УДК 336.14
О.И.Гузенко, к.э.н.,
г. Ростов-на-Дону, Академия строительства и архитектуры,
Кафедра «Экономическая теория и предпринимательство»
Донского государственного технического университета
ПРОБЛЕМЫФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ РФ
Развитие рыночной экономики в России за последние несколько лет привело к необходимости внесения изменений в бюджетное устройство, что проявилось в расширении поля самостоятельности принятия решений в бюджетной сфере субъектов Федерации. При этом возросла роль региональных органов государственной власти в процессе регулирования социально-экономической системы в рамках соответствующего территориального образования. Так, на сегодняшний день, нагрузка по финансированию социальной сферы возложена на региональные бюджеты более чем на 80 % от всех затрат государства[1], аналогична ситуация с финансированием затрат на жилищно-коммунальное хозяйство региона. По этой причине формирование доходной части территориального бюджета является основой стабильности и социально-экономического развития региона.
Одновременно, финансовая самостоятельность субъектов РФ носит относительный характер. Многие их региональных образований сегодня существуют в состоянии финансовой зависимости. Если провести сопоставление объёмов средств, которые поступают с территории в региональный бюджет, и суммарных расходов на данной территории из бюджета, то можно увидеть, что в РФ около 10 регионов, являющихся «донорами» (Таблица 1).
Таблица 1 – Топ-10 регионов-«доноров» в РФ[2]
№ п/п | Субъект РФ |
Москва | |
Московская область | |
Ленинградская область | |
Республика Татарстан | |
Свердловская область | |
Челябинская область | |
Тюменская область | |
Ненецкий А.О. | |
Ханты-Мансийский А.О. | |
Ямало-Ненецкий А.О |
Следует отметить, что за последние два года в структуре и объемах региональных бюджетов наметилась некоторая положительная динамика. Рассматривая итоги исполнения бюджетов субъектов РФ за 2016 г., мы можем отметить, что доходы консолидированных бюджетов выросли на 6,6%. Увеличилось количество субъектов Федерации, в которых доходная часть бюджета превысили уровень предыдущего года (72 региона против 55 в прошлом году) [2]. Высокие темпы роста доходов региональных бюджетов в 2016 г. привели к тому, что был достигнут их максимальный уровень за последние 4 года, а именно - 11,55% ВВП.
Основными источниками роста региональных доходов в 2016 г. стали: налог на прибыль организаций - 118,6%, акцизы - 141,3%, налоги на имущество - 107,4 %, а также безвозмездные трансфертные поступления из бюджетов других уровней - 105,1 % [2].
Если обратить внимание на НДФЛ, который является основным источником доходов региональных бюджетов, то в 2016 году он составил 30,4% общего объема доходов консолидированных бюджетов и это несмотря на произошедшее снижение темпов роста его поступлений. Данная динамика определялась темпами роста налоговой базы НДФЛ, которая с начала 2016 г. стала увеличиваться.
Таким образом, рассматривая вышеприведённые данные, мы можем сделать вывод о том, что средние темпы роста собственных доходов региональных бюджетов РФ в 2016 г. составили 108,7% к уровню 2015 г (рисунок 1). Стабильный и динамичный рост доходов бюджетов субъектов РФ сдерживает ряд факторов: низкие поступления транспортного налога - 99,4% по сравнению с 2015 г., земельного налога - 95,3%, неналоговых доходов - 102,2%, а также сократившиеся безвозмездные трансферты от бюджетов других уровней - 97,6%.
Рисунок 1 – Темпы роста общего объема доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ,%[3]
Если смотреть в территориальном разрезе, то здесь ситуация выглядит достаточно неоднозначно. В каждом из федеральных округов РФ (за исключением Центрального), имеется 1-3 региона у которых бюджетные доходы в 2016 г. ниже уровня 2015 г.
Рассматривая дифференциацию динамики доходов региональных бюджетов можно отметить, что более высокие темпы роста доходов наблюдаются у традиционно менее обеспеченных регионов (Таблица 2). Однако, в 2014-2015 гг. ситуация была противоположной: бюджетные доходы регионов-доноров росли более быстрыми темпами, чем в дотационных субъектах.
Таблица 2 – Дотационные субъекты РФ в 2016 году[2]
№ п/п | Субъект РФ | Дотации из федерального бюджета, млрд. руб |
Республика Дагестан | 46,7 | |
Республика Саха (Якутия) | 43,1 | |
Камчатский край | 37,5 | |
Республика Крым | 22,3 | |
Чеченская Республика | 22,2 | |
Алтайский край | 16,9 | |
Республика Тыва | 13,5 | |
Республика Бурятия | 13,2 | |
Ставропольский край | 12,3 | |
Республика Башкортостан | 11,0 |
Что касается расходной части бюджетов, то можно отметить, что общий рост расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2016 г. составил 104,8% (ниже уровня индекса потребительский цен - 105,4%). Относительно быстрые темпы роста показали расходы на транспорт - 109,1%, благоустройство - 123,9%, дорожное хозяйство - 117,1%, культуру - 109,9%, социальную политику - 110,5%, а также физкультуру и спорт - 109,7%. Одновременно расходы на сельское хозяйство и рыболовствосоставили - 88,4%, образование - 103,0%, здравоохранение - 94,5% и обслуживание государственного долга - 103,2%, т.е. росли относительно более низкими темпами [2].
Таким образом, отсутствие бюджетных доходов в необходимых объемах, не позволяет региональным органам власти в достаточной мере обеспечивать самостоятельность принятия решений по вопросам регионального управления. Бюджетный дефицит региональных образований в первую очередь влияет на сокращение инвестиционных расходов, что в результате снижает социально-экономический потенциал субъекта Федерации.
Существует ряд проблем, которые связаны с формированием доходной части регионального бюджета:
1. Наличие системных рисков исполнения бюджета, которые связанны с замедлением темпов экономического роста, возможными кризисными проявлениями на мировых рынках, сложной политической ситуацией, высокой степенью зависимости отечественной экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, ограниченными внутренними финансовыми ресурсами и отсутствием развитой финансовой инфраструктуры;
2. Невысокое качество существующих макроэкономических прогнозов, которое проявляется в существенных расхождениях динамики прогнозных и реальных макроэкономических показателей на протяжении целого ряда лет;
3. Риск неисполнения «майских» указов Президента РФ 2012 года, об этом говорит негативная динамика отдельных показателей состояния экономической системы (производительность труда, инвестиции в основной капитал и т.д.);
4. Отсутствие достаточного финансирования реализации федеральных целевых программ;
5. Риск поддержания стабильности и устойчивости территориальных бюджетов, который связан с возрастающим объемом долговых обязательств регионов Российской Федерации и постоянным уменьшением межбюджетных трансфертов;
6. Проблемы пополнения бюджета налоговыми поступлениями, отсутствие реальных стимулов к увеличению собираемости налогов (сложная экономическая ситуация, «кадровый голод) в налоговых службах, коррупция);
7. Неравномерность распределения межбюджетных субсидий, большое количество дотационных регионов;
8. Неэффективное расходование бюджетных средств на уровне регионов, в т. ч., тех, которые поступают в качестве трансфертов извышестоящего бюджета.
Все это снижает прозрачность бюджета, не позволяет достигать его сбалансированности и требует внедрения инновационных методов регулирования межбюджетных отношений, способствующих повышению их эффективности.
Список использованной литературы
1. Печенская, М.А. Региональные бюджеты: тенденции, состояние, перспективы [Текст]: монография / М.А. Печенская, А.И. Поварова; под науч. рук. д.э.н., проф. В.А. Ильина. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016.
2. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]-URL:https://minfin.ru/ - дата обращения 24.10.2017.
3. Официальный сайт Федерального Казначейства Российской Федерации [Электронный ресурс] – URL: http//roskazna.ru/ - дата обращения 24.10.2017.