Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения среди обучающися




Методические рекомендации для работников образовательных учреждений.

Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения среди обучающися

 

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе ряд проблем, одной из которых является суицид несовершеннолетних, как следствие неадекватного поведения в кризисной ситуации.

В современных социально-экономических условиях проблема выявления, оказания помощи и предупреждение случаев суицида детей и подростков выходит на первый план в качестве одного из приоритетных направлений деятельности учреждений, оказывающих помощь и поддержку детям и подросткам, в том числе, в образовательных учреждений.

Отечественная наука трактует суицид как действия, содержащие в явном или неявном виде намерение лишения себя жизни, а суицидальное поведение – это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта (А.Г. Амбрумова).

Факторы, способствующие формированию суицидального поведения у подростков:

· Социально-экономическая ситуация

· Этнокультуральные особенности

  • Агрессивная информационная среда

• Нарушенные взаимоотношения в семье

• Семейная история суицида

• Школьная неуспешность

• «прессинг» успеха

• Отвержение в среде сверстников

• Личностные особенности

• Несформированность социально-важных навыков

• Психические заболевания (патология)

• Психотравма по потере близкого родственника

• Смерть близкого человека

• Перенесенное насилие

• Конфликт со значимым человеком

• Ранняя беременность

• Употребление ПАВ

Кристаллизующими факторами являются определенные ситуации, которые невольно стали своего рода «последней каплей» в кризисной ситуации, явились «пусковым механизмом» для совершения суицида (ссора с родителями, «несчастная любовь», страх наказания, конфликт со сверстниками.

Типология суицидального поведения: истинный, аффективный, демонстративный.

Истинный суицид – определяется желанием умереть, избавиться от невыносимых страданий. По своей природе это акт отчаяния, когда человеку кажется, что он исперчал все свои силы и возможности повлиять на ситуацию. Редко бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение и депрессивное состояние.

Аффективный суицид – является импульсивной спонтанной реакцией на возникшую ситуацию в виде эмоционального аффекта (взрыва негативных эмоций), обусловленной потребностью в разрядке высочайшего психофизического напряжения. Происходит в результате недостаточной саморегуляции психоэмоционального состояния, используются «попавшие под руку» средства.

Демонстративный суицид – не связан с желанием умереть, является способом привлечь внимание к своей беде или вызвать жалость и сострадание окружающих. Это своеобразный «крик о помощи». Суицидальное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты упрямства в достижении цели любой ценой (вернуть любимого, добиться от родителей внимания или материальных вещей и т.д.). При этом истинное желание умереть отсутствует или понятие смерти не сформировано. Смертельный исход чаще бывает следствием роковой случайности.

По личностному смыслу самоубийства можно выделить следующие мотивационные варианты суицидального поведения:

· «Протест, месть» - подросток считает, что его интересы ущемляются, его обижают, но в силу невозможности адекватно ответить на притеснения, агрессию в отношении обидчиков он переводит на себя.

· «Призыв» - подросток своим поступком как бы взывает к помощи других, значимых для него лиц, в разрешении его ситуации.

· «Избегание» (наказания или страдания) – смысл суицида заключается в избежании непереносимости какой-либо угрозы или невыносимого страдания путем самоустранения.

· «Самонаказание» - подросток совершал поступок, который он не может себе простить. Происходит как бы раздвоение личности на «судью и подсудимого». Наказывая себя, он тем самым искупает свою вину.

· «Отказ» - отказывается от жизни в силу того, что по его мнению, он потерял что-то важное для себя и никогда не вернет того, что было.

Приведенная типология мотивационных вариантов суицидального поведения совпадает с аналогами общеповеденческих стратегий в ситуации конфликта. Сложившаяся предпочтительность личности реагировать по определенному типу дает возможность прогноза и профилактики суицидальных намерений на ранних этапах развития конфликта, зная личностные особенности подростка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: