Из кооперации возможно два выхода: на коллектив и на корпорацию.




ТРИ ГРУППЫЗАДАЧ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ.

1. Социальной адаптации: (БЫТЬ КАК ВСЕ) – активного приспособления к условиям среды, общества, в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и мотивами.

2. Социальной автомизации: (БЫТЬ ЛУЧШЕ ВСЕХ) – реализации совокупности установок на себя, выделение себя из группы различными средствами, осознания себя как личности.

3. Интеграции: (ДЕЙСТВОВАТЬ СОВМЕСТНО) – достижения взаимодействия между личностью и группой (обществом), соотнесение личностных интересов с интересами общества.

ПРОБЛЕМЫСОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА.

- Для работы и общения в любой группе нужно уметь договариваться, вставать в позицию другого человека, находить компромисс, уметь быть и лидером, и ведомым, обладать организаторскими качествами и самоорганизовываться, нужно уметь входить в группу и уметь не растворяться в ней.

- При стремлении к индивидуализации и самореализации подростки зачастую выбирают способы, неприемлемые для общества, порой приносящие ущерб, другими же способами подростки не владеют. Можно, например, само выражаться в написании картин, стихов, в овладении каким-нибудь умением, а можно – вызывающим поведением, внешностью, надписями на заборах, нарушением правил общежития, в его широком смысле, противопоставлением себя окружающим.

- Многие подростки не умеют и не желают брать на себя ответственность. Они не проявляют активности, а ждут действий от других. Можно так же отметить неумение планировать свои действия и прогнозировать результат.

 

ЭТАПЫРАЗВИТИЯ ГРУППЫ.

I этап – адаптация.

В этот период происходит:

1. формирование групповых норм, принятия законов;

2. определение целей отряда;

3. выявление лидеров и начало формирования ролевой структуры группы.

На этом этапе адаптации, когда идет так называемое «освоение территории», выделяются по активности три группы ребят:

- пассивные – молча осматриваются, ждут, не предпринимая никаких действий.

- Задающие вопросы;

- Экспериментирующие – совершают действия, провоцирующие ведущих или стариков на какую-нибудь реакцию. Далее эта реакция оценивается и по ней составляются представления о данном человеке, о том, что здесь можно, что нельзя, что за это будет, что ценится в данной группе, а что отвергается.

Возможен косвенный эксперимент – когда подросток совершает действие не сам, а подбивает на это другого, затем также смотрит на реакцию, получая нужную информацию.

Тактика педагога: как можно больше объяснять и рассказывать ребятам, давать информацию. Это снимает напряженность и опасения, а также оставляет меньше почвы для «провокаций». На этапе адаптации начинается работа на сплочение внутри микрогрупп, так как не возможно добиться сплочения сразу всех ребят.

 

II этап – группирование.

Идет разделение на группы по интересам, по общности недовольства или на основе знакомства до того, как организовался отряд. Старые группы разбиваются ведущими, образуются новые. Это необходимо для образования новых связей, преодоления старых стереотипов, расширение круга друзей и знакомых. После сплочения в образованных микрогруппах происходит вновь их перемешивание и деление. Постепенно побывав в разных группах, получив опыт объединения с разными подростками, ребята выходят на новый уровень – межгруппового сплочения, слияния мелких групп в одну. Микрогруппы и группа в целом сплачивают на базе деятельности. Выбирается дело с коллективными связями (дело, где конечный результат зависит от действий каждого). На 2 этапе возможно еще появление сплетен или разговоров за спиной.

Тактика педагога: выносить проблемы на общий круг, устраивать обсуждение на «огоньках». При отсутствии работы, специально направленной на сплочение группы, она развивается только до этого этапа. Самостоятельно выйти на этот этап способны далеко не все.

III этап: кооперация.

Выход на кооперацию происходит в сплоченной группе в момент очень высокого эмоционального подъема. На подъеме группа может выполнять любую работу, ровно как рутинную, так и трудоемкую. Но мотивом является не результат работы, а стремление быть вместе. Выход на этот этап происходит обычно в результате какого-либо яркого удачного дела. Кооперация – состояние недолгое. Поэтому ведущим необходимо «ловить момент».

Тактика педагога: в момент кооперации важно делать дела, направленные на формирование именно тех личностных качеств, которые мы добиваемся, так как при эмоциональном спаде ребята, пытаясь вернуть прежнее «хорошее время», будут вспоминать и стремиться к той деятельности, которую они выполняли тогда, когда было «хорошо». Кооперация является необходимым фундаментом для выхода на следующий этап. Если этот момент упустить, происходит распад на Микрогруппы – из-за отсутствия деятельности, из-за конфликта в группе, неудачи в каком-либо деле.

Из кооперации возможно два выхода: на коллектив и на корпорацию.

IV этап – коллектив.

Признаки коллектива: важнее всего дело, результат (в отличии от корпорации0, общественно-полезная деятельность, наличие коллективных связей, демократия, ситуативный лидер (в разных видах деятельности разные лидеры). Данная ситуация наиболее благоприятна для максимального развития и проявления личности, для расширения проблем социализации.

Признаки корпорации: группа замыкается в себе, не принимает новичков, плохо относится к переменам, все – ради общения. Постепенно развитие прекращается, возникает стопор. Целью становиться погоня за прежним эмоциональным состоянием, налаживание отношений, хотя это и остается безрезультатным. В этот момент, если в момент кооперации были какие-то значительные дела, ребята постараются их вернуть. На этом группу можно «попытаться вытянуть». Работать с корпорацией очень сложно и иногда почти невозможно. Поэтому важно не допустить ее образования изначально. Для этого необходимо, чтобы всегда видели перспективу развития. Поддерживать мотив развития. Нужны встречи с новыми людьми, выход на другую группу. Обязательно нужна другая деятельность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: