Вопрос: можно ли вообще говорить о «человеческом измерении» в политике?




□ Итак, существует ли международная мораль?

Эмпирические свидетельства присутствия морали в МО:

ни одно правительство не хочет выглядеть агрессором в глазах собственного народа, а также международного общественного мнения. Оно ищет морального оправдания своего поведения на международной арене.

существует комплекс международных проблем, таких как рабство, геноцид, терроризм, пытки, расизм, связанных с нарушением прав человека, международная оценка которых обращается к нормам морали.

□ Отсутствие международной морали?

Эмпирические доказательства: б ыло бы лукавством утверждать, чтоУ.Черчилль, Ф.Рузвельт, Ш. де Голль, также нынешние политические лидеры никогда не прибегали к обману, сокрытию, передергиванию, искажению фактов ради высших интересов нации и государства.

Генезис международной морали

Совершенно очевидно, что генетически современная международная мораль восходит к западной цивилизации и культурным ценностям либеральной демократии.

NB! То же относится к основным нормам по правам человека

Динамика роли международной морали в системе МО (1-я точка зрения)

«Общечеловеческая» мораль имеет тенденцию к усилению, но никогда не станет глобальной и универсальной, т.к. в ее рамках заложено противоречие между гуманизмом и интересами международных акторов.

Динамика роли международной морали в системе МО (2-я точка зрения)

Нет фиксированной динамики. Степень влияния нравственных норм в МО прямо пропорциональна балансу сил между великими державами.

 

Когда сила «молчит» (в условиях баланса сил), на передний план выходят мораль и право. В противном случае они превращаются в жалкое подобие прикрытия силовых акций.

Моральный кризис в современных МО (продолжение 2-й точки зрения)

Проявление: на фоне усиливающейся моральной риторики о предотвращении гуманитарных катастроф, освобождения обществ от тиранических режимов и т.п. предпринимаются силовые акции, принципиально противоречащие тем самым нормам морали, именем которых они прикрываются.

□ Выводы о роли морали в МО

□ Многообразие трактовок роли общечеловеческой морали не позволяет дать однозначный ответ на вопрос о ее роли в МО

□ Это вовсе не лишает мораль значимости: каждая из множества трактовок обращает внимание на тот или иной аспект, раскрывает ту или иную сторону проблемы.

Лекция 11.

1. Понятие, функции и типы конфликтов в МО

Конфликт имеет много сторон. Отсюда – много определений

● К.Боулдинг об объективном содержании конфликта

Конфликт – это «ситуация соперничества, в которой стороны осознают несовместимость… позиций и каждая сторона стремится занять положение, несовместимое с тем, которое хочет занять другая».

Т.е. речь идет об объективной противоположности целей и интересов в конфликте

● Дж.Бертон о субъективном содержании конфликта

Конфликт характеризуется враждебным способом восприятия сторон друг другом, который может быть переосмыслен, что приведет к смягчению или разрешению конфликта

● Диалектический подход Н.И.Дорониной

Конфликт – «одна из форм проявления…противоречий во взаимоотношениях участников системы МО на стадии значительного обострения этих противоречий, когда назрела необходимость их разрешения и когда, осознавая эту необходимость, стороны предпринимают взаимные открытые действия, направленные друг против друга…»

● Соотношение понятий «конфликт» и «кризис»: два подхода

Df. Кризис – тип конфликтной ситуации, характеризующейся непредвиденной угрозой важным интересам с ограниченным временем на принятие решения

● Кризис – стадия конфликта, резкое и внезапное ухудшение конфликтных отношений

● Однако ситуация может развиваться и в обратном направлении: от кризиса – к развязыванию конфликтов

 

● Функции конфликтов в МО

● Широко распространено мнение о деструктивной функции конфликтов.

● Однако конфликт имеет и позитивные функции (Дж.Зиммель, Л.Козер):

1) дезавуируются скрытые ранее проблемы,

2) конфликт не допускает стагнации противоречий. В ходе конфликта может меняться баланс сил; в любом случае взаимоотношения продолжаются на новой основе

● Типологии конфликтов

● Наиболее часто выделяют территориальные, экономические, дипломатические конфликты

● Конфликты - «схватки» (с нулевой суммой) и конфликты – «игры» (выторговывание уступок)(с положительной суммой)

● Международные конфликты (арабо-израильский, армяно-турецкий, вокруг Курдистана)

● Межгосударственные конфликты (КНДР – Юж.Корея, США-Афганистан)

2. Особенности конфликтов конца ХХ – начала XXI в.

● Окончание холодной войны и конфликты

● 1989 г. Ф Фукуяма о «конце истории», т.е. конце конфликтных эпох в истории человечества

● Однако количество локальных конфликтов с окончанием холодной войны даже возросло

● Типы конфликтов после холодной войны

Межгосударственные. Характерны для расцвета Вестфальской системы. В настоящее время их численность падает

Внутренние (внутри государства). Этно-конфессиональные. Конфликты идентичности. Конфликты нового поколения. Стали преобладать.

● Разновидности конфликтов нового поколения

 

● конфликты между центральными властями и этнической (религиозной) группой (возможно с применением террористических методов)(например, штат Джаму и Кашмир)

● конфликты между различными этническими (религиозными) группами (например, Афганистан)

Причины преобладания этно-конфессиональных конфликтов в настоящее время

● Окончание политико-идеологического противоборства, давшее свободу дремавшим культурно-цивилизационным противоречиям

● Глобализация в форме вестернизации

Интернационализация внутригосударственных конфликтов проявляется в участии в них зарубежных диаспор, международных террористических структур, международных организаций, других государств

● «Новое средневековье» в связи с конфликтами нового поколения

● Происходит децентрализация государств, особенно «падающих» (failing) и «несостоявшихся» (failed).

● Отказ от идеалов гуманизма в выборе средств и целей насилия (например, насилие против некомбатантов).

Идеологи «нового средневековья» - А.Минк, Р.Каплан, К.Бус, Р.Харвей, Г.Мирский

● Демократические революции (конфликты) в странах Ближнего Востока

Причины: глобализация и информатизация МО

Результаты:? (усиление традиционалистских тенденций, нестабильности в арабо-израильских отношениях)

Беженцы характерная черта всех конфликтов современности.

Примеры: 1) о.Лампедуза,

2) в 1994 г. Руанду в связи с конфликтом покинули около 2 млн. чел., которые оказались в соседних странах, 3) Сирия

Иная трактовка конфликта нового поколения

● Суть – «бесконтактные» войны, не за территорию. Целью поражения являются военные объекты, объекты экономики и жизнеобеспечения

3. Механизмы урегулирования конфликтов

● Основные механизмы урегулирования конфликтов в поле деятельности ООН, ОБСЕ и др. МПО

● превентивная дипломатия (preventive diplomacy)

● поддержание мира (peacekeeping)

● сохранение мира (peacemaking)

● восстановление мира (peacebuilding)

● принуждение к миру (peace enforcement)

● Превентивная дипломатия

● Цель - не дать конфликту перейти в вооруженную стадию посредством восстановления доверия между конфликтующими сторонами, обмена информацией и т.д.

Недостаток – часто носит реактивный характер

● Поддержание мира («голубые каски»)

● Подразумевает меры, направленные на прекращение огня посредством развертывания миссий военных наблюдателей, создания буферных зон и т.д.

Проблемы:

1. направлено не на поиск мирного решения проблемы, а лишь на снижение остроты конфликта

2. миротворцы не могут быть введены без согласия государства, в котором происходит конфликт

3. миротворцы имеют ограниченное право по применению вооружения

● Сохранение мира

● Предполагает организацию переговорного процесса и осуществления посреднических усилий третьей стороной для поиска взаимоприемлемых решений.

Проблемы:

1. переговоры ориентированы на рациональное поведение сторон, что в реальности не всегда осуществимо (палестино-израильские переговоры)

2. переговоры ведутся с лидерами конфликтующих сторон без учета позиций «полевых командиров» (М.Аббас не все решает)

● Восстановление мира

● Предполагает активное вовлечение третьей стороны в постконфликтное урегулирование: подготовка выборов, передача власти местным органам, экономическая помощь (обычно участие международных посредников)

Вышеперечисленные меры – мирное урегулирование конфликтов.

Их общая проблема– современные конфликты идентичности крайне сложно поддаются внешнему воздействию, т.к. затрагивают глубинные внутренние ценности и эмоции участников

Принуждение к миру

● Предполагает использование военной силы по мандату МПО для наказания агрессора

Проблемы:

1. необходимость согласования позиций членов МПО (напр., постоянных членов СБ ООН)

2. нарушение принципов суверенитета и невмешательства во внутренние дела государства (в случае конфликтов идентичности)

● Вывод по урегулированию конфликтов

Хотя механизмы урегулирования конфликтов разработаны досконально, их практическая эффективность низка из-за многочисленных проблем по их реализации

4. Понятие международного сотрудничества

Df. Международное сотрудничество процесс взаимодействия акторов, в котором исключается применение вооруженного насилия и доминируют совместные поиски реализации общих интересов.

NB! Вопреки обыденному пониманию, сотрудничество не исключает конфликт, а является преодолением его крайних, кризисных форм

● Типы международного сотрудничества

● переговоры

● формальные договоры и соглашения

● неявное сотрудничество без заключения формальных договоров, возникающее из совпадающих ожиданий акторов

● навязанное сотрудничество, когда более сильная сторона заставляет другую сторону корректировать ее политику

● международные организации

● международные режимы – совокупность норм, принципов, правил и процедур принятия решения, которые отвечают ожиданиям акторов. В некоторых случаях система норм дополняется международной организацией (например, ВТО).

Международное сотрудничество предполагает наличие трех элементов –

1) общих целей партнеров,

2) ожидания ими выгод от взаимодействия,

3) взаимного характера этих выгод.

Это важно, т.к. дает возможность отличить сотрудничество от не-сотрудничества, т.е. от одностороннего поведения, или от бездействия

Условия, при которых сотрудничество между государствами становится наиболее вероятным

● ожидание выгод от сотрудничества и опасение потерь и даже наказаний в случае уклонений от него

● перспектива сотрудничества возрастает с уменьшением количества партнеров

● длительность взаимодействия сторон

 

● в системе имеется сильное и заинтересованное в сотрудничестве государство («теория гегемонистской стабильности»)

● Международное сотрудничество с позиций либерального идеализма

● Это основное средство международных взаимодействий

● Кто и как аргументировал?

1. Кант о движении «к вечному миру» на основе всеобщих нравственных императивов

2. Г.Гроций о соблюдении норм естественного права

3. В.Вильсон о создании всемирной организации на основе коллективной безопасности.

● Международное сотрудничество с позиций политического реализма

● Суть межгосударственного сотрудничества - признание суверенитета и невмешательства во внутренние дела

● Важнейший стимул сотрудничества связан с квазианархичностью международной системы: сотрудничество организуется для того, чтобы избежать конфликта или его угрозы

● Главная цель сотрудничества – безопасность, а его простейшая форма – межгосударственные союзы, прежде всего военно-политические

Арнольд Уолферс«Разногласия и сотрудничество. Эссе по международной политике» (1962):

«Внутринаправленное» сотрудничество мотивировано желанием поддерживать отношения внутри определенной группы государств (НАТО, ЕС, любой таможенный союз)

«Внешненаправленное» сотрудничество продиктовано стремлением государств к объединению усилий в борьбе против общей внешней опасности (образование НАТО и ОВД)

● Международное сотрудничество с позиций неомарксизма

● Сотрудничество основано на экономических факторах: страны Центра объединены интересами получения прибыли от экономического взаимодействия с Периферией. Страны Периферии не могут объединиться для сотрудничества, т.к. имеют не взаимодополняемые экономики

● Пример: нынешний Дохийский раунд ВТО, где решается вопрос о либерализации торговли сельскохозяйственной продукцией (страны Запада едины, развивающиеся страны не могут объединиться)

● Международное сотрудничество с позиций конструктивизма

Сотрудничество рассматривается как результат сходного воздействия международной среды и сходства национальных идентичностей государств.

Примеры: МЕРКОСУР как позитивный пример; обратный пример – СНГ; на чем основано сотрудничество России и Ирана?

Лекция 12.

1. Содержание понятия «безопасность» и основные теоретические подходы к ее изучению

□ Понятие «безопасность»

□ Во всех основных теоретических подходах МО понятие «безопасность» связано с категорией «национальный интерес» и относится к высокой политике

Df. Национальная безопасностьстратегия, направленная на обеспечение жизненно важных интересов государства.

□ NB! Стратегия – сочетание целей и средств внешней политики

□ Цель – общая для всех парадигм, средства - разные

□ Политический реализм и неореализм

□ Главное средство обеспечения национальной безопасности – сила (прежде всего в ее военно-политическом измерении).

□ Главное средство обеспечения международной безопасности баланс сил. Это классическая теория безопасности в реализме.

 

□ Теория баланса сил

Суть - система государств стремится не допустить дисбаланса сил. В случае усиления одного государства или союза государств другие государства стремятся их уравновесить либо объединяясь, либо наращивая индивидуальную силу.

□ Расширение понятия безопасности в реализме и неореализме (в связи с окончанием холодной войны)

□ Df. Национальная безопасности – это неугрожаемое состояние для государства во внешне- и внутриполитическом, а также социально-экономическом смысле слова.

□ «Безопасность» включает в себя все стороны жизнедеятельности государства, способные обеспечить его жизнеспособность.

Теория «баланса угроз» – развитие теории баланса сил

□ Создатель – Стефен Уолт (США)

□ В теории «баланса сил» государства реагируют на силу. Теория баланса угроз: государства реагируют не столько на реальную силу, сколько на возможную угрозу, представленную в их восприятии.

□ Концепция возникла на основе объяснения возникновения НАТО в 1949 г., хотя США сразу после 2 мировой войны были по многим параметрам сильнее СССР. Причина: страх перед политико-идеологической системой СССР.

Теория баланса угроз связана с новыми факторами МО второй половины 20 – 21 веков – идеологизаций (холодная война), распространение ОМУ

□ Либеральная парадигма

Центральные понятия в трактовке безопасности – коллективная безопасности, всеобщее разоружение, права человека.

□ Классическая концепция безопасности в либерализме – коллективная безопасность

Df. Коллективная безопасность ситуация, в которой все члены определенного сообщества отказываются от применения силы в отношении друг друга и соглашаются оказывать помощь (вкл. военную) любому государству – участнику сообщества, которое подверглось агрессии. При этом агрессор оказывается в изоляции.

«Принцип мушкетеров» - один за всех, все за одного

□ Коллективная безопасность

Главное средство достижения – международные организации (прежде всего ООН), соблюдение и совершенствование международного права.

□ Понятие впервые появилось во времена Лиги Наций.

Сейчас существует в НАТО

Родственные понятия: «общая безопасность» (common security), «всеобъемлющая безопасность» (comprehensive security), «всеобщая безопасность» (overall security). Отличие от «коллективной безопасности»: исключительно невоенные средства обеспечения безопасности

□ Критика теории коллективной безопасности

□ Основные критики – политические реалисты

□ Основания критики – политические трудности реализации теории на практике, связанные с разными национальными интересами

□ Притча об олене и зайце

□ Критика теории коллективной безопасности (1)

Главная трудность: система коллективной безопасности основана на принципе доверия государств друг другу. Это не только политический, но и главный логический изъян данной концепции (versus дилемма безопасности)

□ Критика теории коллективной безопасности (2)

Необходимо четкое различие между жертвой и агрессором. Это не всегда возможно, особенно в условиях гражданской войны

□ Критика теории коллективной безопасности (3)

Любое военное вмешательство во внутренние дела государства противоречит Уставу ООН, даже по резолюции СБ ООН

□ Критика теории коллективной безопасности (4)

Если между агрессором и какими-то государствами существуют тесные связи, последние могут отказаться вступать в коалицию против агрессора

□ Критика теории коллективной безопасности (5)

Помешать объединению сил против агрессора могут исторически накопленные обиды между участниками коалиции (Россия – Польша, Турция-Армения, Греция- Турция и т.д.)

□ Критика теории коллективной безопасности (6)

Трудности формирования состава миротворческих сил под эгидой ООН, т.к. интересы потенциальных стран-участников могут быть не затронуты

□ Вывод по коллективной безопасности

 

Есть много причин сомневаться в том, что система коллективной безопасности будет работать так, как это предполагается в теории.

□ Вернемся к реалистическим теориям безопасности

Конечно, реалистическое понимание безопасности заслуживает критики, особенно после окончания холодной войны – преувеличение фактора силы (в период холодной войны оно было более адекватным). Однако было бы ошибкой отрицать его положительное значение и сейчас.

2. Современные институты безопасности и глобальные угрозы

Основные современные институты военно-политической безопасности: ООН, ОБСЕ, НАТО, ОДКБ, ШОС.

□ Ограниченность деятельности основных институтов безопасности

ООН – принцип «вето», неприспособленность для решения «внутренних» конфликтов, отсутствие военной силы

ОБСЕ – маргинализация деятельности на фоне ЕС и НАТО; предвзятость политической деятельности

НАТО – расширение на восток, к границам России, претензии на «глобального миротворца»

ОДКБ и ШОС не отреагировали на войну России и Грузии 2008 г., хотя в Уставе ОДКБ соответствующая статья есть

□ Глобальные вызовы международной безопасности (классификация первая)

Простое перечисление основных угроз: 1) международный терроризм,

2) гражданские конфликты,

3) распространение ОМУ,

4) глобальное социальное неравенство,

5) деградация окружающей среды и проч.

□ Глобальные вызовы международной безопасности (классификация вторая)

 

Критерий классификации – источники угроз

□ Источник угрозы: падающие (failing) и несостоявшиеся (failed) государства

Последствия:

□ приют террористам (например, пираты Сомали, талибы в Афганистане),

□ гражданские конфликты и связанные с этим потоки беженцев, в том числе на Запад (например, из Ливии в 2011 г. в Италию)

Источник угрозы: социально-экономический разрыв Центра и Периферии (ножницы)

Последствия:

□ мигранты из стран Периферии на Запад и проблемы миграционной политики стран Запада (+ России)

□ «грязная» экономика в быстро развивающихся странах Периферии (Китай, Индия)

□ Источник угрозы: научно-технологическая революция

Последствия:

□ Интернет как источник личной, государственной и международной угрозы (например, Weakileaks, хакерство),

□ техногенные катастрофы (АЭС Фукусима),

□ разрушение экологической среды,

□ распространение ОМУ (связано с АЭС, бомбы малой мощности)

□ Источник угрозы: дефицит ресурсов в условиях перенаселения планеты

Последствия:

□ Факты: с 1900 г. по наст. время численность населения планеты возросла с 1,6 до 7 млрд. чел. Правда, росло и количество производимой продукции. Дело в другом: в разы усилилось давление на экологическую среду, превосходящее ее потенциальные возможности

□ Невозможно выровнять уровни жизни на планете в виду дефицита ресурсов

□ Вывод по угрозам безопасности:

В современных условиях имеет место рост невоенных угроз (на фоне сохранения военных!)

3. Новые концепции безопасности

В основе новых концепций безопасности лежат положения либеральной парадигмы, поскольку политический реализм считает МО неизменными по сути.

□ Концепция кооперативной безопасности

Суть: это механизм сдерживания агрессии через создание встречных угроз и нанесения поражения тому, от кого угроза исходит (близка концепции коллективной безопасности).

 

□ Имеет два сильно различающихся варианта:

- гроцианская концепция (от Г. Гроция)

- кантианская концепция (от И.Канта)

□ «Гроцианская» концепция кооперативной безопасности

Предполагает глобальную систему коллективной безопасности. Основывается на международном праве (Уставе ООН)

□ «Кантианская» концепция кооперативной безопасности

Основывается на гуманитарных ценностях и идеалах. Отстаивает право на «гуманитарные»вмешательства (интервенции)

□ Концепция человеческой безопасности

Тесно связана с «кантианской» версией концепции кооперативной безопасности (гуманитарного вмешательства, устойчивым развитием)

 

Главная идея – отрицание связи безопасности индивида с безопасностью государства

□ Концепция человеческой безопасности: основные принципы

□ необходимо энергично вмешиваться в дела государства, когда есть угроза человеческой безопасности

□ политика безопасности государства должна быть как можно теснее интегрирована в стратегию поддержки прав личности, демократии и развития,

□ необходимо межгосударственное сотрудничество по обеспечению безопасности личности

□ возрастающую роль в обеспечении человеческой безопасности играют НПО – организации гражданского общества

□ Определение национальной безопасности РФ

□ - состояние защищенности личности (!), общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства

(Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года. 2009 г.)

□ Теория демократического мира (ТДМ): история

□ Берет начало от Канта

□ Число сторонников на Западе ширится, но не в России

□ В 1994 г. президент Клинтон впервые использовал тезис о демократическом мире для обоснования своей политики распространения демократии в мире в ежегодном послании Конгрессу США

□ В дальнейшем внедрение ТДМ в практику МО приняло две формы: силовую (Югославия 1999; Ирак 2003) и «бархатную» («революция роз» в Грузии 2003; «оранжевая революция» в Украине 2004)

Основное положение ТДМ: демократии не воюют между собой

□ Аргументы «за» ТДМ:

Внутрение: в демократическом обществе существуют ограничения и сдерживающие факторы процесса принятия решений, настраивающие на поиск компромиссов

Внешние: с течением времени демократии вырабатывают взаимодоверия и взаимоуважения, которые определяют процессы принятия решений

□ Критика ТДМ

Как ни странно, но основными критиками ТДМ являются реалисты.

Странно с практической точки зрения, т.к. активным проводником насаждения демократических режимов в мире выступал Дж.Буш-мл. (республиканец).

Теоретически основная идея реалистов о связи типа политического режима и военной угрозы состоит в том, что если у границ государства стоит враг, то не важно какого характера режим в стране. Реакция будет одинаковой. Главное – внешние условия.

□ Аргументы «против» ТДМ

Эмпирические данные:

□ в период холодной войны демократические США способствовали свержению многих леворадикальных демократических режимов – в Чили, Индонезии и др.;

□ молодые демократии воюют друг с другом (Сербия и Хорватия, Армения и Азербайджан);

□ недемократические государства могут быть весьма миролюбивы и сдерживать милитаристские порывы общества (например, Пакистан при Первезе Мушаррафе, миролюбивая политика Китая).

□ Критика логики ТДМ реалистами

главный тезис реалистов - основное условие мира коренится не в типе политического режима, а во внешних (системных) условиях – балансе сил, балансе угроз;

общественное мнение может поддерживать войну, т.к. это новые рабочие места, а также могут возобладать националистические чувства;

□ в авторитарном обществе проигравшие войну лидеры могут потерять не только власть, но и жизнь, поэтому они более склонны к взвешенным решениям в отношении начала войны, чем демократически избранные политики

□ Обобщение по теориям безопасности

Классические теории

баланс сил (реал.),

баланс угроз (реал.),

коллективная безопасность (либер.)

Новые теории (либер.)–

кооперативная безопасность,

человеческая безопасность,

демократический мир

Лекция 13.

● 1. Влияние научно-технического прогресса (НТП) на современную систему МО

● Понятие НТП

Df. НТП – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники

 

Содержание процесса – систематическое накопление знаний и опыта, овеществленных в технологиях

Соотношение значения науки и техники в НТП. Наука стоит на первом месте, а техника и технологии – на втором. Однако именно техника является индикатором степени овладения человеком силами природы

● Основа НТП – базовые, или метатехнологии

Df. Базовая технология – совокупность технологических процессов, направленная на создание высокотехнологичной продукции и базирующаяся на фундаментальных научно-технических достижениях (например, компьютерные технологии, современные технологии связи).

● Базовые технологии

В РАН считают, что в мире около 50 базовых технологий, которые составляют основу материального развития человечества.

90% базовых технологий владеют постиндустриальные страны, на долю США приходится половина базовых технологий.

На долю России в 1990-е гг. приходилось 0,3% базовых технологий.

● Стратегия НТП в США

Инициативы 1957 г. Д.Эйзенхауэра под воздействием «спутникового шока» со стороны СССР. Результат – американцы первыми высадились на Луну в 1967 г.

 

В 2007 г. президент Дж.Буш выступил со стратегической инициативой повышения конкурентоспособности США (ремейк инициативы Д.Эйзенхауэра). Причина - китайские НИОКР последовательно и в расширяющемся масштабе развиваются

 

● Стратегия НТП в Китае

Основным источником технического прогресса является трансфер технологий, который осуществляется в результате прямых инвестиций из-за рубежа – Тайваня, Японии, Ю.Кореи, США и ЕС (филиалы зарубежных ТНК).

Кроме того, в Китае обосновались сотни научно-исследовательских центров зарубежного происхождения.

● Стратегия НТП в Китае

В Китае возрастает значение «эндогенных» технологий:

- собственные научные исследования (Китай занимает третье место в мире по расходам на НИОКР)

- совершенствование технологий, адаптированных в стране в результате трансфера (копируют зарубежные технологии)

● Американцы «проморгали»

1995 г. в Китае было проведено Всекитайское совещание по вопросам развития науки и техники, которое стало вехой в развитии страны.

● Хорошие результаты КНР в развитии науки и технологий:

● рассчитывают, что скоро у них появятся нобелевские лауреаты,

● исследование искусственного интеллекта,

● в Пекине действует уникальный циклотрон - исследования в области физики, энергетики, материалов, биологии, химии,

● в 2003 г. Китай стал третьим государтвом в мире после России и США, запустившим космический корабль с человеком на борту

● Вывод по НТП Китая

несмотря ни на что, Китай пока еще не стал страной, которая развивается на основе национальной инновационной системы, но он быстрыми темпами движется к этой цели

● Фундаментальные особенности развития научно-технического потенциала в России

1) общественный кризис 1990-х гг ., обусловивший невнимание к науке со стороны политической элиты

Но: наука – инерционный феномен. Пример Германии. По оценкам РАН, на преодоление последствий спада 1990-х гг. может потребоваться не менее 25 лет.

● Фундаментальные особенности развития научно-технического потенциала в России

2) слабость коммерциализации научных результатов. В настоящее время расходы на науку и образование (более 4% ВВП) превосходят расходы на оборону, но используются крайне неэффективно.

Причины:

- традиции советского времени, когда коммерциализация просто отсутствовала,

- российский бизнес, как и любой бизнес, не заинтересован в финансировании фундаментальных исследований

● Фундаментальные особенности развития научно-технического потенциала в России

3) Российская наука «стареет. «Утечка умов» без обратного движения, в отличие от Китая, Индии, Южной Кореи

● Что делать?
Первая точка зрения

Президент Д.Медведев (статья «Россия вперед», сентябрь 2009 г.): стратегия инновационного прорыва государства.

В развитие (академик Д.Львов): сконцентрироваться на тех инновационных направлениях, где Россия сильна – авиация, космос, ядерная энергетика, судостроение, металлургия, энергетическое машиностроение + передовые отрасли НТП – нано-, био-, информационные технологии

● Что делать?
Вторая точка зрения

А.Шохин (президент РСПП): модернизация должна предшествовать инновациям. Инновации – некие научные прорывы, модернизация – замена оборудования на более современное.

● Выводы:

● именно НТП меняет структуру системы МО в настоящее время: усиление влияния стран БРИК

● научно-технические потенциалы в странах БРИК развиты в разной степени. В Китае и России сильнее, Индии и Бразилии слабее

● этот потенциал в разных странах неодинаково хорошо связан с экономикой. Образцом для подражаний является Китай

● именно научно-технические потенциалы, внедряемые в экономику, создают условия для сотрудничества между странами БРИК, которые ограничены в доступе к базовым технологиям, распространенным в постиндустриальных странах

2. Построение глобального информационного общества в контексте МО

● Понятие информационного общества

Df. Глобальное информационное общество - историческая фаза возможного развития человеческой цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания.

NB! Почему «возможного» - т.к. не всё человечество сейчас живет в условиях информационного общества, а прогнозирование в МО носит стохастический характер.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений в следствии кардинальных изменений в сфере обработки информации

● Первая информационная революция

Связана с изобретением письменности.

 

Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению (например, древние шумерские и египетские письмена)

● Вторая информационная революция

Середина XVI в.- вызвана изобретением книгопечатания (в Европе)

● Третья информационная революция

Конец XIX в. - обусловлена изобретением электричества.

Появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в больших объемах

● Четвертая информационная революция

70-е гг. XX в. - изобретение микропроцессорной технологии и появление персонального компьютера

Три фундаментальные инновации:

● переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

● миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин (ЭВМ существовали и до 1970-х гг.);

● создание программно-управляемых устройств и процессов (напр., SPSS и Интернета)

 

● Интернет

Ведущая роль в управлении Интернетом принадлежит американской организации International Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN), которая была создана по решению правительства США в 1998 г. со штаб-квартирой в Калифорнии

Все страны выступают за интернационализацию Интернета и только США – против

● Интернет

Появились такие явления, как электронная торговля, а также электронное правительство

 

Лучшее в мире электронное правительство в Южной Корее ( 2009 г., на основе правительственных веб-сайтов 192 стран, эксперты ООН)

Лучшие электронные правительства городов: Сеул, Гонконг, Хельсинки, Сингапур, Мадрид, Лондон, Токио, Бангкок, Нью-Йорк, Вена.

● Интернет

Россия: в начале 2010 г. открыт новый интернет-сайт «Госуслуги», который пока содержит лишь спр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: