ППУ утопического социализма




Основоположник – Томас Мор (1478-1535). Т.М. – юрист по образованию, работал адвокатом в Лондоне, глава королевской администрации Генриха VIII (казнено 72 тыс. бродяг). Был обвинён в государственной измене (отказ принести присягу Генриху, который объявил себя главой англиканской церкви).

Труд – «Утопия или золотая книга столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем положении государства и новая утопия на острове» (1516).

Утопия – место, которого не существует. Здесь, в форме диалога критиковал те общественные отношения, которые существовали в Англии, основанные на частной собственности, от которой все беды. Вторая часть – фантастический рассказ об обществе Утопия.

Идеальное государство, общество – устанавливается на общественной собственности, а не на частной, на общественном труде. Существует 2 отрасли: земледелие и ремесло. 1-ое – в сельской местности, 2-ое – в городах. Существуют семьи: сельские и городские. Половина семьи городской на 2 года отправляется в деревню заниматься земледелием, и наоборот. Во время страды горожане приезжают с лозунгами и за 1 день убирают весь урожай. Значительная часть урожая реализуется за его пределами. Утопийцы несметно богаты, пренебрежительно относятся к золоту (из него делают отличительные знаки для преступников, ночные горшки, оковы для рабов). Институт рабства – для выполнения тяжёлого и грязного труда. Источник рабов: военные, захваченные с оружием в руках, за преступления, купля за границей.

У Т.Мора д/лица не привелегированное сословие, а слуги народа. Законы решают вопросы производства, распределения труда, обеспечение потребностей и только.

Т.О заслуга Мора – в соединении идеи демократии и свободного развития личности с ликвидацией отнношений частной собственности.

Томазо Кампанелла (1568-1639). Труд – «Город солнца». Это жизнь и деятельность на основе общественной собственности и общего труда.

Но есть у Т.К. и некоторые особенности. У соляриев (жителей) во главе – Всемогущий Священник (Солис) – он уступает свою должность тому, которого сочтёт мудрее себя. Солис управляет государством с помощью 3-х министров и ведомств силы, мудрости, любви. Вопросы, которые решаются ведомством силы – война, мир; мудрости – образование; любви – проблемы деторождения, населения, воспитания, земледелия.

Существует ряд чиновников, олицетворяющих добродетель, целомудрие, трезвость. Существует Большой Совет (издаёт законы) – все мужчины и женщины, достигшие 30 лет.

Отличие от Мора – главный – священник. У Т.К. обобществление доводится до абсолюта (дома, спальни, кровати), у Мора – частичное индивидуальное потребление.

Семьи у соляриев нет. Дети воспитываются не спецшколах, а ходом самой жизни: восприятие надписей на домах, труд. Нет у соляриев и рабства, т.к. они сознательно отказываются от этого института, т.к. тяжёлый труд кузнеца самый уважаемый.

Уровень жизни – скромный, аскетический. Всякая роскошь исключена, суров образ жизни, нет некрасивых жён.


20 Политические и правовые идеи Реформации

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайши­ми целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. Главным очагом евро­пейской Реформации была.Германия.

Сторонники Реформации разделились на два лаге­ря. В одном собрались «имущие элементы оппозиций —~~ масса низшего дворянства, бюргерство и даже часть светских князей, рассчитывавших обогатиться посред­ством конфискации церковных имуществ и стремив­шихся использовать удобный случай для завоевания большей независимости от империи» '. Эти элементы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуще­ствления достаточно скромных, умеренных реформ. В другом лагере объединились народные массы: крестья­не и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за революционное переустройство мира на на­чалах социальной справедливости.

Участие в реформационном движении столь разно­родных общественных, сил, естественно, определило на­личие в нем весьма отличающихся друг от друга поли­тических программ Представление о государстве, пра­ве, законе. Тем не менее эти программы содержали и общие, характерные для всей Реформации, идеи. На­пример, все сторонники Реформации признавали един­ственным источником религиозной истины «Священное писание», отвергнув католическое «Священное преда­ние». Были они согласны в том, что миряне должны «оправдываться одною верой» без посредничающей ро­ли духовенства в «спасении» верующего. Все они жела­ли радикального упрощения и демократизации церков­ного устройства, осуждали погоню церкви за земными богатствами, были против ее зависимости от римской курии и т. д.


21 У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеоло­гом ее бюргерского крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483 —1546). Именно он сформу­лировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновили и сплотили в Германии практиче­ски всех поборников Реформации.

Чтобы правильно разобраться в системе политико-юридических взглядов М. Лютера, надо соблюсти ряд условий: во-первых, учесть, что уже к середине 20-х гг. XVI в. он резко выступил против крестьянско-плебей-ского, революционного лагеря Реформации; во-вторых, отделить то, что в лютеровских суждениях прямо свя­зано со «злобой дня», от того, что содержит глубинный теоретический смысл; в-третьих, провести различие между субъективно преследовавшимися самим Лютером целями и исторической ролью, которую объективно сыграли высказанные им идеи.

Один из исходных пунктов лютеровского учения —• тезис о том, что спасение достигается исключительной верой. Каждый верующий оправдывается ею лично пе­ред богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах ка­толической церкви. Выдвинув идею «всесвященства», Лютер «превратил попов в мйрян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозно­сти, сделав—религиозность внутренним миром_

В сравнении с богом абсолютно все смертные ничтожны

Эта трактовка М. Лютером основоположений христианства в условиях Реформации фактически являлась едва ли не первой раннебуржуазной версией принципа равноправия.

Возможность верующим быть внутренне религиоз­ными, вести истинно христианский образ жизни обеспе­чивается, согласно М. Лютеру, мирским порядком. Дей ственность этого порядка достигается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное-,а"не~нн~бо"нгеСгвенное право. Будучи в ко7" нечном"~счете производным от йОЛИ ббж'ьей, естествен­ное право тем не менее представляет собой качественно иной феномен, чем право божественное. Опирающейся на него светской власти естественное право дозволяет управлять лишь внешним поведением людей, имуще­ством, вещами.

В своей концепции государства М. Лютер предусмо­трел — и это очень важно для понимания ее теоретиче­ского значения — что в сфере естественного права, в границах мирских отношений следует руководствоваться^ практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми Человеческим разумом. Властвует же целесообразно", "управляёт разумно тот князь (монарх), для которого власть не при­вилегия, а бремя, возложенное на него богом. Христи­анский «управитель должен считать себя слугой, а не господином народам.

М. Лютер, однако, был чрезвычайно далек от того, чтобы проповедовать необходимость демократического переустройства тогдашней германской государственно­сти. Он наставлял подданных быть покорными монар­хам, не восставать против власти и смиренно сносить.чинимые ею несправедливости.

Система лютеровских политико-правовых воззрений пронизана противоречиями. Идея усиления роли свет­ской власти, ее независимости от папства, которое явля­лось космополитическим институтом, «работала» на ут­верждение регионального княжеского абсолютизма. Мысли о монархе как высшем руководителе националь­ной церкви, о духовенстве как особом сословии, при­званном служить государству, освящение светской власти религиозным авторитетом — все это способствовало насаждению культа государства; суеверная вера в госу­дарство надолго становилась характерной чертой го­сподствовавшего в Германии политического сознания. Внутренняя религиозность, за которую ратовал М. Лю­тер, не предполагала сколько-нибудь серьезного изме­нения общественно-политического строя той поры: не требовалось упразднять эксплуатацию крестьян феодалами, ликвидировать абсолютистские режимы, устра­нять духовное порабощение верующих и т. п.

С годами в деятельности и учении М. Лютера нара­стали элементы бюргерской ограниченности, узкоклас­сового политического утилитаризма, религиозного фа­натизма, существенно мешавшие дальнейшему развер­тыванию Реформации

.


22 Социальные и политико-правовые идеи восставших крестьянских масс были наиболее определенно изложе­ны в «12-ти статьях» и в «Статейном письме». Первый документ состоял из относительно умеренных и кон­кретных требований. В нем, в частности, говорилось о необходимости выборности и сменяемости духовных лиц общинами, об обязательности отмены крепостного права, об уменьшении размера податей, оброков и бар­щины, об устранении произвола в управлении и судах и т. д. Содержание «Статейного письма», вышедшего из ближайшего окружения Т. Мюнцера, было радикаль­нее. Авторы этого письма заявляли, что крайне бед­ственное положение народа больше терпеть нельзя. Всем крестьянским общинам надо объединиться в «хри­стианский союз и братство», сообща устранить любыми средствами (в том числе и насильственными) тяготы, создаваемые простым людям духовными и светскими господами. В «христианском союзе и братстве», кото­рый должен будет охватить всю страну, установится справедливый общественный строй; его принципом явится служение «общей пользе». Поскольку «Статей­ное письмо» задачу учреждения такого союза связыва­ло с народными массами, постольку вполне логично до­пустить, что в них оно видело и носителя власти при новом социальном порядке.

Мюнцер порицал лютеровское по­нимание существовавшего светского государства как организации, устанавливающей и охраняющей с помо­щью юридических законов «гражданское единство» между разными конфликтующими слоями общества с их различными потребностями и религиозными верова­ниями. Он считал, что М. Лютер, обосновывая изъятие из ведения светского государства всех общезначимых дел религиозно-этического плана, фактически оправды­вал узурпацию данного государства социальными вер­хами, которые распоряжались им вовсе не ради поддер­жания «гражданского единства», а в целях удовлетво­рения своих корыстных партикулярных интересов. Волю и цели бога способно осуществить только то госу­дарство, которое сообразует свое бытие с общей целью мирового развития, целью всего сущего.

Для того чтобы сбросить «безбожников с трона пра­вления» и выдвинуть на их место людей низших и про­стых, надо воспользоваться мечом. Это, по Мюнцеру, неизбежно и законно. Другого средства нет, пока свет­ские и духовные князья грубой силой подавляют трудя­щихся крестьян. Новый строй тоже будет вынужден прибегнуть к мечу, ибо ему придется защищать власть общественного целого над эгоистическими социальны­ми группировками.

Т. Мюнцер был реалистически мыслившим револю­ционным вождем и не предрешал в деталях формы го­сударственного устройства, принципы управления и т. п. в обществе, где простой трудящийся народ и впрямь окажется источником и субъектом политиче­ской власти. Во взглядах Мюнцера есть зачатки ре­спубликанских идей; в известной степени эти идеи вос­ходят к соответствующим представлениям таборитов. Отчетливо было сформулировано им требование обеспе­чить охрану основ государства, определение направле­ний государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно самими народными массами. В этом ярко выразился демократизм мюнцеровской про­граммы.

Как теолог (хотя он и приблизился к атеизму) Т. Мюнцер черпал доказательства правоты своих убеж­дений в Библии, как человек активного революционно­го действия он стремился к практическому воплощению на земле царство божие_. Однако под царством божьим Мюнцер понимал, объективно говоря, такой «общественный строй, в котором больше не будет суще­ствовать ни классовых различий, ни частной собствен ности, ни обособленной, противостоящей членам обще­ства и чуждой им государственной власти»'.

Классово-экономические и политические отношения, социально-психологический климат и духовная культу­ра эпохи Реформации явно еще не созрели для того, чтобы мюнцеровские идеалы могли быть претворены в жизнь. Т. Мюнцер намного опередил свой век. После­дующим поколениям революционеров он оставил «ге­ниальное предвосхищение условий освобождения» трудящихся и немеркнущий пример героически-жер­твенной борьбы за это великое дело.
25. Учение Гроция о государстве и праве (п-д бурж. Революций)

Гуго Гроций (1583-1645). Он основоположник классической естественной школы права и науки МП. Своё учение он изложил в знаменитой книге «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняется естественное право и право народов, а так же принципы публичного права». Здесь Гроция интересует? как соотносятся война и право. Чтобы ответить на него, он старается уяснить природу права.

Он считает, что существует право естественное и волеустановленное. Волеустановленное опирается на право божественное и Священное Писание. Естественное право – это требование человеческого разума, которое коренится в природе человека. Природа человека – это мать естественного права. Требованиям человеческого права должны соответствовать нормы права волеустановленного:

· не трогать чужого добра;

· возвращать то, что нам не принадлежит;

· вознаграждать за причинённый вред;

· испрашивать обещание;

· выдавать заслуженное наказание

Право – это то, что не противоречит справедливости, то, что противно природе существ, обладающих разумом. Праву этому должно соответствовать божественное право. Даже бог не может сделать так, чтобы 2*2 не равнялось 4, но может дураку помешать быть дураком. Положительное право должно соответствовать естественному. Право как воплощение справедливости призвано обеспечивать, реализовывать справедливость.

Учение о государстве. Государство является результатом сознательной деятельности людей. Оно возникает в результате общественного договора, волеизъявления людей, в результате их согласия. Государство есть совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы. Государство характеризуется тем, что ему присуща верховная власть, действия которой не подчинены иной сласти и не могут быть отменены чужой властью по её усмотрению.

Вслед за Веденом он полагает, что государству присущ суверенитет. Носитель его – первое лицо или несколько лиц государства. Носитель власти в собственном смысле один или несколько лиц сообразно законам того или иного народа.

Принципиально суверенитет принадлежит народу, который добровольно (по договору) передаёт его избранным лица. Суверенитет – зрение, принадлежащее человеку. Народ, создавая государство, мог избрать любую форму правления (монархию, аристократию и т.д.), но избрав её – обязан повиноваться правителю, без согласия которого не может изменить форму правления. Народ должен подчиняться, терпеть «для охраны спокойствия». Если не терпится, то наступает момент крайней нужды. Злоупотребление властью ведёт к гибели народа. Тогда народ вправе восстать, восстание будет правомерно. Нельзя знать как управлять королевством, если не знаешь правильно управлять городом (деревней, семьёй, собой, рассудком).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: