Методические рекомендации для работников образовательных учреждений.
Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения среди обучающися
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе ряд проблем, одной из которых является суицид несовершеннолетних, как следствие неадекватного поведения в кризисной ситуации.
В современных социально-экономических условиях проблема выявления, оказания помощи и предупреждение случаев суицида детей и подростков выходит на первый план в качестве одного из приоритетных направлений деятельности учреждений, оказывающих помощь и поддержку детям и подросткам, в том числе, в образовательных учреждений.
Отечественная наука трактует суицид как действия, содержащие в явном или неявном виде намерение лишения себя жизни, а суицидальное поведение – это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта (А.Г. Амбрумова).
Факторы, способствующие формированию суицидального поведения у подростков:
· Социально-экономическая ситуация
· Этнокультуральные особенности
- Агрессивная информационная среда
• Нарушенные взаимоотношения в семье
• Семейная история суицида
• Школьная неуспешность
• «прессинг» успеха
• Отвержение в среде сверстников
• Личностные особенности
• Несформированность социально-важных навыков
• Психические заболевания (патология)
• Психотравма по потере близкого родственника
• Смерть близкого человека
• Перенесенное насилие
• Конфликт со значимым человеком
• Ранняя беременность
• Употребление ПАВ
Кристаллизующими факторами являются определенные ситуации, которые невольно стали своего рода «последней каплей» в кризисной ситуации, явились «пусковым механизмом» для совершения суицида (ссора с родителями, «несчастная любовь», страх наказания, конфликт со сверстниками.
Типология суицидального поведения: истинный, аффективный, демонстративный.
Истинный суицид – определяется желанием умереть, избавиться от невыносимых страданий. По своей природе это акт отчаяния, когда человеку кажется, что он исперчал все свои силы и возможности повлиять на ситуацию. Редко бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение и депрессивное состояние.
Аффективный суицид – является импульсивной спонтанной реакцией на возникшую ситуацию в виде эмоционального аффекта (взрыва негативных эмоций), обусловленной потребностью в разрядке высочайшего психофизического напряжения. Происходит в результате недостаточной саморегуляции психоэмоционального состояния, используются «попавшие под руку» средства.
Демонстративный суицид – не связан с желанием умереть, является способом привлечь внимание к своей беде или вызвать жалость и сострадание окружающих. Это своеобразный «крик о помощи». Суицидальное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты упрямства в достижении цели любой ценой (вернуть любимого, добиться от родителей внимания или материальных вещей и т.д.). При этом истинное желание умереть отсутствует или понятие смерти не сформировано. Смертельный исход чаще бывает следствием роковой случайности.
По личностному смыслу самоубийства можно выделить следующие мотивационные варианты суицидального поведения:
· «Протест, месть» - подросток считает, что его интересы ущемляются, его обижают, но в силу невозможности адекватно ответить на притеснения, агрессию в отношении обидчиков он переводит на себя.
· «Призыв» - подросток своим поступком как бы взывает к помощи других, значимых для него лиц, в разрешении его ситуации.
· «Избегание» (наказания или страдания) – смысл суицида заключается в избежании непереносимости какой-либо угрозы или невыносимого страдания путем самоустранения.
· «Самонаказание» - подросток совершал поступок, который он не может себе простить. Происходит как бы раздвоение личности на «судью и подсудимого». Наказывая себя, он тем самым искупает свою вину.
· «Отказ» - отказывается от жизни в силу того, что по его мнению, он потерял что-то важное для себя и никогда не вернет того, что было.
Приведенная типология мотивационных вариантов суицидального поведения совпадает с аналогами общеповеденческих стратегий в ситуации конфликта. Сложившаяся предпочтительность личности реагировать по определенному типу дает возможность прогноза и профилактики суицидальных намерений на ранних этапах развития конфликта, зная личностные особенности подростка.