ЯЗЫК ОРИГИНАЛА И ПЕРЕВОДЫ. 18 глава




себе великое". Смеялись над ним остальные и говорили ему: "Все эти люди -

ничто, значит и все знания твои - ничто!" Один из них рассказал, что нечто

подобное видел и он. Проходил он однажды поблизости от горы, заваленной

нечистотами, и никак не мог взять в толк, откуда там могло появиться такое

их количество. Тут увидел он человека, который сказал ему: "Это все - от

меня. Я живу поблизости и справляю на этой горе свои надобности". "Выходит,

- заключил рассказчик, - что этот человек и есть то малое, которое заключает

в себе великое, раз эта гора нечистот появилась благодаря ему одному. Так

что история моя ничем не отличается от предыдущей".

- Другой, - продолжал рассказывать нищий, говорил, что владеет участком

земли, на котором растут плодовые деревья, приносящие огромный урожай -

такой большой, что всех владений его недостаточно, чтобы уместить на них

снятые с деревьев плоды. Понравилась всем остальным эта история, согласились

они, что речь в ней и впрямь идет о "малом, которое заключает в себе

великое". Еще один поведал о том, что есть у него замечательный плодовый

сад, куда летом съезжаются множество простых людей и вельмож, чтобы

полюбоваться его красотою. И поистине чудо, что сад этот вмещает такое

количество посетителей, которое по всем расчетам никак не мог бы вместить. И

этот рассказ произвел впечатление на всех собравшихся, и решили они, что и в

нем говорилось о "малом, которое заключает в себе великое". Следующий заявил

о своем умении говорить так, что его речь - это тоже малое, которое

заключает в себе великое". Служит он секретарем у великого царя, к которому

является множество народа: один - чтобы воспеть хвалу владыке, другой - со

своей просьбой... Царь, конечно, не в состоянии выслушать каждого. "Я, -

сказал секретарь, - сокращаю все их тирады до нескольких слов и вкратце

передаю царю все их содержание. Значит, моя речь - это и есть малое, которое

заключает в себе великое". Потом выступил человек, утверждавший, что его

молчание - это "малое, которое заключает в себе великое". Есть у него

изрядное число недругов, которые злословят по его адресу и клевещут на него,

- но у него один-единственный ответ на все их нападки и упреки: молчание.

Потому-то оно и есть "малое, которое заключает в себе великое". Другой

сказал, что это "малое" - он сам: "Живет на свете один слепой нищий

гигантского роста. Я, хоть и невысок, служу этому нищему слепцу поводырем -

ведь он может поскользнуться и упасть, если его не будут поддерживать.

Потому-то я и есть малое, которое заключает в себе великое".

- И я был там, - продолжал свою историю горбатый нищий, - и сказал я

им: "Действительно, каждый из вас поведал о малом, заключающем в себе

великое. Мне известно, что именно при этом подразумевал каждый из вас - даже

последний рассказчик, поводырь у слепца-великана; он, поводырь этот, - выше

вас всех. Однако я - еще выше. Тот, кто хвалился, что служит у великана

поводырем, говорил на самом деле о том, что ведет луну по ее орбите: луну

называют слепой, потому что сама она не светит, а лишь отражает солнечный

свет, и нищей, ибо все сияние свое она получает как подаяние от солнца. И

этот человек невысокого роста направляет огромную луну по ее пути, а без нее

весь мир не может существовать, он нуждается в ней. Таким образом, он,

несомненно, - малое, которое заключает в себе великое. И все же я - выше

всех, в том числе и его. И вот доказательство этому. Собрались как-то вместе

люди, которые заметили, что каждое животное предпочитает укрываться в тени

определенного дерева и у каждой птицы есть своя излюбленная ветка -

единственная, на которую она садится для отдыха. Решили эти люди выяснить,

существует ли в мире такое дерево, в тени которого хотели бы укрыться все

звери и на ветвях его - отдыхать все птицы. Стало известно им, что такое

дерево на свете есть и наслаждение, которое все испытывают подле него,

безгранично. Решили они отправиться к этому дереву, у которого, по слухам,

собираются все звери и все птицы и никому из них не грозит никакая опасность

от соседа - все животные, какие только есть на свете, мирно играют там друг

с другом. Когда стали люди выяснять, в какую сторону идти, чтобы добраться

до этого дерева, разгорелся между ними спор, в котором никто не мог одержать

победу. Один утверждал, что надо идти на восток, другой звал всех на запад,

у третьего было свое мнение, у четвертого - свое; никому из них не был

известен единственно правильный путь к дереву. Подошел к ним тут один мудрец

и сказал: "Вместо того, чтобы спорить, в какую сторону идти, выясните

сначала, какими качествами должен быть наделен человек, который сможет

добраться до этого дерева, ибо такое удастся не каждому, а лишь тому, кто

обладает тремя свойствами, присущими самому дереву. Держится оно на трех

корнях: вере, б-гобоязненности и смирении, а ствол дерева - Истина, и из

него выходят ветви во все стороны. И сможет добраться до него лишь тот, кто

обладает теми же качествами, что и это дерево". Далеко не все из тех, к кому

обратился мудрец, обладали названными свойствами, но были эти люди очень

дружны и любили друг друга и не хотели разделяться на две группы - на тех,

кто пойдет к дереву, и тех, кому суждено остаться. Решили они подождать,

пока каждый из них не выработает в себе эти качества, а потом уже

отправиться в путь всем вместе. Так они и поступили. И когда все выработали

в себе три необходимых свойства, оказалось, что и разногласия по поводу

выбора направления исчезли: все пришли к единому мнению и отправились в

путь. Так шли они, пока вдали не показалось то самое дерево. Присмотрелись

они к нему и увидели, что дерево это не находится в каком-то определенном

месте и вообще оно - вне пространства. А если это так, то как добраться до

него? А я был среди них и сказал им: "Я - тот, кто может привести вас к

этому дереву, хотя оно и существует, не занимая никакого места в

пространстве. Самостоятельно вам не удастся подойти к нему, ибо самое

большее, чего можно достичь в этом мире, - добиться того, чтобы малое

вместило в себя великое. Но в любом случае необходимо какое-то определенное,

пусть даже крошечное место в пространстве, которое приняло бы в себя это

великое. Я же обладаю способностью вмещать великое в то, что можно назвать

границей пространства, гранью между пространством и его отсутствием; эта

способность подводит непосредственно к тому, что находится вне пространства.

(То есть, с одной стороны, нельзя сказать, что великое, которое я вмещаю в

себя, находится вне пространства, с другой нет в пространстве определенного

места, где бы оно находилось.) Потому-то я в состоянии помочь вам выйти за

пределы пространства и добраться до этого дерева". Так я и поступил, и эти

люди могут подтвердить, что оттого я и горбат, что обладаю абсолютной

способностью вмещать великое в малое. Дарю я вам это свое свойство, чтобы

стали вы такими же, как и я.

Снова стали все пировать и веселиться.

 

X x x

 

На шестой день гулянья вновь затосковали молодые:

- Ах, если бы был сейчас с нами безрукий нищий!

- Я здесь! - раздался вдруг голос, и вошел тот, кого они так хотели

видеть.

- Я пришел на вашу свадьбу.

Заключили они его в объятия, расцеловал он обоих и сказал:

- Вы считаете меня безруким калекой? А я вовсе не калека и не безрукий!

Руки у меня есть, и необычайно сильные. Однако для земных дел нет им

применения. Они нужны мне для другого. И это может подтвердить Водяной

Замок.

- Однажды, - начал нищий свой рассказ, - собрались вместе несколько

человек, и я был среди них, и каждый хвалился силой и проворством своих рук.

Один утверждал, что руки его настолько крепки и ловки, что он может вернуть

обратно стрелу, выпущенную им из лука. "Какую именно стрелу ты можешь

возвратить? - спросил я его. - Есть десяток стрел, для которых существуют

десять различных ядов. Перед тем, как выпустить стрелу, ее смазывают одним

из них - в зависимости от того, какой вред хотят причинить тому, в кого

стреляют; каждый последующий из этих ядов сильнее предыдущего. Так какую

стрелу ты можешь вернуть, смазанную каким ядом? Способен ли ты сделать это

лишь до того, как она попала в цель, или и после этого?" Ответил он мне:

"Могу вернуть ее даже после того, как она попала в цель", - и сказал, какую

именно стрелу он в состоянии возвратить. Тогда я заявил ему: "Не удастся

тебе вылечить дочь царицы, раненную десятью стрелами, если способен ты

вернуть только ту стрелу, которая смазана лишь определенным ядом". Еще один

из собравшихся стал хвалиться силой своих рук: она, дескать, такова, что

когда он принимает что-либо в дар, то получается так, что это он сам

даритель; таким образом, он - великий жертвователь. Спросил я его: "Какую из

десяти разновидностей милостыни ты даешь?" "Десятину", - ответил он. "Если

это так, - сказал я, - и ты не сможешь вылечить дочь царицы, ибо не удастся

тебе добраться до нее: одну лишь стену преодолеешь ты на пути к ней". Тут

стал похваляться третий силой рук своих: "Все властители мира нуждаются в

мудрости, и я - тот, кто наложением рук вкладывает ее в их сердца". Спросил

я его: "Какую именно мудрость из десяти разновидностей ее способен ты

передавать? " Ответил тот на мой вопрос, и я сказал ему: "И ты не сможешь

вылечить дочь царицы, ибо не удастся тебе измерить ее пульс. Ведь существует

десять разновидностей пульса, а тебе известна лишь одна из них, раз способен

ты передавать своими руками только один вид мудрости". Четвертый стал

хвалиться тем, что силой рук может укротить ураган и превратить его в легкий

ветерок. Спросил я его: "Какой именно ураган ты в силах укротить своими

руками? Ведь есть десять его разновидностей". Когда он ответил мне, сказал я

ему: "Ты тоже не сможешь вылечить дочь царицы, ибо в мире есть десять

мелодий и лишь все вместе они являются для нее лекарством. Ты же из десяти

существующих на свете мелодий знаешь только одну". Тогда спросили меня все

присутствовавшие: "А что можешь ты?" Ответил я: "То, что ни одному из вас не

дано. Сила моих рук такова, что я могу выполнить то же, что и каждый из вас,

однако не на одну десятую, а полностью. В подтверждение этому расскажу я вам

следующую историю. Один царь воспылал страстью к дочери некой царицы и

предпринял все возможное, чтобы заполучить ее. В конце концов ему это

удалось, и он даже добился ее расположения. Приснилось однажды царю, что

дочь царицы в гневе убила его. Когда проснулся царь, то вспомнил этот сон и

принял его близко к сердцу. Созвал он к себе всех толкователей снов, и те

объяснили ему, что так все и произойдет, как ему приснилось: она его убьет.

Стал думать царь, как поступить с дочерью царицы, но не мог ни на что

решиться: предать ее смерти он не хотел, ибо жалел ее, а прогнать тоже не

мог, в таком случае она досталась бы кому-нибудь другому, и царь бы жестоко

страдал - ведь он столько сил затратил на то, чтобы ее заполучить! К тому же

царь понимал: если дочь царицы оставит его и попадет к другому владыке, она

уж наверняка сможет исполнить свой замысел, и сон сбудется. Никак не мог

придумать царь, как поступить с ней: ведь и оставить ее у себя ему было

страшно - она и здесь могла его убить, и сон бы оправдался. Между тем

страсть его к дочери царицы пошла на убыль. Ее любовь к нему тоже стала

угасать, а вскоре сменилась ненавистью. В конце концов сбежала от царя дочь

царицы. Послал он ей вдогонку гонцов, приказав им разыскать ее. Вернулись те

и сообщили царю, что нашли они ее возле Водяного Замка, а замок тот окружают

десять стен, и каждая из них - из воды. Полы там тоже из воды, и сад вокруг

замка со всеми его деревьями и плодами тоже водяной. Настолько красив и

необычен замок, что невозможно передать словами. А войти в него нельзя: ведь

сделан он из воды, и любой, кто попытался бы проникнуть внутрь, утонул бы.

Там-то, поблизости от замка, и очутилась дочь царицы после того, как убежала

от царя. Вышел царь во главе целого войска, чтобы схватить беглянку. Завидев

их издали, решилась та попытаться укрыться внутри: лучше утонуть, думала

она, чем вновь у царя оказаться; а может быть, несмотря ни на что, ей и

удастся спастись... Увидев, как бросилась дочь царицы в воду, вскричал царь:

"Ах, вот ты как!" - и приказал своим лучникам стрелять в нее - пусть

погибает, если сама смерти ищет. Стали стрелять солдаты, и попали в дочь

царицы стрелы десяти видов, каждая из которых была смазана особым ядом.

Пробежала она через десять ворот и, оставив за собою десять стен, оказалась

внутри замка, а там свалилась без чувств.

- И я вылечил ее, - сказал молодым безрукий нищий. - Лишь тот, кто дает

десять видов милостыни, может преодолеть все десять стен этого замка и не

утонуть, поэтому мне это удалось, а царь со всем своим войском, погнавшись

за беглянкой, нашел свою смерть в воде. А стены эти - морские волны,

застывшие вертикально, потому что ветры постоянно поддерживают их. Пройдя

сквозь них, извлек я из тела дочери царицы все десять стрел. А так как

известны мне все десять разновидностей пульса, каждый из которых можно

прощупать одним из десяти пальцев на руках, и так как знаю я все десять

мелодий, которые действуют на эту дочь царицы как лекарство, удалось мне

вылечить ее. Убедились теперь, что в руках моих необыкновенная сила? Ее-то я

и дарю вам сейчас на свадьбу.

После его рассказа веселье разгорелось с новой силой.

 

X x x

 

Тяжело было мне рассказывать вам эту историю, сказал раби Нахман

окружавшим его ученикам. - Но раз уж я начал, то должен был довести ее до

конца. В ней нет ни одного слова, которое было бы лишено смысла. Лишь тот,

кто постиг мудрость святых книг, способен понять содержащиеся в ней намеки.

О стрелах, которые умел возвращать тот нищий, сказано в книге "Дварим": "И

задержу Я суд рукой Своей" (32:41). Раши объясняет эти слова так: "Человек

выпускает стрелы, но не может их вернуть, а Б-г, благословен Он, выпускает

стрелы и возвращает их". О человеке, который умел останавливать ветер,

сказано: "Кто удержит ветер в ладонях своих?.." ("Мишлей", 30:4). О милости

Всевышнего, которую олицетворяют водяные стены, написано: Милостыня, которую

ты раздаешь, - как волны морские" (Йешаягу, 48:18). О десяти разновидностях

пульса и о десяти мелодиях сказано в святой книге "Зоhар".

 

X x x

 

А вот слова раби Натана:

- Вот что услышали мы из уст раби Нахмана. Однако, кто эти люди, что

означают все события, приключившиеся с ними, и когда они произойдут в

действительности, - сокровенная тайна, недоступная человеческому постижению.

Историю о седьмом нищем, безногом, мы не удостоились услышать; не узнали мы

и о том, что случилось с царским сыном, с рассказа о котором начал раби

Нахман свое повествование. Все это откроется лишь после прихода Машиаха -

вскоре, в наши дни. Амен! Если бы я ничего не постиг в своей жизни кроме

этой истории, я считал бы, что удостоился великого откровения. Бесконечно

много в ней поучительного, исполнена она мудрости Торы. Повествует эта

история, среди прочего, и о многих праведниках древности, в частности, о

царе Давиде: он и есть то сердце, которое стремилось добраться до источника

и взывало к нему, находившемуся на противоположном краю мира, как сказано в

"Теhилим" (61:3): "От края земли взываю к Тебе; когда изнемогает сердце мое,

вознеси меня на высокую скалу".

Все истории в этой книге полны глубочайшего скрытого смысла, однако

последняя из них превосходит в этом все остальные.

Кому дано восхвалить и кому - прославить, кто может оценить и кто -

измерить даже малый лучик ослепительного света чудесных и страшных тайн,

заключенных в этой истории! Вся она, от начала до конца, изобилует

сокровенными тайнами, и благо тому, кто углубится в нее: он удостоится, в

меру своих заслуг, узреть их слабый отблеск.

 

 

Комментарий к рассказу

"Семь нищих"

 

"Семь нищих", последняя в ряду важнейших из историй, рассказанных раби

Нахманом, считается вершиной его литературного творчества, и с этим был

согласен он сам. В каком-то смысле эта история завершает собою цикл, и

потому иногда поясняет смысл своих предшественниц, чьи отголоски время от

времени слышатся в повествовании.

"Семь нищих" - самое оригинальное произведение раби Нахмана. Несмотря

на свою сложность, оно обладает композиционным единством и гармоничной

соразмерностью частей. Структура истории такова: обрамляющая новелла

(рассказ о царском сыне), внутри ее еще одна - о нищих детях, а та, в свою

очередь, включает в себя шесть вставных новелл, каждую из которых

рассказывает очередной нищий.

Раби Нахман не завершил историю о семи нищих, и она приводится в

незаконченном виде. Нам дано лишь гадать, истолковывая различные намеки,

какая предполагалась концовка.

Главная тема истории близка к тематике "Бааль Тфила": путь мира к

совершенству и завершенности, конечное Избавление, которое наступит

благодаря избранным праведникам, достигшим высшего совершенства каждый на

своем пути. Все шесть вставных новелл построены по одному принципу персонажи

каждой похваляются своими достижениями, но повествователь - один из шести

нищих - приводит рассказ, доказывающий, что его уровень возвышается над

остальными.

Таким образом, наиболее высокий уровень - у совершенного праведника,

который возвышает качество, которым наделен, до максимально возможного

предела. Но лишь объединившись, все нищие могут добиться для мира конечного

Избавления. Их союз образует единство - это и есть Геула. Однако семь нищих

не достигают такого уровня.

В этой истории, как и в других, смешана символика из самых разных

источников: здесь и Кабала, и талмудические аллюзии, и образы Танаха, и

рассыпанные тут и там приметы материального мира... Все это с удивительным

искусством сплетено в единую ткань, которой присущи и выдающиеся

художественные достоинства, и глубочайшая мистико-религиозная подоплека,

благодаря чему история "Семь нищих" стала великолепным образцом хасидской

литературы.

 

 

Первая обрамляющая новелла: царь и его сын

 

Завязка этой новеллы не получает никакого продолжения, соответственно,

нет и финала.

Изобилующее символами аллегорическое повествование относится, как

видно, к пребыванию человека в райском саду, к началу его пути. Завершением

могло бы стать, по всей видимости, снятие с человека вины за грех,

совершенный в раю, - иными словами. Избавление мира, принесенное Машиахом.

Между двумя этими точками простирается человеческая жизнь - от начала

падения до возвышения в конце.

Старый царь и здесь, как в большинстве историй раби Нахмана,

олицетворяет Всевышнего. Он решает передать свое царство сыну. Б-г творит

человека - "И сотворил Б-г человека по образу Своему..." ("Брейшит", 1:27) -

и вручает ему власть над всеми нижними мирами: "...наполняйте землю и

овладевайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами

небесными..." (там же, 1:28).

Приветствовать сотворение человека и вручение ему власти над мирами

собирается воинство небесное. Все ликуют и веселятся по этому поводу - и

вельможи царя, и простые жители страны (мира). Радость их необыкновенно

велика, подобной не знали предшествующие шесть дней творения. Для великой

радости есть достойный повод: Всевышний вручает Свое царство сыну Своему,

человеку: "...и вот - все очень хорошо..." (там же, 1:31), - и дарует ему

все благословения, открывает перед ним все возможности.

Однако в час всеобщего веселья царю ведомо (звезды открыли ему), что

сыну суждено потерять царство, что он будет изгнан из рая и сумеет

окончательно вернуться лишь преодолев великие трудности. (Уподобление Творца

царю, празднующему с великой радостью рождение сына - человека, хотя он

прочел по звездам, что того ожидает зло, мы находим в "Брейшит раба".)

Образ царя, которому звезды открывают будущее, - один из способов

подчеркнуть существование парадокса: с одной стороны - предвидение

Всевышнего, Которому ведомо все, с другой - дарование свободы выбора

человеку. Однако один момент царь подчеркивает в особенности, и это

важнейший момент в учении хасидизма: даже упав, человек не должен

предаваться унынию, ибо это величайший из грехов. Уныние лишает человека

жизненных сил и не позволяет измениться. Оно порождает ощущение греховности,

которое, в свою очередь, вызывает уныние - таков порочный круг. Уныние

делает человека пассивным, толкает его в поисках забвения к новому греху и

не дает вырваться из порочного круга. Святой Ари в крайне резкой форме

высказал эту идею: по его словам, все кары, перечисленные в Торе, постигнут

человека за то, что он "не служил Б-гу... с радостью и с веселым сердцем"

("Дварим", 28:47).

Даже тот, кто скатился и пал, не должен предаваться отчаянию. Радость

сердца пусть не оставляет его и тогда, ибо она залог возвращения и нового

подъема.

Царский сын поддался на самый утонченный соблазн: искушение мудрости.

Человек пал, когда вкусил плод от древа познания. Мудрствование легко

становится самоцелью, царского сына философские спекуляции привели к

вероотступничеству.

Мотив забвения военного искусства из-за излишнего увлечения искусством

рассуждений заимствован у Рамбама: так философ объяснял причину падения

Иерусалима. Однако раби Нахман придал этому объяснению символический

оттенок: внутренняя война против сил зла не прекращается никогда, а

увлечение мудростью (см. об этом в истории "Мудрец и простак") приводит к

утрате бойцовских качеств, так что в конце концов собственное зло одолевает

человека.

Борьба с самим собой, со злым началом в себе, неизменно заканчивающаяся

поражением, противостояние интеллектуальному натиску, вводящему в

заблуждение и увлекающему на путь вероотступничества, - таковы человеческие

проблемы в каждом поколении. Раби Нахман в нескольких местах показывает, что

проблемы такого рода не разрешить собственными силами, изнутри, им не будет

конца до тех пор, пока не придет полное и окончательное Избавление мира,

Геула.

 

 

Вторая обрамляющая новелла

 

Сюжетно вторая обрамляющая новелла не связана с первой прямо и

непосредственно, хотя по сути является ее продолжением. Войны действительно

обрушиваются на страну, жители которой утратили способность к сопротивлению,

и им не остается ничего кроме бегства. Новое поколение, дети беглецов, имеет

шанс исправить первоначальный грех.

Дети, спасшиеся в пору поражения и бегства, мальчик и девочка,

символизируют народ Израиля, его лучшую часть, бредущую по дорогам изгнания.

В Танахе Израиль в начале своего пути также уподоблен ребенку: "Когда

Исраэль был ребенком, Я полюбил его..." (`Гошеа, 11:1); "Не дорог ли Мне сын

Эфраим?.." (Ирмеяhу, 31:19). Дети - единственные уцелевшие, и они именуются

новыми созданиями, новым человеком.

Заблудившиеся в лесу, беспомощные и лишенные всего дети испытывают

голод и начинают кричать и плакать ("...и застонали сыны Израиля... и

возопили..."; "Шмот", 2:23). И тогда им на помощь пришел нищий, кормивший

их какое-то время, а потом еще шесть нищих, один за другим. Эти спасители

подобны судьям, о которых рассказывает Книга Йеhошуа: Всевышний время от

времени посылает их, чтобы защитить и спасти народ Израиля. Так продолжается

до тех пор, пока дети не попадают в обитаемые места, где они могут жить и

добывать себе пищу.

Кто же они, семь нищих? Их образы символизируют семь величайших вождей,

защитников и кормильцев Израиля всех времен, "семерых пастырей". Это праотцы

Авраhам, Ицхак и Яаков, а также Йосеф, Моше, Аhарон и Давид. Семь пастырей

раскрываются различным образом, каждый из них замаскирован ущербным

обличьем. Смысл увечий в дальнейшем объясняется подробнее в рассказах нищих,

когда обнаруживается, что увечье - знак, указывающий на сущность каждого из

пастырей. Помимо физических недостатков, следует обратить внимание также на

то, что пастыри представлены в образах нищих. Значение слова "нищий" (в

оригинале - бетлер, буквально "попрошайка" - Прим. пер.) на идиш

соответствует ивритскому корню "искать, просить, добиваться". "Нищий" в

данном контексте означает "ищущий Б-га". Б-гоискатели собирают рассеянные в

мире искры святости и, находя их, обретают связь со Всевышним.

Когда появляется первый нищий-спаситель, дети тотчас же привязываются к

нему и хотят остаться с ним навсегда. Однако это невозможно, и, побыв с

детьми некоторое время, тот уходит (в мир иной), передав свою миссию другому

лидеру, достойному возглавить это поколение. Дети по-прежнему остаются

полными несмышленышами. Они не ведают, "откуда пришли", - в том смысле,

какой придает этим словам трактат "Авот", имея в виду Зачинателя всего

сущего. Однако, не зная Его, они, тем не менее, искренне привязываются к

своему вождю и воспринимают его влияние. Несмотря на ограниченную

способность постижения, дети понимают, что нищий слеп, и удивляются, что

вопреки слепоте он ориентируется в лесу. Это открытие позволяет усомниться в

истинности его увечья. Можно догадаться, что слепота нищего только

кажущаяся, и об этом еще пойдет речь.

Превосходство тех, кто наделен абсолютным зрением или слухом, над

остальными людьми представляется тем своей противоположностью - слепотой или

глухотой, как сказано у пророка: "Кто слеп, как не раб Мой, и глух, как не

вестник Мой, посланный Мною? Кто слеп, как совершенный, и глух, как раб

Г-спода?" (Йешаяhу, 42:19) Качества, лежащие за пределами чувственного

постижения, кажутся иногда вообще отсутствующими, выглядят как ущербность

или увечье.

Когда соединяются все части и органы тела, пораженные мнимым увечьем,

образуется почти полная человеческая целостность: глаза, уши, рот, шея,

тело, руки, ноги. В Кабале различные сфирот, посредством которых Всевышний

раскрывается в мире, символически сопоставлены с частями тела - ведь человек

недаром создан "по образу Б-га". И потому пророки говорят об образе Творца

как о человеческом образе, исполненном абсолютного совершенства. Когда

человек достигает высочайшего уровня совершенства, происходит его полное

исправление и он возвращается к своему исходному облику Адама, - человека до

грехопадения, - к тому образу, в котором был сотворен.

Слепой нищий (как и каждый последующий) оставляет детям немного хлеба,

ибо от одного спасителя до другого проходит некоторое время, когда

приходится питаться тем, что осталось от предыдущего учителя и избавителя.

Он благословляет детей, желая им стать подобными ему, - это напоминает

предсмертные благословения праотцев и вождей Израиля: благословляя, они



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: