себе великое". Смеялись над ним остальные и говорили ему: "Все эти люди -
ничто, значит и все знания твои - ничто!" Один из них рассказал, что нечто
подобное видел и он. Проходил он однажды поблизости от горы, заваленной
нечистотами, и никак не мог взять в толк, откуда там могло появиться такое
их количество. Тут увидел он человека, который сказал ему: "Это все - от
меня. Я живу поблизости и справляю на этой горе свои надобности". "Выходит,
- заключил рассказчик, - что этот человек и есть то малое, которое заключает
в себе великое, раз эта гора нечистот появилась благодаря ему одному. Так
что история моя ничем не отличается от предыдущей".
- Другой, - продолжал рассказывать нищий, говорил, что владеет участком
земли, на котором растут плодовые деревья, приносящие огромный урожай -
такой большой, что всех владений его недостаточно, чтобы уместить на них
снятые с деревьев плоды. Понравилась всем остальным эта история, согласились
они, что речь в ней и впрямь идет о "малом, которое заключает в себе
великое". Еще один поведал о том, что есть у него замечательный плодовый
сад, куда летом съезжаются множество простых людей и вельмож, чтобы
полюбоваться его красотою. И поистине чудо, что сад этот вмещает такое
количество посетителей, которое по всем расчетам никак не мог бы вместить. И
этот рассказ произвел впечатление на всех собравшихся, и решили они, что и в
нем говорилось о "малом, которое заключает в себе великое". Следующий заявил
о своем умении говорить так, что его речь - это тоже малое, которое
заключает в себе великое". Служит он секретарем у великого царя, к которому
является множество народа: один - чтобы воспеть хвалу владыке, другой - со
своей просьбой... Царь, конечно, не в состоянии выслушать каждого. "Я, -
сказал секретарь, - сокращаю все их тирады до нескольких слов и вкратце
передаю царю все их содержание. Значит, моя речь - это и есть малое, которое
заключает в себе великое". Потом выступил человек, утверждавший, что его
молчание - это "малое, которое заключает в себе великое". Есть у него
изрядное число недругов, которые злословят по его адресу и клевещут на него,
- но у него один-единственный ответ на все их нападки и упреки: молчание.
Потому-то оно и есть "малое, которое заключает в себе великое". Другой
сказал, что это "малое" - он сам: "Живет на свете один слепой нищий
гигантского роста. Я, хоть и невысок, служу этому нищему слепцу поводырем -
ведь он может поскользнуться и упасть, если его не будут поддерживать.
Потому-то я и есть малое, которое заключает в себе великое".
- И я был там, - продолжал свою историю горбатый нищий, - и сказал я
им: "Действительно, каждый из вас поведал о малом, заключающем в себе
великое. Мне известно, что именно при этом подразумевал каждый из вас - даже
последний рассказчик, поводырь у слепца-великана; он, поводырь этот, - выше
вас всех. Однако я - еще выше. Тот, кто хвалился, что служит у великана
поводырем, говорил на самом деле о том, что ведет луну по ее орбите: луну
называют слепой, потому что сама она не светит, а лишь отражает солнечный
свет, и нищей, ибо все сияние свое она получает как подаяние от солнца. И
этот человек невысокого роста направляет огромную луну по ее пути, а без нее
весь мир не может существовать, он нуждается в ней. Таким образом, он,
несомненно, - малое, которое заключает в себе великое. И все же я - выше
всех, в том числе и его. И вот доказательство этому. Собрались как-то вместе
люди, которые заметили, что каждое животное предпочитает укрываться в тени
определенного дерева и у каждой птицы есть своя излюбленная ветка -
единственная, на которую она садится для отдыха. Решили эти люди выяснить,
существует ли в мире такое дерево, в тени которого хотели бы укрыться все
звери и на ветвях его - отдыхать все птицы. Стало известно им, что такое
дерево на свете есть и наслаждение, которое все испытывают подле него,
безгранично. Решили они отправиться к этому дереву, у которого, по слухам,
собираются все звери и все птицы и никому из них не грозит никакая опасность
от соседа - все животные, какие только есть на свете, мирно играют там друг
с другом. Когда стали люди выяснять, в какую сторону идти, чтобы добраться
до этого дерева, разгорелся между ними спор, в котором никто не мог одержать
победу. Один утверждал, что надо идти на восток, другой звал всех на запад,
у третьего было свое мнение, у четвертого - свое; никому из них не был
известен единственно правильный путь к дереву. Подошел к ним тут один мудрец
и сказал: "Вместо того, чтобы спорить, в какую сторону идти, выясните
сначала, какими качествами должен быть наделен человек, который сможет
добраться до этого дерева, ибо такое удастся не каждому, а лишь тому, кто
обладает тремя свойствами, присущими самому дереву. Держится оно на трех
корнях: вере, б-гобоязненности и смирении, а ствол дерева - Истина, и из
него выходят ветви во все стороны. И сможет добраться до него лишь тот, кто
обладает теми же качествами, что и это дерево". Далеко не все из тех, к кому
обратился мудрец, обладали названными свойствами, но были эти люди очень
дружны и любили друг друга и не хотели разделяться на две группы - на тех,
кто пойдет к дереву, и тех, кому суждено остаться. Решили они подождать,
пока каждый из них не выработает в себе эти качества, а потом уже
отправиться в путь всем вместе. Так они и поступили. И когда все выработали
в себе три необходимых свойства, оказалось, что и разногласия по поводу
выбора направления исчезли: все пришли к единому мнению и отправились в
путь. Так шли они, пока вдали не показалось то самое дерево. Присмотрелись
они к нему и увидели, что дерево это не находится в каком-то определенном
месте и вообще оно - вне пространства. А если это так, то как добраться до
него? А я был среди них и сказал им: "Я - тот, кто может привести вас к
этому дереву, хотя оно и существует, не занимая никакого места в
пространстве. Самостоятельно вам не удастся подойти к нему, ибо самое
большее, чего можно достичь в этом мире, - добиться того, чтобы малое
вместило в себя великое. Но в любом случае необходимо какое-то определенное,
пусть даже крошечное место в пространстве, которое приняло бы в себя это
великое. Я же обладаю способностью вмещать великое в то, что можно назвать
границей пространства, гранью между пространством и его отсутствием; эта
способность подводит непосредственно к тому, что находится вне пространства.
(То есть, с одной стороны, нельзя сказать, что великое, которое я вмещаю в
себя, находится вне пространства, с другой нет в пространстве определенного
места, где бы оно находилось.) Потому-то я в состоянии помочь вам выйти за
пределы пространства и добраться до этого дерева". Так я и поступил, и эти
люди могут подтвердить, что оттого я и горбат, что обладаю абсолютной
способностью вмещать великое в малое. Дарю я вам это свое свойство, чтобы
стали вы такими же, как и я.
Снова стали все пировать и веселиться.
X x x
На шестой день гулянья вновь затосковали молодые:
- Ах, если бы был сейчас с нами безрукий нищий!
- Я здесь! - раздался вдруг голос, и вошел тот, кого они так хотели
видеть.
- Я пришел на вашу свадьбу.
Заключили они его в объятия, расцеловал он обоих и сказал:
- Вы считаете меня безруким калекой? А я вовсе не калека и не безрукий!
Руки у меня есть, и необычайно сильные. Однако для земных дел нет им
применения. Они нужны мне для другого. И это может подтвердить Водяной
Замок.
- Однажды, - начал нищий свой рассказ, - собрались вместе несколько
человек, и я был среди них, и каждый хвалился силой и проворством своих рук.
Один утверждал, что руки его настолько крепки и ловки, что он может вернуть
обратно стрелу, выпущенную им из лука. "Какую именно стрелу ты можешь
возвратить? - спросил я его. - Есть десяток стрел, для которых существуют
десять различных ядов. Перед тем, как выпустить стрелу, ее смазывают одним
из них - в зависимости от того, какой вред хотят причинить тому, в кого
стреляют; каждый последующий из этих ядов сильнее предыдущего. Так какую
стрелу ты можешь вернуть, смазанную каким ядом? Способен ли ты сделать это
лишь до того, как она попала в цель, или и после этого?" Ответил он мне:
"Могу вернуть ее даже после того, как она попала в цель", - и сказал, какую
именно стрелу он в состоянии возвратить. Тогда я заявил ему: "Не удастся
тебе вылечить дочь царицы, раненную десятью стрелами, если способен ты
вернуть только ту стрелу, которая смазана лишь определенным ядом". Еще один
из собравшихся стал хвалиться силой своих рук: она, дескать, такова, что
когда он принимает что-либо в дар, то получается так, что это он сам
даритель; таким образом, он - великий жертвователь. Спросил я его: "Какую из
десяти разновидностей милостыни ты даешь?" "Десятину", - ответил он. "Если
это так, - сказал я, - и ты не сможешь вылечить дочь царицы, ибо не удастся
тебе добраться до нее: одну лишь стену преодолеешь ты на пути к ней". Тут
стал похваляться третий силой рук своих: "Все властители мира нуждаются в
мудрости, и я - тот, кто наложением рук вкладывает ее в их сердца". Спросил
я его: "Какую именно мудрость из десяти разновидностей ее способен ты
передавать? " Ответил тот на мой вопрос, и я сказал ему: "И ты не сможешь
вылечить дочь царицы, ибо не удастся тебе измерить ее пульс. Ведь существует
десять разновидностей пульса, а тебе известна лишь одна из них, раз способен
ты передавать своими руками только один вид мудрости". Четвертый стал
хвалиться тем, что силой рук может укротить ураган и превратить его в легкий
ветерок. Спросил я его: "Какой именно ураган ты в силах укротить своими
руками? Ведь есть десять его разновидностей". Когда он ответил мне, сказал я
ему: "Ты тоже не сможешь вылечить дочь царицы, ибо в мире есть десять
мелодий и лишь все вместе они являются для нее лекарством. Ты же из десяти
существующих на свете мелодий знаешь только одну". Тогда спросили меня все
присутствовавшие: "А что можешь ты?" Ответил я: "То, что ни одному из вас не
дано. Сила моих рук такова, что я могу выполнить то же, что и каждый из вас,
однако не на одну десятую, а полностью. В подтверждение этому расскажу я вам
следующую историю. Один царь воспылал страстью к дочери некой царицы и
предпринял все возможное, чтобы заполучить ее. В конце концов ему это
удалось, и он даже добился ее расположения. Приснилось однажды царю, что
дочь царицы в гневе убила его. Когда проснулся царь, то вспомнил этот сон и
принял его близко к сердцу. Созвал он к себе всех толкователей снов, и те
объяснили ему, что так все и произойдет, как ему приснилось: она его убьет.
Стал думать царь, как поступить с дочерью царицы, но не мог ни на что
решиться: предать ее смерти он не хотел, ибо жалел ее, а прогнать тоже не
мог, в таком случае она досталась бы кому-нибудь другому, и царь бы жестоко
страдал - ведь он столько сил затратил на то, чтобы ее заполучить! К тому же
царь понимал: если дочь царицы оставит его и попадет к другому владыке, она
уж наверняка сможет исполнить свой замысел, и сон сбудется. Никак не мог
придумать царь, как поступить с ней: ведь и оставить ее у себя ему было
страшно - она и здесь могла его убить, и сон бы оправдался. Между тем
страсть его к дочери царицы пошла на убыль. Ее любовь к нему тоже стала
угасать, а вскоре сменилась ненавистью. В конце концов сбежала от царя дочь
царицы. Послал он ей вдогонку гонцов, приказав им разыскать ее. Вернулись те
и сообщили царю, что нашли они ее возле Водяного Замка, а замок тот окружают
десять стен, и каждая из них - из воды. Полы там тоже из воды, и сад вокруг
замка со всеми его деревьями и плодами тоже водяной. Настолько красив и
необычен замок, что невозможно передать словами. А войти в него нельзя: ведь
сделан он из воды, и любой, кто попытался бы проникнуть внутрь, утонул бы.
Там-то, поблизости от замка, и очутилась дочь царицы после того, как убежала
от царя. Вышел царь во главе целого войска, чтобы схватить беглянку. Завидев
их издали, решилась та попытаться укрыться внутри: лучше утонуть, думала
она, чем вновь у царя оказаться; а может быть, несмотря ни на что, ей и
удастся спастись... Увидев, как бросилась дочь царицы в воду, вскричал царь:
"Ах, вот ты как!" - и приказал своим лучникам стрелять в нее - пусть
погибает, если сама смерти ищет. Стали стрелять солдаты, и попали в дочь
царицы стрелы десяти видов, каждая из которых была смазана особым ядом.
Пробежала она через десять ворот и, оставив за собою десять стен, оказалась
внутри замка, а там свалилась без чувств.
- И я вылечил ее, - сказал молодым безрукий нищий. - Лишь тот, кто дает
десять видов милостыни, может преодолеть все десять стен этого замка и не
утонуть, поэтому мне это удалось, а царь со всем своим войском, погнавшись
за беглянкой, нашел свою смерть в воде. А стены эти - морские волны,
застывшие вертикально, потому что ветры постоянно поддерживают их. Пройдя
сквозь них, извлек я из тела дочери царицы все десять стрел. А так как
известны мне все десять разновидностей пульса, каждый из которых можно
прощупать одним из десяти пальцев на руках, и так как знаю я все десять
мелодий, которые действуют на эту дочь царицы как лекарство, удалось мне
вылечить ее. Убедились теперь, что в руках моих необыкновенная сила? Ее-то я
и дарю вам сейчас на свадьбу.
После его рассказа веселье разгорелось с новой силой.
X x x
Тяжело было мне рассказывать вам эту историю, сказал раби Нахман
окружавшим его ученикам. - Но раз уж я начал, то должен был довести ее до
конца. В ней нет ни одного слова, которое было бы лишено смысла. Лишь тот,
кто постиг мудрость святых книг, способен понять содержащиеся в ней намеки.
О стрелах, которые умел возвращать тот нищий, сказано в книге "Дварим": "И
задержу Я суд рукой Своей" (32:41). Раши объясняет эти слова так: "Человек
выпускает стрелы, но не может их вернуть, а Б-г, благословен Он, выпускает
стрелы и возвращает их". О человеке, который умел останавливать ветер,
сказано: "Кто удержит ветер в ладонях своих?.." ("Мишлей", 30:4). О милости
Всевышнего, которую олицетворяют водяные стены, написано: Милостыня, которую
ты раздаешь, - как волны морские" (Йешаягу, 48:18). О десяти разновидностях
пульса и о десяти мелодиях сказано в святой книге "Зоhар".
X x x
А вот слова раби Натана:
- Вот что услышали мы из уст раби Нахмана. Однако, кто эти люди, что
означают все события, приключившиеся с ними, и когда они произойдут в
действительности, - сокровенная тайна, недоступная человеческому постижению.
Историю о седьмом нищем, безногом, мы не удостоились услышать; не узнали мы
и о том, что случилось с царским сыном, с рассказа о котором начал раби
Нахман свое повествование. Все это откроется лишь после прихода Машиаха -
вскоре, в наши дни. Амен! Если бы я ничего не постиг в своей жизни кроме
этой истории, я считал бы, что удостоился великого откровения. Бесконечно
много в ней поучительного, исполнена она мудрости Торы. Повествует эта
история, среди прочего, и о многих праведниках древности, в частности, о
царе Давиде: он и есть то сердце, которое стремилось добраться до источника
и взывало к нему, находившемуся на противоположном краю мира, как сказано в
"Теhилим" (61:3): "От края земли взываю к Тебе; когда изнемогает сердце мое,
вознеси меня на высокую скалу".
Все истории в этой книге полны глубочайшего скрытого смысла, однако
последняя из них превосходит в этом все остальные.
Кому дано восхвалить и кому - прославить, кто может оценить и кто -
измерить даже малый лучик ослепительного света чудесных и страшных тайн,
заключенных в этой истории! Вся она, от начала до конца, изобилует
сокровенными тайнами, и благо тому, кто углубится в нее: он удостоится, в
меру своих заслуг, узреть их слабый отблеск.
Комментарий к рассказу
"Семь нищих"
"Семь нищих", последняя в ряду важнейших из историй, рассказанных раби
Нахманом, считается вершиной его литературного творчества, и с этим был
согласен он сам. В каком-то смысле эта история завершает собою цикл, и
потому иногда поясняет смысл своих предшественниц, чьи отголоски время от
времени слышатся в повествовании.
"Семь нищих" - самое оригинальное произведение раби Нахмана. Несмотря
на свою сложность, оно обладает композиционным единством и гармоничной
соразмерностью частей. Структура истории такова: обрамляющая новелла
(рассказ о царском сыне), внутри ее еще одна - о нищих детях, а та, в свою
очередь, включает в себя шесть вставных новелл, каждую из которых
рассказывает очередной нищий.
Раби Нахман не завершил историю о семи нищих, и она приводится в
незаконченном виде. Нам дано лишь гадать, истолковывая различные намеки,
какая предполагалась концовка.
Главная тема истории близка к тематике "Бааль Тфила": путь мира к
совершенству и завершенности, конечное Избавление, которое наступит
благодаря избранным праведникам, достигшим высшего совершенства каждый на
своем пути. Все шесть вставных новелл построены по одному принципу персонажи
каждой похваляются своими достижениями, но повествователь - один из шести
нищих - приводит рассказ, доказывающий, что его уровень возвышается над
остальными.
Таким образом, наиболее высокий уровень - у совершенного праведника,
который возвышает качество, которым наделен, до максимально возможного
предела. Но лишь объединившись, все нищие могут добиться для мира конечного
Избавления. Их союз образует единство - это и есть Геула. Однако семь нищих
не достигают такого уровня.
В этой истории, как и в других, смешана символика из самых разных
источников: здесь и Кабала, и талмудические аллюзии, и образы Танаха, и
рассыпанные тут и там приметы материального мира... Все это с удивительным
искусством сплетено в единую ткань, которой присущи и выдающиеся
художественные достоинства, и глубочайшая мистико-религиозная подоплека,
благодаря чему история "Семь нищих" стала великолепным образцом хасидской
литературы.
Первая обрамляющая новелла: царь и его сын
Завязка этой новеллы не получает никакого продолжения, соответственно,
нет и финала.
Изобилующее символами аллегорическое повествование относится, как
видно, к пребыванию человека в райском саду, к началу его пути. Завершением
могло бы стать, по всей видимости, снятие с человека вины за грех,
совершенный в раю, - иными словами. Избавление мира, принесенное Машиахом.
Между двумя этими точками простирается человеческая жизнь - от начала
падения до возвышения в конце.
Старый царь и здесь, как в большинстве историй раби Нахмана,
олицетворяет Всевышнего. Он решает передать свое царство сыну. Б-г творит
человека - "И сотворил Б-г человека по образу Своему..." ("Брейшит", 1:27) -
и вручает ему власть над всеми нижними мирами: "...наполняйте землю и
овладевайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами
небесными..." (там же, 1:28).
Приветствовать сотворение человека и вручение ему власти над мирами
собирается воинство небесное. Все ликуют и веселятся по этому поводу - и
вельможи царя, и простые жители страны (мира). Радость их необыкновенно
велика, подобной не знали предшествующие шесть дней творения. Для великой
радости есть достойный повод: Всевышний вручает Свое царство сыну Своему,
человеку: "...и вот - все очень хорошо..." (там же, 1:31), - и дарует ему
все благословения, открывает перед ним все возможности.
Однако в час всеобщего веселья царю ведомо (звезды открыли ему), что
сыну суждено потерять царство, что он будет изгнан из рая и сумеет
окончательно вернуться лишь преодолев великие трудности. (Уподобление Творца
царю, празднующему с великой радостью рождение сына - человека, хотя он
прочел по звездам, что того ожидает зло, мы находим в "Брейшит раба".)
Образ царя, которому звезды открывают будущее, - один из способов
подчеркнуть существование парадокса: с одной стороны - предвидение
Всевышнего, Которому ведомо все, с другой - дарование свободы выбора
человеку. Однако один момент царь подчеркивает в особенности, и это
важнейший момент в учении хасидизма: даже упав, человек не должен
предаваться унынию, ибо это величайший из грехов. Уныние лишает человека
жизненных сил и не позволяет измениться. Оно порождает ощущение греховности,
которое, в свою очередь, вызывает уныние - таков порочный круг. Уныние
делает человека пассивным, толкает его в поисках забвения к новому греху и
не дает вырваться из порочного круга. Святой Ари в крайне резкой форме
высказал эту идею: по его словам, все кары, перечисленные в Торе, постигнут
человека за то, что он "не служил Б-гу... с радостью и с веселым сердцем"
("Дварим", 28:47).
Даже тот, кто скатился и пал, не должен предаваться отчаянию. Радость
сердца пусть не оставляет его и тогда, ибо она залог возвращения и нового
подъема.
Царский сын поддался на самый утонченный соблазн: искушение мудрости.
Человек пал, когда вкусил плод от древа познания. Мудрствование легко
становится самоцелью, царского сына философские спекуляции привели к
вероотступничеству.
Мотив забвения военного искусства из-за излишнего увлечения искусством
рассуждений заимствован у Рамбама: так философ объяснял причину падения
Иерусалима. Однако раби Нахман придал этому объяснению символический
оттенок: внутренняя война против сил зла не прекращается никогда, а
увлечение мудростью (см. об этом в истории "Мудрец и простак") приводит к
утрате бойцовских качеств, так что в конце концов собственное зло одолевает
человека.
Борьба с самим собой, со злым началом в себе, неизменно заканчивающаяся
поражением, противостояние интеллектуальному натиску, вводящему в
заблуждение и увлекающему на путь вероотступничества, - таковы человеческие
проблемы в каждом поколении. Раби Нахман в нескольких местах показывает, что
проблемы такого рода не разрешить собственными силами, изнутри, им не будет
конца до тех пор, пока не придет полное и окончательное Избавление мира,
Геула.
Вторая обрамляющая новелла
Сюжетно вторая обрамляющая новелла не связана с первой прямо и
непосредственно, хотя по сути является ее продолжением. Войны действительно
обрушиваются на страну, жители которой утратили способность к сопротивлению,
и им не остается ничего кроме бегства. Новое поколение, дети беглецов, имеет
шанс исправить первоначальный грех.
Дети, спасшиеся в пору поражения и бегства, мальчик и девочка,
символизируют народ Израиля, его лучшую часть, бредущую по дорогам изгнания.
В Танахе Израиль в начале своего пути также уподоблен ребенку: "Когда
Исраэль был ребенком, Я полюбил его..." (`Гошеа, 11:1); "Не дорог ли Мне сын
Эфраим?.." (Ирмеяhу, 31:19). Дети - единственные уцелевшие, и они именуются
новыми созданиями, новым человеком.
Заблудившиеся в лесу, беспомощные и лишенные всего дети испытывают
голод и начинают кричать и плакать ("...и застонали сыны Израиля... и
возопили..."; "Шмот", 2:23). И тогда им на помощь пришел нищий, кормивший
их какое-то время, а потом еще шесть нищих, один за другим. Эти спасители
подобны судьям, о которых рассказывает Книга Йеhошуа: Всевышний время от
времени посылает их, чтобы защитить и спасти народ Израиля. Так продолжается
до тех пор, пока дети не попадают в обитаемые места, где они могут жить и
добывать себе пищу.
Кто же они, семь нищих? Их образы символизируют семь величайших вождей,
защитников и кормильцев Израиля всех времен, "семерых пастырей". Это праотцы
Авраhам, Ицхак и Яаков, а также Йосеф, Моше, Аhарон и Давид. Семь пастырей
раскрываются различным образом, каждый из них замаскирован ущербным
обличьем. Смысл увечий в дальнейшем объясняется подробнее в рассказах нищих,
когда обнаруживается, что увечье - знак, указывающий на сущность каждого из
пастырей. Помимо физических недостатков, следует обратить внимание также на
то, что пастыри представлены в образах нищих. Значение слова "нищий" (в
оригинале - бетлер, буквально "попрошайка" - Прим. пер.) на идиш
соответствует ивритскому корню "искать, просить, добиваться". "Нищий" в
данном контексте означает "ищущий Б-га". Б-гоискатели собирают рассеянные в
мире искры святости и, находя их, обретают связь со Всевышним.
Когда появляется первый нищий-спаситель, дети тотчас же привязываются к
нему и хотят остаться с ним навсегда. Однако это невозможно, и, побыв с
детьми некоторое время, тот уходит (в мир иной), передав свою миссию другому
лидеру, достойному возглавить это поколение. Дети по-прежнему остаются
полными несмышленышами. Они не ведают, "откуда пришли", - в том смысле,
какой придает этим словам трактат "Авот", имея в виду Зачинателя всего
сущего. Однако, не зная Его, они, тем не менее, искренне привязываются к
своему вождю и воспринимают его влияние. Несмотря на ограниченную
способность постижения, дети понимают, что нищий слеп, и удивляются, что
вопреки слепоте он ориентируется в лесу. Это открытие позволяет усомниться в
истинности его увечья. Можно догадаться, что слепота нищего только
кажущаяся, и об этом еще пойдет речь.
Превосходство тех, кто наделен абсолютным зрением или слухом, над
остальными людьми представляется тем своей противоположностью - слепотой или
глухотой, как сказано у пророка: "Кто слеп, как не раб Мой, и глух, как не
вестник Мой, посланный Мною? Кто слеп, как совершенный, и глух, как раб
Г-спода?" (Йешаяhу, 42:19) Качества, лежащие за пределами чувственного
постижения, кажутся иногда вообще отсутствующими, выглядят как ущербность
или увечье.
Когда соединяются все части и органы тела, пораженные мнимым увечьем,
образуется почти полная человеческая целостность: глаза, уши, рот, шея,
тело, руки, ноги. В Кабале различные сфирот, посредством которых Всевышний
раскрывается в мире, символически сопоставлены с частями тела - ведь человек
недаром создан "по образу Б-га". И потому пророки говорят об образе Творца
как о человеческом образе, исполненном абсолютного совершенства. Когда
человек достигает высочайшего уровня совершенства, происходит его полное
исправление и он возвращается к своему исходному облику Адама, - человека до
грехопадения, - к тому образу, в котором был сотворен.
Слепой нищий (как и каждый последующий) оставляет детям немного хлеба,
ибо от одного спасителя до другого проходит некоторое время, когда
приходится питаться тем, что осталось от предыдущего учителя и избавителя.
Он благословляет детей, желая им стать подобными ему, - это напоминает
предсмертные благословения праотцев и вождей Израиля: благословляя, они