Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)




8.1. Основная литература:

 

1. 1. А. В. Котов, Т. Н. Лосева Физиология и основы анатомии: Учебник:- Москва: Медицина, 2011. - 1056 с.: ил. Гриф УМО по медицинскому образованию.

2. Арсентьев В. Г., Девяткина С. В., Гончар Н. В., Иванова Н. А. и др. Педиатрия. Учебник для мед. вузов / под ред. Н.П. Шабалова. - 6-е изд., испр.. — СПб.: СпецЛит, 2015. - 959 с

3. Нормальная физиология: учебник. Брин В.Б., Захаров Ю.М. и др. / Под ред.

Б.И. Ткаченко. 3-е изд., 2012. - 688 с.

4. Нормальная физиология: учебник / Под ред. К.В. Судакова. 2012. - 880 с.: ил.

5. Судаков К.В., Умрюхин П.Е. Системные основы эмоционального стресса. 2010. - 112 с.: ил.

6. Ткаченко Б.И. Нормальная физиология человека. 2-е изд., 2005.-928 с.

7. Физиология человека: Учебник/ Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф.
Коротько- 2 изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003.- 656 с.

8. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Смирнова - М:
Медицина, 2002.-608 с.

9. Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций/ Под
ред. К.В. Судакова.-М.: Медицина 2002.-784 с.

10 Физиология человека: В 3-х томах / Под ред. Р.Шмидта и Г. Тевса. М.:Изд-во «Мир», 1996.-т. 1 Общая физиология клетки. Интегр. ф-я нервн. сист. Физиология мышц. Сенсорная физиология.-323с; т.2 Нервная и гуморальная регуляция. Кровь и кровообращение. Дыхание.-с.ЗЗЗ- с-642; т.З Энергетический баланс Питание, пищеварение, выделение.Репродукция, беременность, старение.- 653 с.

11. Элементы эндокринной регуляции: научное издание. / Под ред. В.А. Ткачука. 2008. - 352 с

8.2. Дополнительная литература:

1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем.- М.:
Наука,1980.-197 с.

2. Дубинин В.А. Регуляторные системы организма человека. 2003.- 368 с.

3. Г. Рафф. Секреты физиологии. 2001.-448 с.

4. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии. 2002.-360 с.

5. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. 2-е изд., 2003.-416 с.

 

8.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Ссылка на виртуальную физиологию https://physiology.sgu.ru/node/18
  2. Ашофф Ю., ред. Биологические ритмы. тт. 1-2, М.: «Мир», 1984, т.1, 414 с. пер. с англ. Коллективная монография. Файл в формате DJVU. Просмотр в Internet Explorer. URL: https://lib.prometey.org/?id=14097quotation
  3. Ашофф Ю., ред. Биологические ритмы. Т. 1-2, М.: «Мир», 1984, т.2, 262 с. пер. с англ. Коллективная монография. Файл в формате DJVU. Просмотр в Internet Explorer. URL: https://lib.prometey.org/?id=14098 quotation
  4. Гурин В. Н., ред. Физиология человека и животных. Научно-методический центр «Электронная книга БГУ», 2003, 764 Кб. Практикум: Учебное пособие. URL: https://anubis.bsu.by/publications/elresources/Biology/Gurin.pdf
  5. Каро К., Педли Т., Шротер Р., Сид У. Механика кровообращения. Пер. с англ., М.: «Мир», 1981, 624 с. Иллюстрированное учебное руководство. Файл в формате DJVU. Просмотр в Internet Explorer. URL: https://download.nehudlit.ru/
  6. Коробков А.В. Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии. М.: «Высшая школа», 1986, 340 с. Учебное пособие для медицинских вузов. URL: medbook.net.ru/011624.shtml
  7. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии. М.: «Эдиториал УРСС», 2002, 360 с. Учебное пособие для медицинских вузов. Файл в формате DJVU. Просмотр в Internet Explorer. URL: https://lib.prometey.org/?id=14264
  8. Лютьен-Дреколл Э. (Lütjen-Drecoll, E), Роен Й.В. (Rohen J. W.) Анатомический атлас. Функциональные системы человека. Пер. с англ.: Lütjen-Drecoll and Rohen (1998) Atlas of anatomy: The functional systems of the human body. М.: «Медгиз», 1998, 152 с. Учебник для вузов. Файл в формате DJVU. Просмотр в Internet Explorer.
    URL: https://lib.prometey.org/?id=14069

8.4. Методические указания и материалы по видам занятий

  1. Леорда А.И., Казаков С.Г. Физиология крови и дыхания. Методические указания. Тирасполь, 2010.- 53 стр.
  2. А.И. Леорда, С.Г. Казаков, С.М. Крупнова. Физиология анализаторов. Методические указания к лабораторным занятиям по нормальной физиологии для студентов II курса. Тирасполь, 2011. -35 с.
  3. А.И. Леорда, Ю.Н. Березюк. Физиология пищеварения и выделения. Методические указания к лабораторным занятиям по нормальной физиологии для студентов II курса. Тирасполь, 2011.- 36 с.
  4. Леорда А.И., Попеня В.Ю. Сердечно-сосудистая система. Методические указания для студентов 2 курса. РИО, Тирасполь, 2012.- 47 с.
  5. А.И. Леорда, Ю.Н. Березюк, В.Ю. Попеня. Физиология возбудимых систем. Методические указания к лабораторным занятиям по нормальной физиологии. РИО, Тирасполь, 2014.- 50 с.
  6. Физиология скелетных и гладких мышц: методические указания /Сост.: А.И. Леорда, Ю.Н. Березюк. – Тирасполь, 2016 - 50 с - (в обл.)

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля):

- Компьютерная техника с мультимедийной установкой (компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор).

- Программы компьютерной симуляции «Виртуальная физиология» для выполнения практических работ по всем разделам физиологии.

- Приборы и оборудование, необходимое для проведения лабораторных занятий и изучения методик исследования различных функций организма:

 

№ п/п Наименование оборудования Кол-во (шт.)
  Электрокардиограф ЭКIT-01  
  прибор МПР 6 -03-«ТРИТОН»  
  Тонометр  
  Полиграф  
  Центрифуга гематокритная ЦГ2-12  
  Микроскоп МБС-10  
  Микроскоп БИОЛАМ-Р 11  
  Биокалориметр  
  Весы взрослые  
  Динамометр  
  Периметр с набором хроматических марок  
  Метатест  
  Спирометр  
  Велоэрготест ВЭ 05  

 

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Обучение складывается из аудиторных занятий (144 часов), включающих лекционный курс (27 часов) и практические занятия (54 часов) и самостоятельной работы (27 часа). Интерактивные педагогические технологии составляют 71 час от общего числа аудиторных.

Лекции по физиологии с основами анатомии позволяют получить представление о жизнедеятельности целого организма, его взаимодействии с внешней средой с учетом клеточного, тканевого, органного системного и поведенческого уровней современного учения по анатомии и физиологии человека. Целью лекционных занятий является создание «каркаса» знаний, который в дальнейшем будет пополняться на практических занятиях и в процессе самостоятельной работы. В конечном счете, сформировать у обучающихся анатомо-физиологическое мышление и целостное восприятие окружающего мира. Способ проведения лекций информационно-визуальный. Они проводятся с использованием объяснительно-иллюстративного метода изложения и предполагают визуальную подачу материала техническими средствами обучения, аудио- и видеотехники, мультимедийных технологий, с кратким комментированием демонстрируемых материалов. Структура лекции обычная, где различают три части: вводную, основную и заключительную. В первой части формулируется тема лекции, сообщаются ее план и задачи, указывается литература (основная и дополнительная) к лекции, устанавливается связь с предшествующим материалом, указывается теоретическая и практическая значимость темы. В основной части раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, обозначаются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития. В заключительной части подводится итог лекции, кратко повторяются и обобщаются ее основные положения, формулируются выводы, факты; здесь же могут быть ответы на вопросы обучающихся.

Для подготовки к практическим занятиям рекомендуется использование литературы по темам, а так же наглядные пособия, представленные на кафедре. Учитывая сложность усвоения слушателями некоторых специфических понятий и терминов, авторы курса попытались максимально адаптировать материал для понимания студенческой аудиторией. Кроме того, коллектив кафедры стремится использовать как можно больше наглядных пособий, главным образом, слайдов различных органов и

тканей, физиологических процессов в клетке, тканях, организме в целом.

На практических занятиях обучающиеся закрепляют знания, полученные на лекциях, при самостоятельной подготовке.

В практике обучения используются различные формы практических занятий:

1. развернутая беседа на основе плана, используется при освоении трудного материала, здесь инициатива принадлежит преподавателю, а в ходе беседы предоставляется право студентам высказывать собственное мнение, выступать с подготовленными сообщениями, но придерживаться принятого плана;

2. занятие-конференция, где обучающиеся выступают с докладами, которые подготовлены в рамках самостоятельной работы, на занятии поднятые проблемы обсуждаются всеми участниками под руководством преподавателя;

3. занятие в форме сократического диалога, позволяет с помощью глубокого анализа темы практического занятия вникнуть в тесную связь структуры и функции, разобрать наиболее сложные вопросы;

4. занятие-дискуссия, проблемный семинар. Он проходит в форме научной дискуссии. Упор здесь делается на инициативе обучающихся в поиске материалов к занятию и активности их в ходе дискуссии. Важно, чтобы источники информации были разнообразными, представляли различные точки зрения на проблему, а дискуссия всегда направлялась преподавателем;

5. вопрос-ответная форма используется для обобщения пройденного материала. Преподаватель задает аудитории вопросы, отвечают желающие, а преподаватель комментирует каждый ответ. Таким образом, материал актуализируется студентами и контролируется преподавателем;

6. обсуждение кинофильмов, опытов, экспериментов, оформление текстового материала в таблицы, схемы и т.д.;

В начале каждого тематического раздела определяется цель, которая должна быть достигнута в результате освоения раздела. Ключевым положением конечной цели раздела является формирование умения решать профессиональные врачебные задачи по теме раздела на основе патофизиологического анализа данных о патологическом процессе, болезни, пациенте. Перед занятием проводится необходимая теоретическая подготовка педагога, инструктаж лаборанта, подготовка технических устройств и мультимедиа.

Общая структура практического занятия состоит из нескольких этапов:

ü Вводный этап (до 5 минут). Организационные вопросы: переклички, обращения внимания на внешний вид студентов, объяснения студентам цели и мотивации данной темы занятия. Студент должен уточнить, что он должен знать, что уметь, где использовать полученные данные.

ü Контроль исходного уровня подготовки студентов (10 минут). Этот этап может включать в себя контроль исходных данных, полученных студентом на предыдущих занятиях и курсах по интегрированным дисциплинам, а так же и уровень подготовки студентов к настоящему занятию. Используются любые формы контроля: устные, письменные, тесты.

ü Основной этап (50 минут). Отрабатывается и закрепляется содержание материала, где используются интерактивный методы обучения в группе, которые описаны в соответствующем разделе выше. В работу обязательно включаются: клинические разборы, ситуационные задачи, деловые игры, алгоритмы, и др. В процессе учебных тем студенты самостоятельно под контролем преподавателя могут проводить экспериментальные исследования, протоколировать и проводить патофизиологический анализ полученных результатов; изучать готовые препараты, данные гемограмм, электрокардиограмм, результаты функциональных проб, биохимических анализов и др., проводить их патофизиологический анализ, формулировать по ним заключение. К экспериментам студенты допускаются после ознакомления с основными требованиями, предъявляемыми к медико-биологическому эксперименту, которое проводится в первом учебном разделе. Студентов знакомят с приемами работы с животными и техникой безопасности: проведением процедур различного рода, включая методы обезболивания животных. Во время изучения дисциплины студенты самостоятельно проводят необходимые исследования, оформляют решения в форме заключения и представляют рабочую тетрадь с протоколом занятия.

ü Этап проверки качества и обратной связи (15 минут). Этап сформированной мыслительной и практической деятельности. Заключительный контроль, резюме занятия, использование упрощённых формул запоминания, ответы на вопросы. Ни один вопрос или ошибка студента не должны остаться без обоснованного ответа. Задание на следующее занятие. Обратная связь касательно структуры, качества занятия.

Самостоятельная работа обучающихся по дисциплине «Физиология с основами анатомии» - это организационная форма обучения, включающая в себя систему педагогических условий, обеспечивающих самостоятельное управление учебной деятельностью обучающихся или деятельностью обучающихся по освоению знаний и умений учебной и научной деятельности. С одной стороны, самостоятельная работа рассматривается, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой – как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, формирование у них методов организации такой деятельности. Самостоятельно выполняемая работа расширяет знания обучающихся о методах изучения явлений в живом организме, являются средством овладения методами, правилами и приемами работы, развития наблюдательности, исследовательского интереса и повышения мотивации к изучению предмета. Тематика самостоятельной работы определена содержанием программы, а также наличием и доступностью материалов. В целом самостоятельная работа студентов организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения обучающихся в вузе. В процессе самостоятельной деятельности студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний. Формирование умений и навыков самостоятельной работы обучающихся может протекать как на сознательной, так и на интуитивной основе.

Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий. Непосредственная организация самостоятельной работы обучающихся протекает в два этапа.

Первый этап – это период начальной организации, требующий от преподавателя непосредственного

участия в деятельности обучаемых, с обнаружением и указанием причин появления ошибок. Второй этап – период самоорганизации, когда не требуется непосредственного участия преподавателя в процессе самостоятельного формирования знаний обучающихся.

 

 

Рабочая учебная программа по дисциплине «Нормальная физиология –физиология челюстно-лицевой области» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта ВО с учетом рекомендаций ООП ВО по направлению 51.Б.13 «Стоматология» и учебного плана по квалификации «Специалист.

11. Технологическая карта дисциплины « Нормальная физиология –физиология челюстно-лицевой области »

Курс 1

Учебный год

 

Лектор Гайдей С.С.

Преподаватель ведущие практические занятия Гайдей С.С.

 

Форма текущей аттестации Расшифровка Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
Текущий контроль
Посещение лекционных занятий      
Посещение практических занятиях      
Устный ответ по теме занятия      
«Эффективная активность»      
Самостоятельная работа №… на тему «»      
Тестовый контроль №… по теме «»      
Рубежный контроль
Контрольная работа(модуль)      
Итоговое занятие      
Выполнение и защита лабораторных работ      
Альбом   - -
Учебная история болезни   - -
       
Итого количество баллов по текущей аттестации      

 

Дисциплина Рейтинговый балл
Допуск к промежуточному контролю Возможность получения оценки «удовл.» Возможность получения оценки «хор.» Возможность получения оценки отл.»
Нормальная физиология 150 - 170 171 - 200 201 - 225 226-265

Минимальное количество баллов по Нормальная филиология-физиология челюстно-лицевой области за 1 семестр соответствующее аттестации

 

16*4+5*1+18 +4*3=95 балла

• 16- кол-во лаб.зан.

• 4 -минимальное количество баллов за занятие, т.е. 1 (посещение л.з.) + 3 (ответ на оценку «Удовлетворительно») или 1 (посещение л.з.) + 2 (ответ на оценку «неудовлетворительно»)+ 1 (эффективная активность)

• 5 – количество занятий, где была реализована эффективная активность, т.е. на каждой третьей паре студент может получить балл за эффективную активность. (16/3= 5 занятий)

• 18 (кол-во лекций, посещение, которых является обязательным условием)

• 3 (минимальное количество баллов за рубежный контроль)

• 4(кол-во рубежного контроля за семестр)

Минимальное количество баллов по Физиологии с основами анатомии за 2 семестр соответствующее аттестации

12*4+4*1+5*1+3*3 =66 балла

• 16- кол-во лаб.зан., с учетом вычета 2–х, разрешающихся для пропуска в семестре.

• 4 -минимальное количество баллов за занятие, т.е. 1 (посещение л.з.) + 3 (ответ на оценку «Удовлетворительно») + 1 (балл за самостоятельную работу) или 1 (посещение л.з.) + 2 (ответ на оценку «неудовлетворительно»)+ 1 (эффективная активность)+ 1 балл за с.р.

• 4 – количество занятий, где была реализована эффективная активность, т.е. на каждой третьей паре студент может получить балл за эффективную активность. (12/3= 4 занятий)

• 5- (кол-во лекций, посещение, которых является обязательным условием)

• 3 - (кол-во рубежного контроля за семестр)

• 3 (минимальное количество баллов за рубежный контроль)

Минимальное количество баллов по предмету Физиологии с основами анатомии за
учебный год

95+66= 161, где 95 – минимальное кол-во баллов за 1 семестр

66 – минимальное кол-во баллов за 2 семестр

Максимальное количество баллов за 1 семестр

16*6+5*1+18 +5*4=139 балла

• 16- кол-во лаб.зан.

• 6 -максимальное количество баллов за занятие, т.е. 1 (посещение л.з.) + 5 (ответ на оценку «отлично») или 1 (посещение л.з.) + 4 (ответ на оценку «хорошо»)+ 1 (эффективная активность)

• 5 – количество занятий, где была реализована эффективная активность, т.е. на каждой третьей паре студент может получить балл за эффективную активность. (16/3=5 занятий)

• 18 (кол-во лекций, посещение, которых является обязательным условием)

• 5 (максимальное количество баллов за рубежный контроль)

• 4-кол-во рубежного контроля за семестр

Максимальное количество баллов за 2 семестр

12*9+4*1+5+5*3=132 балла

• 12- количество лабораторных занятий.

• 9 -максимальное количество баллов за занятие, т.е. 1 (посещение л.з.) + 5 (ответ на оценку «отлично»)+3 балла за с.р.

• 4 – количество занятий, где была реализована эффективная активность, т.е. на каждой третьей паре студент может получить балл за эффективную активность. (12/3= 4занятий)

• 14 - (кол-во лекций, посещение, которых является обязательным условием)

• 5- (максимальное количество баллов за рубежный контроль)

• 4 -(кол-во рубежного контроля за семестр)

Максимальное количество баллов по предмету Физиологии с основами анатомии за
учебный год

139 +132= 271

Процентное соотношение по предмету Физиологии с основами анатомии.

• 100% - 86 % соответственно в баллах (оценка - отлично)

226 балла - 265 балла

• 85%-75% соответственно в баллах (оценка – хорошо)

201 балла - 225 балла

• 74%-70% -соответственно в баллах (оценка – удовлетворительно)

171 балла-200 балла

• 69%-60% - соответственно в баллах (допуск к промежуточной аттестации)

150 баллов - 170 баллов

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: устное собеседование с преподавателем по проблемам пропущенных лабораторных и лекционных занятий.

 

 

Составитель: ___________________ /Гайдей С.С.

 

Зав. кафедрой ______________/ Гарбуз Л.И., к.б.н, доцент

 

Согласовано:

1. Зав. выпускающей кафедры Стоматологии и Анатомии______________/ Окушко В.Р., профессор.

 

2. И.о. декана медицинского факультета __________ /Окушко Р.В., к.м.н, доцент



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: