ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ




Тема занятия: «Эластичность спроса и предложения».

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ

Степень изменения спроса, при изменении цен характеризует эластичность спроса. Мера такого изменения служит прямой коэффициент эластичности спроса по цене. Он показывает, как изменяется спрос по отношению цены, т.е. .

Эластичность спроса велика при высоких ценах, а при снижении цен эластичность сокращается и может вообще исчезнуть, если падение цен такое сильное, что достигается уровень насыщенности спроса. На динамику спроса на тот или иной товар при неизменном доходе может оказывать воздействие и изменение цен на другие товары. Силу такого воздействия осуществляется перекрёстным коэффициентом спроса по цене. Он показывает, на сколько процентов изменится спрос на товар A, при однопроцентном колебании цен на товар B. Спрос испытывает отражение и на доходы. Показывающий, что будет со спросом, при изменении однопроцентном колебании цен.

Изменение ценовой эластичности спроса делают для выявление изменения объёма продаж товара, что измерение осуществляет по следующей методике: определяется часть от деления процентного измерения на 1 % изменения цены, т.е. .

1) Спрос эластичен, когда при некотором повышении цены объём продаж существенно возрастает;

2) спрос имеет единичную эластичность, когда однопроцентное изменение цены вызывает однопроцентное изменение продаж;

3) спрос бесконечно не эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар.

Если спрос совершенно не эластичен, то потребители приобретают фиксированное количество товаров не зависимо от их цен. Например, цена товара увеличилась на 50 % и продажи сократились на 25 %, то в этом случае эластичность спроса равна 25 процентов.

Колебания спроса и предложения устанавливают цену равновесия, т.е. такую цену при которой достигается соответствия спроса и предложения, а именно цена, по которой покупатель согласен купить данный продукт и продавец может его продать.

Рыночное равновесие нарушается под воздействием спроса, предложения и конкуренции. Конкуренция – это экономическое соперничество обособленных товаров производителей и потребителей в форме выражения противоречия их интересов. Она является характерной нормальной особенностью функционирования рынка. Что способствует увеличению выпуска продукции.

Когда же цена упадёт ниже точки равновесия, платежеспособный спрос начинает превышать над предложением. При повышении цены к состоянию равновесной цены, состояние товаров становится расширенным. Если спрос эластичен, то изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении. Так как прирост общей выручки, вызванный повышением цены единицы продукции, меньше чем потеря выручки, связанная с параллельным сокращением продаж.

Функцию дохода и эластичности спроса на приобретаемое на рынке количество товаров в заданный период времени покупателем, характеризуют следующие факторы:

1. Цена товара, для графика кривой спроса всегда является решающим, при прочих равных условиях, то величина спроса на товар обратно пропорциональна цене.

2. В случае, когда товар слишком уценён, верным измерителем цены, является цена сделки.

3. Потребители обычно интересуются качеством товара конкурирующих моделей или заменителем товара.

4. Связь вкусов и предпочтений потребителей со спросом очевидна, если меньше вкусов, то и меньше потребительский спрос.

5. Доход потребителей за исключением низших товаров, усиливает спрос на товары.

6. Поскольку между товарами существует взаимозависимость, то цены на родственные товары являются важными.

7. На объём покупок оказывает влияние ожидания потребителей в зависимости от количества товара, его цены, качества и его доступности.

8. Поскольку рыночный спрос, характеризуют товары, спрашиваемые потребителями, то он является зависимым потенциально от количества потребителей и частоты покупок.

Следовательно, эластичность играет важную роль при изучении спроса, это касается отзывчивости или величины изменения спроса, т.е. эластичность спроса есть мера величины, при которой любое процентное изменение графика кривой спроса, влияет на процентное изменение эластичности спроса.

Эластичность спроса измеряется в относительных единицах или в процентах, но никогда в абсолютных единицах. Эластичность спроса определяется по цене и по доходу.

Эластичность спроса по цене характеризуется с точки зрения ценовой политики, торговой стратегии и доли рынка. Наибольший интерес представляется для фирмы, где эластичность спроса по цене, находится между ценой товара и его объёмом. Эластичность спроса может быть выражено отношением процента изменения величины спроса на процентное изменение цены.

Коэффициент эластичности спроса по цене всегда отрицателен, т.к. цена и величина спроса находится в обратной зависимости, например, когда цена подает величина спроса растет и наоборот. Существуют два метода вычисления эластичности спроса по цене:

I. Метод вычисления эластичности спроса по дуге (есть мера чувствительности величины спроса между двумя кривыми спроса на графике).

II. Метод вычисления эластичности спроса в точке (есть мера чувствительности величины спроса на кривой спроса на графике).

Если спрос больше единицы, то он эластичен и наоборот, если меньше единицы, то он не эластичен. При спросе равном единице он становится нейтральным.

Фирма может производить и продавать товар по рыночной цене. При высокой цене спрос равен нулю. Весьма маловероятным случаи, когда кривая спроса вертикальна, т.е. эластичность спроса совершенно не эластичен, а значит, величина спроса не реагирует на изменение цены, чувствительность к изменению цены минимально.

Когда потребитель тратит на количество товара фиксированную цену, то график эластичности спроса представляет собой гиперболу. В каждой такой кривой коэффициент эластичности единичен, а совокупная выручка постоянна независимо от цены и дохода.

Величина чувствительности зависит от семи факторов:

1. Количество дешёвых заменителей товаров.

2. Количество областей применения товаров, т.е. чем больше различных областей применения имеет товар, тем он эластичен, и при увеличении цены уменьшается количество областей применения товара.

3. Временный фактор (рыночный спрос на товар имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочной перспективе и наоборот).

4. Долговременность использования товара, из возможности отложить покупку, чтоб дождаться новой модели.

5. Важность товара для покупателя, когда товар важен для покупателя в условиях повсеместной жизни.

6. Степень насыщения рынков товарами.

7. Величина дохода потребителей.

Эластичность спроса по цене конкретной фирмы, зависит главным образом от чувствительности сбыта данной фирмы к цене устанавливаемой конкурентом с учётом следующих факторов:

§ эластичность совокупного спроса;

§ степень подверженности доли рынка с изменённой рыночной доли рынка;

§ способность фирмы удерживать цену на продукцию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: