — 32 ч.

Ориентация на достижение наивысшего уровня готовности к главным соревнованиям года четко проявляется уже по такому показателю, как объем специальной подготовки в первом и втором мезоциклах заключительного, шестого, макроцикла. Как видим, объем специальной подготовки в ударных микроциклах в 1,5—3 раза превышает планировавшийся в каждом из 10-недельных микроциклов, предшествовавших главным соревнованиям года, и составляет в среднем 65 %, в то время как среднегодовой объем такой подготовки значительно ниже — 45 %.

Не менее перспективной представляется система многоциклового планирования годичной подготовки на основе рационального сочетания макроциклов с преимущественно базовой и полуспециальной направленностью подготовки с макроциклами специальной направленности. На рис. 25.19 представлена схема семициклового построения годичной подготовки с двумя макроциклами базового и полуспециального (вспомогательного) характера и пятью специальными макроциклами. Базовые макроциклы (первый и четвертый) продолжительны (10 и 9 недель соответственно), специальные значительно короче - три макроцикла по 6 недель и два по 7 недель.

В первом макроцикле базового характера 7-недельный подготовительный период включает три 2-недельных мезоцикла: втягивающий, базовый — общеподготовительной направленности, базовый — полуспециальной направленности. Соревновательный период непродолжителен и включает 2-недельный предсоревновательный мезоцикл. Примерно по такой же схеме построен четвертый базовый макроцикл, с тем лишь отличием, что в нем не планируется втягивающий мезоцикл, первый базовый мезоцикл менее продолжителен, а тренировка во втором базовом мезоцикле проводится в условиях среднегорья. Это, в свою очередь, требует более продолжительного последующего предсоревновательного мезоцикла, завершающегося главным соревнованиями макроцикла.

Второй и седьмой специальные макроциклы разделены на два трехнедельных периода — подготовительный и соревновательный, первый из которых планируется в условиях среднегорья. Отсутствие тренировки в горных условиях в остальных трех соревновательных макроциклах позволяет укоротить соревновательные периоды.

Макроциклы заметно различаются по динамике нагрузок различной направленности, суммарному объему работы, объему общеподготовительных, полуспециальных и специальных средств. В этом легко убедиться, если мы сравним содержание одинаковых по продолжительности и общей структуре макроциклов, но расположенных на разных этапах тренировочного года (например, второго и седьмого, третьего и шестого). Как седьмой по сравнению со вторым, так и шестой по сравнению с третьим характеризуются не только большим суммарным объемом работы, наличием в их структуре микроциклов с максимально возможными нагрузками, но и значительным увеличением средств специальной направленности (рис. 25.20).

О том, что увеличивается объем специальной подготовки и уменьшается объем общей, можно убедиться, ознакомившись с рис. 25.21, на котором представлена динамика различных видов подготовки в течение года. Как видим, кривые, отражающие динамику и соотношения общей и специальной подготовки, во многом напоминают те, которые характерны для одноцикловой и двухцикловой систем построения годичной подготовки. Ломаный характер кривой динамики общей подготовки обусловлен необходимостью обеспечить профилактику снижения базовых компонентов подготовленности.

В конце каждого макроцикла планируется недельный восстановительный микроцикл, который в этих случаях играет роль кратковременного переходного периода. Исключение составляет заключительный, седьмой, макроцикл, который завершается 2-недельным мезоциклом, являющимся, по существу, переходным периодом.

Таким образом, мы видим, что предлагаемые 6—7-цикловые схемы годичного планирования являются ни чем иным как адаптацией применительно к условиям современного спорта традиционных систем периодизации спортивной тренировки. Предлагаемые схемы позволяют выдерживать базовые закономерности периодизации годичной подготовки, реализация которых ориентирована на достижение наивысшего уровня готовности к высшим достижениям в главных соревнованиях года, и одновременно обеспечить сохранение высокой подготовленности к соревновательной деятельности в течение длительного времени, позволяя спортсмену участвовать в большом количестве соревнований.

Рассмотренное построение подготовки на основе многоциклового планирования позволяет также избежать отхода от принципов традиционной периодизации годичной подготовки и не редко навязываемого подхода, согласно которому годичную подготовку после относительно непродолжительного подготовительного периода следует рассматривать лишь сквозь призму интенсивной соревновательной деятельности, заполняя промежутки между соревнованиями краткими периодами отдыха, поддерживающей тренировки и непосредственной подготовки к очередным стартам.

Некоторые авторитетные специалисты, в частности Ф.М.Суслов (1999), отвергают многоцикловое планирование как не соответствующее реальной практике спорта, показывая, например, что успешно выступающие легкоатлеты в основном придерживаются двухциклового планирования. В то же время отмечается, что в летнем соревновательном периоде большинство ведущих легкоатлетов планируют обычно две изолированные серии соревнований в среднем по 4—5 недель — количеством стартов от 4 до 19. Если детально ознакомиться с содержанием подготовки к этим сериям, а также периода активного отдыха после их завершения, то нетрудно убедиться, что каждая такая серия с предшествующими последующими структурными образованиями имеет черты самостоятельного макроцикла. Таким образом, данные Ф.М. Суслова не опровергают, а подтверждают увеличение в структуре годичной подготовки относительно самостоятельных образований, характеризующихся интенсивной соревновательной деятельностью, подготовительной работой к ней и восстановительной — после нее. И расхождения здесь не в существе дела, а в терминах. На наш взгляд, удобнее говорить об относительно самостоятельных макроцилах, что в большей мере соответствует сложившейся терминологии, а не о сериях стартов с предшествующими структурами подготовительного и последующими восстановительного плана.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: