Тема 1. Введение: задачи, структура и проблемы современной экономической науки.




Из курса «Методология научного исследования»

Знать:

- Теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;

Уметь:

- анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;

- использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;

Владеть:

- современными методами научного исследования в предметной сфере;

- способами осмысления и критического анализа научной информации;

- навыками совершенствования и развития своего научно потенциала.

 

 

 

 

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие компетенции, соотнесенные с общими целями ОП ВО:

 

Коды компетенции Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-1 Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу Знать: основные принципы, законы и категории экономических знаний в их логической целостности и последовательности Уметь: использовать экономические знания для выявления и оценки тенденций развития глобальной экономической системы, переносить экономическое мировоззрение в область материально-практической деятельности Владеть: способностью абстрактно мыслить, анализировать, синтезировать получаемую информацию.
ПК-1 Способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления,составлять программу исследований Знать: современные традиционные и инновационные методы и средства для анализа и решения исследовательских задач, анализировать, систематизировать и оценивать результаты научных исследований. Уметь: выявлять перспективные направления экономических исследований и составлять программу научного исследования. Владеть: навыками применения современных ИКТ как инструмента проведения научного исследования.
ПК-2 Способность обосновывать актуальность,теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования Знать:закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне; основной инструментарий экономической науки, методологию современного количественного анализа, направленного на получение практически значимого результата Уметь: определять актуальность, практическую и теоретическую значимость, ключевые инаиболее перспективные направления экономических исследований. Владеть навыками проведения научных исследований в области экономики
ПК-13 способностью применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования Знать: цели, задачи, структуру и содержание дисциплин, рассматривающих вопросы микроэкономики; Уметь: применять современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач; вступать во взаимодействие с коллегами для достижения профессиональных целей; Владеть: навыками ведения деловых переговоров, организует групповую деятельность, понимает ценность группового взаимодействия;

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1.Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

Для направления подготовки 38.04.01 «Экономика»

профиля «Экономика и управление предпринимательством»

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов (3 зачетных единицы) их распределение по видам работ представлено в табл.1.

Таблица 1

Вид работы Форма обучения
Очная Заочная
Семестр изучения
Номера семестров Номера семестров
Кол-во часов Кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану    
Контактная работа, в том числе:    
лекции    
практические занятия    
консультации    
другие виды контактной работы    
Самостоятельная работа, в том числе:    
изучение теоретического курса самоподготовка к текущему контролю знаний подготовка и защита реферата    
контрольная работа      
подготовка к зачету    
Вид промежуточного контроля Зачет   Зачет  

 

4.2.Содержание и тематическое планирование дисциплины

Тематический план дисциплины

Для направления подготовки 38.04.01 «Экономика»

профиля «Экономика предприятий и организаций»

Очная форма обучения

Таблица 2

Разделы учебной дисциплины Семестр Всего, час Вид контактной работы,час   Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия Др. формы конт.работы СРС
Тема 1. Введение: задачи, структура и проблемы современной экономической науки.       - -   Собесед.; Участие в практ. занятии.
Тема 2.Генезис и современное состояние экономической науки в России       - -   Собесед.; Участие в практ. занятии.
Тема 3. Современная экономическая наука как система наук         -   Собесед.; Участие в практ. занятии.
Тема 4. Проблемы методологии современной экономической науки         -   Собесед.; Участие в практ. занятии.
Тема 5. Взаимодействие экономической науки с другими науками         -   Собесед.; Участие в практ. занятии.
Тема 6. Проблемы высшего экономического образования в современной России         -   Собесед.; Участие в практ. занятии.
Тема 7. Интеграция экономической науки и экономического образования         -   Собесед.; Участие в практ. занятии.
Подготовка к зачету         -   зачет
ВСЕГО за год              
   

 

4.2.Содержание и тематическое планирование дисциплины

Тематический план дисциплины

Для направления подготовки «Экономика»

профиля «Экономика предприятий и организаций»

Заочная форма обучения

 

Таблица 3

 

Разделы учебной дисциплины Семестр Всего, час Вид контактной работы,час   Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия Др. формы конт.работы СРС
Введение: задачи, структура и проблемы современной экономической науки               Собесед.; Участие в практ. занятии
Современная экономическая наука как система наук             Собесед.; Участие в практ. занятии.
Проблемы методологии современной экономической науки             Собесед.; Участие в практ. занятии.
Проблемы высшего экономического образования в современной России             Собесед.; Участие в практ. занятии.
Контрольная работа              
Подготовка к зачету             зачет
ВСЕГО за год              

 

Практические занятия

Для направления подготовки «Экономика»

профиля «Экономика предприятий и организаций»

Очная форма обучения

 

Таблица 4

№ раздела Наименование практических работ Кол-во ауд. часов
3. Роль экономической науки в развитии общества. Вопросы для обсуждения  
4. Экономическая методология. Классификация методов экономических исследований.  
Общенаучная и частнонаучнаяметодология. Обсуждение эссе и рефератов.  
5. Взаимодействие экономической науки с другими науками Анализ проблемных ситуаций.    
  6. Конкурентоспособность услуг высшего экономического образования в современных условиях.    
Проблемы непрерывного образования в современной России. Анализ проблемных ситуаций.  
7. Университеты предпринимательского типа: проблемы и перспективы развития. Деловая игра.  

 

Практические занятия

Для направления подготовки «Экономика»

профиля «Экономика и управление предпринимательством»

Заочная форма обучения

 

Таблица5

№ раздела Наименование практических работ Кол-во ауд. часов
1. Роль науки в развитии общества.  
 
2. Цели, задачи методологии. Классификация методов экономических исследований. Общенаучная и частнонаучная методология  
3. Проблемы непрерывного экономического образования в современной России: соотношение проблем содержания и организации экономического образования.  

 

4.3.Содержание тем дисциплины.

 

Тема 1. Введение: задачи, структура и проблемы современной экономической науки.

Содержание, структура и специфические особенности науки как особого вида деятельности. Понятие экономической науки. Формирование и развитие экономической науки. Предмет экономической науки. Сущность экономических явлений. Закономерности экономических явлений. Предмет экономической науки. Соотношение микроэкономики, макроэкономики, мезаэкономики, мегаэкономики.

Задачи экономической науки. Познавательная задача. Мировозренческая задача. Прогностическая задача. Практическая задача. Экономические модели и их классы (описательные, объяснительные, прогностические и модели принятия решений).

Идеологические функции экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая наука. Социальная роль экономической науки.

Структура экономической науки. Экономическая теория в структуре экономических наук. Направления исследований разных сфер экономики и соотношение их предметов.

Проблемы современной экономической науки: онтологические и гносеологические.

Охват экономической наукой новых сфер экономической жизни. Дисгармония в развитии современной экономической науки. Необходимость трансформация экономической науки и поиск новой парадигмы. Соотношение интенсивности изменения экономической действительности и скорости изменения ее изучения экономической наукой.

Перспективы модернизации экономической науки.

 

 

Тема 2.Генезис и современное состояние экономической науки в России

Генезис экономической науки в истории России. Дореволюционные экономические научные школы. Подчинение экономической науки политике тоталитарного государства. Кризис политической экономии социализма и советских научных школ.

Становление экономической науки в реформенных условиях современной России. Формирование научных центров экономической мысли в современной России. Включение российской экономической науки в систему мировой экономической науки.

Место и роль экономической науки в обществе: эволюция взглядов. Социальная роль экономической науки в современном реформируемом, информационном обществе.

Концепция устойчивого развития и ее влияние на развитие современного общества, экологическая безопасность, экологическая устойчивость. Научное обоснование экономической безопасности и структурных изменений в обществе, в сфере занятости, социально-политической стабильности в стране.

Необходимость качественного скачка в экономической науке и требуемые финансово-организационные условия. Соотношение рыночных и нерыночных принципов финансирования экономической науки. Роль системы российского экономического образования в повышении качества отечественной экономической науки.

Тема 3. Современная экономическая наука как система наук.

Структура экономики как функционального целого и ее отражение в структуре экономической науки.

Соотношение общих и частных, теоретических и прикладных экономических наук. Интеграция научного знания на стыке экономической теории и частных экономических наук. Роль экономической теории как методологической основы экономической науки.

Отражение соотношения реального и финансового секторов экономики в структуре экономических научных отраслей.

Системность в науке и система экономических наук как целостная совокупность научных дисциплин.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: