ЛЕКЦИЯ №1.
Цели и задачи курса.
1. Роль национальных и религиозных проблем.
2. Предмет, методология, цели и задачи.
3. Основные проблемы курса
Лит-ра.
Гачев Г. Ментальности народов мира. Сходства и отличия. М., 2003
Грубарг М.Д. Государство, власть и закон согласно традициям иудаизма // Этнографическое обозрение. 2002. № 1
Губаева С.С. Этническая консолидация - процесс естественно-исторический // Этнографическое обозрение. 2005. № 1
Лутовинов В., Морозов Ю. Этносепаратизм – чума нашего времени // Азия и Африка сегодня. 2000. № 2
Лаллукка С. Диаспора. Теоретический и прикладной аспекты // Социологические исследования. 2000. № 7
Милошевич Б. Этнические конфликты нельзя решить силой // Этносфера. 2004. № 2
Мнацаканян М.О. Нации и национализм: социология и психология национальной жизни. М., 2004
Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. М., 1998
Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. М.: ИС РАН, 2003
Прусс И. Смотрите, кто приехал // Вокруг света. 2006. № 11 /миграционные процессы в мире и России/
Шеремет В. «Ислам» значит «мир» // Родина. 2006. № 6
Шипилов А.В. «Свои», «чужие» и другие. От античности до современности // Социологические исследования. 2006. № 5
Актуальность.
Сегодня нет стран, где этого нет. В разных стадиях. Многонациональность, исторически сложившаяся, проблемы границ послевоенного времени, неулаженность, открытость вопроса. Вопрос НБ. Экономика (деньги на локализацию, успокоение, наркотрафик, оружие, миграция и ее экон последствия), политика (лоббирование интересов ЭК-групп в парламентах стран, пункты об ЭК проблематике – часть предвыборных платформ политических партий, часто – инструмент политических манипуляций), культура и ментальность – нац. язык, образование, ШКОЛА, символы – хиджабы и тд, толерантное или нет отношение к падающим на колени мусульманам, или арабам, поселившимся в твоем доме в Париже.Вестернизация, роль США с претензиями, США – ЕС – интеграция.ЭК проблемы ЕС. РОССИЯ.
Проблема регулирования – правительственная задача.
Почему надо изучать? Составная часть знаний о регионе, для специалистов, аналитиков.
Предмет, цели и задачи.
Предмет: ЭКпроблематика, соотношение этнического и религиозного в проблемах и процессах.
Задачи:
· рассмотрение особенностей соц-экономич и политич положения этнич групп и конфессиональных меньшинств в их историко-культурном развитии, соотношение их потребностей, интересов, ценностей
· анализ объективных и субъективных причин усиления ЭК – фактора во внутриполитическом развитии многих стран мира на современном этапе
· стратегия официальных властей в области решения нац вопроса, основные направления корректировки
· рассмотрение идеологии, движущих сил, мотивации их участников, способов мобилизации, стадий, механизмов и форм проявления, обстоятельств существования конфликтов и путей их разрешения.
· участие региональных и международных организаций в процессе урегулирования
Хронологич рамки:
Географическая локализация: регионы с наиболее ярко выраженными противоречиями. ВОСТОК, ЗАПАД, РОССИЯ.
География мировых религий
МЕТОД: сравнительно-исторический (ист: эк, политика, к-ра - условия ф-я ЭК общностей), этнологический, социологический.
Социология: закономерности взаимодействия Э и К как соц образцов, соц состав, нормы, ценности, механизм и способы воздействия на другие стороны жизни, климат, среда обитания
Этнопсихология: соц-псих факторы, обусловленные особенностями религ сознания, его стр-ра, функции, особенности психики, нац х-р, этнические стереотипы. Здесь центральное место - проблема роли религии в удовлетворении потребности в общении между людьми обной национальности - религиозная община – общность. Проблема восприятия человеком людей ДРУГОЙ этнической и религиозной принадлежности. РЕЗУЛЬТАТ: выработка региональной политики, посредническаыя деятельность, воспитание и образование.
Религиоведение: доктринальные особенности мировых религий, их локализация
Основные понятия и проблемы.
Два базовых понятия – Э и К.Этническое, этнос - (Бромлей): особый исторически возникший тип соц группы, особая форма существования людей, только та общность, которая ОСОЗНАЕТ себя ею.
Пименов: Этнос – относительно обособленная, сложная и динамичная, самовоспроизводящая и саморегулируемая социальная система с подситемами: в УЗКОМ смысле 6 язык, к-ра, быт, в широком – природная и географич среда, территория, соц-эк условия.
Факторы этнической идентификации:
· Нац интересы, нац судьба,
· историческая память. ПРИМЕР. Петр, ВХВ. Нация – божественное, это выше личности, патриотизм (Бунин-Лермонтов.
· Нац характер – КАКОЙ-ТО ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЙ СТЕРЖЕНЬ. Англия – цивилизаторская миссия, немцы – приоритет гос начала, американцы – новые формы демокр устройства, французы – гедонизм, японцы – иерархическая зависимость и дисциплина в рамках организации, евреи и армяне – сопереживание из-за геноцида, русские – православие Т.Е часто – объед нац явл ----------------------------
· РЕЛИГИЯ.
Конфессия: религиозное объединение с определенным вероучением, культами, организацией, признание принадлежности к определенному вероисповеданию, следование установленному образу жизни.
Форма организации конфессии – религиозная община. Признаки:
· Общие верования
· Совместные культовые действия
· Чувство общности (Братья и сестры)
ЭК общность: - специфический социокультурный феномен, занимающий переходное положение между этническим образованиями и другими группами, выделяющиеся среди других родственных групп одним признаком – религиозностью.
Религия влияет на этнич самосознание. Самосознание – осознание человеком своего значения, знания, нравственности, облика, интересов, идеалов, предрассудков, иллюзий. Это УСЛОВИЕ ОСОЗНАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, внутригрупповая идентификация (МЫ- ОНИ, ПОНАЕХАЛИ ТУТ). Религия – ф-е на бессознательном, эмпирическом уровне, наррация, эмоциональная насыщенность, символ – СР-ВО НАЦ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ. Более того, религиозное сознание может заслонить национальное. Например: конец 90-х гг – ВЦИОМ – 47 % населения России считает себя православными, подразумевая РУССКИЙ. Т.Е. это не религиозность, а ср-во нац самоидентификации. ЕШЕ ПРИМЕР: евреи в С/В германских городах в условиях налоговых притеснений.
Влияние оказывают также различные уровни конфессиональности:
· Православный – христианин
· ЕХБ – протестант - христианин
Сочетание Э и К - разное - о полного наложения до совпадения в на небольшом участке. Например, П/О строй: религия не выходит за рамки этноса, или: русский – православный, татарин – мусульманин, литовец – католик, или: большинство религиозных общин Мордовии – православные, по этническому составу – (рус+мордва). Или: русский+болгарин+поляк=славянин
Это соотношение разное в различных сферах разное:
· Политика (больше нац, этнич)
· Семья, быт (религиозное – межэтнические и межконфессиональные браки)
Синкретизм – проникновение и смешение в ходе межэтнич и межконфессионального общения различных элементов и форм этнич культур и религий и образование новой системы мировоззрения, самосознания и культа. ПРИМЕР: синтез автономных религиозных культов с мировой религией = новая форма – ЛАМАИЗМ,, ИЛИ – православно-языческий синкретизм.
Аккультурация – близко, но Уже. Эклектизм – беспорядочное слияние культур, языков и верований. Ассимиляция – поглощение одной другого.
В качестве основных элементов этноконфессиональности можно выделить сле-
дующие:
– механизм структурирования этносов путем консолидации этнических групп,
проживающих на смежных территориях, в крупную этническую общность более высокого
типологического порядка на базе локальных вариантов общечеловеческой морали;
– способ этнонациональной имплементации религии;
– способ трансляции конфессионального содержания в этнические формы, напри-
мер религиозно-морального долженствования в долженствование социальных стереоти-
пов, символической среды;
– интегративный механизм конструирования новых системных компонентов соци-
альной жизни этноса:
единой системы социальной (этнической) и цивилизационной (конфессиональной)
солидарности и идентичности;
единой системы коллективных (этнических) и цивилизационных (конфессиональ-
ных) представлений о своей социальной группе, ее месте в окружающей действительно-
сти;
единой системы социально-государственного принуждения и религиозно-
моральной санкции, авторитета.
ЛЕКЦИЯ №2.
ЭК- конфликты в современном мире.
1. Ос-ти современных ЭКК
2. причины роста конфликтности
3. Типология
4. Способы регулирования
1.
1. Традиционное явление. Одни – наследие биполярной системы, другие – после развала (на фоне ослабления мощных госструктур контроля и принуждения, позволявших держать все в лат состоянии)
2. Не только межгосударственный уровень, а ВНУТРИ одного, переживающего дезинтеграцию
происходит изменение ролевых функций – независимые и незаконные военные
группировки становятся частью полиции, вооруженных сил, а затем снова порывают с
официальными структурами. Такого рода превращения имели место в Чечне, в Палестине,
на Балканах.
3. Острота и эмоциональность, мало места для компромисса, сложность урегулирования«взрывное» зарождение и развитие
Неконтролируемые военные группировки с быстрым вооружением населения. неограниченное использование сил и средств при то-
тальной мобилизации ресурсов, «этнические чистки», заложничество, взаимное недоверие
и затяжной характер, привлечение субъектами на свою сторону этнически родственной диаспоры, Экстремизм
В Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. как экстремизм расценивается «...какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них»
Фундаментализм
Движение это неоднородно. Одни его сторонники стоят лишь за сохранение "чистого ислама", понимая под этим избавление мусульманской религии от несвойственных первоначальному исламу обрядов и ритуалов.
Другая часть фундаменталистов призывает к превращению законов шариата в нормы права, обязательных для всего населения, а в конечном счете – к созданию исламского государства. Поставленным целям соответствуют и методы их деятельности, носящие откровенно экстремистский характер. Превращение ислама в политическую идеологию в итоге привело к разобщению гражданского общества и противостоянию граждан как по конфессиональному так и межтерриториальному признаку. Националистические устремления больших групп людей, остро проявившиеся в те годы в Узбекистане, да и в других районах Средней Азии, были направлены далеко не только против представителей тех народов, чьей традиционной религией является христианство (межнациональный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами, столкновения в Ошской области в Киргизии летом 1990 г.).
2.
Причины
. 1. На уровне макропричин.
«конфликты цивилизаций», конфликта:
· между христианской и мусульманской цивилизациями,
· между цивилизациями Севера и Юга,
· между побеждающей в западном мире атлантической цивилизацией и
· иными цивилизациями, в одних случаях имеется в виду средиземноморская, (вынужденная «сдаться на милость» атлантизму, в других – сухопутные цивилизации (отечественные авторы чаще всего подразумевают евразийскую, или российскую цивилизацию).
· глобализацию и модернизацию в современном мире,
Различный уровень модернизации территорий проживания этносов и конфессий. Большое влияниме соц-экономических условий Где-то очень низкий. Урбанизация, вестернизация с насильственной ломкой местных традиций. Это требует немедленной реакции, ОТВЕТА. Стремление к сохранению традиционализма. Ц.Азия, С.Кавказ – семейно-клановые, земляческие связи – ресурс выживания. Например, Иран – муллократическое гос-во, перестройка Хаттами.
· формирование так называемой информационной цивилизации, являющейся одним из факторов всплеска этнического возрождения в конце XX века.
К макропричинам более низкого уровня можно отнести
o геополитическое соперничество в регионе конфликта,
- борьбу конкретных держав за утверждение своего влияния,
Этноцентризм – предмет спекуляций. Прикладной инструмент политики. Крах тот (авт) режимов –сила. Социалистические режимы получили стимул, вливание по причине запретов. А после краха коммунистической идеологии – потребность в новом порядке - -КОНФЛИКТ. Это привело к желанию совпадения этнических и политических границ (этнические чистки на Балканах, нагорный Карабах, грузино-абхазский конфликт. Новый мировой порядок ударил сильнее, чем распад империй в 1-й половине 20 века. Например, арабо-еврейские противоречия в Палестине на руинах Османской Империи, арабо-израильский конфликт после прекращения Британского мандата, или Индо-Пакистанский конфликт – после краха колониального правления В/Б.
- формирование военных и политических блоков и союзов.
- современный кризис национальной государственности,
- ухудшение вследствие экономических кризисов материального положения людей, распад и недееспособность структур, ранее обеспечивавших общественную безопасность.
мезопричины, т.е. причины «среднего уровня», под которыми
понимаются конкретные исторические и социальные условия деятельности субъектов –носителей конфликта.
§ колич фактор. Всего много. Полиэтноконфессионализм. Например: Африка – 1000 этн групп, 5000 конфессион верований, все мировые + синкретич секты, + племенные религии.
§ постепенное изменение этнической структуры населения на той или иной территории вследствие миграции и других демографических процессов. Косово
§ имевшиеся в прошлом, но не получившие полного разрешения открытые этические конфликты.
§ крупные просчеты в национально-этнической политике полиэтничных государств,
§ Ответ на неблагоприятные социальные механизмы, блокирующие адаптацию. Г.Зиммель. «Экскурс о чужом» - иудей – фиксированное наологообложение в С/В германских городах, еврей – не индивид, поведение в связи с навязанной схемой.
§ ---оппозиция – конфликт. В этом случае отличия форсируются, а ин6акость подчеркивается. Серые волки в Германии, ----- экстремизм, фундаментализм.
3. более очевидный уровень – микропричины, представляющие собой непосредственные мотивы участия людей в конфликте
· Длительная историческая традиция противостояния, ПРИВЫЧКА. Ирландия, Балканы, Испания (мавры) и ТД.
· Психология. Потребность в самоидентификации, повышение уровня самосознания, солидарность. МЫ- ОНИ. Борьба за культурную самобытность + САМОСОХРАНЕНИЕ. HOSTIS – враг, гость, чужой, рожденный вне, для нас- 3 разных понятия.
· Признаки, их набор вплоть до Фенотипические признаки (цвет кожи, форма носа)
· Мифологизация сознания. Избранность (мифы, саги, легенды). Например – африканские – пуп земли, ЛЮДИ – НЕЛЮДИ, Сенегал – фульбе – атланты, потомки Нефертити, миф об оккупации Грузии Россией, несмотря на Георгиевский трактат --------- ЭТНОЦЕНТРИЗМ, как прикладной инструмент политики.
Немцы Поволжья.
· Эксплуатация нарратива, символа.
конфликт признания, лежит в символической плоскости.
Есть определенные знаки групповой принадлежности. Музыка, кухня, нац архитектура, костюм, головной убор. Коцентрация энергии ненависти Франция – хиджаб - -дочь шейха. Различия между 2-мя вариантами сербско-хорватского языка – ничтожно – повод для войны 1992, погромы в Душанбе в нач 90-х гг - -по европейски одетые таджички. ПИСЬМО – Азербайджан. Молдова – латиница, отмежевались, Таджики (арабская графика)и Абхазия – кириллица (благодарность за спасение от грузинскоц колонизации), не захотели. Кино: Мемуары гейши. Чжан цинь – китаянка, возмущение китайцев. Имена собственные, названия – переименования на З,Украине, этнические конфликты в Болгарии в нач 80-х гг – массовый исход турок из-за насаждения болгарских имен, Австрия – нач 70-х гг –волнения словен из-за попытки местной администрации фед земли Кертнен поменять уличные указатели с 2-х язычных на немецкие, несмотря на то, что все владеют немецким языком.