Зарубежный опыт организации государственного финансового контроля




В странах с развитой рыночной экономикой финансовый контроль соответственно осуществляют: в государствах парламентского типа - парламент, в президентских - исполнительная власть. Общие черты такого контроля зафиксированные в принципах Лимской декларации, принятой в 1997 году на Конгрессе Международной организации высших контролирующих органов.

Лимской декларацией провозглашены общие положения развития государственного финансового контроля в демократических странах: сфера применения контроля, принципы построения системы финансового контроля, основы независимости и подотчетности высших контрольных органов, их полномочие и т.п.

При этом финансовый контроль считается частью государственного регулирования с целью выявления отклонений от принятых положений и нарушений принципов законности, эффективности и экономии ресурсов. Осуществляется, прежде всего, в форме предыдущего контроля для употребления определенных корректирующих мероприятий и недопущение таких нарушений в будущем и даже получение компенсации за причиненный ущерб.

Обязательным условием обеспечения действенного и оперативного контроля в большинстве стран является наличие вышестоящего органа государственного финансового контроля, который подчиняется парламенту или президенту и на него положен контроль за расходованием средств государственного бюджета.

Соответственно требованиям Лимской декларации высший контролирующий орган должен быть внешним (не созданным внутри соответствующих организаций), что обеспечивает независимость его действий и принятых решений от постороннего влияния, т.е. функциональную и организационную независимость на основе положений Конституции. Соответственно независимость членов этого контролирующего органа также должны быть гарантирована Конституцией, прежде всего их отзыва.

Материальной основой такой независимости является финансовая независимость, т.е. обеспеченность соответствующими ресурсами для выполнения поставленных перед вышестоящим органом финансового контроля задач. Проверка высшим контролирующим органом деятельности правительства (отдельных ли подотчетных ему органов) не означает подчинения правительства, которое полностью отвечает за свои действия независимо от оценок экспертов этого органа.

Для выполнения своих функций высший контролирующий орган имеет право доступа к нужным документам, информации. В случае выявления недостатков, отклонений от законодательно принятых решений проверенные организации должны информировать его в установленный срок о принятых мерах. Высший контролирующий орган может подать экспертный вывод (в т.ч. замечание) относительно проектов законов и других постановлений по финансовым вопросам.

Вместе с тем функционирует целый ряд государственных контрольно-ревизионных подразделов министерств и ведомств, которые подчиняются как вышестоящему органу государственного финансового контроля, так и соответствующему министерству или ведомству. Тем не менее они в целом сохраняют самостоятельность в выполнении функций и осуществляют полный контроль за правильностью расходования государственных средств.

В большинстве развитых стран мира, в том числе в странах Европейского Союза, финансовый контроль осуществляет Счетная палата, а также правительственные контрольно-ревизионные службы. Так, в ФРГ, Финляндии и в других странах Счетная палата контролирует деятельность всех федеральных предприятий, страховых учреждений федерации, частных предприятий с 50% частью государства, сдачу организаций и ведомств, если они распоряжаются государственными средствами. В Австрии Счетная палата осуществляет проверки не только государственного хозяйства федерации, а и контролирует финансовую деятельность местных органов власти, благотворительных фондов и учреждений, управления какими осуществляется органами федерации. Государственная счетная палата Венгрии, кроме того, контролирует деятельность налогового управления, государственной таможни, управление гербового собрания, хозяйственную деятельность партий.

В Соединенных Штатах Америки контроль в области финансов осуществляют: Государственное казначейство, Главное контрольно-финансовое управление Конгресса, Административно-бюджетное управление при президенте, Управление с отбора и расстановки кадров, Президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в государственных учреждениях, Совет чести и эффективности в правительстве, инспектора Федеральной резервной системы, Федеральной корпорации со страхование депозитов штатов, органы налоговой службы и т.п.. К функциям этих органов относятся проведение ревизий, проверок, установление оценки и составление обзоров о выполнении федеральных программ. При этом проверяется законность, целесообразность и эффективность осуществленных затрат.

Во Франции важную роль в управлении финансовыми ресурсами государства, кроме правительства и Министерства финансов, промышленности и экономики, играют также такие специализированные государственные органы, как Национальный кредитный совет, Банковский контрольная комиссия, Комиссия экономического и регионального развития страны.

Кроме указанных ведомств, во Франции созданы структуры контроля отраслевого направления - Генеральная инспекция национального образования, Генеральная инспекция национальной политики, Генеральная инспекция финансов, что является аналогом Главного контрольно-ревизионного управления Украины.

Контроль государства за деятельностью частных предприятий сводится к проверкам своевременности и полноты отчислений в бюджет, правильности ведения бухгалтерского учета, соблюдение действующего законодательства по вопросам оплаты труда нанимаемых работников, выполнение государственных контрактов и обязательств. Другие направления деятельности частных предприятий подлежат внутреннему контролю, который осуществляется самостоятельными подразделами предприятий или аудиторами.

В большинстве стран основными критериями, по которым государство контролирует работу частных и государственных предприятий, является выполнения обязательных отчислений к государственному (федерального) бюджета и реализация правительственных заказов. Кроме того, предметом государственного контроля является оценка эффективности работы предприятий, целевое расходование государственных средств и использования государственного имущества.

Так, контроль за деятельностью государственных предприятий во Франции, часть которых составляет близко 20%, разделяют на два основных вида:

внутренний контроль, который обеспечивают финансовые контролеры предприятий, администраций, государственные бухгалтеры и Генеральная инспекция финансов. Внутренний контроль направлен в основном на проверку законности осуществленных операций и сохранность государственного имущества от разворовывания. Все операции, которые осуществляются государственными бухгалтерами, подлежат ряду проверок для обеспечения выполнения утвержденных бюджетных операций и соблюдение правил ведения бухгалтерского учета;

внешний, который осуществляет Счетная палата и ее региональные подразделы.

Счетная палата, которая создана во Франции в 1303 году, осуществляет судебный надзор за индивидуальными счетами управления главных государственных бухгалтеров и контроль административного характера за комплексом операций государственного учета. Таким образом, внешний контроль не ограничивается производственно-хозяйственным уровнем. Счетная палата проверяет и оценивает все государственные счета, которые осуществляют бухгалтерии государственных предприятий и администраций, выдает постановления, в которых фиксируются не только недостатки работы государственных объектов, а и принимаются решение относительно возмещения потерь, причиненных государству. Доклады по результатам проверок, которые делает Счетная палата, ежегодно подаются президенту республики и печатаются в печати.

Т.о., органы государственного финансового контроля в зарубежных странах осуществляют контроль за выполнением бюджетов, расходованием государственных средств и использованием государственного имущества. Контролю подлежат затраты на содержание органов государственного управления и реализацию государственных программ развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: