Организуя диагностический процесс, психолог исходит прежде всего из принципа разумной достаточности. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Из всей массы методик следует начинать с первичной диагностики — жалоб родителей на ребенка, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, смотреть на причины указанных нарушений.
Ряд специалистов считают, что в основе стратегии диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения1:
первое (теоретическое) — причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать либо в особенностях отношений родителей к ребенку и стиле их воспитания, либо в искажениях внутренней логики саморазвития ребенка, либо в неправильно протекающих процессах отношений между детьми и родителями, либо в комбинации этих факторов;
второе (практическое) — заключается в построении структуры диагностики по принципу ветвящегося дерева: всякий последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат иа предыдущем.
В ходе первичной психодиагностики, которая является непродолжительной, психолог выявляет объекты и субъекты помощи. Для этого он должен ответить на четыре вопроса: 1) Может ли он сам оказать помощь семье? 2) Если нет, то к каким специалистам необходимо направить родителей или ребенка? 3) Кто в семье нуждается в его помощи? 4) Каков характер этой помощи?
Далее, психолог должен разобраться в характере жалобы родителей, которая может быть обоснованной, частично обоснованной или необоснованной. От этого зависит характер диагностических процедур (изучить личность ребенка или родителей, исследовать отношения к ребенку или межличностные отношения родителей и т. д.).
Наконец, само общение, наблюдение за поведением родителей могут дать психологу некоторые представления о семье.
Важно также узнать о том, как сами родители понимают излагаемую ими жалобу-проблему, правильно ли видят ее причины и какой помощи ждут от психолога. Различные детерминанты жалоб родителей определяют тот или иной вид помощи и участие психолога в этом процессе:
1. Психологическая неграмотность родителей — информирование, разъяснение, консультирование психолога.
2. Искаженные родительские отношения — психокоррекционная работа психолога.
3. Психопатология родителей — направление на лечение к психиатру.
4. Дисгармония психического развития ребенка — психокоррекционная работа психолога.
5. Нарушение личностного развития ребенка — II этап диагностики и психокоррекция ребенка и родителей.
6. Задержанное психическое развитие ребенка — консультации психолога, направление к дефектологу.
7. Психическое недоразвитие ребенка — направление к дефектологу.
8. Повреждение психического развития — направление к психиатру.
9. Искаженное психическое развитие — направление к психиатру.
Психолог делает свое первичное заключение о семье на основе анализа жалобы родителей, которая по своей структуре имеет субъектно-объектную направленность (локус), на кого или на что жалуются родители. Родители могут жаловаться на ребенка, супруга, ситуацию, третьих лиц. Можно определить следующие объекты жалоб родителей:
1) нарушение психического и соматического здоровья;
2) ролевое поведение;
3) соответствие поведения возрасту, психическим нормам;
4) индивидуальные психологические особенности;
5) психологическая ситуация;
6) объективные обстоятельства.
Характер работы с семьей во многом зависит и от самодиагноза, который может быть сформулирован в следующих терминах: «злая воля», «психические аномалии», «органический дефект», «генетическая запрограммированность», «индивидуальное своеобразие», «собственные неверные действия», «собственные личные недостатки», «влияние третьих лиц», «неблагоприятная ситуация».
Разумеется, родитель, объясняющий проблемы ребенка генетической обусловленностью или злой волей, не будет хорошим помощником психолога. Можно также заранее предположить, как будут вести себя родители в зависимости от их запроса, т.е. формы ожидаемой помощи: эмоциональная и моральная поддержка, содействие в анализе, просьба об информации, просьба об обучении, просьба о помощи в избранной позиции, просьба об оказании влияния на кого-либо.
Вероятно, задача психолога — в какой-то мере ориентироваться на запросы клиента, хотя превыше всего он ставит интересы ребенка. Тактика психолога будет более эффективной, если на диагностическом этапе ему удастся определить основные поведенческие синдромы родителей, от самых тяжелых и редких до весьма распространенных.
1. Подозрения на душевные заболевания: •
а) сбивчивое, путанное изложение, нелогичность, бредовые идеи, галлюцинации;
б) неучет реакции консультанта;
в) отсутствие эмоциональных и поведенческих подтверждений самодиагноза;
г) исключительная психологичность проблем, формулируемых клиентом;
д) нереалистичность запроса.
2. Синдром поиска социальных союзников:
— много жалоб, субъективный локус которых — «третьи лица»;
— проблема клиента: привести их поведение в соответствие с законом, моралью, справедливостью;
— запрос: помогите повлиять, как заставить и т.п.;
— отношение к субъекту жалобы чаще негативное;
— отношение к консультанту утилитарное.
3. Синдромы детского неблагополучия и родительской тревожности:
— жалобы на ребенка;
— фаталистический самодиагноз;
— хочет помочь, но бессилен;
— просьба помочь ребенку;
— отношение к ребенку жалостливое, пессимистичное;
— отношение к консультанту деловое;
— гиперболизация нарушений у ребенка при отсутствии довольно значимых подтверждений.
4. Синдром нелюбящего родителя:
— жалобы те же, что в предыдущем случае;
— в объектном локусе жалобы подчеркнуто несоответствие поведения ребенка должному;
— в качестве самодиагноза: «злая воля»;
— добавляются: «аномалия», «генетическая запрограммированность»;
— отношение к ребенку с антипатией, неуважением;
— отношение к консультанту — ригидное;
— запрос: помогите переломить, переформировать, исправить.
5. Синдром неуверенного родителя:
— жалоба на ребенка;
— несоответствие ребенка идеалу;
— самодиагноз — неверные действия, слабость;
— проблема: не знаю, как...;
— запрос: помочь в выработке позиции и эмоциональной поддержке;
— отношение к ребенку с симпатией, но без достаточной близости;
— отношение к консультанту адекватное.
6. Синдром личностного неблагополучия:
— жалоба на свои переживания и состояния, неадекватные
эмоции, неправильные действия (похоже на состояние неврозов).
Реакция психолога на различные поведенческие синдромы клиентов должна быть дифференцированной. В первом случае он вынужден переадресовать клиента в медицинское учреждение; во втором — дать разъяснения психологического характера в краткой, сжатой форме; в третьем — провести дополнительную диагностику детско-родительских отношений и обратиться к психотерапии родителей; в четвертом случае ему следует быть осторожным в диагностике ребенка, а родителей включить в родительскую группу. Для синдрома неуверенного родителя (5) показаны психодиагностика и терапия родителей, а при личностном неблагополучии пап и мам (6) необходимы формы работы, направленные на их личностный рост, индивидуальная терапия.
Выводы. Психодиагностика семьи и семейного воспитания не является самоцелью, она является основой для оказания индивидуализированной адресной помощи родителям и поэтому требует вдумчивого исследовательского подхода психолога. Полученные данные полезно время от времени систематизировать. Было бы полезно ежегодно проводить общий анализ полученных данных, выделяя ключевые родительские проблемы. Следует продумать и систему хранения информации: магнитофонные записи, карточки, графики, и др. Любая диагностическая информация — это повод к размышлению и практическому действию.
Предлагаемая программа предназначена для коррекционно-реабилитационной работы с лицами, пережившими травмирующую ситуацию. Программа основана на теории и опыте экстремальной психологии, которая исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях. В программе использованы материалы, разработанные Республиканским Центром ППМС МО РС(Я), материалы курсов «Методы оказания психологической помощи в ситуациях суицидального риска» (ИМАТОН, Абдурашитова О.И.) и курсов ИПКРО «Психологическое сопровождение человека в экстремальных ситуациях» (Санкт-Петербург, Новоселов В.Н.).
Цель программы:
· комплексная психологическая помощь и поддержка лицам, вовлеченным в суицидальную ситуацию;
· профилактика суицидального поведения подростков.
Задачи:
· снизить эмоциональное напряжение;
· ускорить выход из экстремальной ситуации;
· купирование сопутствующих аффективных и вегетативных расстройств;
· достижение способности к эмпатии, к пониманию переживания, интересов других, способности к сопереживанию;
· сплочение группы: приобретение навыков равноправного общения, навыков взаимоподдержки;
· предотвращение межличностных конфликтов;
· помощь в преодолении депрессивного состояния;
· научить навыкам саморегуляции в стрессовых ситуациях;
· способствовать возвращению к нормальной жизни.
Целевые группы:
- педагоги и администрация школы;
- учащиеся: одноклассники, друзья – непосредственные свидетели случившегося;
- родители.
Принципы программы:
· «Не навреди!»
· Опора на доверие и взаимоподдержку.
· Опора на внутренние ресурсы личности.
· Соблюдение этических норм.
Продолжительность реализации программы – до шести месяцев.
Техническое оснащение: отдельная классная комната для проведения дебрифинга, тренинга и индивидуальной консультации; магнитофон, бумага, ручки, цветные карандаши, акварельные краски.
Показания для подбора группы:
· Дети, пережившие экстремальную ситуацию, непосредственные свидетели случившегося;
· Одноклассники суицидента;
· Педагоги, администрация школы, классный руководитель;
· Родители детей, переживших экстремальную ситуацию.
Показания для ведущего: профессиональная компетентность, наличие опыта работы в экстремальных ситуациях.
Реализует программу психолог, опытный педагог, социальный педагог.
Основные этапы реализации программы:
1. Проработка первой стадии психической травмы (в течение 48 часов после происшествия).
2. Пережить травмирующую ситуацию (через две недели).
3. Адаптация к изменившимся обстоятельствам (через месяц).
4. Восстановительный (от двух до шести месяцев).