ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ РФ




УДК 336.14

О.И.Гузенко, к.э.н.,

г. Ростов-на-Дону, Академия строительства и архитектуры,

Кафедра «Экономическая теория и предпринимательство»

Донского государственного технического университета

 

ПРОБЛЕМЫФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ РФ

Развитие рыночной экономики в России за последние несколько лет привело к необходимости внесения изменений в бюджетное устройство, что проявилось в расширении поля самостоятельности принятия решений в бюджетной сфере субъектов Федерации. При этом возросла роль региональных органов государственной власти в процессе регулирования социально-экономической системы в рамках соответствующего территориального образования. Так, на сегодняшний день, нагрузка по финансированию социальной сферы возложена на региональные бюджеты более чем на 80 % от всех затрат государства[1], аналогична ситуация с финансированием затрат на жилищно-коммунальное хозяйство региона. По этой причине формирование доходной части территориального бюджета является основой стабильности и социально-экономического развития региона.

Одновременно, финансовая самостоятельность субъектов РФ носит относительный характер. Многие их региональных образований сегодня существуют в состоянии финансовой зависимости. Если провести сопоставление объёмов средств, которые поступают с территории в региональный бюджет, и суммарных расходов на данной территории из бюджета, то можно увидеть, что в РФ около 10 регионов, являющихся «донорами» (Таблица 1).

Таблица 1 – Топ-10 регионов-«доноров» в РФ[2]

№ п/п Субъект РФ
  Москва
  Московская область
  Ленинградская область
  Республика Татарстан
  Свердловская область
  Челябинская область
  Тюменская область
  Ненецкий А.О.
  Ханты-Мансийский А.О.
  Ямало-Ненецкий А.О

 

Следует отметить, что за последние два года в структуре и объемах региональных бюджетов наметилась некоторая положительная динамика. Рассматривая итоги исполнения бюджетов субъектов РФ за 2016 г., мы можем отметить, что доходы консолидированных бюджетов выросли на 6,6%. Увеличилось количество субъектов Федерации, в которых доходная часть бюджета превысили уровень предыдущего года (72 региона против 55 в прошлом году) [2]. Высокие темпы роста доходов региональных бюджетов в 2016 г. привели к тому, что был достигнут их максимальный уровень за последние 4 года, а именно - 11,55% ВВП.

Основными источниками роста региональных доходов в 2016 г. стали: налог на прибыль организаций - 118,6%, акцизы - 141,3%, налоги на имущество - 107,4 %, а также безвозмездные трансфертные поступления из бюджетов других уровней - 105,1 % [2].

Если обратить внимание на НДФЛ, который является основным источником доходов региональных бюджетов, то в 2016 году он составил 30,4% общего объема доходов консолидированных бюджетов и это несмотря на произошедшее снижение темпов роста его поступлений. Данная динамика определялась темпами роста налоговой базы НДФЛ, которая с начала 2016 г. стала увеличиваться.

Таким образом, рассматривая вышеприведённые данные, мы можем сделать вывод о том, что средние темпы роста собственных доходов региональных бюджетов РФ в 2016 г. составили 108,7% к уровню 2015 г (рисунок 1). Стабильный и динамичный рост доходов бюджетов субъектов РФ сдерживает ряд факторов: низкие поступления транспортного налога - 99,4% по сравнению с 2015 г., земельного налога - 95,3%, неналоговых доходов - 102,2%, а также сократившиеся безвозмездные трансферты от бюджетов других уровней - 97,6%.

 

Рисунок 1 – Темпы роста общего объема доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ,%[3]

 

Если смотреть в территориальном разрезе, то здесь ситуация выглядит достаточно неоднозначно. В каждом из федеральных округов РФ (за исключением Центрального), имеется 1-3 региона у которых бюджетные доходы в 2016 г. ниже уровня 2015 г.

Рассматривая дифференциацию динамики доходов региональных бюджетов можно отметить, что более высокие темпы роста доходов наблюдаются у традиционно менее обеспеченных регионов (Таблица 2). Однако, в 2014-2015 гг. ситуация была противоположной: бюджетные доходы регионов-доноров росли более быстрыми темпами, чем в дотационных субъектах.

Таблица 2 – Дотационные субъекты РФ в 2016 году[2]

№ п/п Субъект РФ Дотации из федерального бюджета, млрд. руб
  Республика Дагестан 46,7
  Республика Саха (Якутия) 43,1
  Камчатский край 37,5
  Республика Крым 22,3
  Чеченская Республика 22,2
  Алтайский край 16,9
  Республика Тыва 13,5
  Республика Бурятия 13,2
  Ставропольский край 12,3
  Республика Башкортостан 11,0

 

Что касается расходной части бюджетов, то можно отметить, что общий рост расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2016 г. составил 104,8% (ниже уровня индекса потребительский цен - 105,4%). Относительно быстрые темпы роста показали расходы на транспорт - 109,1%, благоустройство - 123,9%, дорожное хозяйство - 117,1%, культуру - 109,9%, социальную политику - 110,5%, а также физкультуру и спорт - 109,7%. Одновременно расходы на сельское хозяйство и рыболовствосоставили - 88,4%, образование - 103,0%, здравоохранение - 94,5% и обслуживание государственного долга - 103,2%, т.е. росли относительно более низкими темпами [2].

Таким образом, отсутствие бюджетных доходов в необходимых объемах, не позволяет региональным органам власти в достаточной мере обеспечивать самостоятельность принятия решений по вопросам регионального управления. Бюджетный дефицит региональных образований в первую очередь влияет на сокращение инвестиционных расходов, что в результате снижает социально-экономический потенциал субъекта Федерации.

Существует ряд проблем, которые связаны с формированием доходной части регионального бюджета:

1. Наличие системных рисков исполнения бюджета, которые связанны с замедлением темпов экономического роста, возможными кризисными проявлениями на мировых рынках, сложной политической ситуацией, высокой степенью зависимости отечественной экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, ограниченными внутренними финансовыми ресурсами и отсутствием развитой финансовой инфраструктуры;

2. Невысокое качество существующих макроэкономических прогнозов, которое проявляется в существенных расхождениях динамики прогнозных и реальных макроэкономических показателей на протяжении целого ряда лет;

3. Риск неисполнения «майских» указов Президента РФ 2012 года, об этом говорит негативная динамика отдельных показателей состояния экономической системы (производительность труда, инвестиции в основной капитал и т.д.);

4. Отсутствие достаточного финансирования реализации федеральных целевых программ;

5. Риск поддержания стабильности и устойчивости территориальных бюджетов, который связан с возрастающим объемом долговых обязательств регионов Российской Федерации и постоянным уменьшением межбюджетных трансфертов;

6. Проблемы пополнения бюджета налоговыми поступлениями, отсутствие реальных стимулов к увеличению собираемости налогов (сложная экономическая ситуация, «кадровый голод) в налоговых службах, коррупция);

7. Неравномерность распределения межбюджетных субсидий, большое количество дотационных регионов;

8. Неэффективное расходование бюджетных средств на уровне регионов, в т. ч., тех, которые поступают в качестве трансфертов извышестоящего бюджета.

Все это снижает прозрачность бюджета, не позволяет достигать его сбалансированности и требует внедрения инновационных методов регулирования межбюджетных отношений, способствующих повышению их эффективности.

Список использованной литературы

1. Печенская, М.А. Региональные бюджеты: тенденции, состояние, перспективы [Текст]: монография / М.А. Печенская, А.И. Поварова; под науч. рук. д.э.н., проф. В.А. Ильина. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016.

2. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]-URL:https://minfin.ru/ - дата обращения 24.10.2017.

3. Официальный сайт Федерального Казначейства Российской Федерации [Электронный ресурс] – URL: http//roskazna.ru/ - дата обращения 24.10.2017.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: