В — Стояние над человеком. 11 глава




Во-вторых, намаз был вменен в обязанность в самом высочайшем месте из тех мест, куда добирался человек.

В-третьих, намаз был вменен в обязанность в самую почетную ночь для пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то есть в Ночь вознесения (ми‘раджа).

В-четвертых, Аллах Всевышний вменил в обязанность не один намаз, а целых пятьдесят, что указывает на Его любовь к намазу.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал об этом: — Затем Аллах ниспослал мне откровение и вменил в обязанность совершать по пятьдесят молитв в течение дня и ночи. После этого я спустился к Мусе (мир ему), и он спросил: «Какие обязанности возложил Господь твой на членов твоей общины?» Я ответил: «Он обязал их совершать по пятьдесят молитв». Муса сказал: «Вернись к твоему Господу и попроси Его об облегчении, ибо члены твоей общины не смогут вынести этого, ведь я уже испытывал израильтян». Тогда я вернулся к своему Господу и сказал: «Господь мой, облегчи обязанности, возложенные Тобой на мою общину», и Он уменьшил количество молитв на пять. После этого я вернулся к Мусе и сказал ему: «Он снял с меня обязанность совершения пяти молитв». Муса сказал: «Члены твоей общины не вынесут этого, вернись же к твоему Господу и попроси Его об облегчении». И я возвращался то к моему Господу, то к Мусе (мир ему), пока Господь мой не сказал: «О Мухаммад! Поистине, в мирской жизни в течение дня и ночи вы должны совершать по пять молитв, за каждую из которых мусульманину запишется совершение десяти, что и составит пятьдесят молитв…». После этого я спустился к Мусе и рассказал ему об этом. Он сказал: «Вернись к твоему Господу и попроси Его об облегчении». Тогда я сказал: «Я возвращался к моему Господу [столько раз], что мне уже стыдно перед Ним!» [437]

Пять раз в сутки ты беседуешь со своим Господом! Почему же ты не радуешься?! Благодари Аллаха за эту милость и выстаивай свой намаз! Намаз должен быть совершенным, с соблюдением всех его условий, столпов и обязательных предписаний.

 

1-ое условие: Совершение намаза в свое время [438].

Аллах Всевышний сказал: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» [439].

Если в сутки мы совершаем пять намазов, значит, времен их тоже пять. Но для людей имеющих уважительную причину[440] разрешается объединение двух намазов, а именно, они могут объединить обеденную молитву (зухр) с послеобеденной (‘аср), а также вечернюю молитву (магъриб) с ночной (‘иша). Если человек имеет такую уважительную причину, он может совершить обеденную (зухр) и послеобеденную (‘аср) молитвы, начиная с времени обеденной молитвы и до конца времени послеобеденной. То же самое касается и объединения вечерней молитвы (магъриб) с ночной (‘иша). Но утренняя молитва не объединяется с другими, ибо у нее одно время. Именно поэтому, Аллах Всевышний отделил утреннюю молитву от остальных, сказав: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете [441] » [442].

Сейчас я приведу вам правильные мнения относительно времен совершения всех пяти намазов.

а – Утренняя молитва (фаджр) — начинается со времени второй утренней зари[443] и длится до восхода солнца.

б – Обеденная молитва (зухр) — начинается со времени отклонения солнца от середины неба и длится до тех пор, пока тень предмета не станет равной самому предмету[444]. Но этот критерий касается только тех дней, когда солнце идет ровно посередине неба, однако в некоторые времена года оно отклоняется и в полдень тень предмета не исчезает полностью. Например, зимой тень будет направлена в сторону севера, а не исчезнет полностью[445]. И в такой ситуации тень постепенно уменьшается, но в полдень она не исчезает совсем. Когда эта неисчезнувшая до конца тень вновь начинает расти, наступает время обеденной молитвы. И время обеденной молитвы длится до тех пор, пока тень предмета станет равной самому предмету, плюс тому остатку тени, который оставался в полдень[446].

в – Послеобеденная молитва (аср) — наступает сразу после окончания времени обеденной молитвы (зухр) и длится до тех пор, пока солнце не начнет опускаться в сторону места своего заката и станет желтым[447]. Но если у человека есть крайне уважительная причина (дарура), то его молитва считается действительной вплоть до захода солнца.

г – Вечерняя молитва (магъриб) — начинается сразу после захода солнца и длится до исчезновения зари на западе[448]. Это время постоянно меняется, но примерно можно сказать, что оно длится полтора часа.

д – Ночная молитва (иша) — наступает сразу после окончания времени вечерней молитвы (магъриб) и длится до середины ночи[449]. Мы считаем, сколько времени проходит от захода солнца до рассвета, а затем делим это время пополам, в результате чего рассчитываем полночь[450].

Отсюда можно сделать некоторые важные выводы. Например, если женщина очистилась от менструации (хайда) в последнюю треть ночи, она не должна совершать ночную и вечернюю молитвы, ибо их время уже вышло. Доводом этому являются слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Время ночной молитвы (‘иша) длится до середины ночи!» [451]

Знай, что намаз, совершенный до наступления времени, не будет действительным, даже если ты сделал до наступления времени только один /такбир/. Что же касается молитвы, совершенной после окончания положенного времени, то тут есть два положения.

а) Человек может иметь оправдание, так как он либо не знал о наступлении времени молитвы, либо забыл о ней, либо проспал.

Если человек не знал о наступлении времени намаза, то на нем нет греха. Когда он уже точно узнал, что время молитвы наступило, и совершил её, она принимается, ибо он имел уважительную причину.

Человек также может забыть о времени молитвы. Например, он был чем-то очень сильно занят, и время молитвы уже вышло, а он даже не вспомнил о ней. В таком случае он должен совершить молитву сразу как вспомнит, даже, если время молитвы уже вышло.

Также уважительной причиной считается сон. Например, человек так глубоко спал, что даже не услышал ни азана, ни будильника. Такому следует совершить намаз сразу, как проснется. Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь забудет о молитве или проспит ее, пусть помолится, когда вспомнит о ней. Нет иного искупления, кроме этого» [452].

б) Человек отложил намаз без уважительной причины, в результате чего время намаза уже вышло. Насчет этой ситуации все ученые единогласно говорят, что такой человек совершил грех и ослушался Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Некоторые ученые сказали, что такой человек даже впал в неверие (куфр), которое вывело его из религии. Но большинство ученых говорят, что такой человек не становится неверным, и это мнение является правильным.

Некоторые ученые сказали, что, если этот человек возместит этот намаз после выхода его времени, такое возмещение будет принято, ибо этот человек покаялся. Но правильное мнение заключается в том, что, если время молитвы вышло, преднамеренно пропущенная молитва не будет принята от человека, пусть даже он возместит ее тысячу раз. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то совершит деяние, на которое не было нашего указания, оно будет отвергнуто» [453].

 

 

2-ое условие: Очищение (тахара).

Поистине, молитва без очищения не принимается. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не будет принята молитва от осквернившегося, пока он не совершит омовение» [454].

Если человек находится в малом осквернении, то ему достаточно совершить малое омовение (вуду). Малое осквернение, например, наступает из-за справления малой и большой нужды[455], сна[456], выхода газов[457], поедания мяса верблюда[458].

Во время малого омовения (вуду) необходимо помыть лицо, помыть обе руки до локтей, обтереть голову и помыть обе ноги до щиколоток. Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток» [459].

Необходимо протереть также и уши, ибо они относятся к голове. Также необходимо прополоскать рот и нос, ибо они относятся к лицу[460].

Если же у человека большое осквернение, например, после половой близости, то ему следует совершить полное омовение, иначе говоря, искупаться (омыть все тело водой). Аллах Всевышний сказал: «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь» [461]. Сюда, помимо мытья всего тела, входит также полоскание рта и носа, ибо они относятся к лицу.

Чтобы полное омовение было действительным, человек, как минимум, должен омыть водой все тело.

Желательно совершить малое омовение (вуду) перед совершением большого омовения (гъусля). Но, если человек уже совершил большое омовение (гъусль), ему не следует совершать малое омовение (вуду).

Если же человек не нашел воды, или же он болеет и по этой причине боится использовать воду, либо же вода очень холодная и ее негде согреть, тогда человек должен совершить очищение землей (тайамум). Доводом этому служат слова Аллаха: «Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки» [462]. Аллах Всевышний разъяснил в этом аяте то, что больной и путник могут совершить очищение чистой землей (таямум), если у них нет воды.

Что касается боязни холода, то доводом служит история ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен им Аллах. Рассказывается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил ‘Амра ибн аль-‘Аса в военный поход, во время которого у него случилось половое осквернение, а он совершил очищение землей (таямум) и молился со сподвижниками в качестве имама. Когда они вернулись домой, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «О ‘Амр, ты молился со своими спутниками, находясь в состоянии полового осквернения?!» Он ответил: «Да, о посланник Аллаха, так как я вспомнил слова Аллаха Всевышнего: “Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам” [463]. Я испугался холода и совершил очищение чистой землей (таямум), а затем совершил намаз» [464]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, одобрил его действие и не повелел заново совершать молитву.

Знай, что очищение чистой землей (таямум) заменяет собой очищение водой. Это значит, что очищение чистой землей (таямум) может нарушить только то, что нарушает очищение водой, и так до тех пор, пока человек не найдет воду. Поэтому, тому, кто совершил очищение чистой землей (таямум), а затем нашел воду, следует совершить омовение этой водой. Ведь, Аллах Всевышний сделал очищение землей (таямум) заменой омовению водой только тогда, когда нет этой воды. Сообщается со слов Абу Хурейры, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Чистая земля является средством очищения для мусульманина, даже если он не найдет воды в течение десяти лет. А когда ты найдешь воду, то пусть она коснется твоей кожи, поистине, это лучше» [465].

Также в «ас-Сахихе» имама аль-Бухари есть длинный хадис со слов ‘Имрана ибн Хусайна, где рассказывается о человеке, который отошел в сторону и не стал молиться вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «Что помешало тебе совершить намаз вместе с нами?!» Тот человек ответил: «Я находился в половом осквернении и не смог найти воды». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тебе следовало очиститься землей, и этого было достаточно». А затем нашлась вода и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал ее этому мужчине и сказал: «Вылей на себя эту воду» [466]. Иначе говоря, искупайся. Этот хадис указывает на то, что, если вода нашлась, очищение землей (таямум) становится недействительным.

Если же человек не нашел воды, очищение землей (таямум) остается действительным. Если, например, путник не нашел воды и очистился землей для обеденной молитвы (зухр), то его очищения (таямум) остается действительным, пока он не осквернится. Имеется в виду, что не нужно совершать “таямум” для каждой молитвы заново.

Также к очищению помимо омовения тела относится и очищение одежды, тела и места молитвы от скверны (наджасы).

а) Очищение одежды — доводом является хадис со слов Асмы, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Как-то раз к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришла одна женщина и спросила его: “Что следует сделать той из нас, кровь которой во время месячных попадёт на её одежду?” Он ответил: “Пусть она удалит следы крови, потом польёт (это место) водой и потрёт его (руками), а потом обрызгает его, и после этого она (может) молиться в этой одежде”» [467].

Также сообщается, что, однажды, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился вместе со своими сподвижниками. Во время молитвы он вдруг снял обувь, увидев это, сподвижники сделали то же самое. Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, закончил молитву, он спросил: «Почему вы сняли обувь?» Они ответили: «Мы увидели, как ты снимаешь обувь и сделали то же самое». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Джибриль пришел ко мне и сообщил, что на моей обуви нечистоты» [468]. Это указывает на то, что одежду обязательно нужно очистить от нечистот (наджасы).

б) Очищение места молитвы — доводом является история о бедуине, который пришел и помочился в мечети. Люди стали кричать на него и выгонять из мечети, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, по мудрости своей сказал: «Оставьте его». Когда бедуин закончил, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подозвал его к себе и сказал: «Поистине, эти мечети не подходят ни для того, чтобы в них мочиться, ни для того, чтобы загрязнять их как-нибудь иначе! Они предназначены только для поминания Всемогущего и Великого Аллаха, совершения молитв и чтения Корана». Тогда бедуин сказал: «О Аллах, помилуй меня и Мухаммада и больше никого вместе с нами!» Это по причине того, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поговорил с ним мягко, а сподвижники начали ругать. Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ты сузил нечто (весьма) широкое!” — имея в виду милость Аллаха. Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел принести воду и облить ею то место, где помочился бедуин[469].

в) Очищение тела — Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходивший мимо одной из стен Медины (или: Мекки), услышал голоса двух человек, которые подвергались мучениям в своих могилах. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Их подвергают мучениям, но не за большой грех” [470], (помолчал некоторое время), а потом воскликнул: “Да, конечно, мучают их за тяжкие грехи! Один из них не прикрывался от собственной мочи, а другой распространял сплетни” [471].

Этот хадис указывает на то, что обязательно нужно очищаться от мочи и от других видов нечистот (наджасы).

 

Вопросы, касающиеся обтирания “хуффов” [472] и носков.

Мы уже говорили о том, что очищение (тахарат) связано с четырьмя частями тела: лицо, две руки, голова и две ноги. Что касается лица и рук, то их необходимо мыть. Что касается головы, то ее следует протереть. Что же касается ног, то их либо моют, либо протирают.

Лицо можно обтирать только в том случае, если на лице есть рана, на которую наложена повязка, и из-за этого нельзя использовать воду.

Руки тоже необходимо помыть, если только нет каких-то вынужденных обстоятельств (дарура), которые не дают использовать воду. Например, у человека аллергия на воду, или же на руку наложена повязка.

Что касается головы, то её не моют, а протирают.

Что же касается ног, то иногда они моются, иногда обтираются. Всевышний Аллах сказал:

إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فاغْسِلُواْ وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُواْ بِرُؤُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَينِ

И в том месте, где речь идет о ногах, есть два варианта чтения аята[473]. Иногда слово «أرجلكم » — “арджулякум” — читается с «кесрой» над буквой «лям», а иногда с «фатхой».

Если читать это слово с «фатхой», говоря “арджулякум”, то аят будет переводиться так: «Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и помойте ваши ноги до щиколоток».

Если же читать это слово с «кесрой», говоря “арджуликум”, то аят будет переводиться так: «Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и оботрите ваши ноги до щиколоток».

Однако, ноги обтираются только тогда, когда на них есть носки или “хуффы”. Такое обтирание имеет четыре условия:

1 — Чистота — носки и “хуффы” должны быть чистыми, то есть не должны быть изготовлены из таких материалов, которые являются нечистыми (наджасой). Если материалы нечистые, то протирание (масх) не будет действительным, ибо от того, что человек их протрет, они не перестанут быть нечистыми. Более того, всем известно, что человеку нельзя совершать намаз в таких “хуффах”.

2 — “Хуффы” (или носки) должны быть надеты после того, как человек совершил омовение водой — Например, человек был в пути, совершил очищение землей (таямум), надел носки, а затем прибыл в какой-то город и нашел воду. Так вот, такому человеку уже не разрешается обтирать на носки, ибо он не совершал омовение водой перед тем, как надеть носки. Нельзя протирать носки, надетые после очищения землей (таямума), ибо такое очищение связано только с лицом и руками, и не имеет отношения к ногам.

На это условие указывает хадис, который передал Мугъира ибн Шу‘ба. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал аль-Мугъире ибн Шу‘бе, когда тот хотел снять с него кожаные носки: “Оставь их, ибо я надел носки на чистые ноги”, после чего протёр их[474].

3 — “Хуффы” (или носки) можно протирать только во время малого омовения (вуду) — если же человек нуждается в полном омовении (гъусле), то ему нельзя протирать ни носки, ни “хуффы”. Человек, совершая полное омовение (гъусль), обязательно должен помыть обе ноги.

4 — Обтирание имеет установленный шариатом срок — этот срок составляет сутки для того, кто находится в своем городе (мукъим), и трое суток для путника (мусафира).

Срок начинается с того момента, как человек первый раз протер “хуффы”. Например, человек, находясь в состоянии омовения, одел “хуффы” во вторник утром и его омовение не нарушалось вплоть до ночного намаза (‘иша). Затем он лег спать и проснулся в среду утром на утренний намаз (фаджр), а совершая омовение, он протер свои “хуффы”. Так вот срок его протирания начинается в среду утром, так как именно в среду утром он протер “хуффы” первый раз. А вторник вообще не относится к этому сроку, ибо вторник был до протирания (масха). Сообщается, что ‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) установил для путника срок в три дня и три ночи, а для живущего на одном месте — в день и ночь” [475].

Если срок протирания (масха) закончился, человек все равно остается в состоянии чистоты. Но когда омовение нарушилось, человек уже должен снять “хуффы” и помыть свои ноги. Важно понять, что само по себе окончание срока не нарушает омовения.

Точно так же омовение не нарушается, если человек протер “хуффы”, а затем снял их. Однако, если теперь он пожелает совершить омовение, ему уже нужно помыть ноги, так как “хуффы” уже сняты.

 

3-ье условие: Обращение в сторону Каабы.

Обращение лицом к Каабе является условием намаза, без которого он недействителен, ибо Аллах Всевышний приказал данное действие в Своей Книге. Аллах Всевышний сказал: «Откуда бы ты ни вышел, обращай лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни оказались, обращайте ваши лица в ее сторону» [476].

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прибыв в Медину, первое время совершал намаз в сторону Йерусалима. То есть, Кааба была позади него в молитве, а лик был направлен в сторону Шама. Но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ждал того дня, когда Аллах Всевышний изменит направление молитв. Аллах Всевышний сказал: «Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети» [477]. В этом аяте Аллах Всевышний повелел обращаться во время молитв в сторону Запретной мечети.

Исключением являются только три случая:

1 — Если человек не в состоянии обратиться лицом в сторону Запретной мечети, как, например, больной. В таком случае эта обязанность спадает с него. Аллах Всевышний сказал: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» [478]. А также: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» [479]. Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если я велю что-либо, то исполняйте это по мере ваших возможностей» [480].

2 — Если человек находится в состоянии сильного страха, например, убегает от врага, убегает от хищного зверя, и так далее. В таком случае человек совершает намаз в ту сторону, в которую может. Аллах Всевышний сказал: «Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали» [481].

3 — Если человек совершает добровольные намазы в пути, он может обратиться лицом в ту сторону, в которую едет. Например, человек летит на самолете, или едет на автомобиле, или же путешествует верхом на верблюде. Например, намаз “уитр”, ночной добровольный намаз или намаз “духа”[482].

В этих трех ситуациях человек не обязан поворачиваться в сторону Каабы, совершая намаз.

Что касается человека, который не знал о том, в какой стороне Кааба, но приложил все силы, чтобы выяснить это[483], и все равно ошибся, то ему не нужно заново совершать молитву. Доводом тому служит история о сподвижниках, которые не знали о том, что направление молитв изменено. Некоторые сподвижники совершали утреннюю молитву (фаджр) в сторону Иерусалима. Затем пришел некий человек и сказал: «Поистине, пророку, да благословит его Аллах и приветствует, были ниспосланы аяты, в которых приказано обращаться во время молитв в сторону Каабы». Услышав это, они прямо во время молитвы повернулись в сторону Каабы. Получается, что часть намаза они совершали не в сторону Каабы, а это было во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но он не осудил их действия. Из этого мы делаем вывод, что человек, который по ошибке повернулся во время намаза не в ту сторону, не обязан затем возмещать этот намаз. Но когда он узнал, в какой стороне Кааба, то уже должен повернуться в эту стороне, даже если это будет во время молитвы.

 

4-ое условие: Намерение (ниййат).

Намаз недействителен без намерения (ниййат), ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, дела с намерениями и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)» [484].

Также благородные аяты указывают на необходимость намерения во время поклонения. Например, Аллах Всевышний сказал, описывая пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников: «Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству» [485]. А также: «Вы расходуете это только из стремления к Лику Аллаха» [486]. А также: «Если же кто-либо покидает свой дом, переселяясь к Аллаху и Его Посланнику, после чего его настигает смерть, то его награда ложится на Аллаха» [487]. Подобных аятов очень много.

Поэтому, намерение (ниййат) является одним из условий действительности намаза. Намаз недействителен, кроме как с намерением. И взятие намерения не является чем-то тяжелым. Каждый разумный человек, делая какое-либо деяние, имеет намерение его сделать. Поэтому, нет нужды в том, чтобы произносить намерение языком, ибо место намерения в сердце. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не произносил намерения и не приказал своей общине произносить его. Никто из сподвижников также не произносил намерения. Следовательно, произнесение намерения является нововведением (бид‘а). Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, совершая намаз, никогда не говорили: «О Аллах, я намереваюсь совершить такой-то намаз».

Мы знаем, что намазы делятся на три вида:

1 ― Обычные, ни с чем не связанные, дополнительные намазы.

В этих намазах нет нужды в каком-либо намерении, кроме намерения на совершение намаза, так как это простые дополнительные молитвы, которые ни с чем не связаны.

2 ― Определенные виды дополнительных намазов.

Например, молитва “уитр”, или молитва “духа”, или молитвы “рауатиб”[488]. Совершая эти молитвы, человек обязательно должен обозначить в сердце, какой именно намаз он совершает. Это намерение должно быть в сердце, а не на языке. Совершая, например, “уитр”, человек должен понимать, что он совершает именно “уитр”.

3 ― Обязательные намазы.

Обязательных намазов пять: утренний (фаджр), обеденный (зухр), послеобеденный (‘аср), вечерний (магъриб), ночной (‘иша). Если ты пришел в мечеть во время утреннего намаза, то что ты намереваешься совершить?! Вечерний намаз?! Конечно же, ты собираешься совершать утренний (фаджр) намаз. Так вот, допустим, ты пришел в мечеть, сделал вступительный “такбир”, однако в голове у тебя не было мыслей, что ты совершаешь именно утренний намаз. Такое часто случается, когда человек спешит быстро начать намаз, чтобы не упустить ракаат. Так вот, здесь нет в этом нужды. Ведь, ты пришел в мечеть, чтобы совершить именно тот намаз, который совершается в это время, следовательно, ты намеревался совершить именно тот намаз, который совершается в данное время, даже если во время намерения ты не обозначил конкретный намаз. Если кто-нибудь спросит тебя: «А какой намаз ты сейчас совершал?!» Ты непременно ответишь: «Я намеревался совершить именно утренний намаз», - хотя ты и не обозначил это во время намерения.

 

Намерение имама и человека, стоящего за имамом.

Коллективная молитва (джама‘а) нуждается в том, что присутствовали имам и стоящие за ним. То есть, как минимум, необходимо наличие двух человек: имама и стоящего за ним (маъмума). А там уже, чем больше людей совершают намаз, тем это более любимо пред Аллахом. У имама и стоящего за ним человека (маъмума) обязательно должно присутствовать намерение (ниййат). Относительно этого существует единогласное мнение мусульман. То есть, если ты присоединяешься к коллективному намазу, у тебя должно быть намерение, что ты будешь следовать за данным имамом.

Что касается намерения имама, то в этом вопросе среди ученых возникло разногласие относительно того, обязательно ли имаму иметь намерение, что он становится имамом в этом намазе, или необязательно?!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: