НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ УСТНОЙ ТРАДИЦИИ




Т. В. КИРЮШИНА

(краткое учебное пособие для учащихся музыкальных училищ и колледжей)

Народные инструменты и музыка, исполняемая на них в разных областях России, являются частью музыкальной культуры нашего народа, находя применение с древнейших времён во всех сферах жизни (трудовой, обрядовой, праздничной, воинской и т.д.). Искусство игры на инструментах передаётся устным путём из поколения в поколение.

Первоначально древний человек брал звуковые орудия в готовом виде из природы (рога крупных животных, раковины, рыбью чешую, травинки и пр.) Позже, когда появились несложные орудия труда, люди научились изготавливать довольно простые инструменты и звуковые орудия из коры деревьев, пера птицы, кости, жил, волоса и кожи животных и других материалов. В качестве инструментов человек также использовал издавна предметы домашней утвари и орудия труда: ложки, косу, пилу, рубель, печную заслонку и другие.

Инструменты прошли большой путь развития вместе с человеком. Это хорошо видно на примере струн. Сначала их делали из волоса животных, потом из жил и шёлка, и только в последние века в народе появилась возможность изготовления и приобретения металлических, а затем и нейлоновых струн.

Большинство народных инструментов выполняют одновременно несколько различных функций: производственную (как орудие труда), магическую (обрядовую), коммуникативную (средство общения, передачи информации), досуговую (заполнение свободного и праздничного времени). Выделение инструментальной музыки в самостоятельный вид народного творчества – явление довольно позднее. Сначала инструментальная музыка являлась частью трудовых процессов, обрядов, календарных праздников и была тесно связана с другими видами традиционной народной культуры: поэтического, декоративно-прикладного, хореографического.

Раньше игра на традиционных инструментах была преимущественно мужской. Женщины играли только на кугиклах, трещотках, варгане и домашней утвари (печной заслонке, самоварной трубе, ложках, стиральной доске и т.д.). Во время и после Великой Отечественной войны они были вынуждены заменить погибших и искалеченных мужчин и стали активно осваивать многие «мужские» инструменты (балалайку, жалейку, гармонь, гусли, гитару и др.). Но чаще при отсутствии инструментов они имитировали их игру голосом («играли языком»), изображая балалаечные, гармонные наигрыши и даже пастушьи сигналы.

Всё богатство и разнообразие музыкальных инструментов и традиционных звуковых орудий[1] сейчас принято классифицировать по системе Э. Хорнбостеля и К. Закса. В её основе лежат два признака: источник звука и способ его извлечения. По первому признаку все инструменты делятся на группы: духовые (аэрофоны), струнные (хордофоны), мембранные и самозвучащие (идиафоны). Второй признак уточняет их место в подгруппе.

Группа 1. Д У Х О В ЫЕ

Источник звука – столб воздуха, заключённый в канале ствола инструмента.

Подгруппа 1. СВИСТКОВЫЕ (флейтовые)

Колебание вдуваемой струи возникает в результате рассечения её об острый край стенки ствола или специальный клинчатый вырез рассекающего (свисткового) отверстия, расположенного на стволе.

Виды: А. Краесекущие (открытые и полузакрытые).

К этому виду относятся многоствольные флейты – кугиклы, закрытые с одного конца, и обертоновые флейты («калюки»).

Б. Клинчатовырезные.

Такие инструменты снабжены специальным отверстием, об острый край которого рассекается направленная на него струя воздуха:

· Продольные

· Поперечные

Сюда относятся свистульки, окарины, дудки, пыжатки, парные флейты.

Подгруппа П. ЯЗЫЧКОВЫЕ (лингвальные)

Колебание вдуваемой струи достигается при помощи эластичного вибрирующего прерывателя – язычка (трости).

Виды: А. С одинарным язычком (инструменты типа кларнета). К ним относятся одинарная и двойная жалейка, сурна, волынка.

Б. С двойным язычком. (инструменты типа гобоя) – берестяной рог.

Подгруппа Ш. МУНДШТУЧНЫЕ (амбушюрные).

Звучание столба воздуха вызывается вибрацией напряжённых губ исполнителя, прижатых к мундштуку или к верхнему концу ствола, имеющему углубление. Губы музыканта выполняют ту же функцию, что и язычок.

Виды: А. Натуральные (цилиндрические и конические), без пальцевых отверстий – пастушьи и охотничьи трубы, рога.

Б. Ладковые, то есть с игровыми отверстиями. Тоже могут быть цилиндрическими и коническими. К ним относятся деревянные рожки (в том числе и владимирские) и некоторые виды рогов.

Группа П. С Т Р У Н Н ЫЕ

Источник звука – натянутая струна, возбуждаемая щипком, трением или ударом.

Подгруппа 1. ЩИПКОВЫЕ

Звук извлекается защипыванием струны (пальцами, плектром) или бряцанием.

Виды: А. Арфообразные – гусли всех видов.

Б. Тамбуровидные – балалайка, домра, гитара.

Подруппа П. ФРИКЦИОННЫЕ.

Звук возникает от трения смычка или деревянного колеса.

Виды: А. Смычковые – гудок, скрипка.

Б. Колёсные – лира, донской гудок.

Подгруппа Ш. УДАРНЫЕ.

Звук извлекается ударом по струнам палочкой, молоточком – цимбалы.

Группа Ш. М Е М Б Р А Н Н ЫЕ

Источник звука – натянутая мембрана из пузыря или кожи животного, возбуждаемая ударом или трением.

Подгруппа 1. УДАРНЫЕ

Звукоизвлечение происходит посредством удара по мембране пальцами, ладонью, кулаком, палочкой, колотушкой: бубен, барабан.
Подгруппа П. ФРИКЦИОННЫЕ.

Особый приём игры на бубне.

Группа 1У. С А М О З В У Ч А Щ И Е

Источник звука – сам материал, из которого сделан инструмент или его звучащая деталь. Благодаря внутреннему напряжению он звучит, не требуя, подобно струне или мембране, дополнительного напряжения. Вибрация (его звучание) может возникнуть в результате щипка, трения, удара, напора воздушной струи или рассечения воздуха об острую преграду.

Подгруппа 1. ЩИПКОВЫЕ.

Инструмент или его звучащая деталь приводится в состояние вибрации путём защипывания – варган.

Подгруппа П. ФРИКЦИОННЫЕ

Звук на инструменте извлекается трением: стиральная доска, особый приём игры на самоварной трубе, печной заслонке, пиле и других бытовых предметах.

Подгруппа Ш. УДАРНЫЕ

Инструмент звучит при ударе по нему другим предметом или путём удара его составных частей: трещотки, ложки, коса, колокола, бубенцы, трензель, барабанка, било и т.д.

Подгруппа 1У. ВОЗДУШНЫЕ (пневматические)

Звук возникает в результате напора воздушной струи, которая колеблет инструмент или его звучащую часть, или рассекается об острую преграду.

Виды: А. Язычковые:

а) с проскакивающим язычком (струя воздуха приводит в состояние вибрации язычок, свободно колеблющийся в проёме металлической рамы): губные и меховые гармоники;

б) со свободным язычком: береста, древесный и травяной лист, рыбья чешуя и т.п.

Б. Губовиднощелевые: некоторые виды свистулек («медвежья дудка»).
К самым древним инструментам относятся охотничьи манки, костяные флейты, глиняные свистульки, бронзовые бубенцы, трубы и рога. Они были найдены в многочисленных археологических экспедициях на территории России (например, в Древнем Новгороде).

Манки охотничьи [2] – «вабики» (от слова «вабить» – то есть имитировать голоса животных и птиц) - звуковые орудия, которые широко используются и по сей день охотниками лесных областей России. Они бывают различных видов: свистковые (например, на рябчика, из заячьей или куриной косточки), язычковые (на уток); самозвучащие (например, полоска бересты, травинка, деревянная дощечка), имитирующие птичьи посвисты и дробь дятла и др. Иногда в качестве манков охотники используют свист, собственные ладони (чуфыканье тетерева, на лису - крик пойманного зайца, подраненной утки)[3]. Рёв некоторых животных изображают голосом (например, лося). Самым сложным считается имитировать голоса волков. «Вабят волком» при помощи резонаторов, скрывающих тембр человеческого голоса (например, берестяного раструба, стеклянного колпака от керосиновой лампы, а в последнее время из-за хрупкости этого резонатора стали использовать другие материалы, например, аэрозольный баллончик без дна). Охотничьи манки фабричного изготовления продаются в специальных магазинах.

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Рога охотничьи – духовые музыкальные инструменты конической формы, слегка изогнутые, без игровых отверстий, изготавливаются из разных материалов (металлов, дерева, натурального бычьего рога). Используются охотниками для подачи сигналов друг другу (например, сигнал «Сбор»), «Сман» собакам[4] и для гона зверей. Из большей части охотничьих рогов звук извлекается плотно прижатыми к мундштучной чашечке губами (амбушюрным способом). Реже встречаются рога с язычковыми пищиками. Звукоряд рога без игровых отверстий зависит от его длины: чем длиннее рог, тем большее количество звуков можно из него извлечь. Довольно часто у охотников встречаются фабричные медные рога длиной 50-60 см. Такие же рога и трубы (более прямые и длинные), но гораздо крупнее, использовались в древности в российской воинской практике (для подачи сигналов и для устрашения врага).

Если у охотников отсутствует рог, то при острой необходимости они используют для этих целей дуло ружья, извлекая звуки, прижав губы к краю.

Российские пастухи в качестве орудий труда, необходимых им для успешной работы, использовали различные инструменты: трубы (без пальцевых отверстий), рога, рожки (короткие трубы с игровыми отверстиями), пастуший барабан. Кроме того, в их работе необходимы до сих пор и другие звуковые орудия. «Блудливым» коровам вешают нашейные колокольчики («ботала», «колоколки», «брякоталки»), мелкому скоту – бубенчики («шергунцы», «шеркунчики», «глухари»). Бодливым коровам отпиливают рога или прикрывают глаза спереди пастушьим барабаном[5] небольшого размера. В руках у пастуха и подпасков всегда можно увидеть кнут («плеть», «хвост» и др. местные названия), который тоже используется в качестве звукового орудия. Им не бьют скотину, а издают звонкий щелчок, которого боятся и слушаются домашние животные.

Берестяной рог – пастуший музыкальной инструмент с берестяным пищиком, представляющем собой двойной язычок округлой формы. Раструб изготав-ливается из берестяной ленты, скрученной конусовидной спиралью. Не имеет игровых отверстий. Звукоряд натуральный, зависит от длины инструмента и состоит обычно из 1-3 звуков. Встречается почти во всех северных областях. Используется также в качестве детской игрушки и сигнального инструмента при групповом сборе ягод и грибов.

Пастушьи трубы без пальцевых отверстий – отличаются от рогов более значительной длиной и меньшей конусностью. Изготавливаются из коры деревьев (свитой спиралью) и из дерева способом продольного раскола[6]. Звукоряд натуральный, зависит от длины инструмента, которая может быть до 3.5 метров. Звук труб очень сильный. С помощью эха в лесу он разносится на несколько километров.

Рожок владимирский – короткая пастушья труба с игровыми отверстиями, (духовой амбушюрный инструмент). Изготавливается из дерева (ольхи, ели, можжевельника, сосны, берёзы, клёна, пальмы) способом продольного раскола. Имеет 6 игровых отверстий, одно из которых расположено с тыльной стороны (для большого пальца), мундштук в форме мелкой чашечки, раструб из дерева или металла.

Центром рожечного искусства считается Владимирская область, родина профессиональных пастухов-отходников[7]. Здесь из поколения в поколение в процессе совместной работы (мальчики были подпасками) [8] передавалось искусство пасти скот и играть на рожке. Процесс освоения этого инструмента довольно трудоёмкий и долгий (хорошая игра требует многолетнего навыка). Пастухи-владимирцы обслуживали довольно большую территорию верхнего и среднего Поволжья. Они пасли в Московской, Ярославской, Ивановской, Костромской, Нижегородской и других областях. Владимирские рожечники использовали следующие разновидности рожков: полубасок (для сольной игры, размером 50-60 см), бас (размером около 80-100 см) и рожок (или «визгунок» 30-40 см длиной) – для ансамблевой «трубли».

Владимирский рожок прежде всего имел сигнальное назначение (для людей и животных), но использовался и как досуговый инструмент. Помимо сигналов на нём выигрывались различные песенные и плясовые наигрыши. Ансамбль рожечников в песенных жанрах разделялся на партии и обычно воссоздавал звучание местного вокального ансамбля. Любимые лирические песни владимирских рожечников: Уж ты сад, Последний час разлуки (Серёжа-пастушок), В саду ягода малинка (Ванька – ключник), Зимушка-зима и многие другие. В плясовых же наигрышах (Барыня, Елецкого, Вдоль по Питерской, Во кузнице) напев обогащался также чисто инструментальными приёмами (например, октавным «подтукиванием» у басовых рожков). В настоящее время игра на владимирских рожках сохранилась только в некоторых учебных, самодеятельных и профессиональных коллективах.

Жалейка – общепринятое название духового язычкового инструмента. Называется везде по-разному («дудка», «рожок», «жулейка», «перстянка», «пищики» и др.). Как и владимирский рожок, является пастушьим трудовым и досуговым инструментом. Имеет от 3 до 5 отверстий, изготавливается из древесины с мягкой сердцевиной (на севере) или тростника (на юге). Язычок вырезается на конце игровой трубки или отдельном «пищике», к другому концу игровой трубки прикрепляется раструб конической формы (из скрученной спиралью бересты – северный вариант) или из рога животного. Местами (в нижнем течении Оки и некоторых р-нах Белгородской области) встречается двойная жалейка, имеющая две игровые трубки. Каждая деревянная трубка приокской двойной жалейки («ладницы» или «ладуши») имеет свой небольшой берестяной раструб. Южнорусская тростниковая двойная жалейка («пищики») состоит из двух трубок, вставленных в один роговой раструб. На жалейках выигрываются сигнальные (в основном сгонные) наигрыши импровизационного характера, а также плясовые и песенные напевы для сопровождения пения и пляски. В настоящее время этот инструмент во многих областях из музыкальной практики исчезает, но достаточно широко используется в любительских и профессиональных коллективах.

Жалейка, снабжённая мехом из кожи или пузыря, называется волынкой. Народные её названия – «коза», «дуда». Это инструмент уже ушёл из современной народной музыкальной практики. Изредка встретить его возможно лишь в фольклорных ансамблях и у отдельных любителей. Раньше же волынка играла важную роль в обрядах западных областей России, особенно в свадебном.

Кугиклы – (местные названия: «кувички», «цевки», «дудачки», «тростянки»)- многоствольная флейта, представляет собой несколько не скреплённых между собой разных по длине тростниковых трубочек, закрытых с одной стороны и издающих один звук. В южных областях России сохранилась традиция ансамблевой игры на них. Играют на кугиклах только женщины. Ансамбль состоит из 3-4 «игрух», в руках каждой – комплект из нескольких трубочек («пара»). Каждая трубочка комплекта имеет своё название (например, в курских сёлах «гудень», «подгудень», «сиредняя», «четвертака», «мизютка»). Между собой они обычно выстраиваются по диатоническому звукоряду. В ансамбле партии отдельных комплектов распределяются так, что одни «играют», а другие «придувают», то есть аккомпонируют. «Играющие» должны иметь высокий голос, так как они перемежают мелодию выкриками – «фифкают», «викают». Возможно, что они дополняют голосом недостающие звуки в инструментальном ансамбле. Кугиклы часто звучат в ансамбле с жалейкой, дудками, пыжатками, скрипкой и ударными. На них на всех праздниках исполняют плясовые напевы, традиционные для своей местности. Например, для Курской области типичны наигрыши под круговую пляску «Тимоня», «Чебатуха», «Жарко пахать» и др.

Дудка – это одноствольная деревянная или травяная флейта без свисткового приспособления, роль которого выполняет язык. На игровой трубке инструмента у верхнего края вырезано четырёхугольное отверстие для вдувания, а ниже – пальцевые «голосники». На дудке играют сольно песенные наигрыши, но чаще – плясовые, в ансамбле с кугиклами, жалейкой, скрипкой и другими курскими традиционными инструментами.

Пыжатка – это дудка (продольная флейта) со специальным свистковым приспособлением – деревянным пыжом. Используется в традиционных ансамблях с другими духовыми и струнными инструментами для исполнения танцевальной музыки на праздниках.

Парная флейта – бытовала раньше в Смоленской и других областях, где называлась «дудки», «двойчатки», «парняты». Это две деревянные продольные флейты с пыжами, разной длины, не скреплённые между собой. При игре концы трубок расходятся под углом. По 2 пальцевых отверстия находится в нижней части каждой трубки, ещё по одному отверстию – с тыльной стороны. Звукоряды трубок сочетаются в квартовом соотношении. В сопровождении парной флейты исполнялись обрядовые, лирические и плясовые песни («скакухи»).

Обертоновые флейты – или травяные дудки без пальцевых отверстий из стеблей зонтичных растений. В Белгородской и Воронежской областях такая дудка из засохших стеблей дудника называлась «калюкой». Исполнитель открывает и закрывает пальцами нижний конец игровой трубки, дуя в специально вырезанное на стволе инструмента отверстие («свисток»). Высота звука зависит от длины инструмента и изменяется положением губ и языка, силой вдувания. Это мужской инструмент. Особенно колоритно звучит он в ансамбле с косой. На нём исполняют наигрыши под проходку (или езду на телеге) и плясовые напевы.

Медвежья дудка – «разовый инструмент» (при высыхании перестаёт звучать), продольная флейта из зелёного зонтичного растения (дудника, ягеля), закрытая с одной стороны. В середине корпуса острым ножом делают продольный разрез длиной 4-6 см. Звукоизвлечение происходит так: в верхний конец инструмента вдувают воздух, под напором воздушной струи щель (разрез) расширяется и издаёт красивый звук, высота которого зависит от длины и диаметра трубки. Используется для подачи сигналов при сборе ягод, грибов и для развлечения.

Глиняные свистульки – окарины (по-итальянски), керамические пустотелые фигурки в виде птиц, животных, куколок и т.п. Они снабжены свистковым приспособлением и 2 - 4 игровыми отверстиями, позволяющими исполнять несложные наигрыши в квинтовом объёме. Свистульки обычно раскрашиваются в яркие цвета и покрываются глазурью («поливой»). Раньше они широко применялись в календарной обрядовой практике. Издавна свистульки были любимыми детскими игрушками, которые в изобилии продавались на ярмарках, базарах. Существовали кустарные промыслы глиняных свистулек и игрушек.

Свистульки сходной конструкции изготавливались также и из дерева.

Сами же дети делали разовые свистульки из стеблей травы, листьев и коры деревьев, стручков акации, кустарника с полой сердцевиной (жимолость, «волчажник») и других природных материалов.

 

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ(САМОЗВУЧАЩИЕ И МЕМБРАННЫЕ)

Пастуший барабан, «барабанка», «пастушка», «пастушня», «пастухалка», «стукоталка», «брекоталка» и др. местные названия пастушьего деревянного ударного инструмента (относится к группе идиофонов), широко бытует на территории европейского Севера и среднего Поволжья (в Архангельской, Вологодской, Костромской, Ивановской, Нижегородской областях). Барабанка представляет собой гладко выструганную доску трапециевидной или прямоугольной формы. Её подвешивают на верёвке или ремне на уровне груди и выстукивают ритмические композиции двумя-тремя палочками. На барабанке играют пастушьи сигналы для людей (во время утренней побудки и вечернего пригона стада домой) и животных (во время пастьбы). Кроме того, под барабанку поют егорьевские обрядовые песни, частушки, пляшут, если под рукой нет других инструментов. В некоторых районах ритмика сигналов на барабанке имеет в основе традиционные словосочетания: «Пастух-кобыляк» или «Кобыляк-пастух».

На барабанке иногда просверливают отверстия «для звонкости» и «разного тону», так как они делят инструмент на различные акустические зоны. При ударах в разных местах инструмента возникают звуки различной звуковы-сотности. Пастухи во время игры поворачиваются то в одну, то в другую стороны. Звук, отражаясь от различных резонаторов по-разному, приобретает различные тембровые оттенки. Это разнообразит восприятие однотипных ритмических рисунков сгонных наигрышей.

Кроме пастухов и охотников в России были и другие профессии, в которых использовались музыкальные инструменты и звуковые орудия в качестве необходимых орудий труда.

Русские ямщики так же, как и пастухи, использовали в своей работе бубенцы, поддужные колокольчики и кнуты. Колокольчики и бубенцы своим звуком сигнализировали приближение повозки, тройки или целого извозничьего поезда, помогали ориентироваться в пути при плохой погоде. Праздничные сбруи лошадей украшались набором бубенцов, звучащих на разной высоте. Особенно принято было в старину украшать так лошадей на масленицу и свадьбу. Оберег новобрачных от сглаза и нечистой силы – одна из главных функций бубенцов и поддужных колокольчиков в свадебной обряде.

На конных повозках, перевозящих почту, использовались особые сигнальные рожки и звонки.

С помощью набора колоколов (который был неповторимым в каждом храме) храмовые звонари не только подавали колокольные сигналы во время церковной службы, но извещали население о трагических и радостных событиях. Каждый колокол на колокольне имел своё имя и «голос». Для разных событий и случаев был иособые звоны-наигрыши, например, «Всполошный», «Постовой», «Праздничный», «Сборный», «Ионинский». Сложное искусство управления системой больших и малых колоколов, «игра» на них (в том числе и импровизационная) передавались из поколения в поколение устным путём, как и народные песни и наигрыши. На Пасху после праздничной службы на Руси существовала традиция, которая разрешала поиграть на колоколах всем желающим (в том числе и детям) в течение всей Пасхальной недели.

Била – древнеславянские сигнальные инструменты (самозвучащие), представляют собой звонкую доску или согнутую полосу металла, подвешенную на дереве или специальной перекладине с помощью верёвки или ремня. Служат с древних времён для подачи сигналов бедствия, сбора жителей на собрание (до введения колоколов, – для сбора верующих на богослужение).
Сельские и городские ночные сторожа, охранявшие поселения от пожаров, с помощью деревянных ударных инструментов (колотушек различной конструкции, трещоток, барабанов, единичных глухих колоколов и т. д.) периодически издавали мерные монотонные сигналы, которые успокаивали жителей и давали уверенность в том, что огонь не застанет их врасплох.

Трещотки – женский южнорусский инструмент (самозвучащий). Использовался женщинами для сопровождения величальных свадебных песен (по древним поверьям славян это отпугивало от новобрачных нечистую силу, предохраняло от порчи, сглаза). Кроме того, на праздничных гуляниях с трещотками исполняли плясовые и хороводные песни. Инструмент представляет собой набор из 14-20 деревянных (чаще кленовых, дубовых, ореховых) пластин, подвешенных на шнуре. Между пластинами прокладываются короткие деревянные брусочки. Трещотки украшали лентами, бубенчиками, искусственными цветами. Ритмическое сопровождение песен может состоять из редких и частых ударов, применяется также приём «трясения», создающий постоянный шум.

Бубен – древний мембранный ударный инструмент. Большие по размеру бубны также использовались в русском войске как сигнальные и «устрашающие» инструменты. Конструкция его проста: на деревянную круглую обечайку натягивается прочная кожа или пузырь крупного животного. С внутренней стороны иногда подвешиваются бубенцы и маленькие металлические тарелочки. Основные способы звукоизвлечения: удары руками или колотушкой по мембране и обечайке, встряхивание инструмента (в этом случае звучат бубенцы и тарелочки) и трение по мембране («вой»). Бубном также в азарте ударяют иногда по колену и другим частям тела. Используется в исполнении плясовых напевов.

Трензель (треугольник) – самозвучащий ударный инструмент. Раньше был кованым. Встречались комплекты, издающие звуки разной высоты. Металлический треугольник подвешивается на кожаном ремешке или прочной верёвочке, по нему ударяют металлической или деревянной палочкой. Раньше трензель был распространён повсеместно, в ансамбле с другими инструментами для ритмического сопровождения танцевальной музыки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: