на лабораторно-практических занятиях.




Введение

Лабораторно-практические занятия являются основным видом обучения, на которых студенты получают первые профессиональные навыки в освоении некоторых методов и предметов применяемых в искусственном осеменении сельскохозяйственных животных.

Студенты приходят на занятия теоретически подготовленными. Только в этом случае они могут в полном объеме выполнить задания, предусмотренные занятием, провести анализ и научно-обследованное заключение о проделанной работе.

В рабочей тетради предусмотрено выполнение 16 тем. По 4 темам (вводная экскурсия, просмотр кино-диафильмов и контрольная работа) введение рабочей тетради не планируется. При выполнении 8 тем (3,4,5,6,7,9,10,11) студенты работают индивидуально, проводя учебно-исследовательскую работу (УИРС). На занятиях студенты, обучаясь, одновременно исследуют. Они обобщают полученные данные, анализируют их и делают выводы.

Такая организация труда на практических занятиях побуждает студентов к любознательности, дисциплинирует и вырабатывает определенные навыки логического мышления.

Разумеется, лабораторно-практические занятия дают первичные профессиональные навыки, которые окончательно будут закрепляться и совершенствоваться во времени прохождения студентами учебной и производной практики.

 

 

Составитела: преподаватель Жарихина Т.В.

 

 

Правила безопасности

на лабораторно-практических занятиях.

1. При выполнении лабораторно-практических занятий запрещается работать без халата.

2. Работая в аудиториях кафедры акушерства и искусственного осеменения, не разрешается употребление пищи и курение.

3. При работе с животными необходимо помнить, что крупный рогатый скот может ударить рогами и тазовыми конечностями в бок, лошади - укусят, ударить передними и задними конечностями назад, мелкий рогатый скот – нанести удар головой, свиньи – укусить, сбить с ног. Во- избежание получения травм начинать работу с животными только после надежной их фиксации.

4. Быков – производителей на недоуздке с применением палки-водило, зацепленной за носовое кольцо.

5. Обращения с быками – производителями должно быть спокойными и уверенными, но не грубыми. Нельзя допускать резких и сильных окриков, а также бить и дразнить их.

С порядком работы и правилами техники безопасности ознакомлен:

Студент:

Дата:

Дата проведения занятия «____»_____________________________ _____г.

Тема 1. УСТРОЙСТВО И ОБОРУДОВАНИЕ ТИПОВЫХ ПУНКТОВ ИСКУССТВЕННОГО ОСЕМЕНЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ. ПОДГОТОВКА ИНСТРУМЕНТОВ И РАСТВОРОВ ДЛЯ РАБОТЫПО ИСКУССТВЕННОМУ ОСЕМЕНЕНИЮ.

Цель занятия:

а) Изучить (по схемам и инструкциям) устройство и оснащение типовых пунктов искусственного осеменения необходимым оборудованием, инструментами и материалами;

б) Овладеть методами обеззараживания инструментов и посуды;

в) Освоить технику приготовления некоторых материалов и растворов, применяемых при получении и оценке спермы.

Ход работы: 1. Перечислить оборудование основных пунктов искусственного осеменения;

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Приготовить: 1%-ый раствор хлористого натрия, 2%-ый раствор углекислой соды, 2,9%-ый раствор лимоннокислого натрия, 70* спирта, ватные тампоны, марлевые салфетки, стерильный вазелин.

3. Провести обеззараживание стеклянной посуды, инструментов, настольного стекла и подставки для инструментов.

Заключение: 1) указать отличные особенности устройства и оборудования основных и вспомогательных пунктов искусственного осеменения;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Дать сравнительную оценку способов обеззараживания инструментов и посуды;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)Перечислить назначение приготовленных материалов и растворов;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка_____________ Подпись преподавателя_______________

 

Дата проведения занятия «___»____________________ ________г.

Тема 2. УСТРОЙСТВО, СБОРКА И ПОДГОТОВКА ИСКУССТВЕННЫХ ВАГИН ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СПЕРМЫОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ.

Цель занятия: а) Изучить основные части и дополнительные детали искусственных вагин;

б) Освоить технику сборки и подготовки, искусственных вагин для разных видов животных.

Ход работы: 1.Перечислить основные части и дополнительные детали искусственных вагин, применяемых в практике искусственного осеменения животных;

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Описать порядок сборки и подготовки искусственных вагин для разных видов производителей;

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Собрать и подготовить искусственную вагину для одного производителя (по заданию преподавателя).

Заключение: а) Указать особенности в устройстве и подготовке искусственных вагин для производителей разных видов;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Дать сравнительную оценку способов обеззараживания искусственных вагин;

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Перечислить основные требования, предъявляемые к искусственной вагине для нормального проявления рефлекса эякуляции у производителей и обосновать их теоретически;

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка_____________ Подпись преподавателя_____________

Дата проведения занятия «____»______________________ ________г.

Тема 3. ТЕХНИКА ПОЛУЧЕНИЯ СПЕРМЫНА ИСКУССТВЕННУЮ ВАГИНУ ОТ САМЦОВ РАЗНЫХ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ.

Цель занятия: а) Ознакомиться с мерами предупреждения микробного заражения спермы при получении на искусственную вагину;

б) Овладеть техникой получения спермы на искусственную вагину от производителей разных видов животных.

Ход работы: 1. Собрать и подготовить искусственную вагину для производителя (по указанию преподавателя);

2. Подготовить производителей и подставное животное или манекен;

3. Получить сперму.

4.Обработать вагину после получения спермы и поместить в стерилизатор для вагин.

Анализ опытов и заключение: 1.Описать условия получения спермы (характеристика места получения спермы, подставного животного, присутствие посторонних лиц,наличие шумов и т.д.);

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Оценить половую активность производителя по степени проявления различных половых рефлексов;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Описать основные требования, предъявляемые к манежу, станкам, подставным животным и т.д. перед и в момент получения спермы. Как эти требования были выполнены на знаниях;

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка_______________ Подпись преподавателя______________________

Дата проведения занятия «____»_______________________ ___________г.

Тема 4. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СВЕЖЕПОЛУЧЕННОЙ СПЕРМЫПО ВНЕШНИМ ПРИЗНАКАМ, ГУСТОТЕ И АКТИВНОСТИ СПЕРМИЕВ.

Цель занятия: Изучить наиболее распространенные методы оценки качества спермы.

Ход работы: 1.перечислить приборы, материалы и растворы, необходимо для выполнения задания;

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Побготовить искусственную вагину и получить сперму от производителя (по указанию преподавателя).

3.Описать условия получения спермы;

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Оценить качество спермы по внешним признакам, густоте и активности спермиев. Полученные результаты вписать в таблицу и сопоставить их с оптимальными показателями для данного вида животных. Вписать в таблицу показатели качества спермы по внешним признакам, густоте и активности спермиев производителей других видов животных и птиц;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

вид животного Объем (мл) Цвет Запах Консистенция Густота и активность
собств. данные допуст. показ собств. данные допуст. показ собств. данные допуст. показ собств. данные допуст. показ собств. данные допуст. показ  
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Анализ работы и заключение: 1.На основании полученных данных сделать заключение о качестве свежеполученной спермы и пригодности ее для искусственного осеменения;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка_____________ Подпись преподавателя_______________________

Дата проведения занятия «____»____________________ ________г.

Тема 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ СПЕРМИЕВ В СПЕРМЕ МЕТОДОМ ПОДСЧЕТА В СЧЕТНЫХ КАМЕРАХ И С ПОМОЩЬЮ ОПТИЧЕСКХ СТАНДАРТОВ.

Цель занятия: Освоить технику подсчета спермиев в счетных камерах и определения концентрации спермиев в сперме с помощью оптических стандартов.

Ход работы: 1.Перечислить и ознакомиться с материалами и оборудованием, необходимыми для выполнения задания по теме;

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Получить сперму.

3.Оценить полученную сперму по внешним признакам, густоте и активности спермиев и сделать соответствующие записи;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.набрать сперму в смесители, зарядить камеру и произвести исчисление спермиев.

5.Определить концентрацию спермиев в 1 мл исследуемой спермы по формуле;

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.выписать сокращенные формулы для определения концентрации спермиев сперме разных производителей показатели доступной концентрации спермиев в 1 мл спермы разных производителей;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализы результатов и заключение: Дать заключение о пригодности спермы по концентрации для искусственного осеменения;

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка_____________ Подпись преподавателя_______________________

Дата проведения занятия «____»____________________ __________г.

Тема 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ СПЕРМИЕВ В СПЕРМЕ С ПОМОЩЬЮ ФОТОЭЛЕКТРОКОЛОРИМЕТРА (ФЭК ИЛИ ФЭГ).

Цель занятия: Ознакомиться с техникой определения концентрации спермиев в сперме с помощью ФЭК или ФЭГ.

Ход работы: 1.Выписать и ознакомиться с материалами и оборудованием, необходимыми для работы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Ознакомиться с руководствами по работе с приборами.

3.Приготовить пробы спермы с различными степенями разбавления и определить показатели оптической плотности исследуемых проб спермы;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализы результатов и заключение: 1.Кратко изложить теоретическое обоснование способа определения концентрации спермиев в сперме с помощью ФЭК или ФЭГ;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.По результатам оптической плотности исследованных проб спермы поставить калибровочную кривую.

3.Допущение, каких ошибок может повлиять на результаты исследования и построения калибровочной кривой;

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.В чем состоит преимущество метода определения концентрации спермиев в сперме указанными приборами перед другими методами и его недостатки;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка____________ Подпись преподавателя_________________________

Дата проведения занятия «_____»_____________________ ________г.

Тема 7. ВЛИЯНИЕ НА СПЕРМИЕВ ФИЗИЧЕСКИХ И ХИМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ.

Цель занятия: Изучить влияние на спермиев различных факторов внешней среды.

Ход работы: 1.Подготовить искусственную вагину и получить сперму от производителя (по указанию преподавателя);

2.Описать условия получения спермы;

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Оценить качество свежеполученной спермы по внешним признакам, густоте и активности;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Изучить влияние различных факторов внешней среды на спермиев и вписать результаты исследования в таблицу;

Название внешнего фактора Какое действие оказывает на спермиев (гибель, усиление или умен. активности и т.д.) Название внешнего фактора Какое действие оказывает на спермиев
Высокая температура   Дистил. вода  
Низкая температура   70* и 96* спирт  
    Настойка йода  
    Прямой соли. свет  
1%-ый раствор поваренной соли   1%-ый раствор хлористого кальция  

Анализ результатов и заключение: 1.На основании полученных данных указать какие факторы внешней среды оказывают губительное действие на спермиев, а какие не вызывают заметных изменений в активности спермиев;

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Перечислить основные способы предохранения свежеполученной спермы от воздействия на нее факторов внешней среды;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка______________ Подпись преподавателя_______________________

Дата проведения занятия «_____»_______________________ _________г.

Тема 8. ОЦНЕКА КАЧЕСТВА ПО ВЕЛИЧИНЕ ДЫХАНИЯ И ПРОЦЕНТУ ЖИВЫХ И МЕРТВЫХ СПЕРМИЕВ.

Цель занятия: Овладеть методами оценки качества спермы, основными на изучении некоторых физиологических свойств спермиев.

Ход работы: 1.выписать и ознакомиться с материалами растворами, необходимыми для выполнения данной темы;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Получить сперму от быка и барана;

3.Оценить полученную сперму по внешним признакам и густоте и активности;

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Приготовить мазок окрашенной спермы и определить процент живых спермиев;

5.определить скорость обесцвечивания метиленовой синьки. Полученные результаты в пунктах «4» и «5» выписать в таблицу и сопоставить их с допустимыми показателями;

Показатели Вид животного
Бык Баран
Собств.данные Допустимые показатели Собств.данные Допустимые показатели
Процент живых спермиев        
Время обесцвечивания метиленовой синьки (в мин)        

Анализ результатов и заключение: 1.Дать краткое теоретическое обоснование методов оценки качества спермы по скорости обесцвечивания метиленовой синьки и по качеству живых спермиев. Сделать заключение о пригодности исследованной спермы по указанным показателям;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Указать основные факторы, которые могут повлиять на скорость обесцвечивания синьки и почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.перечислить ошибки, которые могут повлиять на точность определения процентов живых спермиев;

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Сперма, каких животных не определяется по величине дыхания и почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: