Экономическая методология как направление экономических исследований. Классификация методов экономических исследований. Всеобщие, общие и частные экономические методы. Научные и ненаучные, логические и нелогические, количественные и качественные экономические методы. Теоретические и эмпирические методы исследования в экономике. Исторический метод в анализе экономической действительности. Основные исторические школы в экономической методологии. Эволюционный метод в экономическом исследовании. Наблюдение и эксперимент в экономических исследованиях. Статистический метод в экономическом анализе. Математический метод в экономических исследованиях.
Аналитический, синтетический, индуктивно-вероятностный и гипотетико-дедуктивный методы исследования экономической реальности.
Становление системного мышления в экономической науке. Системный метод исследования и аксиомы общей теории систем. Результаты применения системного метода к экономическим исследованиям. Проблемы соотношения системного метода исследования и структурализма в экономической науке.
Тема 5. Модели рыночной экономики и взаимодействие экономической науки с другими науками
Понятие моделей рыночной экономики. Критерии модели экономики. Соотношение традиционных моделей «чистого капитализма», «смешанной экономики» и «социального рыночного хозяйства». Национальная экономика как система. Вопросы применения синергетических подходов к экономическим категориям и к экономической системе в целом. Методология моделирования систем. Имитационные модели и отражение проявления системного эффекта.
Формирование модели российской экономики в ходе современной рыночной реформы. Институциональные особенности российской модели экономики и их отражение в экономической науке. Влияние глобализации на формирование российской модели экономики. Внутренние политические факторы, влияющие на формирование российской модели экономики.
Понятие национальной экономической науки. Становление российской экономической науки: условия и факторы. Взаимодействие российской экономической науки с экономическими науками других стран.
Экономическая реальность как объект социальных исследований. Взаимодействие экономической науки с социальными науками на уровне методологии и общности социального объекта. Экономическая социология и ее предмет. Взаимодействие экономической науки с политологией.
Взаимодействие экономической науки с естественными науками.
Тема 6. Проблемы высшего экономического образования в современной России
Особенность типов образовательных систем в различных странах.
Сравнение типов высшего экономического образования в американской и европейской системах. Британский тип высшего образования.
Сравнение российской и американской системы высшего экономического образования.
Университет как универсальный тип высшего образования.
Высшая школа экономики как форма высшего экономического образования.
Развитие качества трудовых ресурсов в системе образования. Формирование экономической культуры трудовых ресурсов.
Развитие экономического образования в общей системе российского образования. Актуальные мотивационные аспекты получения экономического образования. Современный рынок труда и экономическая подготовка в различных звеньях образования
Тенденция интернационализации образования. Понятие конкурентоспособности услуг экономического образования.
Соотношение качества преподавания, трудоустройства и стартовой зарплаты выпускников. Ключевые критерии результатов деятельности вуза: конкурентоспособность выпускника вуза, профессиональная подготовка выпускника вуза, адаптивность выпускника вуза, общественная значимость вуза.
Болонский процесс и конкурентоспособность услуг экономического образования.
Непрерывное образование как фактор реализации личностью смысла жизни. Управление качеством экономического непрерывного образования. Современные подходы к управлению качеством персонала в системе экономического непрерывного образования. Предпрофильная и профильная подготовка в системе непрерывного образования.
Дистанционные технологии как условие повышения качества в системе непрерывного образования. Технологии оценки качества образования в системе непрерывного образования.
Экономико-правовое образование как фактор повышения качества образования.
Управление качеством подготовки руководителей образовательных учреждений в системе непрерывного образования.
Экономическое образование в системе среднего профессионального образования. Федеральная целевая программа развития образования на 2010-2020 гг. и необходимость применения эффективных механизмов и методов преодоления кризисных явлений в сфере образования. Экономическое образование в связи с реализацией. Приоритетного национального проекта «Образование».
Качество управления дополнительным экономическим образованием в общеобразовательных учреждениях (дошкольным, общим, профессиональным).