Введение
Лабораторно-практические занятия являются основным видом обучения, на которых студенты получают первые профессиональные навыки в освоении некоторых методов и предметов применяемых в искусственном осеменении сельскохозяйственных животных.
Студенты приходят на занятия теоретически подготовленными. Только в этом случае они могут в полном объеме выполнить задания, предусмотренные занятием, провести анализ и научно-обследованное заключение о проделанной работе.
В рабочей тетради предусмотрено выполнение 16 тем. По 4 темам (вводная экскурсия, просмотр кино-диафильмов и контрольная работа) введение рабочей тетради не планируется. При выполнении 8 тем (3,4,5,6,7,9,10,11) студенты работают индивидуально, проводя учебно-исследовательскую работу (УИРС). На занятиях студенты, обучаясь, одновременно исследуют. Они обобщают полученные данные, анализируют их и делают выводы.
Такая организация труда на практических занятиях побуждает студентов к любознательности, дисциплинирует и вырабатывает определенные навыки логического мышления.
Разумеется, лабораторно-практические занятия дают первичные профессиональные навыки, которые окончательно будут закрепляться и совершенствоваться во времени прохождения студентами учебной и производной практики.
Составитела: преподаватель Жарихина Т.В.
Правила безопасности
на лабораторно-практических занятиях.
1. При выполнении лабораторно-практических занятий запрещается работать без халата.
2. Работая в аудиториях кафедры акушерства и искусственного осеменения, не разрешается употребление пищи и курение.
3. При работе с животными необходимо помнить, что крупный рогатый скот может ударить рогами и тазовыми конечностями в бок, лошади - укусят, ударить передними и задними конечностями назад, мелкий рогатый скот – нанести удар головой, свиньи – укусить, сбить с ног. Во- избежание получения травм начинать работу с животными только после надежной их фиксации.
4. Быков – производителей на недоуздке с применением палки-водило, зацепленной за носовое кольцо.
5. Обращения с быками – производителями должно быть спокойными и уверенными, но не грубыми. Нельзя допускать резких и сильных окриков, а также бить и дразнить их.
С порядком работы и правилами техники безопасности ознакомлен:
Студент:
Дата:
Дата проведения занятия «____»_____________________________ _____г.
Тема 1. УСТРОЙСТВО И ОБОРУДОВАНИЕ ТИПОВЫХ ПУНКТОВ ИСКУССТВЕННОГО ОСЕМЕНЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ. ПОДГОТОВКА ИНСТРУМЕНТОВ И РАСТВОРОВ ДЛЯ РАБОТЫПО ИСКУССТВЕННОМУ ОСЕМЕНЕНИЮ.
Цель занятия:
а) Изучить (по схемам и инструкциям) устройство и оснащение типовых пунктов искусственного осеменения необходимым оборудованием, инструментами и материалами;
б) Овладеть методами обеззараживания инструментов и посуды;
в) Освоить технику приготовления некоторых материалов и растворов, применяемых при получении и оценке спермы.
Ход работы: 1. Перечислить оборудование основных пунктов искусственного осеменения;
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Приготовить: 1%-ый раствор хлористого натрия, 2%-ый раствор углекислой соды, 2,9%-ый раствор лимоннокислого натрия, 70* спирта, ватные тампоны, марлевые салфетки, стерильный вазелин.
3. Провести обеззараживание стеклянной посуды, инструментов, настольного стекла и подставки для инструментов.
Заключение: 1) указать отличные особенности устройства и оборудования основных и вспомогательных пунктов искусственного осеменения;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Дать сравнительную оценку способов обеззараживания инструментов и посуды;
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3)Перечислить назначение приготовленных материалов и растворов;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка_____________ Подпись преподавателя_______________
Дата проведения занятия «___»____________________ ________г.
Тема 2. УСТРОЙСТВО, СБОРКА И ПОДГОТОВКА ИСКУССТВЕННЫХ ВАГИН ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СПЕРМЫОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ.
Цель занятия: а) Изучить основные части и дополнительные детали искусственных вагин;
б) Освоить технику сборки и подготовки, искусственных вагин для разных видов животных.
Ход работы: 1.Перечислить основные части и дополнительные детали искусственных вагин, применяемых в практике искусственного осеменения животных;
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Описать порядок сборки и подготовки искусственных вагин для разных видов производителей;
__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Собрать и подготовить искусственную вагину для одного производителя (по заданию преподавателя).
Заключение: а) Указать особенности в устройстве и подготовке искусственных вагин для производителей разных видов;
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Дать сравнительную оценку способов обеззараживания искусственных вагин;
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Перечислить основные требования, предъявляемые к искусственной вагине для нормального проявления рефлекса эякуляции у производителей и обосновать их теоретически;
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка_____________ Подпись преподавателя_____________
Дата проведения занятия «____»______________________ ________г.
Тема 3. ТЕХНИКА ПОЛУЧЕНИЯ СПЕРМЫНА ИСКУССТВЕННУЮ ВАГИНУ ОТ САМЦОВ РАЗНЫХ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ.
Цель занятия: а) Ознакомиться с мерами предупреждения микробного заражения спермы при получении на искусственную вагину;
б) Овладеть техникой получения спермы на искусственную вагину от производителей разных видов животных.
Ход работы: 1. Собрать и подготовить искусственную вагину для производителя (по указанию преподавателя);
2. Подготовить производителей и подставное животное или манекен;
3. Получить сперму.
4.Обработать вагину после получения спермы и поместить в стерилизатор для вагин.
Анализ опытов и заключение: 1.Описать условия получения спермы (характеристика места получения спермы, подставного животного, присутствие посторонних лиц,наличие шумов и т.д.);
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Оценить половую активность производителя по степени проявления различных половых рефлексов;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Описать основные требования, предъявляемые к манежу, станкам, подставным животным и т.д. перед и в момент получения спермы. Как эти требования были выполнены на знаниях;
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка_______________ Подпись преподавателя______________________
Дата проведения занятия «____»_______________________ ___________г.
Тема 4. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СВЕЖЕПОЛУЧЕННОЙ СПЕРМЫПО ВНЕШНИМ ПРИЗНАКАМ, ГУСТОТЕ И АКТИВНОСТИ СПЕРМИЕВ.
Цель занятия: Изучить наиболее распространенные методы оценки качества спермы.
Ход работы: 1.перечислить приборы, материалы и растворы, необходимо для выполнения задания;
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Побготовить искусственную вагину и получить сперму от производителя (по указанию преподавателя).
3.Описать условия получения спермы;
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Оценить качество спермы по внешним признакам, густоте и активности спермиев. Полученные результаты вписать в таблицу и сопоставить их с оптимальными показателями для данного вида животных. Вписать в таблицу показатели качества спермы по внешним признакам, густоте и активности спермиев производителей других видов животных и птиц;
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
вид животного | Объем (мл) | Цвет | Запах | Консистенция | Густота и активность | ||||||
собств. данные | допуст. показ | собств. данные | допуст. показ | собств. данные | допуст. показ | собств. данные | допуст. показ | собств. данные | допуст. показ | ||
Анализ работы и заключение: 1.На основании полученных данных сделать заключение о качестве свежеполученной спермы и пригодности ее для искусственного осеменения;
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка_____________ Подпись преподавателя_______________________
Дата проведения занятия «____»____________________ ________г.
Тема 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ СПЕРМИЕВ В СПЕРМЕ МЕТОДОМ ПОДСЧЕТА В СЧЕТНЫХ КАМЕРАХ И С ПОМОЩЬЮ ОПТИЧЕСКХ СТАНДАРТОВ.
Цель занятия: Освоить технику подсчета спермиев в счетных камерах и определения концентрации спермиев в сперме с помощью оптических стандартов.
Ход работы: 1.Перечислить и ознакомиться с материалами и оборудованием, необходимыми для выполнения задания по теме;
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Получить сперму.
3.Оценить полученную сперму по внешним признакам, густоте и активности спермиев и сделать соответствующие записи;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.набрать сперму в смесители, зарядить камеру и произвести исчисление спермиев.
5.Определить концентрацию спермиев в 1 мл исследуемой спермы по формуле;
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.выписать сокращенные формулы для определения концентрации спермиев сперме разных производителей показатели доступной концентрации спермиев в 1 мл спермы разных производителей;
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализы результатов и заключение: Дать заключение о пригодности спермы по концентрации для искусственного осеменения;
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка_____________ Подпись преподавателя_______________________
Дата проведения занятия «____»____________________ __________г.
Тема 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ СПЕРМИЕВ В СПЕРМЕ С ПОМОЩЬЮ ФОТОЭЛЕКТРОКОЛОРИМЕТРА (ФЭК ИЛИ ФЭГ).
Цель занятия: Ознакомиться с техникой определения концентрации спермиев в сперме с помощью ФЭК или ФЭГ.
Ход работы: 1.Выписать и ознакомиться с материалами и оборудованием, необходимыми для работы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Ознакомиться с руководствами по работе с приборами.
3.Приготовить пробы спермы с различными степенями разбавления и определить показатели оптической плотности исследуемых проб спермы;
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализы результатов и заключение: 1.Кратко изложить теоретическое обоснование способа определения концентрации спермиев в сперме с помощью ФЭК или ФЭГ;
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.По результатам оптической плотности исследованных проб спермы поставить калибровочную кривую.
3.Допущение, каких ошибок может повлиять на результаты исследования и построения калибровочной кривой;
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.В чем состоит преимущество метода определения концентрации спермиев в сперме указанными приборами перед другими методами и его недостатки;
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка____________ Подпись преподавателя_________________________
Дата проведения занятия «_____»_____________________ ________г.
Тема 7. ВЛИЯНИЕ НА СПЕРМИЕВ ФИЗИЧЕСКИХ И ХИМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ.
Цель занятия: Изучить влияние на спермиев различных факторов внешней среды.
Ход работы: 1.Подготовить искусственную вагину и получить сперму от производителя (по указанию преподавателя);
2.Описать условия получения спермы;
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Оценить качество свежеполученной спермы по внешним признакам, густоте и активности;
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Изучить влияние различных факторов внешней среды на спермиев и вписать результаты исследования в таблицу;
Название внешнего фактора | Какое действие оказывает на спермиев (гибель, усиление или умен. активности и т.д.) | Название внешнего фактора | Какое действие оказывает на спермиев |
Высокая температура | Дистил. вода | ||
Низкая температура | 70* и 96* спирт | ||
Настойка йода | |||
Прямой соли. свет | |||
1%-ый раствор поваренной соли | 1%-ый раствор хлористого кальция |
Анализ результатов и заключение: 1.На основании полученных данных указать какие факторы внешней среды оказывают губительное действие на спермиев, а какие не вызывают заметных изменений в активности спермиев;
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Перечислить основные способы предохранения свежеполученной спермы от воздействия на нее факторов внешней среды;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка______________ Подпись преподавателя_______________________
Дата проведения занятия «_____»_______________________ _________г.
Тема 8. ОЦНЕКА КАЧЕСТВА ПО ВЕЛИЧИНЕ ДЫХАНИЯ И ПРОЦЕНТУ ЖИВЫХ И МЕРТВЫХ СПЕРМИЕВ.
Цель занятия: Овладеть методами оценки качества спермы, основными на изучении некоторых физиологических свойств спермиев.
Ход работы: 1.выписать и ознакомиться с материалами растворами, необходимыми для выполнения данной темы;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Получить сперму от быка и барана;
3.Оценить полученную сперму по внешним признакам и густоте и активности;
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Приготовить мазок окрашенной спермы и определить процент живых спермиев;
5.определить скорость обесцвечивания метиленовой синьки. Полученные результаты в пунктах «4» и «5» выписать в таблицу и сопоставить их с допустимыми показателями;
Показатели | Вид животного | |||
Бык | Баран | |||
Собств.данные | Допустимые показатели | Собств.данные | Допустимые показатели | |
Процент живых спермиев | ||||
Время обесцвечивания метиленовой синьки (в мин) |
Анализ результатов и заключение: 1.Дать краткое теоретическое обоснование методов оценки качества спермы по скорости обесцвечивания метиленовой синьки и по качеству живых спермиев. Сделать заключение о пригодности исследованной спермы по указанным показателям;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Указать основные факторы, которые могут повлиять на скорость обесцвечивания синьки и почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.перечислить ошибки, которые могут повлиять на точность определения процентов живых спермиев;
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Сперма, каких животных не определяется по величине дыхания и почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________