Текущее состояние потребительского рынка г. Брянска и Брянской области




 

Современный потребительский рынок Брянской области – стабильный, с высокой степенью товарной насыщенности, развитой сетью предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, высокой предпринимательской активностью.

По состоянию на 1 января 2012 года в области насчитывается 6620 предприятий торговли, 880- объектов мелкорозничной сети, 47 рынков и 29 ярмарок, 1634 предприятия общественного питания, 1580 -бытовых услуг.

В 2011 году сеть предприятий торговли увеличилось на 86 предприятий, что позволило дополнительно создать более 2000 рабочих мест

Обеспеченность торговыми площадями в расчете на тысячу жителей области составила 420 кв. метров, в областном центре- 630 кв.метров.

В условиях экономического кризиса темп роста розничного товарооборота несколько снизился в основном за счет уменьшения расходов населения на приобретение непродовольственных товаров. В 2011 году розничный товарооборот составил 92,4 млрд. рублей, что в товарной массе на 2,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В тоже время по продовольственной группе товаров товарооборот вырос на 3,5%. В структуре товарооборота удельный вес продовольственных товаров составляет 52,5%. По темпам роста товарооборота наша область входит в пятерку лидеров среди областей центрального Федерального округа.

Оборот на душу населения составил 71тыс.рублей, против 65 тыс. руб. в 2009году.

Состояние областного потребительского рынка в прошедшем году позволяло полностью удовлетворить платежеспособный спрос населения стабильными товарными запасами для бесперебойной торговли 30 дней.

Большое внимание на всех уровня уделялось созданию новых форматов магазинов с передовой технологией торгового обслуживания.

Принятая администрацией области Программа развития конкуренции на продовольственном рынке Брянской области на 2009-2013годы способствует созданию условий для формирования конкурентной среды в сфере производства и реализации продовольственных товаров, совершенствованию и развитию инфраструктуры розничной торговли, стабилизации ситуации на рынке социально-значимых товаров. В рамках Программы за последние несколько лет открылись крупные торговые центры «Мельница», «МЕТРО», третий гипермаркет сети «Линия», «Свенская ярмарка», ресторан «Августин», пиццерия «Сто пудов», магазины «Магнит» ЗАО «Тандер» в г. Фокино, Погар, Жуковка и другие.

По методу самообслуживания работают 308 продовольственных магазинов, из них в сельской местности- 83.

Важную роль в сфере товарного обращения играет оптовая торговля, являющаяся связующим звеном между производителем и покупателем.

В 2010 году общий объем оборота оптовой торговли составил почти 69 млрд. рублей.

В настоящее время оптовой торговлей занимаются 712 оптово-посреднических предприятий, из них 330- осуществляют поставку продовольственных товаров, причем около 80 процентов - это мелкие фирмы. За последний год количество оптовых предприятий сократилось на 20. В основном закрываются мелкие оптовики.

По-прежнему значительная роль в обеспечении населения потребительскими товарами отводится рынкам. В структуре формирования оборота розничной торговли наметилась тенденция снижения удельного веса продажи товаров на розничных рынках. За последние 5 лет удельный вес продаж на рынках сократился с 30% до 18%.

По районам области этот показатель значительно разнится. В 24 районах и городах области доля рынков в общем объеме розничной торговли не превышает 18%.

По состоянию на 1 января 2012 года в области функционирует 47 рынков на 16400 торговых мест, из них 24- частные, 17- муниципальные, 6- потребительской кооперации, 10 сельхозрынков на 1450 торговых мест (4 в г.Брянске, по одному в Почепский, Красногорский, Карачевский, Дятьковском, Мглинском, Суражском районах).

На постоянной основе работают 29 ярмарок почти на 5000 мест.

В 2010 году индекс потребительских цена на товары и услуги составил 110,6%, что на 4,7% ниже, чем в 2009г., также ниже уровня 2009 года сложились индексы по продовольственным товарам и платным услугам, несколько выше по не продовольственным товарам.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

 

Сводка и группировка

 

Сводка – научно организованная обработка материалов наблюдения (по заранее разработанной программе), включающая в себя кроме обязательного контроля собранных данных, систематизацию, группировку материалов, составление таблиц, получение итогов по группам и в целом. Программа сводки включает определение групп и подгрупп, системы показателей и видов таблиц.

Группировка – разбиение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку или объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по каким-либо признакам. Устойчивое разграничение объектов называется классификацией или стандартом, в котором каждая атрибутивная запись может быть отнесена лишь к одной группе или подгруппе. Метод группировки основывается на двух категориях – группировочном признаке и интервале.

По данным рис.3 проведем группировку рынков количеству мест.

Рис. 3. Рынки муниципальных районов Брянской обл. в 2012г.

1) Определение числа групп определяется по формуле Стерджесса:

n = 1 + 3,322 , где n- число групп, N – число единиц совокупности;

n=1+3,322lg13=4,7 ≈5 групп;

Интервал – разница между максимальным и минимальным значениями признака в каждой группе. Каждый интервал имеет нижнюю (наименьшее значение признака) и верхнюю (наибольшее значение признака) границы или одну из них.

2) Величина интервала определяется по формуле:

, где xmax и xmin - максимальное и минимальное значение признаков в совокупности, n – число групп.

I=(680-171)/5=101,8

Далее образуем группы, отстающие друг от друга на величину равную 2,5. Данные по группам представлены в табл. 1.

Таблица 1

Группировка паштетов по объему хранения

Интервал Муниципальное образование Количество
171-272,8 Брянский, Выгоничский, Красногорский, Мглинский, Навленский, Суземский, Суражский, Город Сельцо  
272,8-374,6 Карачевский  
374,6-476,4 Город Стародуб, Трубчевский  
476,4-578,2 Унечский  
578,2-680 Почепский  

 

Проведенная группировка муниципальных образований по количеству торговых мест показала, что в наибольшем количестве МО количество мест на рынке находится в пределах 171-272,8.

Средние величины

 

Средняя величина – это обобщающий показатель статистической совокупности, который погашает индивидуальные различия значений статистических величин, позволяя сравнивать разные совокупности между собой.

По данным таблицы 2 рассчитаем средние величины стоимости прямых джинсов и юбок.

Таблица 2

Нижний уровень цен на товары

Рынки Володарский Бежицкий Советский Фокинский
Джинсы прямые        
Юбки        

 

Рассчитаем среднюю нижнюю цену на прямые джинсы

Х=(1400+1550+1600+1200)/4=1437, 5 руб

Рассчитаем среднюю верхнюю цену на юбки

Х=(900+1000+1300+800)/4=1000 руб

Средняя цена на прямые джинсы составляет 1437,5 руб, на юбки- 1000 руб.

На следующем этапе рассчитаем структурные средние, используя данные таблицы 3.

Таблица 3

Расчетные данные

№, пп Интервал Количество наименований Накопленная частота
  171-272,8    
  272,8-374,6    
  374,6-476,4    
  476,4-578,2    
  578,2-680    

 

Мода — это наиболее часто встречающийся вариант ряда. Мода применяется, например, при определении размера одежды, обуви, пользующейся наибольшим спросом у покупателей. Модой для дискретного ряда является варианта, обладающая наибольшей частотой. При вычислении моды для интервального вариационного ряда необходимо сначала определить модальный интервал (по максимальной частоте), а затем — значение модальной величины признака по формуле:

,

‑ нижняя граница модального интервала;

‑ величина интервала;

‑ частота модального интервала;

‑ частота интервала, предшествующего и следующего за интервалом.

Модальный интервал 171-272,8

Мо = 171 +101,8∙8/(8+(8-1))= 225,29 (шт)

Медиана — это значение признака, которое лежит в основе ранжированного ряда и делит этот ряд на две равные по численности части.

Для определения медианы в дискретном ряду при наличии частот сначала вычисляют полусумму частот, а затем определяют, какое значение варианта приходится на нее.

При вычислении медианы для интервального вариационного ряда сначала определяют медианный интервал, в пределах которого находится медиана, а затем — значение медианы по формуле:

,

x0 – нижняя граница медианного интервала;

h – величина интервала;

Σf – сумма частот или число членов ряда;

Sm-1 – сумма накопленных частот, интервалов, предшествующих медиане;

fm – частота медианного интервала.

Медианный интервал 171-272,8

Ме = 171 + 101,8*13/2*8 = 253,7 (шт)

 

2.3. Показатели вариации

 

Вариация – это несовпадение уровней одного и того же показателя у разных объектов.

По полученным в ходе группировки данным рассчитаем показатели вариации (табл. 4).

Для расчета показателей вариации используем данные по продажам джинсов разной ценовой категории за неделю в мае 2013г.

Таблица 4

Промежуточная таблица

Размер групп по цене Коли-чество шт Расчетные показатели
Середина интер-вала xi x*f xi - xcp (xi-xcp)*f (xi-xcp)2 (xi-xcp)2*f
1000-1200       275,08   75667,31 5902050,46
1200-1400       75,08   5636,54 586200,615
1400-1600       124,92 10743,4 15605,78 1342096,66
1600-1800       324,92 18520,6 105575,01 6017775,34
Итого             13848123,1

 

К показателям вариации относятся:

1.Размах вариации – наиболее простую меру колеблемости:

К = Xmax – Xmin

К= 1800-1000=800

2.среднее линейное отклонение d (средняя арифметическая абсолютных значений отклонений отдельных вариантов от их средней арифметической):

Хср=1375,077

58528/375=180;

d=50000/9=5555,55

3.Дисперсия (средний квадрат отклонений вариантов от их средней величины):

13848123,1/375=42609,61

4.среднее квадратическое отклонение σ(обобщающая характеристика размеров вариации признака в совокупности):

 

s=206,42

5.коэффициент вариации (выраженное в процентах отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической):

;

u=206,42/1375,077=0,15=15%

Величина коэффициента вариации меньше 40%, значит средняя надежна и ее можно использовать в экономическом анализе.

2.4. Применение метода выборочного наблюдения

Выборочное наблюдение – это такое несплошное наблюдение, при котором отбор подлежащих обследованию единиц осуществляется в случайном порядке, отобранная часть изучается, а результаты распространяются на всю исходную совокупность.

Совокупность, из которой производится отбор, называется генеральной совокупностью (N). Совокупность отобранных единиц – выборочной совокупностью (n).

Таблица 5

специализированные сельскохозяйственные рынки  
Карачевский муниципальный район              
Красногорский муниципальный район              
Почепский муниципальный район              
Суражский муниципальный район              
Городские округа Брянской области              
Город Брянск              
Брянский муниципальный район              

 

Примем за выборочную совокупность количество мест на специализированных сельскохозяйственных рынках в 2012 г. (табл. 5). Тогда N=7, n= 3 наименования. Выбираем муниципальные районы: Почепский, Суражский, городской округ г.Брянска

Расчеты ведем с вероятностью 0,954 (t=2).

(89+110+52)/3=83,6 мест.

Рассчитаем дисперсию:

(29,16+696,96+998,56)/3= 574,9

 

Средняя ошибка выборки будет равна:

DC=2Ö(574,9(1-3/7)/3)=21 место.

 

83,6-21≤Х≤83,6+21

62,6≤Х≤104,6

Среднее количество мест на специализированных сельскохозяйственных рынках составляет от 62 до 104 мест.

2.5. Ряды динамики

Ряд динамики – последовательность упорядоченных во времени числовых показателей, характеризующих уровень развития изучаемого явления. Ряд динамики характеризуется двумя параметрами: уровнем ряда и показателем времени. Уровни ряда могут задаваться абсолютными, относительными и средними величинами. Ряды динамики относительных и средних величин строят на основе рядов абсолютных величин. Выделяют следующие виды рядов динамики:

Одной из важнейших задач статистики является определение в рядах динамики общей тенденции развития явления. С этой целью ряды динамики подвергаются обработки одним из следующих методов:

1. Приведение рядов к одному основанию.

2. Разбивка ряда на короткие периоды.

3. Сглаживание способом скользящих (подвижных) средних.

4. Метод аналитического выравнивания.

1 Приведение ряда к одному основанию. Суть этого метода в том, что показатели каждого ряда выражаются в % к первому или любому другому члену ряда.

На основе данных табл. 6 рассчитаем динамику выручки продажи курток на Советском рынке за период 2-7 апреля 2013 г. в одном торговом месте.

Анализ полученных данных показал, что выручка распределена не равномерно. Наибольшее увеличение произошло 6,04 относительно 2.04.

2. Разбивка ряда на короткие периоды. Для выявления тенденций длинных колеблющихся рядов их разбивают на более короткие периоды, а затем определяют уровень по каждому периоду.

3.Сглаживание способом скользящих (подвижных) средних применяют с целью сглаживания колеблемости, вызванной действием случайных величин (табл. 7).

 

Таблица 6

Динамика продаж, руб.

число Выручка В % ко 2.04.13
2,04    
3,04    
5,04    
6,04   159,6
7,04   144,73

 

Для анализа динамического ряда в таблице 9 используется метод скользящих средних. Скользящие средние получаются путем последовательного сдвига на одну дату суммируемых показателей, которые затем делят на число дат. Метод позволяет сглаживать колеблемости, вызванные действием случайных причин.

Таблица 7

Метод скользящей продвижения средней

число Выручка 2-х подвиж. итога 3-х подвиж. итога
2,04   - -
3,04     -
4,04     11533,33
5,04     11333,33
6,04     12533,33
7,04     15166,66

 

Наглядно действие этого метода можно представить на рисунке 4.

Рис. 4. Метод скользящих средних

На графике заметно постепенное сглаживание линий, что отражает наиболее важные колебания ряда.

4. Применим метод аналитического выравнивания. Суть этого метода заключается в нахождении такого уровня плавного движения ряда, который, приближаясь к первоначальному (эмпирическому ряду), будет наиболее полно характеризовать основную тенденцию динамики. Для этого уровни ряд уусловно рассматриваются как функция времени t, а фактические уровни ряда заменяются такими теоретическими, которые наименее отклоняются от эмпирических. Выравнивание происходит по методу наименьших квадратов.

 

В зависимости от года t валовое накопление основного капитала по ЦФО изменяется по закону:

Yтеор. = a0+a1t, где a0, a1 – параметры уравнения регрессии.

Найдем параметры уравнения регрессии, решив систему уравнений, составленную по методу наименьших квадратов:

Промежуточные значения расчетов приведены в таблице 8.

Таблица 8

Аналитическое выравнивание себестоимости продукции

дата №   Выручка, руб. t2 t*y Yтеор
2,04          
3,04          
4,04          
5,04          
6,04          
7,04          
Итог          

 

a0=9500

а1=1100

Значит Yтеор.=9500+1100t

Полученные данные изображены на рисунке 5.

Рис. 5.Фактическое и расчетное количество товаров, шт

Таблица 9

Расчет абсолютных и относительных показателей динамики

Показатель Цепной метод расчёта Базисный метод расчёта
1. Абсолютный прирост
2. Коэф. роста
3. Темп роста
4. Темп прироста
5. Абсолютное значение 1% прироста

y i - уровень сравниваемого периода;

y 0 - уровень базисного периода;

y i-1 - уровень предшествующего периода.

Средние показатели ряда динамики

Средний уровень ряда – показатель, обобщающий итоги развития ряда за единичный интервал или момент времени из имеющейся временной последовательности.

= (11400+14600+8600+10800+18200+16500)/6=13350

Это означает, что за неделю средняя выручка за день составила 13350 руб.

Средний абсолютный прирост определяется путем распределения суммарного объема изменения признака поровну между всеми промежутками времени.

=(16500-11400)/5= 1020

Это означает, что в течение рассмотренного периода выручка увеличилась на 1020 руб.

Таблица 10

Аналитические показатели ряда динамики

дата Выручка, руб.. Абсолютный прирост Темп роста, % Темп прироста, % Абсолютное значение 1% прироста
цепной базисный цепной базисный цепной базисный цепной базисный
2,04                  
3,04   1,28 1,28 128,07 128,07 28,07 28,07    
4,04   0,59 0,75 58,90 75,44 -41,10 -24,56    
5,04   1,26 0,95 125,58 94,74 25,58 -5,26    
6,04   1,69 1,60 168,52 159,65 68,52 59,65    
7,04   0,91 1,45 90,66 144,74 -9,34 44,74    

Средний коэффициент роста определяется по формуле:

=1,07

Это означает, что каждый день выручка увеличивалась в 1,077 раз.

Средний темп роста наиболее часто используемый показатель, который служит обобщающей характеристикой ряда динамики, и определяется по формуле:

Это означает, что ежедневно выручка менялась на 107% к уровню предыдущегодня.

Средний темп прироста определяется по формуле:

Это означает, что ежедневно выручка увеличивалась на 7%.

Средняя величина абсолютного значения одного % прироста определяется по формуле:

Это означает, что 1% прироста выручки составляет 145,7 руб.

 

2.6. Индексный анализ товарооборота

Индекс - это относительный показатель, характеризующий изменение величины количественного явления во времени, пространстве по сравнению с любым эталоном.

Классификация индексов проводится по трем признакам:

1. По характеру изучаемых объектов - индексы количественных и качественных показателей.

2. По степени охвата элементов явления индексы делят на индивидуальные и общие (сводные).

По данным приведенным в таблице 11 рассчитаем индексы товарооборота, переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов.

 

Таблица 11

Объемы реализованной продукции в натуральном и денежном выражении

Наименование продукции Реализовано, шт Общая стоимость реализованной продукции, руб
       
шорты        
жилетки        

 

Определим как изменились цены II периода по сравнению с I периодом.

Таблица 12

Индексный анализ товарооборота

Товар I период II период Товарооборот, руб.
P0 q0 P1 q1 P0q0 P1q1 P0q1
шорты              
жилетки              
               

 

1)Определим индивидуальные индексы цен:

Ip=p1/p0

Ipш=800/750=1,06

Ipж=1100/900=1,22

В 2012г. цена на шорты повысилась на 6%, на жилетки – на 22%.

2)Определим индивидуальные индексы физического объема:

Iq=q1/q0

Iqш= 6340/5900=1,075

Iqж=2450/2380=1,03

В 2012г. объем продаж шортов увеличился на 7,5%, жилеток – на 3%.

3) Определим индивидуальный индекс товарооборота:

Ipq=q1p1/q0p0

Ipqш=5072000/4425000=1,15

Ipqж=2695000/2142000=1,23

В 2012г. по сравнению с 2011г. товарооборот шортов повысился в 1,15 раз за счет роста цен на 6% и увеличение объема реализации на 7,5%. Товарооборот жилеток повысился 1,23 раза за счет роста цен на 22% и увеличения объема реализации на 3%.

Существует взаимосвязь между индивидуальным индексом товарооборота и индивидуальными индексами цен и физического объема, которая выражается в виде индексной модели:

Ipq=Ip*Iq

Модель товарооборота для шорт Ipqш=1,075*1,06=1,14

Модель товарооборота для жилеток: Ipqж=1,22*1,03=1,256

Проведем индексный анализ товарооборота на основании общих индексов.

Определим общий индекс товарооборота.

Ipq= =7767000/6567000=1,18 (118%)

Epq = 7767000-6567000=1200000 руб.

Товарооборот в денежном выражении увеличился на 1200000 руб. от продажи шорт и жилеток.

Определим влияние отдельных факторов на изменении объема товарооборота:

1)За счет изменения цен:

Ip= =7767000/6960000=1,11 (111%)

Epq= 7767000-6960000=807000 руб.

За счет роста цены на 11% товарооборот увеличился на 807000 руб.

2)За счет изменения объема продаж:

Iq= =6960000/6567000=1,06 (106%)

Epq= 6960000-6567000=393000 руб.

За счет повышения объема продаж на 6% товарооборот увеличился на 393000 руб.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: