Специфика постановки звуков при дизартрии




Обследование качества звукопроизношения детей с дизартрией

Обследование строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики описанных выше речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и возраста. Чем меньше ребенок и чем ниже общий уровень его речевого развития, тем большее значение в диагностике имеет анализ неречевых нарушений. В настоящее время на основе оценки неречевых нарушений разработаны приемы ранней диагностики дизартрии. Наиболее частым первым проявлением дизартрии является наличием псевдобулъбарного синдрома, первые признаки которого можно отметить уже у новорожденного. Это - слабость крика или его отсутствие (афония), нарушения сосания, глотания, отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных рефлексов (сосательного, поискового, хоботкового, ладонно-рото-головного). Крик у таких детей длительное время остается тихим, плохо модулированным, нередко с носовым оттенком, иногда в виде отдельных всхлипываний, которые производятся в момент вдоха.

На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:

Обследование общей произвольной моторики.

Исследование ориентации в схеме тела.

Исследование дифференциации пространственных понятий.

Исследование зрительно-пространственной ориентации движения (проба Хэда).

Исследование развития кинестетической основы движений руки.

Исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»).

Определение конструктивного праксиса.

Выявление синкинезий.

Исследование кинетической основы движений руки.

Исследование пространственного восприятия.

Исследование зрительно-моторной координации (графические пробы).

Монометрический тест.

Исследование скорости движений (начертание вертикальных линий).

Обследование кинестетического орального праксиса.

Обследование кинетического орального праксиса.

Обследование динамической координации артикуляционных движений.

Обследование мимической мускулатуры.

Обследование губной мускулатуры.

Обследование язычной мускулатуры.

На данном этапе эксперимента мной были использованы следующие диагностические методы:

- диагностика обследования состояния звукопроизношения у детей Фомичева М.Ф.;

- диагностика обследования подвижности артикуляционного аппарата Чиркиной Г.В.;

- приемы, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной.

Обследование подвижности артикуляционного аппарата.

В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку индивидуально предлагается по подражанию выполнить ряд упражнений.

Упражнение для определения подвижности артикуляционного аппарата по Чиркиной Г.В.

открыть и закрыть рот; удержать широко распластанный язык на нижней губе (2-3 сек.); облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по инструкции); произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губе; удерживать кончик языка у правого, левого угла рта (2-3 сек.); пощелкать языком (3-5 раз); вытянуть губы вперед «трубочкой», а затем растянуть их в улыбке (2-3 раза); вызвать вибрацию губ, произнеся кучерское «тпру»; надуть щеки; имитировать языком положение «трубочки (2-3 движения из перечисленных упражнений попеременно). Внимание на четкость артикуляционных движений; быстроту и плавность их воспроизведения; умение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

Обследование кинестетического орального праксиса.

Состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония); возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая диспраксия, апраксия); качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое). Выполнить задание по инструкции, используя зеркало и без него (закрывается шторкой).

Специфика постановки звуков при дизартрии

Логопедический массаж нормализует мышечный тонус, ослабляет гиперкинезы, нормализует речевое дыхание. Выбор приемов логопедического массажа проводится дифференцированно, в зависимости от состояния и тонуса речевой мускулатуры (В.А. Ковшиков, И.В. Блыскина).

При гипертонусе, спастичности мускулатуры проводится расслабляющий массаж поверхностными, поглаживающими движениями кончиков пальцев в медленном темпе. Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления, расслабления шейной, грудной мускулатуры, мускулатуры рук. Затем осуществляется расслабляющий массаж лицевой и губной мускулатуры, расслабление мышц языка.

При выраженной вялости мускулатуры артикулярного аппарата используется укрепляющий массаж, тонизирующий оральную мускулатуру: поглаживание, растирание, глубокое разминание, вибрация. Массаж начинается с легкого поглаживания по направлению от средней линии лица к ушам. При гипотонусе последовательность воздействия, на массируемые области следующая: мышцы лица, губ, языка и при необходимости - слизистых оболочек рта и мышц верхнего ключевого пояса.

Наряду с сегментарным ручным массажем можно использовать пальцевой точечный массаж (для ослабления гиперкинезов - перекрестный точечный массаж К.А. Семеновой). У детей с тяжелой степенью дизартрии работу над речевой моторикой начинают с использования непроизвольных движений: зевание, жевание, глотание, покашливание (Г.В. Чиркина, М.В. Ипполитова). Непроизвольные движения закрепляются вследствие многократного повторения, в результате ребенок может производить их самостоятельно по речевой инструкции (затем эти упражнения используются для отработки необходимых артикуляционных движений).

Работа над развитием подвижности языка у детей с тяжелыми нарушениями артикуляции начинается с непроизвольного рефлекторного уровня.

Для сокращения языка нужно положить кусочек сладкого на кончик языка или дотронуться до кончика языка шпателем.

Для выработки движений языка в сторону положить кусочек сахара между щекой и зубами.

Для выдвижения языка вперед к губам ребенка протягивают конфету или нижнюю губу намазывают вареньем.

Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений путем раздражения корня языка шпателем. Закрепление осуществляется произвольным покашливанием.

Для активизации движений мягкого нёба обучают произвольному глотанию: логопед из пипетки капает на корневую часть языка капли воды, стимулируя кашлеподобные движения, зевания.

Пассивная гимнастика, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия - под нажимом руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя. При обязательном зрительном контроле. Движения производятся плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки. Постепенный переход к пассивно-активным упражнениям. Когда ребенок самостоятельно удерживает необходимые положения губ, языка, произвольно менять их, переходят к активной гимнастике (Г.В. Чиркина).

Упражнения для нижней челюсти:

С механической помощью: движения нижней челюсти вправо - влево, вверх - вниз (логопед держит ребенка за под бородок). Все движения выполняются перед зеркалом.

Открывание рта через рефлекторное зевание. Облегченный прием - открыть рот в положении слегка запрокинутой головы; закрыть - в положении наклона головы.

Активные движения: открывание и закрывание рта, щелканье зубами, удержание рта открытым под счет.

Упражнения для губ:

Удержание губами различных предметов (например, пластмассовых трубочек) с постепенным уменьшением диаметра предмета.

Вытягивание губ «хоботком» - растягивание губ при сжатых челюстях (сначала с механической помощью).

Вытягивание губ - растягивание в улыбку при раскрытых челюстях.

Вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу).

Втягивание губ внутрь рта с плотным прижатием к губам.

Прикусывание нижней губы верхними губами.

Вытягивание верхней губы за нижнюю.

Вращательные движения губ, вытянутых «хоботком».

Упражнения для языка:

Движения языка вперед - назад производят захватыванием кончика языка через стерильную салфетку.

Прикусывание кончика языка.

Движения языка вправо - влево (выполнять сначала с механической помощью).

Поднятие языка за верхние зубы (язык продвигается меж ду губами, ребенок причмокивает губами и языком, губы ото двигаются логопедом, язык шпателем отодвигается внутрь - получается прищелкивание языка у альвеол верхних зубов).

Присасывания языка к нёбу, которые вырабатываются сначала при закрытом рте. Затем логопед опускает нижнюю челюсть ребенка.

Отрабатываются произвольные мимические движения (хмурить брови, надувать щеки, улыбаться). Отработка дифференцированных произвольных движений, контроль за положением органов артикуляции затормаживают насильственные движения (акцент не на динамике, а на статике движений).

Параллельно идет активная работа над коррекцией дыхания, голоса, формированием фонематических представлений.

По мере отработки отдельных движений артикуляционного аппарата начинается постановка звуков. Г.В. Чиркина отмечает метод фонетической локализации, когда вызывается «аналог» звука, не совпадающий полностью по своим акустическим и артикуляционным признакам с эталоном правильной речи, но вместе с тем четко противопоставленный всем остальным звукам речи. Приближенное произношение звука является для ребенка с дизартрией определенной ступенью на пути к овладению нормативной артикуляцией.

Особенностями логопедической работы над коррекцией звукопроизношения при дизартрии являются: значительно более длительные сроки работы над каждый звуком; необходимость одновременной работы над несколькими звуками, принадлежащими к разным артикуляционным группам; опора на компенсаторные возможности ребенка (сохранные анализаторы, правильно произносимые звуки, непроизвольные движения, звукосочетания); соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.

Г.В. Чиркина указывает, что последовательность работы над звуками определяется следующими факторами: степенью доступности звуков для произношения и постепенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим; артикуляционной и акустической близостью звуков; возможностью подбора речевого материала, включающего звуки.

Степень доступности звуков зависит не только от легкости артикуляции, но и от возможности зрительного восприятия отдельных элементов артикуляции и наличия «орального образа звука». Звуками, имеющими видимую артикуляцию, считаются следующие: а, о, у, э, и, п, б, м, ф, в, ш, ж, л, с, т, к (по степени уменьшения видимых элементов артикуляции).

По легкости артикуляции самыми простыми принято считать гласные звуки и среди них - [а], который образуется продвижением вперед прижатого ко дну ротовой полости языка. Среди согласных взрывные согласные усваиваются легче, чем фрикативные. Среди взрывных самый легкий звук - [п]. Среди фрикативных самые легкие звуки - [ф], [в], [х].

Усвоение звука усложняется, если его артикуляция или акустическая характеристика близка к артикуляции или акустическим свойствам ранее усвоенного звука. В связи с этим постановка близких по артикуляционным и акустическим признакам звуков должна быть рассредоточена во времени.

Коррекция звукопроизношения при дизартрии обычно сочетается с работой над совершенствованием интонационной выразительности речи (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова).

Дыхательное упражнение.

В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, - это уметь затаить, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.

Выполнять четыре основных правила.

Правило 1. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.

Правило 2. Выдох - результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно - но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Следите, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными.

Правило 3. Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп: 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока: 1000-1200 вдохов, можно и больше - 2000 вдохов. Паузы между дозами вдохов - 1-3 секунды.

Правило 4. Подряд делайте столько вдохов, сколько сможете легко сделать в данный момент. Весь комплекс состоит из 8 упражнений. Сначала - разминка. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи, громко шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага "сотню" вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох, как укол, мгновенный.

Чтобы понять гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом - вдох. Правой, левой, правой, левой, вдох-вдох, вдох-вдох. А не вдох-выдох, как в обычной гимнастике. Сделайте 96 (сотню) шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно при ходьбе по комнате, можно, переминаясь с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: "Ноги накачивают в меня воздух". Это помогает. С каждым шагом - вдох, короткий, как укол, и шумный. Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой, поднимая левую - на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выходить выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.

Движения головы.

Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом - вдох носом. Короткий, как укол, шумный. 96 вдохов. Думайте: "Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа?". Нюхайте воздух...

"Ушки". Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: "Ай-яй-яй, как не стыдно!". Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правой ухо идет к правому плечу, левое - к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием вдох.

"Малый маятник". Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: "Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?".

Главные движения.

"Кошка". Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.

"Насос". Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона. Кончился наклон - кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений-вдохов это самое результативное.

"Обними плечи". Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая - левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: "Плечи помогают воздуху". Руки не уводите далеко от тела. Они - рядом. Локти не разгибайте.

"Большой маятник". Это движение слитное, похожее на маятник: "насос"- "обними плечи", "насос" - "обними плечи". Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле - вдох, наклон назад, руки обнимают плечи - тоже вдох. Вперед - назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.

"Полуприседы". Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох - короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.

Далее следует специальная тренировка "затаенного" дыхания: короткий вдох с наклоном, дыхание максимально задерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, постепенно количество произнесенных на одном выдохе "восьмерок" увеличивается. На одном крепко задержанном вдохе надо набрать как можно больше "восьмерок". С третьей или четвертой тренировки произнесение заикающимися "восьмерок" сочетается не только с наклонами, но и с упражнениями "полуприседы". Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, почувствовать "схваченное в кулак" дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное количество восьмерок на крепко задержанном дыхании. Разумеется, "восьмеркам" на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечисленных выше упражнений.

Упражнения для развития речевого дыхания:

Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa - аaaaaooooooo - аaaaaуууууу.

Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха.

Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

Попросите ребенка повторить за вами пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Капля и камень долбит. Правой рукой строят - левой ломают. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. На скамеечке у дома целый день рыдала Тома. Не плюй в колодец - пригодится воды напиться. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора. Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Прочитайте русскую народную сказку "Репка" с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

"Чей пароход лучше гудит?" Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. "Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?" Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.

"Капитаны". Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер - губы складываются, как для звука п.

Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.

Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом - на словах, затем - на короткой фразе, при чтении стихов.

В каждом упражнении внимание ребенка направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Упражнения по развитию кинестетической основы движений руки:

Вытянуть руку вперед и вниз; все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец поднять вверх.

Опустить кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево.

Опустить вниз кисть левой руки. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть вправо.

Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх.

Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее сверху положить ладонь левой (правой) руки.

Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ней вертикально.

Неплотно сжать пальцы правой (левой) руки в кулак, оставив между пальцами и ладонью небольшое отверстие.

Соединить наклонно («домиком») пальцы правой и левой рук, большие пальцы при этом прижаты к кистям.

Кисти рук в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только большие пальцы правой и левой рук отведены от кистей и располагаются горизонтально.

Вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

Вытянуть одновременно (и на правой, и на левой руке) указательный палец и мизинец, остальные пальцы сжать.

Вытянуть большой палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

Вытянуть одновременно (и на правой, и на левой руке) большой палец и мизинец, остальные пальцы сжать.

Вытянуть указательный и средний пальцы правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

Вытянуть одновременно (и на правой, и на левой руке) указательный и средний пальцы, остальные пальцы сжать.

Образовать пальцами правой (левой) руки в кольцо. (Это упражнение вариативно: кольцо можно получить при соединении большого пальца с любым другим, остальные пальцы при этом вытянуты.)

Положить перед собой на стол правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на средний (или наоборот).

Положить перед собой на стол сжатую в кулак правую (левую) руку, поднять указательный и средний пальцы, расставив их.

«Лошадка». Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднят вверх. На ребро ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца поднять вверх (уши). Лошадка может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот (мизинец опускать и прижимать к кисти).

«Лягушка». Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний пальцы согнуть, прижать к середине ладони (рот). Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальцев.

«Крокодил». Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.

«Курочка». Соединить концами большой и указательный пальцы (клюв). На клюв веерообразно друг на друга накладываются остальные пальцы (гребешок).

«Петушок». Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). Остальные пальцы полусогнуты, не касаются друг друга (гребешок). Гребешок может двигаться при движениях петушка.

«Птичка пьет водичку». Левую руку неплотно сжать в кулак, оставив между пальцами и ладонью небольшое отверстие (бочонок с водой). Большой и указательный пальцы правой руки соединить в виде клюва, остальные пальцы сжать в кулак (птичка). Соединенные вместе большой и указательный пальцы правой руки вставить сверху в отверстие левой.

«Мостик». Средние и безымянные пальцы правой и левой рук расположить горизонтально так, чтобы они касались друг друга подушечками пальцев. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук поднять вверх. Большие пальцы прижать к кистям.

«Слон». Указательный и безымянный пальцы - передние ноги слона. Большой палец и мизинец - задние ноги. Вытянутый вперед средний палец - хобот.

«Сова». Большой палец и мизинец отвести в стороны (крылья совы), они могут двигаться при «полете». Остальные три пальца согнуть, прижав подушечки к основанию пальцев (голова).

«Приветствие». Кисть правой (левой) руки расположить вертикально. Указательным и большим пальцами образовать полукольцо.

«Очки». Кисти обеих рук располагаются вертикально. Указательные и большие пальцы образуют кольца, касаясь кончиками друг друга.

«Ворота». Сведенные пальцы рук кончиками прижать друг к другу; руки

повернуть ладонями к себе, большие пальцы поднять вверх.

«Крыша». Кончики пальцев обеих рук соединить в наклонном положении ладоней.

«Прилавок». Кончики пальцев обеих рук соединить в наклонном положении ладоней. Указательные пальцы расположить горизонтально, большие - прижать к ним.

«Дом». Разведенные книзу полусогнутые пальцы опираются на стол.

«Дом закрыт». Правую (левую) руку сжать в кулак, при этом прижав большой палец остальными четырьмя пальцами.

«Цветок». Соединить обе ладони, пальцы слегка согнуть и развести.

«Корень растения». Соединив кисти рук тыльной стороной, пальцы свободно опустить вниз.

«Растение проросло». Пальцы обеих рук сжать в кулаки, плотно прижать друг к другу. Большие пальцы поднять вверх. Затем все остальные пальцы медленно поднять вверх, как бы образуя бутон цветка.

«Лошадка». Все пальцы правой руки, кроме указательного, полусогнуты и опираются на стол. Указательный палец вытянут горизонтально.

«Всадник на лошади». Правая рука в том же положении, как и в предыдущем задании. Указательный и средний пальцы левой руки широко развести и «посадить» на указательный палец правой руки.

«Кошка». Средний и безымянный пальцы прижать согнутым большим пальцем к ладони, мизинец и указательный - вытянуть вверх.

«Человек в доме». Большой палец правой (левой) руки поднять вверх и плотно обхватить пальцами другой руки.

«Кораблик». Кисти рук расположить горизонтально, ладони плотно прижать друг к другу, пальцы слегка развести.

«Солнечные лучи». Кисти обеих рук поднять вверх, скрестить, пальцы развести.

«Елка». Кисти обеих рук повернуть ладонями к себе, пальцы переплести.

«Пассажиры в автобусе». Сцепить пальцы рук. Тыльные стороны кистей

развернуть наружу, большие пальцы поднять вверх.

«Улитка». Правую (левую) руку сжать в кулак, положить на стол. Поднять указательный и средний пальцы, расставив их. Левую (правую) руку положить сверху (раковина улитки).

Воспроизвести предложенную логопедом графическую схему с закрытыми глазами.

Упражнения по развитию кинетической основы движений руки:

Развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений

Поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе.

Выполнить аналогичное задание пальцами левой руки.

Выполнить аналогичное задание одновременно пальцами обеих рук в обычном и максимальном темпе.

Пальцами правой (левой) руки «поздороваться» по очереди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого).

«Пальчики здороваются». Соединить пальцы рук. Осуществлять поочередные, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев. 6. «Кто кого победит». Соединить кисти рук перед собой. Поочередно производить поджимы рук вправо, влево.

Пальцы правой (левой) руки широко развести, свести, снова развести, удержать в течение 2-3 секунд.

«Солнышко». Ладонь правой (левой) руки с раздвинутыми пальцами-лучиками положить на стол. Производить поочередные постукивания пальцами по столу.

«Болото». Большой палец правой (левой) руки устанавливается на «кочку». Остальные пальцы поочередно «перепрыгивают с кочки на кочку». (Аналогичные движения осуществляются, начиная с мизинца.)

Положить кисть правой (левой) руки перед собой (как при игре на рояле), выполнять последовательно движения первым и вторым, первым и пятым пальцами и т. д.

Непрерывно вести линию по нарисованному лабиринту карандашом, взятым в правую (левую) руку, не меняя положения листа бумаги, на котором нарисован лабиринт.

Скомкать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая при этом другой рукой.

На столе раскладываются бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разного цвета, или разного размера и разного цвета). Предлагается самостоятельно нанизать на нить бусинки, подбирая их по цвету или размеру, и завязать концы нити бантиком.

Предлагается карточка, в которой в определенной последовательности

сделаны отверстия. Необходимо: протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия; протянуть шерстяную нитку, пропуская одно отверстие; выполнить обычную шнуровку.

«Ножницы». Развести указательный и средний пальцы правой (левой) руки в стороны 7-10 раз.

«Футбол». Забивать шарик в ворота одним и двумя пальцами правой (левой) руки.

«Строители». Из бревен (счетных палочек) нужно построить домик.

А) Перенести бревна к месту строительства: пользуясь любыми пальцами обеих рук; пользуясь любыми пальцами правой (левой) руки; пользуясь только двумя пальцами - большим и мизинцем - правой (левой) руки; пользуясь только указательным и средним пальцами правой (левой) руки; пользуясь только средним и безымянным пальцами правой (левой) руки; пользуясь только безымянным и мизинцем правой (левой) руки.

Б) Указательным и средним пальцами правой (левой) руки построить четырехугольник (стены).

В) Средним и мизинцем правой (левой) руки построить треугольник (крышу).

Развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений:

Уложить спички в коробку одновременно обеими руками: большим и указательным пальцами обеих рук одновременно брать лежащие на столе спички и одновременно складывать их в спичечную коробку.

Взять в правую и левую руки по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, расставляя точки в произвольном порядке.

Одновременно менять положение кистей рук: одну сжимать в кулак, другую разжимать, выпрямляя пальцы.

Одновременно выбрасывать кисти рук вперед, при этом пальцы одной руки сжимать в кулак, пальцы другой - соединять в кольцо.

Указательными пальцами вытянутых вперед рук описывать в воздухе одинаковые круги любого размера. Пальцем правой руки описывать круги по направлению часовой стрелки, пальцем левой - в обратном направлении.

«Веселые маляры». Синхронные движения кистей обеих рук вверх - вниз с одновременным подключением кистевого замах, затем: влево - вправо.

«Кулачки».

«Швейная машина».

Правой рукой производить круговые движения в кисти и локте (подражая вращению колеса). Левой рукой выполнять мелкие движения, характерные для работы иглы швейной машины. Поменять условия выполнения задания: левой рукой производить круговые движения, а правой - имитировать движения иглы.

Отбивать в удобном темпе по одному такту правой (левой) рукой, одновременно в такт ударять по столу указательным пальцем левой (правой)руки.

Отбивать в удобном темпе правой (левой) рукой по одному такту, одновременно с этим вытянутым вперед указательным пальцем левой (правой) руки описывать в воздухе небольшой кружок.

«Скакалка». Пальцы обеих рук сжать в кулаки. Большие пальцы поднять вверх и описывать ими ритмичные, с большой амплитудой круговые движения сначала в одну сторону, затем в другую.

Список использованной литературы

Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии. // Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1963. №2. - С.34-48.

Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. Фак. пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.

Правдина-Винарская Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии. - М.: Просвещение, 1973.

Капитанова Н.К. Роль и значение логопедического обследования и коррекции в диагностике и лечении органического поражения головного мозга. М., 1989г.

Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. СПб., 2000г.

Волкова Л.С. Нарушение голоса и произносительной стороны речи II часть Ринолалия, Дизартрия. М., 2008г.

Беккер К.П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. - М.: Медицина, 1981. - 288 с.

Винарская Е.Н. и Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга, Ташкент, 1973.

Гуровец Г.В., Маевская СИ. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. М., 1982. с. 75.

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб, 2001.

Мастюкова Е.М. и Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с ДЦП, с. 135, М., 1985.

Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. М., 1974, №4.

Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973г.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., «Просвещение» 1989г.

Гуровец Г.В., Давидович Л.Р., Маевская С.И. Медико-педагогическая характеристика сложных форм речевой патологии. // Изучение и коррекция речевых расстройств. - Л., 1986. - С.73-79.

Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. / Пер. с чеш. Е.О. Соколовой. Под ред. В.К. Труткева, С.С. Ляпидовского - М.: Медгиз, 1962 - 299 с.

Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия учебник для вузов. М., 1999г.

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников коррекция стертой дизартрии: учебное пособие. СПб., 2000г.

Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. - М.: Владос, 1997. -

Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах/Гл. ред. Б.В. Петровский. - М.: Сов. энциклопедия. - Т. 1, 1982. - С. 350

Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400с.

Логопедия. / Под ред. К.П. Беккер, М. Совак. - М.: Просвещение, 1983 - С.267.

Педагогика, 1983. - 448с.

Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг.

Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами учебное пособие. Издательство союз СПб., 2005г.

www.dp.17ya.ru Дизартрия Детская психология, www. infomama.ru Дизартрия, www.logoped-kh.comua/dizartriya сайт Натальи Александровны, www.Logopedplus.ru логопед для детей. Дизартрия. Логопед плюс - речевой центр в Москве, www.Logopedspb.ru Дизартрия, www. medkrug.ru Дизартрия, www.ndemshenko.ucoz.ru персональный сайт Дизартрия, www.Solnet.ee/parents/log_60.ru Дизартрия за советом к логопеду. Солнышко.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: