В — Стояние над человеком. 7 глава




Человек, которому приписывают такие пороки, должен проявлять терпение! Пусть знает, что даже пророков (мир им) ругали, обижали, считали лжецами, называли их сумасшедшими, поэтами, колдунами и прорицателями. Аллах Всевышний сказал: «…но они терпели то, что их называли лжецами и обижали, пока не являлась к ним Наша помощь» [250].

В этом хадисе также доказательство на то, что правитель может раздавать имущество так, как считает нужным, исходя из той пользы, которую он видит. Однако, правителю запрещено так поступать из личных интересов, запрещено давать тому, кого он любит, лишая того, кто ему неприятен. Если же он видит пользу для Ислама, то может раздать имущество тому, кому пожелает. Он сам ответит перед Аллахом за это, поэтому никто не имеет права перечить ему.

 

 

43 — Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда Аллах желает Своему рабу блага, Он подвергает его наказанию уже в этом мире, а когда Аллах желает рабу Своему зла, Он не (наказывает) его за грехи его, чтобы сполна воздать ему в День воскресения».

(Анас передал также, что) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, великое воздаяние (полагается за) великое испытание и, поистине, если Аллах Всевышний любит людей, Он подвергает их испытаниям, после чего довольствовавшиеся снискают благоволение (Аллаха), а негодовавших постигнет гнев (Его)» [251].

 

Все дела в руках Аллаха Всевышнего и все происходит по Его желанию. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, твой Господь вершит то, что пожелает» [252]. А также: «Воистину, Аллах поступает так, как пожелает» [253]. Всякое дело в руках Аллаха!

Что же касается человека, то он не может избежать ошибок, грехов, упущений в том, чем обязан. Если Аллах желает блага Своему рабу, то Он подвергнет его наказанию уже в этом мире. Наказание может быть связано с имуществом человека, его семьей, с ним самим, или с кем-то из его окружения. Это наказание служит искуплением его скверных поступков! Насылая на человека наказание в этом мире, Аллах Всевышний стирает его грехи. И, быть может, этот человек встретит Аллаха без единого греха, ибо его уже очистили путем бедствий и испытаний. Бывает и так, что человек сильно мучается при смерти, но затем покидает этот мир без единого греха. Это является великой милостью, ибо наказание в этом мире ничего не стоит по сравнению с наказанием в Последней жизни!

Если же Аллах Всевышний желает зла Своему рабу, то Он откладывает наказание, да к тому же еще и наделяет человека мирскими благами, защищая его также от всякого зла. Такой человек встретит Аллаха со своими грехами, за которые понесет наказание в Последней жизни. Пусть Аллах избавит нас от подобного! Если ты увидишь человека, который постоянно ослушивается Аллаха, но при этом живет в роскоши, знай, что Аллах Всевышний желает ему зла. Аллах Всевышний отсрочил его наказание для Последней жизни, где воздаст ему сполна.

В разбираемом нами хадисе также сказано: «Поистине, великое воздаяние (полагается за) великое испытание». То есть: чем больше испытание, тем больше воздаяние! Если испытание было легким, то и воздаяние будет небольшим. Если же испытание тяжелое, то и награда ждет огромная.

А в конце хадиса сказано: «…после чего довольствовавшиеся снискают благоволение (Аллаха), а негодовавших постигнет гнев (Его)».

В этом заключена радостная весть для верующих! Если тебя испытали несчастьем, то не думай об Аллахе плохо! Напротив, быть может это является признаком любви Аллаха к тебе. Если человек проявит довольство, терпение и будет надеяться на награду, то его ждет довольство Аллаха! Если же человек разгневается, то и его ждет гнев.

 

44 — Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

У Абу Тальхи, да будет доволен им Аллах, болел сын, который умер, когда Абу Тальхи не было дома. Вернувшись, Абу Тальха спросил: «Как дела у моего сына?» Умм Суляйм, мать ребенка, сказала: «Он совсем успокоился», - и подала ему ужин. И он поужинал, а потом заснул с ней, после чего она сказала: «Похороните мальчика». Наутро Абу Тальха явился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и обо всем рассказал ему. Он спросил: «Вы спали вместе этой ночью?» (Абу Тальха) ответил: «Да». (Тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «О Аллах, благослови их!», - и впоследствии (жена Абу Тальхи) родила мальчика.

(Анас сказал):

И Абу Тальха сказал мне: «Отнеси его [254] к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует» - послав вместе с ним несколько фиников. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: «Есть с ним что-нибудь?» (Анас) сказал: «Да, финики», - и тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, взял их, разжевал, достал (разжеванные финики) изо рта и положил их в рот младенцу, назвав его Абдуллахом [255].

В той версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари[256], сообщается, что Ибн 'Уйайна сказал:

Один человек из числа ансаров сказал: «И я видел девятерых сыновей, каждый из которых стал чтецом Корана», - имея в виду сыновей этого новорожденного Абдуллаха.

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим[257], сообщается следующее:

Когда умер сын Абу Тальхи от Умм Суляйм, она сказала своим близким: «Не говорите Абу Тальхе о его сыне, пока я сама не скажу ему», - а когда он вернулся, она подала ему ужин. Он поел и попил, после чего она украсила себя для него так, как никогда не делала этого прежде, и он лег с ней. А когда (Умм Суляйм) увидела, что он сыт и удовлетворен, она сказала: «О Абу Тальха, скажи мне, если люди что-то дадут взаймы какой-либо семье, а потом потребуют вернуть (долг), следует ли (членам этой семьи) отказывать им в этом?» Он сказал: «Нет». Она сказала: «Тогда терпи и надейся на награду Аллаха, ибо ты потерял сына».

(Анас) сказал:

И он разгневался, а потом сказал (ей): «И ты сообщаешь мне о моем сыне только после того, как я осквернился!» И после этого он пошел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и обо всем рассказал ему, на что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Да благословит Аллах эту вашу ночь!»

(Анас) сказал:

И после этого Умм Суляйм забеременела. (Через некоторое время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отправился в какую-то поездку, а (среди сопровождавших) его была и (Умм Суляйм). Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то он никогда не возвращался в Медину ночью. Когда они приблизились к Медине, у нее начались родовые схватки, и Абу Тальха остался с (женой), а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, двинулся дальше.

(Анас) сказал:

И Абу Тальха воскликнул: «Поистине, знаешь Ты, о Господь мой, что я люблю быть вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, когда он уезжает и когда он возвращается, и Ты видишь, что меня удерживает (от этого)!», - а Умм Суляйм сказала: «О Абу Тальха, мне уже не так больно, поезжай». И мы двинулись дальше, а когда они добрались до Медины, схватки возобновились и она родила мальчика. И моя мать сказала мне: «О Анас, пусть никто не кормит его грудью до утра, пока ты не отнесешь его к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!», - и наутро я взял его и отнес к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.

 

Данный хадис передает Анас ибн Малик, рассказывая об Абу Тальхе, ребенок которого заболел. Абу Тальха был мужем матери Анаса, да будет доволен Аллах ими всеми. Когда Абу Тальха отправился в город по своим нуждам, ребенок умер. Вернувшись, Абу Тальха спросил: «Как дела у моего сына?» Умм Суляйм, мать ребенка, сказала: «Он совсем успокоился». Она сказала правду, так как он умер, соответственно, успокоился. Что может быть спокойнее смерти?! Абу Тальха, да будет доволен им Аллах, подумал, что ребенок успокоился, оправившись от болезни. Он поужинал, а потом заснул с ней, после чего она сказала: «Похороните мальчика». Наутро Абу Тальха явился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и обо всем рассказал ему. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Вы спали вместе этой ночью?» Абу Тальха ответил: «Да». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «О Аллах, благослови их!», - и впоследствии жена Абу Тальхи родила мальчика, которого назвали ‘Абдуллахом.

Пользы из хадиса:

1 — Указание на силу терпения (сабра) Умму Сулейм, да будет доволен ею Аллах.

2 — Указание на допустимость двусмысленных высказываний (таурия) [258]. Речь идет о том, когда говорящий говорит какие-то слова, явный смысл которых противоречит тому смыслу, что он в них вкладывает. Это дозволено, если есть нужда. Если человек нуждается в этом для приобретения какой-либо пользы или отстранения вреда, то может прибегать к двусмысленным высказываниям. Однако, если нет нужды, не следует так поступать[259].

Например, есть некий несправедливый человек, отнимающий у людей имущество безо всякого права. И тут к тебе приходит другой человек, передает тебе свои деньги, попросив держать их в сохранности, так как тот несправедливый может отобрать эти деньги. После этого несправедливый человек приходит и спрашивает у тебя: «Нет ли у тебя денег такого-то?!» Ты ответишь: «У меня нет ни копейки его денег», имея в виду, что копеек у тебя нет, а есть только доллары. Это и есть дозволенные уловки в речах (таурия).

3 — Указание на одно из знамений пророка (мир ему и благословение Аллаха), а именно то, что он вознес мольбу за этого ребенка, и посредством этой мольбы Аллах дал ребенку благодать (барака) так, что у него затем родилось девять сыновей, каждый из которых был чтецом Корана.

4 — Желательно называть ребенка именем ‘Абдуллах или ‘Абдуррахман. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самые любимые имена для Аллаха — ‘Абдуллах и ‘Абдуррахман» [260].

Следовательно, человек должен выбирать для своих детей самые прекрасные имена, чтобы получить вознаграждение (аджр). Это является проявлением доброты к своим детям.

Что касается того, как сейчас некоторые дают своим детям какие-то странные имена, то это приводит к тому, что в будущем ребенок испытывает психологические трудности из-за такого странного имени. И каждый раз, как он будет переживать из-за этого странного имени, грех будет ложиться на тебя! Ведь, именно ты будешь причиной того, что на твоего ребенка будут указывать пальцем, говоря: «Посмотри на его имя! Что за имя?!»

Запрещено также называть детей именами неверующих людей, ибо это является уподоблением им, а пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто уподобляется какому-либо народу, тот из них» [261].

5 — Слова Умму Сулейм, да будет доволен ею Аллах: «О, Абу Тальха, скажи мне, если люди что-то дадут взаймы какой-либо семье, а потом потребуют вернуть (долг), следует ли (членам этой семьи) отказывать им в этом?» Абу Тальха сказал: «Нет». Тогда она сказала: «Тогда терпи и надейся на награду Аллаха, ибо ты потерял сына».

То есть: дети даны нам во временное пользование. Аллах Всевышний – Владелец всякой вещи и заберет ее тогда, когда пожелает. Она привела мужу хороший пример, дабы он надеялся на награду Аллаха Всевышнего. Это указывает на ее сообразительность, на ее разум, на то, что она была терпеливой женщиной и надеялась на награду Аллаха. Ведь, матери, потерявшей ребенка, ничуть не легче, чем отцу, а может быть даже и тяжелее, так как женщина в своей основе слабее мужчины.

6 — Указание на благодать (барака) мольбы пророка (мир ему и благословение Аллаха).

7 — Указание на чудо (карамат), данное Абу Тальхе, да будет доволен им Аллах. Он вышел в путешествие вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха), а вместе с ним была беременная Умму Сулейм. Когда они уже возвращались, у нее начались родовые схватки. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то он никогда не возвращался в Медину ночью. Поэтому, пророк (мир ему и благословение Аллаха) двинулся дальше, а Абу Тальха остался с женой. И Абу Тальха воскликнул: «Поистине, знаешь Ты, о Господь мой, что я люблю быть вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, когда он уезжает и когда он возвращается, и Ты видишь, что меня удерживает (от этого)!» И сразу после этого Умму Сулейм говорит: «О, Абу Тальха, мне уже не так больно, поезжай». В этом оказание почета (карамат) Абу Тальхе, ибо Аллах Всевышний после его мольбы уменьшил родовые муки его супруги. А когда ребенок уже родился, Умму Сулейм сказала Анасу: «О, Анас, пусть никто не кормит его грудью до утра, пока ты не отнесешь его к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!», - и наутро я взял его и отнес к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Это было обычаем жителей Медины. Когда у них рождались дети, они несли их к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, он брал финики, разжевывал их, доставал разжеванные финики изо рта и клал их в рот младенцу.

В этом поступке содержится две пользы:

Во-первых, благодать (барака) слюны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, искали благодати у слюны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Был даже такой обычай, что люди с утра приносили сосуды с водой к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, он опускал в сосуды свои руки, а затем люди использовали эту воду в течение дня. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал омовение, сподвижники спорили о том, кому же достанется вода, оставшаяся после омовения пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. То же самое касалось и его пота, и его волос. Например, у Умму Салямы, да будет доволен ею Аллах, жены посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был сосуд с волосами пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Когда люди заболевали, они брали эти волосы, опускали в воду, а затем пили эту воду, желая исцелиться. Но эта благодать (барака) было присуща только посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и никому больше[262]!

Во-вторых, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, использовал финики, ибо в них самих благодать (барака) и добро (хайр). Поэтому, будет благо, если первым в желудок ребенка попадут именно финики.

 

45 — Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не тот силён, кто побеждает многих, силён лишь тот, кто (способен) владеть собой в гневе» [263].

46 — Сообщается, что Сулейман бин Сурад сказал: «(Однажды, когда) я сидел в обществе пророка (мир ему и благословение Аллаха) двое людей вступили в перебранку между собой, и у одного из них покраснело лицо и вздулись вены на шее. Увидев это, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, я знаю такие слова, произнеся которые он обязательно успокоился бы. Если бы он сказал: “Прибегаю к Аллаху от шайтана побиваемого камнями”, - то перестал бы гневаться”. И ему сказали: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Проси защиты Аллаха от шайтана побиваемого”» [264].

أعوذ بالله من الشيطان الرجيم

(А’узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджим)

 

Эти два хадиса касаются гнева. Шайтан бросает раскаленные угли в сердце сына Адама, пробуждая в нем чувство гнева, и человек начинает дрожать, его шейные вены вздуваются, лицо краснеет, начинает говорить всякие слова, не понимая их смысла. Поэтому, передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек попросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Дай мне совет». Он сказал: «Не гневайся». После этого тот несколько раз повторил свою просьбу, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, каждый раз говорил: «Не гневайся» [265].

В хадисе Абу Хурейры (№ 45) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что силен не тот, кто побеждает других в схватках. Обычно сильным люди называют именно такого человека. Но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…силён лишь тот, кто (способен) владеть собой в гневе». Это и есть настоящая сила! Это сила, с помощью которой человек побеждает шайтана, хотя тот и пытается пробудить в человеке гнев.

В этом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждает человека владеть собой в гневе, не давать своей душе воли, ибо за этим может последовать сожаление. Как часто человек, находясь в гневе, разводит свою жену последним разводом! Как часто человек уничтожает свое имущество, ломает мебель, находясь в состоянии гнева! Как часто человек бьет своего ребенка во время гнева, что может привести даже к смерти ребенка! Также человек может избить жену, находясь в гневе. Есть много нехороших поступков, которые человек совершает, находясь в гневе. Поэтому, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил судье вести суд между двумя людьми, находясь в гневе[266]. Ведь, находясь в гневе, судья не в состоянии объективно оценить ситуацию и принять верное решение, что может привести к тому, что он рассудит меж ними не в соответствии с истиной.

В хадисе со слов Сулеймана ибн Сурада (№ 46) сообщается, что двое людей вступили в перебранку между собой перед пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и у одного из них покраснело лицо и вздулись вены на шее. Увидев это, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, я знаю такие слова, произнеся которые он обязательно успокоился бы. Если бы он сказал: “Прибегаю к Аллаху от шайтана побиваемого”, - то перестал бы гневаться”.

Ведь, гнев этого человека вызван именно шайтаном. Посему, если человек разгневался, ему следует удержать свою душу, проявить терпение, и попросить у Аллаха защиты от шайтана, сказав: “Прибегаю к Аллаху от шайтана побиваемого”. Человеку также следует совершить малое омовение, ибо оно остужает гнев человека. Если человек стоял, то ему следует сесть, если сидел – следует лечь. Если человек разгневан, ему лучше выйти из помещения, дабы гнев не вылился во что-то серьезное, о чем он будет сожалеть.

 

 

47 — Передается от Му’аза бин Анаса, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День Воскресения Аллах Всевышний, слава Ему, перед Своими творениями обратится к тому, кто сдерживал свой гнев, имея возможность излить его, чтобы предложить ему на выбор ту из гурий, которую он пожелает» [267].

48 — Передается от Абу Хурайры, что один человек попросил пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: “Дай мне совет”. Он сказал: “Не гневайся”. После этого тот несколько раз повторил свою просьбу, но каждый раз пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: “Не гневайся” [268].

49 — Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующий и верующая будут подвергаться испытаниям, которые затронут самого человека, его детей и его имущество, до тех пор, пока не встретит он Аллаха Всевышнего безгрешным» [269].

 

Все эти хадисы указывают на достоинство терпения (сабра).

Первый хадис со слов Му’аза бин Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День Воскресения Аллах Всевышний, слава Ему, перед Своими творениями обратится к тому, кто сдерживал свой гнев, имея возможность излить его, чтобы предложить ему на выбор ту из гурий, которую он пожелает».

Речь идет о сильном гневе человека. Вообще, человек гневается тогда, когда обладает силой, если же он слаб, то и гнева, как правило, не бывает. Слабый человек обычно не гневается, а печалится. Именно поэтому, Аллах Всевышний описан тем, что Он гневается, а не печалится, ибо печаль вытекает из слабости и является недостатком. Что же касается гнева, то он является атрибутом совершенства, если проявляется там, где это необходимо. Так вот, если человек сильно разгневался и имеет способность отомстить обидчику, но оставит это, желая лика Аллаха, проявив терпение, его ждет великая награда, а именно то, что Аллах перед Своими творениями обратится к нему, чтобы предложить ему на выбор ту из гурий, которую он пожелает.

Второй хадис передается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах. Разъяснение этого хадиса уже было приведено ранее[270].

Третий хадис также указывает на то, что Аллах Всевышний сотрет грехи того, человека, который терпит и надеется на награду Аллаха. Если человека постигают беды, касающиеся его самого, или его имущества, или его детей, а он терпит, то Аллах продолжает испытывать его до тех пор, пока у этого человека не останется даже одного греха. В этом хадисе указание на то, что эти несчастья служат искуплением грехов человека, если он проявляет терпение. Если же он негодует, то и его ждет гнев Аллаха!

 

50 — Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: «(В своё время) ‘Уйайна бин Хисн приехал в Медину и остановился у своего племянника аль-Хурра бин Кайса, относившегося к числу тех, кого приближал к себе ‘Умар, в совете которого всегда присутствовали чтецы Корана независимо от того, зрелыми людьми они были или молодыми. ‘Уйайна сказал своему племяннику: “О, сын моего брата, ты занимаешь высокое положение при этом правителе, попроси же его принять меня”. И он обратился к ‘Умару с такой просьбой, получив на это его согласие. Явившись (к ‘Умару ‘Уйайна) сказал: “О, Ибн аль-Хаттаб, клянусь Аллахом, ты даёшь нам мало и правишь нами несправедливо!”. (Услышав это) ‘Умар разгневался так, что даже хотел подвергнуть его наказанию, но аль-Хурр сказал ему: “О, повелитель правоверных, поистине, Аллах Всевышний сказал Своему пророку: “Держись прощения, побуждай к добру и отстраняйся от невежд!” [271], - что же касается этого, то, он как раз и относится к числу невежд”. И клянусь Аллахом, после того, как он прочитал этот аят, ‘Умар не сделал ничего такого, что противоречило бы его смыслу, поскольку он неуклонно придерживался (установлений) Книги Аллаха Всевышнего» [272].

 

Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, привел хадис от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, о повелителе правоверных ‘Умаре ибн аль-Хаттабе, да будет доволен им Аллах.

‘Умар, да будет доволен им Аллах, был вторым праведным халифом. ‘Умар был известен своей справедливостью по отношению к подданным и смирением перед истиной. Бывало даже так, что какая-то женщина могла прочесть ему аят из Корана в качестве довода, а он сразу же прислушивался, не пропуская аят мимо ушей.

И вот, однажды, к нему приехал ‘Уйайна ибн Хисн и сказал: «О, Ибн аль-Хаттаб, клянусь Аллахом, ты даёшь нам мало и правишь нами несправедливо!» Посмотри же на этого человека, который говорит такие слова праведному халифу, известному своей справедливостью! Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, рассказывал, что около ‘Умара всегда присутствовали чтецы Корана. Он приближал к себе людей знания, независимо от их возраста. И так следует поступать каждому правителю, выбирая себе в окружение только праведных людей! Если окружение правителя будет нечестивым, то он погибнет сам и погубит общину. Если же Аллах Всевышний дарует правителю праведное окружение, то это принесет пользу исламской общине. Поэтому, правитель обязан приближать к себе обладателей знания и веры. Несомненно, чтецы Корана из числа сподвижников были обладателями знания, так как они читали десять аятов из Книги Аллаха и не переходили на следующие, пока не вобрали в себя всё то знание, которое содержится в этих аятах, и не совершили деяния согласно этим аятам.

Услышав эти слова, ‘Умар разгневался так, что даже хотел подвергнуть его наказанию, но аль-Хурр сказал ему: “О, повелитель правоверных, поистине, Аллах Всевышний сказал Своему пророку: “Держись прощения, побуждай к добру и отстраняйся от невежд!” [273], - что же касается этого, то он как раз и относится к числу невежд”. После того, как он прочитал этот аят, ‘Умар не сделал ничего такого, что противоречило бы его смыслу, поскольку он неуклонно придерживался установлений Книги Аллаха Всевышнего.

Посмотри же на уважение сподвижников по отношению к Книге Аллаха! Когда они слышали слова Аллаха Всевышнего, то сразу же прислушивались к ним, не переходя границы.

«… побуждай к добру… » — то есть к тому, что считается добром в шариате и к тому, что считается добром среди людей. Сами по себе дела делятся на три вида:

1 — Порицаемое (мункар), которое обязательно нужно запрещать.

2 — Одобряемое (‘урф), которое следует приказывать.

3 — То, что не относится ни к тому, ни к этому.

Человеку следует говорить только те слова, в которых заключено благо. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто верит в Аллаха и в Последний день, пусть говорит благое или молчит» [274].

«… и отстраняйся от невежд» — то есть: отвернись от того, кто ведет себя невежественно по отношению к тебе. И ‘Умар, имея возможность наказать этого человека, отвернулся от него, следуя велению Книги Аллаха.

Слово «невежество» [275] в арабском языке имеет два смысла:

1 — Отсутствие знаний о какой-то вещи.

2 — Глупое и высокомерное поведение.

У арабов во времена джахилийи был такой обычай, что, если кто-то вел себя по отношению к ним так глупо и высокомерно, они по отношению к этому человеку вели себя еще хуже. Но поведение мусульман должно быть иным, ибо Аллах Всевышний сказал: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» [276]. Будет именно так, ибо Аллах переворачивает сердца! Нет ни одного сердца, которое не было бы меж двух пальцев Милостивого, Который переворачивает их так, как пожелает.

 

 

51 — Передается от Ибн Мас’уда, что (однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, после меня будет единоличное пользование и (будут совершаться такие) дела, которые вы не одобрите». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, что же ты велишь нам?». Он сказал: «Вы должны будете выполнять то, что вам предписано, и молить Аллаха о том, что вам причитается» [277].

52 — Сообщается, что Абу Яхья Усайд бин Худайр сказал: "Один из ансаров сказал: “О посланник Аллаха, не назначишь ли ты меня правителем, как назначил такого-то и такого-то?”. (В ответ ему) он сказал: “Поистине, после меня будет единоличное пользование, терпите же, пока не встретитесь со мной у водоёма” [278].

 

Что касается хадиса ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, то в нем сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, после меня будет единоличное пользование…». То есть: появятся люди, которые присвоят себе то, что по праву принадлежит всем. Имеются в виду такие правители, которые будут распоряжаться имуществом мусульман так, как пожелают, лишая мусульман их прав.

Услышав это, сподвижники спросили: «О, посланник Аллаха, что же ты велишь нам?» Он сказал: «Вы должны будете выполнять то, что вам предписано, и молить Аллаха о том, что вам причитается». То есть: то, что правители будут использовать имущество мусульман для личных нужд, не является препятствием для того, что мусульмане продолжали слушаться и подчиняться своим правителям. Нельзя поднимать против них бунты, нельзя подстрекать против них! Следует терпеть, слушаться и повиноваться! Не претендуйте на ту власть, которую даровал им Аллах Всевышний! Просите у Аллаха, чтобы Он наставил правителей на прямой путь, и они стали соблюдать ваши права. В этом заключается мудрость пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ибо он знал, что человеческая душа является скупой. Душе тяжело перенести тот факт, что кто-то иной пользуется тем, что принадлежит ей по праву. Поэтому, он указал на выход, в котором заключено благо.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: