МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ




Совершенно очевидно, что изучение истории политических и правовых учений нельзя откладывать до начала экзаменационной сессии. Усвоить материал курса за пять-восемь дней – дело безнадежное. Отдельные студенты, пытавшиеся это сделать, жаловались преподавателям: «все перепуталось». Студенты же, регулярно и систематически работавшие над изучением курса в межсессионный период, сдавали экзамен с высокими оценками. Практика показала, что студенты, изучавшие в межсессионный период хотя бы одну-две главы учебника в неделю и систематически готовившиеся к семинарским занятиям, без особого напряжения усваивали сложный и интересный материал курса.

Лучше всего изучать учебник параллельно лекционному курсу, т.е. перед каждой лекцией, тема которой называется на предыдущей, прочитать, еще не конспектируя, соответствующую главу учебника. В процессе изучения курса следует периодически пользоваться консультациями, выясняя у преподавателя сложные или недостаточно ясные вопросы.

При изучении курса нужно не механически заучивать текст учебника, а неторопливо продумывать прочитанное, определяя главные, основные идеи политико-правовых доктрин.

Приведем примеры ответов, основанных на бессмысленной, механической зубрежке и поэтому не признанных удовлетворительными: «Десницкий был профессором Московского университета. Год его рождения неизвестен, умер он в 1789 году. Он был за создание адвокатуры и за преобразование Сената в выборное учреждение. Десницкий одобрял государственное покровительство промышленности и торговли. Вот все, что я знаю».

В этом ответе воспроизведен ряд фактов, изложенных в учебнике, однако информация, содержащаяся в таком ответе, явно недостаточна с точки зрения предмета истории политических и правовых учений (не объяснено, каковы взгляды Десницкого на происхождение и развитие государства, эволюцию его форм, на принцип «разделения властей», на сущность и задачи права и т.д.)

Другой студент, в общем, правильно перечислил софистов и пересказал их идеи, но не смог объяснить, в какой стране и в каком веке, в связи с какими событиями и по каким причинам они эти идеи высказывали, каковы оценки и исторические судьбы этих людей.

Наконец, один из студентов рассказал, когда и в какой стране жил Монтескье, сказал, что он враждебно относился к деспотизму, был сторонником равенства всех перед законом, что его идеалом была конституционная монархия. Однако студент не смог объяснить, что именно Монтескье считал фактором, определяющим «дух закона» и государственное устройство, в чем суть его теории разделения властей, как обосновывалась эта теория и какова ее историческая судьба. Иными словами из ответа выпало все теоретическое обоснование политической программы и, по существу, общая оценка учения. Такой ответ, естественно, тоже не был признан удовлетворительным.

По вопросу о том, надо ли заучивать даты жизни и биографии политических мыслителей, надо сделать специальное пояснение. Авторами политико-правовых доктрин выступают, как правило, отдельные мыслители, деятельность которых протекала в определенной стране, в конкретной исторической обстановке, в хронологически ограниченный период. Для ориентации студента во времени в учебнике указаны даты жизни мыслителей прошлого.

Но история политических и правовых учений изучает не «жизнь замечательных людей», а развитие специфической формы общественного сознания, политико-правовых доктрин, теоретических концепций государства и права. С точки зрения предмета истории политических и правовых учений нет никакого смысла досконально изучать биографии политических мыслителей и заучивать даты их жизни в ущерб постижению логики развития политико-правовых доктрин.

Однако отдельные факты биографии тех политических мыслителей, которые принимали активное участие в политической жизни своей эпохи, помогают уяснить и глубже понять смысл разработанных ими политико-правовых доктрин. Так, для общей оценки учения Гоббса немаловажно обратить внимание на эволюцию взглядов Гоббса, особенно его отношение к правительству Кромвеля, на мотивы возвращения Гоббса в Англию после восстановления там стабильного правительства и гражданского порядка. На формирование и развитие учения Платона о государстве и законах существенное влияние оказали судебный процесс над его учителем Сократом и его казнь, длительные поездки в Египет, в Сицилию, знакомство с сиракузским правителем Дионисием, основание Академии. При изучении политических и правовых взглядов Вольтера суть этих взглядов поможет глубже понять многолетняя борьба Вольтера за реабилитацию Каласов, Сирвенов, Де Ла Бара, репрессированных по указанию господствующей церкви. С присущими Вольтеру надеждами на реформы «просвещенного монарха» связаны его дружба с Фридрихом II Прусским и переписка с Екатериной II. Наконец, особенности взглядов Вольтера на будущее общество и государство, соответствующее настроениям определенных социальных групп, нашли яркое выражение в выпадах по адресу радикального теоретика Руссо.

Но, повторяем, заучивать биографии всех мыслителей подряд незачем. Не нужно запоминать и рассказывать на экзамене факты из жизни хотя бы и видных представителей политической мысли прошлого, которые никак не связаны с содержанием политико-правовых доктрин. Так, никакой пользы не принесет студенту знание того, что первого крупного представителя теории естественного права Гроция, заточенного в тюрьму, его жена и служанка вынесли оттуда в ящике из-под книг. Содержание знаменитой «Утопии» Мора никак не связано с блистательной политической карьерой ее автора, а затем его трагической судьбой.

Даты жизни мыслителей обозначены в учебниках и лекциях для того, чтобы студент знал, к какой эпохе относится деятельность автора той или иной политико-правовой доктрины. Заучивать все эти даты не нужно. Но необходимо точно знать, в каком веке создана анализируемая политико-правовая доктрина. Если же век сложен и богат событиями, следует обязательно определить, о какой части века идет речь. Разумеется, незнание некоторых дат (1688, 1789-1794, 1825, 1861г.г. и т.п.), свидетельствующее о совсем недостаточной подготовке по истории, не может не отразиться на оценке знаний студента по истории политических и правовых учений.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

 

Оценка «отлично» выставляется студенту, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему в соответствии с вышеизложенными рекомендациями (выделяя теоретическую основу политико-правовой доктрины, основные ее понятия и категории, характеризуя политико-правовой идеал и средства его достижения, давая оценку анализируемому учению). При этом студент свободно справляется с предлагаемыми вопросами, ссылается на труды данного автора, показывает знание научных работ, посвященных данной политико-правовой доктрине.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, который твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на предлагаемые вопросы, имеет представление об основных трудах, в которых изложена анализируемая политико-правовая доктрина, может дать ей аргументированную оценку.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей (как решаются в данной политико-правовой доктрине вопросы о происхождении, сущности, задачах, формах государства; о содержании, основных принципах и источниках права); допускает неточности в формулировке используемых в доктрине понятий и категорий; испытывает затруднения в ответе на предлагаемые вопросы, не может дать оценку анализируемой политико-правовой доктрины.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки в изложении данной политико-правовой доктрины, не может дать ей оценку, неуверенно отвечает на предлагаемые вопросы. Ответы, основанные на бессмысленной механической зубрежке, не сумевшие показать влияние анализируемого политико-правового учения на политико-правовую практику или дальнейшее развитие политической и правовой мысли, также не могут быть признаны удовлетворительными.

ТЕМЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Сущность мифического восприятия государства и права

2. Особенности правопонимания в индийской традиции

3. Проблемы права в древнекитайской философии

4. Правовая мысль Древней Греции

5. Закон и справедливость в философии Платона

6. Статусные различия в законе Платона об убийстве

7. Аристотелевская типология политических комбинаций

8. Учение Цицерона о происхождении общества, государства и права

9. Правопонимание римских юристов

10. Святоотеческая литература о власти и государстве

11. Правопонимание средневекового ренессанса: дуализм божественного и человеческого права

12. Особенности мусульманского права

13. Особенности правовой и политической мысли древней Руси

14. Правовые идеи европейского гуманизма

15. Теория «третьего Рима» в сочинениях «Филофеева цикла»

16. Принцип суверенитета государственной власти в русской политической литературе 16 века

17. Вопросы права и законности в политическом учении И.С. Пересветова

18. Концепция сословно-представительной монархии в русской средневековой политической теории

19. Правопонимание Гуго Гроция

20. Политико-правовой идеал Т.Гоббса

21. Место Д. Локка в политико-правовой мысли Нового времени

22. Проблема законности и правосудия во французских политических учениях 18 века

23. Ч.Беккариа о преступлениях и наказаниях

24. Идеи конституционности закона и «всеобщей законности» в русской правовой мысли 18 века

25. И.Кант о сущности и назначении права

26. Право в философской системе Фихте

27. Гегелевское понимание воли и проблема сущности права

28. Гражданское общество и правовое государство в политической мысли Германии 19 века

29. Онтология права в теории институционализма

30. Процессуальная концепция Л.Фуллера

31. Идеи Б.Н.Чичерина о народном представительстве

32. Религиозно-нравственное оправдание права в философии Вл.Соловьева

33. Интерпретация закона по теории Р.Иеринга

34. Социологическая интерпретация права в учении Е.Эрлиха

35. Социологическое учение Р.Паунда о праве

36. Аналитическая школа права

37. Концептуальные положения социологии права Э.Дюркгейма и М.Вебера

38. Правопонимание Ф.А.Хайека

39. Права человека в философских воззрениях Р.Дворкина

40. Критика концепции естественного права в истории политико-правовых учений

41. Ильин И.А. о сущности правосознания

42. Новгородцев П.И. о самобытных элементах русской правовой философии

43. Психологическая теория права Л.Петражицкого и ее критика

44. Концепция власти Н.М.Коркунова

45. Понятия «законности» и «целесообразности» в советской правовой теории.

46. Социологическое направление в русской правовой мысли

47. Основные положения школы «возрожденного естественного права» и ее критика

48. Позитивистская теория права в России

49. Учение о законе в русском правоведении второй половины 19-начала 20 века

50. Образ государства в доктрине анархизма

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»

1. Политико-правовая мысль в мифах древних народов

2. Государственно-правовые идеи в памятниках политической и правовой мысли Древней Индии

3. Учения о государстве и праве в древнем Китае

4. Досократовские учения о государстве и праве

5. Идеальное государство Платона

6. Философия права Платона

7. Аристотелевские идеи о происхождении и сущности государства

8. Философия права Аристотеля

9. Учения о государстве и праве эпохи эллинизма

10. Цицерон и римские стоики о государстве и праве

11. Правопонимание римских юристов

12. Учение Августина о государстве и праве

13. Фома Аквинский: теологическое оправдание государства и права

14. Государственно-правовые идеи М. Падуанского

15. Воззрения средневековых юристов

16. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли

17. Воззрения на государство и право в Древней Руси

18. Особенности политико-правовых взглядов европейских гуманистов

19. Политическая философия Н.Макиавелли

20. Учение Ж.Бодена о суверенитете

21. Политические и правовые идеи Реформации

22. Политико-правовые идеи нестяжателей в России

23. Политическая доктрина И.Волоцкого

24. Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим»

25. Политико-правовое учение И.С.Пересветова

26. Политико-правовая концепция Зиновия Отенского

27. Политико-правовая доктрина А.Курбского

28. Политическая теория Ивана Грозного

29. Политический идеал И. Тимофеева

30. Гуго Гроций о государстве и праве

31. Учение о государстве и праве Б.Спинозы

32. Английские мыслители 17 века о государстве и праве

33. Учение Т.Гоббса о государстве и праве

34. Политико-правовая концепция Локка

35. Государственно-правовая идеология утопического социализма в 17 веке

36. Естественно-правовые учения в Германии 17 века

37. Политические идеи периода Смуты в России

38. Обоснование абсолютной монархии С.Полоцким

39. Представления Ю.Крижанича о государстве и праве

40. Государственно-правовые воззрения Вольтера

41. Политические и правовые взгляды Монтескье

42. Государственно-правовые идеи Ж.Руссо

43. Представления якобинцев о государстве и праве

44. Политико-правовая идеология французского утопического социализма

45. Учения о государстве и праве в Англии 18 века

46. Учение Канта о государстве и праве

47. Государство и право в теориях итальянского просвещения

48. Государственно-политическая мысль Америки в 18 веке

49. Развитие официальной доктрины самодержавной власти в России 18 века

50. Государственно- правовые идеи в России 18 века

51. Государство и право в философии Фихте

52. Историческая школа права

53. Государство и право в философской системе Гегеля

54. Реалистическая теория права Р.Иеринга

55. Юридический позитивизм в Германии 19 века

56. Социологическая теория государства Л. Гумпловича

57. К.Маркс и Ф.Энгельс: историко-материалистическая концепция государства и права

58. Дуалистическая концепция государства Г.Еллинека

59. Государство и право в философии Ф. Ницше

60. Консервативные учения о государстве и праве в Англии 19 века

61. Теория утилитаризма И.Бентама

62. Юридический позитивизм Дж..Остина

63. Органическая теория государства Г.Спенсера

64. Учения о государстве и праве во Франции 19 века

65. Государственно-правовые идеи в США 19 века

66. Учения утопических социалистов 19 века о государстве и праве

67. Консервативные представления о государстве и праве в России 19 века

68. Государственно-правовые воззрения декабристов

69. Западники и славянофилы о государстве и праве

70. Идеи русских утопических социалистов о государстве и праве

71. Российская школа правоведения второй половины 19 века

72. Аналитическая юриспруденция

73. Позитивистский нормативизм Кельзена

74. Реалистическая школа права

75. Теория солидаризма Л.Дюги

76. Теория институционализма М.Ориу

77. Социологические концепции права Е.Эрлиха, А.Леви-Брюля, Г.Д.Гурвича

78. Социологическая юриспруденция П.Сорокина и Р.Паунда

79. Психологическая теория права Л.Петражицкого

80. Интегративная юриспруденция

81. Государство и право в идеологии национал-социализма

82. Концепция «возрожденного» естественного права

83. Государство и право в философских концепциях религиозных мыслителей русского зарубежья

84. Государство и право в концепциях правоведов русского зарубежья

85. Учения о государстве в Советской России

86. Революционные концепции права в Советской России

87. Международно-правовая проблематика в учениях о государстве и праве

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

 

К теме: Введение

 

1. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений. – М., 1997.

2. Антология мировой политической мысли: в 5-ти томах. М., 1997.

3. Антология мировой правовой мысли: в 5-ти томах. М., 1999.

4. Антология мировой философии (в 4-х т.). Т. 1, ч. 1, 2. М., 1969.

5. Аренс Э. История европейского права. М., 1999.

6. Баркалов В.Я. История политических учений в России 11-18 вв. – Барнаул, 1992.

7. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России. 11 – 20 вв. М., 1995.

8. История политических и правовых учений: Древний мир. М., 1985.

История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение. М., 1986.

9. История политических и правовых учений: XVII – XVIII в.в. М., 1989.

История политических и правовых учений: XIХ в. / Отв. ред. Нерсесянц В.С. М., 1993.

10. История политических и правовых учений: XХ в. М., 1995.

11. История политических и правовых учений: Хрестоматия. М., 1996.

12. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. Нерсесянца В.С. М., 2001.

13. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. Лейста О.Э. М., 1999.

14. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О.В. Мартышина. М., 2006.

15. Малахов В. П. История политических учений. М., 2003.

16. Корнев А.В., Борисов А.В. Правовая мысль в дореволюционной России. М., 2005.

17. Луковская Д.И. Предмет и методология истории политических и правовых учений//Правоведение. 2007. №№.С.197-211.

18. Судебная власть в России. В 5 т.т. М., 2001.

19. Царьков И.И. О методике преподавания дисциплины история политических правовых учений //Политика и право. 2007.№2. С.143-148.

20. Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей. М., 1959.

21. Фролова Е.А. История правовых и политических учений методологические проблемы соотношения юридической науки и учебной дисциплины. Вестник МГУ. 2009.№1. с. 70-80.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: