Общая схема диагностического процесса в работе с семьей.




 

Организуя диагностический процесс, психолог исходит преж­де всего из принципа разумной достаточности. Не следует рас­ширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Из всей мас­сы методик следует начинать с пер­вичной диагностики — жалоб родителей на ребенка, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, смотреть на причины ука­занных нарушений.

Ряд специалистов считают, что в основе стратегии диагно­стики семьи и семейного воспитания лежат два положения1:

первое (теоретическое) — причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать либо в особенностях отноше­ний родителей к ребенку и стиле их воспитания, либо в иска­жениях внутренней логики саморазвития ребенка, либо в не­правильно протекающих процессах отношений между детьми и родителями, либо в комбинации этих факторов;

второе (практическое) — заключается в построении структу­ры диагностики по принципу ветвящегося дерева: всякий по­следующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат иа предыдущем.

В ходе первичной психодиагностики, которая является не­продолжительной, психолог выявляет объекты и субъекты по­мощи. Для этого он должен ответить на четыре вопроса: 1) Мо­жет ли он сам оказать помощь семье? 2) Если нет, то к каким специалистам необходимо направить родителей или ребенка? 3) Кто в семье нуждается в его помощи? 4) Каков характер этой помощи?

Далее, психолог должен разобраться в характере жалобы ро­дителей, которая может быть обоснованной, частично обосно­ванной или необоснованной. От этого зависит характер диаг­ностических процедур (изучить личность ребенка или родите­лей, исследовать отношения к ребенку или межличностные от­ношения родителей и т. д.).

Наконец, само общение, наблюдение за поведением родите­лей могут дать психологу некоторые представления о семье.

Важно также узнать о том, как сами родители понимают из­лагаемую ими жалобу-проблему, правильно ли видят ее причи­ны и какой помощи ждут от психолога. Различные детерминан­ты жалоб родителей определяют тот или иной вид помощи и участие психолога в этом процессе:

1. Психологическая неграмотность родителей — информи­рование, разъяснение, консультирование психолога.

2. Искаженные родительские отношения — психокоррекционная работа психолога.

3. Психопатология родителей — направление на лечение к психиатру.

4. Дисгармония психического развития ребенка — психокоррекционная работа психолога.

5. Нарушение личностного развития ребенка — II этап диаг­ностики и психокоррекция ребенка и родителей.

6. Задержанное психическое развитие ребенка — консульта­ции психолога, направление к дефектологу.

7. Психическое недоразвитие ребенка — направление к де­фектологу.

8. Повреждение психического развития — направление к пси­хиатру.

9. Искаженное психическое развитие — направление к пси­хиатру.

Психолог делает свое первичное заключение о семье на ос­нове анализа жалобы родителей, которая по своей структуре имеет субъектно-объектную направленность (локус), на кого или на что жалуются родители. Родители могут жаловаться на ре­бенка, супруга, ситуацию, третьих лиц. Можно определить сле­дующие объекты жалоб родителей:

1) нарушение психического и соматического здоровья;

2) ролевое поведение;

3) соответствие поведения возрасту, психическим нормам;

4) индивидуальные психологические особенности;

5) психологическая ситуация;

6) объективные обстоятельства.

Характер работы с семьей во многом зависит и от самодиагноза, который может быть сформулирован в следующих терминах: «злая воля», «психические аномалии», «органический де­фект», «генетическая запрограммированность», «индивидуаль­ное своеобразие», «собственные неверные действия», «собст­венные личные недостатки», «влияние третьих лиц», «небла­гоприятная ситуация».

Разумеется, родитель, объясняющий проблемы ребенка ге­нетической обусловленностью или злой волей, не будет хоро­шим помощником психолога. Можно также заранее предполо­жить, как будут вести себя родители в зависимости от их запро­са, т.е. формы ожидаемой помощи: эмоциональная и мораль­ная поддержка, содействие в анализе, просьба об информации, просьба об обучении, просьба о помощи в избранной позиции, просьба об оказании влияния на кого-либо.

Вероятно, задача психолога — в какой-то мере ориентиро­ваться на запросы клиента, хотя превыше всего он ставит инте­ресы ребенка. Тактика психолога будет более эффективной, ес­ли на диагностическом этапе ему удастся определить основные поведенческие синдромы родителей, от самых тяжелых и редких до весьма распространенных.

1. Подозрения на душевные заболевания: •

а) сбивчивое, путанное изложение, нелогичность, бредовые идеи, галлюцинации;

б) неучет реакции консультанта;

в) отсутствие эмоциональных и поведенческих подтверждений самодиагноза;

г) исключительная психологичность проблем, формулируе­мых клиентом;

д) нереалистичность запроса.

2. Синдром поиска социальных союзников:

— много жалоб, субъективный локус которых — «третьи лица»;

— проблема клиента: привести их поведение в соответствие с законом, моралью, справедливостью;

— запрос: помогите повлиять, как заставить и т.п.;

— отношение к субъекту жалобы чаще негативное;

— отношение к консультанту утилитарное.

3. Синдромы детского неблагополучия и родительской тре­вожности:

— жалобы на ребенка;

— фаталистический самодиагноз;

— хочет помочь, но бессилен;

— просьба помочь ребенку;

— отношение к ребенку жалостливое, пессимистичное;

— отношение к консультанту деловое;

— гиперболизация нарушений у ребенка при отсутствии до­вольно значимых подтверждений.

4. Синдром нелюбящего родителя:

— жалобы те же, что в предыдущем случае;

— в объектном локусе жалобы подчеркнуто несоответствие поведения ребенка должному;

— в качестве самодиагноза: «злая воля»;

— добавляются: «аномалия», «генетическая запрограммиро­ванность»;

— отношение к ребенку с антипатией, неуважением;

— отношение к консультанту — ригидное;

— запрос: помогите переломить, переформировать, исправить.

5. Синдром неуверенного родителя:

— жалоба на ребенка;

— несоответствие ребенка идеалу;

— самодиагноз — неверные действия, слабость;

— проблема: не знаю, как...;

— запрос: помочь в выработке позиции и эмоциональной поддержке;

— отношение к ребенку с симпатией, но без достаточной близости;

— отношение к консультанту адекватное.

6. Синдром личностного неблагополучия:

— жалоба на свои переживания и состояния, неадекватные
эмоции, неправильные действия (похоже на состояние неврозов).

Реакция психолога на различные поведенческие синдромы кли­ентов должна быть дифференцированной. В первом случае он вынужден переадресовать клиента в медицинское учреждение; во втором — дать разъяснения психологического характера в крат­кой, сжатой форме; в третьем — провести дополнительную диаг­ностику детско-родительских отношений и обратиться к психо­терапии родителей; в четвертом случае ему следует быть осто­рожным в диагностике ребенка, а родителей включить в роди­тельскую группу. Для синдрома неуверенного родителя (5) пока­заны психодиагностика и терапия родителей, а при личностном неблагополучии пап и мам (6) необходимы формы работы, направленные на их личностный рост, индивидуальная терапия.

Выводы. Психодиагностика семьи и семейного воспита­ния не является самоцелью, она является основой для оказания индивидуализированной адресной помощи родителям и поэто­му требует вдумчивого исследовательского подхода психолога. Полученные данные полезно время от времени систематизи­ровать. Было бы полезно ежегодно проводить общий анализ полученных данных, выделяя ключевые родительские пробле­мы. Следует продумать и систему хранения информации: маг­нитофонные записи, карточки, графики, и др. Любая диагно­стическая информация — это повод к размышлению и практи­ческому действию.

 

 

Предлагаемая программа предназначена для коррекционно-реабилитационной работы с лицами, пережившими травмирующую ситуацию. Программа основана на теории и опыте экстремальной психологии, которая исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях. В программе использованы материалы, разработанные Республиканским Центром ППМС МО РС(Я), материалы курсов «Методы оказания психологической помощи в ситуациях суицидального риска» (ИМАТОН, Абдурашитова О.И.) и курсов ИПКРО «Психологическое сопровождение человека в экстремальных ситуациях» (Санкт-Петербург, Новоселов В.Н.).

Цель программы:

· комплексная психологическая помощь и поддержка лицам, вовлеченным в суицидальную ситуацию;

· профилактика суицидального поведения подростков.

Задачи:

· снизить эмоциональное напряжение;

· ускорить выход из экстремальной ситуации;

· купирование сопутствующих аффективных и вегетативных расстройств;

· достижение способности к эмпатии, к пониманию переживания, интересов других, способности к сопереживанию;

· сплочение группы: приобретение навыков равноправного общения, навыков взаимоподдержки;

· предотвращение межличностных конфликтов;

· помощь в преодолении депрессивного состояния;

· научить навыкам саморегуляции в стрессовых ситуациях;

· способствовать возвращению к нормальной жизни.

Целевые группы:

- педагоги и администрация школы;

- учащиеся: одноклассники, друзья – непосредственные свидетели случившегося;

- родители.

Принципы программы:

· «Не навреди!»

· Опора на доверие и взаимоподдержку.

· Опора на внутренние ресурсы личности.

· Соблюдение этических норм.

Продолжительность реализации программы – до шести месяцев.

Техническое оснащение: отдельная классная комната для проведения дебрифинга, тренинга и индивидуальной консультации; магнитофон, бумага, ручки, цветные карандаши, акварельные краски.

Показания для подбора группы:

· Дети, пережившие экстремальную ситуацию, непосредственные свидетели случившегося;

· Одноклассники суицидента;

· Педагоги, администрация школы, классный руководитель;

· Родители детей, переживших экстремальную ситуацию.

Показания для ведущего: профессиональная компетентность, наличие опыта работы в экстремальных ситуациях.

Реализует программу психолог, опытный педагог, социальный педагог.

Основные этапы реализации программы:

1. Проработка первой стадии психической травмы (в течение 48 часов после происшествия).

2. Пережить травмирующую ситуацию (через две недели).

3. Адаптация к изменившимся обстоятельствам (через месяц).

4. Восстановительный (от двух до шести месяцев).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: