Константин Багрянородный




БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра теории и истории государства и права

МАТАРАС В.Н.

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

(краткий курс лекций)

Минск


Оглавление

Введение. 2

Политико-правовые взгляды Сыма Цяня (145-86 до н. э.) 2

Политико-правовые идеи в Ветхом Завете. 3

Учение о государстве Полибия (210-128 гг. до н. э.) 4

Новозаветные идеи о власти, государстве и праве. 4

Законодательство и политическая литература в Византии IV – VIII в.в. 5

Политико-правовые идеи Данте Алигьери (1265 г.) 8

Политико-правовые идеи в Древней Руси. 8

Политико-правовые идеи Византии в IX – XIV вв. 9

Политико-правовые идеи Абдурахмана Ибн Халдуна (Хальдуна) (1332 г.р.) 12

Мусульманская концепция государства XI – XIV вв. 13

Учение о праве средневековых юристов в Западной Европе. 14

Политико-правовые воззрения К. П. Победоносцева. 15

Политико-правовые воззрения И. Л. Солоневича. 16

Политико-правовое учение Петерима Сорокина (1889-1968) 16

Теория пассионарности Л. Н. Гумилева. 18

Политико-правовые взгляды О. Шпенглера (1880-1936) 20

Правовая теория И. Ильина (1882-1953) 22

Политико-правовое учение А. Дж. Тойнби (1889-1975) 23

Политические и правовые взгляды «евразийцев» (П. Н. Савицкий, Г. В. Вернадский, Н. Н. Алексеев.) 26

Консервативная теория Э. Бёрка (1721-1797) 27

Политические идеи русских консерваторов (Н. Я. Данилевский, Л. А. Тихомиров, К. Н. Леонтьев) 28

Политические взгляды Ивана IV Грозного и А. М. Курбского. 31

Политико-правовые взгляды нестяжателей и иосифлян. 32

Политические воззрения Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин) 33

Неотомистская теория возрожденного естественного права. 35

Политико-правовые взгляды Ф. Скорины (1490 г.р.) 35

Интегральная юриспруденция (Дж. Холл, Г. Дж. Берман, Л. Л. Фуллер) 36

Правовое учение Г. Д. Гурвича (1894-1965) 37

 

 

Введение

Этнические системы могут находиться в статике либо динамике. На границе государств, находящихся в динамике, размещаются государства-лимитрофы. Задача лимитрофов сводится к тому, чтобы попасть ближе к тому государству-соседу, которое ближе ему по культуре.

Только этнические системы, находящиеся в динамике, могут образовывать государства, создавать теории, учения.

Выделяют следующие теории прогресса:

1) линейная теория прогресса, согласно которой все развитие человечества представляет собой одну прямую линию. Данной теории придерживались Ж. Ж. Руссо, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель и др.

2) цивилизационная (циклическая) теория прогресса. Согласно названной теории «культурный мир» живет определенное количество лет, а затем погибает. Сторонниками данной теории являются: Ибн Халдун (Хальдун), Полибий, О. Шпенглер, Н. Я. Данилевский и др.

Не стоит соотносить период цивилизации с уровнем развития права: период цивилизации, в первую очередь, связан с существованием гармоничной личности.

Все системы учений делятся на положительные и отрицательные. Первые воспринимают мир как благо (например, в христианстве), последние – как зло.

Предмет курса «История политических и правовых учений» - оформленные в учения взгляды на государство, право и политику.

 

Политико-правовые взгляды Сыма Цяня (145-86 до н. э.)

До нас дошло мало источников, содержащих информацию о Сыма Цяне. Многие имеющиеся данные о его жизненном пути противоречивы.

Сыма Цянь – сын придворного астролога. Он считается первым историографом Китая. В конце жизни он выступил против захвата северных царств.

Основная работа Сыма Цяня – «Записки историка», в которой он ставит перед собой задачу выяснить принципы, лежащие в основе расцвета и гибели всех царств, а также принципы, на которые должен опираться правитель.

Сыма Цянь исследовал динамику трех царств (Ся, Инь и Чжоу). Он полагал, что в основе управления государств лежат основные атрибуты человеческой природы:

1) в царстве Ся правители опирались на прямодушие (т. е. на неосложненное начало, идущее от самого сердца; отсутствие лицемерия);

2) в царстве Инь опирались на инстинкт подражания;

3) в царстве Чжоу опирались на культуру.

В каждом из перечисленных царств основной элемент терпел крах, так как, в конце концов, начинал приносить вред государству (и царства «смеялись друг над другом»). В царстве Ся власть, основанная на прямодушии, приводит народ к первобытной дикости. В царстве Инь почитание («демон») приводит к культу власти, дьявольщине. В царстве Чжоу культура приводит к фальшивости, всему показному и ненастоящему. Вследствие того, что атрибуты каждого из царств проявляли недостатки, царства сменяли друг друга.

Сыма Цянь считал, что опора власти на страх и репрессии всегда приведет к краху государства.

 

Политико-правовые идеи в Ветхом Завете

На всем протяжении еврейской истории развивалась одна идея: если ты безгосударственный, то живущий в рамках теократического строя.

Согласно Ветхому Завету строительство государства – это уход от Бога, продукт человеческого греха. Государство приобретает облик чудовища. Создать государство – значит лишиться самых высоких святынь и благ. Государство связано с рабством, трудом, налогами и повинностями. Только три царя из Ветхого Завета были угодны Богу: Давид, Соломон и Иегова.

Ветхим Заветом признается только теократия. Но первосвященники не считаются царями Земли.

Выступая против языческого обоготворения государства, ветхозаветные предания приходят к развенчанию государства вообще. Государь ни в коем случае не может олицетворять себя с Богом. И религиозному человеку нельзя полагаться на государство.

Критика эмпирического несовершенства государства переходит к отвержению государства как земного учреждения.

 

Учение о государстве Полибия (210-128 гг. до н. э.)

В своей «Истории», состоящей из 40 книг, задается вопросом: почему, как и когда весь мир оказался под властью Рима?

Полибий изложил концепцию динамики круговорота политических форм. Он выделял следующие шесть политических форм: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия и охлократия.

Сначала возникает монархия (естественная и правильная форма), когда сильная личность берет власть в свои руки. Затем монархия перерождается в тиранию (неправильную форму). Тирания сменяется аристократией, представители которой свергают власть тирана. Через некоторое время аристократия начинает деградировать и перерождается в олигархию, которую олицетворяют морально деградированные личности. Затем народ свергает олигархов и устанавливается демократия. С течением времени народ перестает ценить демократические принципы равенства и свободы, одни лица начинают доминировать над другими, и народ превращается в толпу, управляемую вождем. Так происходит, пока народ совсем не одичает и не найдет себе царя.

Отвечая на вопрос о причине доминирующего положения Рима, Полибий отмечает, что в Риме использовалась смешанная система правления: консулы (элемент монархии), сенат (элемент аристократии), народное собрание (элемент демократии). Такая система правления дана Риму судьбой. При этом Полибий подчеркивал, что даже эта система не будет существовать бесконечно, она просто продлевает жизнь Рима.

Как отмечает Полибий, законам государства предшествует система обычаев. Наряду с законами и обычаями существуют нравы, при порче которых изменяются и законы, и обычаи.

 

Новозаветные идеи о власти, государстве и праве

В I веке на территории Римской империи возникла новая религия – христианство.

В соответствии с идеями возникшей религии справедливость и правда открываются человеку в новом законе о совершенном. Правда и справедливость – основания божественного закона.

Необходимость законов обусловлена тем, что человек в силу своего несовершенства впадает в грех и нуждается в спасении. Причем несовершенство земного мира идет не от Бога, а от князя тьмы. Закон установлен не для праведников. Защищая правду, совершенный закон указывает, какие поступки являются правомерными, а какие – нет.

Идеальный порядок, согласно идеям христианства, не связан с земным порядком.

Христианство, вместе с тем, не ставит цель создания государства.

Следует учитывать, что представления о Боге, государстве и праве в Ветхом Завете и Новом Завете – различны. Ветхий Завет предписывает месть, а Новый – прощение. Ветхий Завет относится к государству отрицательно, а новозаветные идеи основаны на том, что «всякая власть от Бога». Новый завет предписывает подчинение гражданской сферы мирским князьям, которые являются слугами Бога. Подчинение понимается как должное. «Отдавайте Богу Богово, а Кесарю – Кесарево» - вот основной принцип христианской концепции.

Новый Завет разграничивает духовную и светскую сферы, так как духовная и светская власти имеют различные источники.

Настоящий правитель должен уметь властвовать над собой, так как если он на это не способен, то может показаться своим подданным смешным и поэтому не сможет управлять ими.

 

Законодательство и политическая литература в Византии IV–VIII вв.

Фемистий (317 г.)

Фемистий рассматривал идеал правителя, занимался литературой.

Правителем нельзя сделаться, им нужно родиться, считал Фемистий. По его словам, природный царь отличается от других человеческой мудростью. Хорошего правителя отличает умение действовать, а не говорить, так как он является олицетворенным законом своего государства. В основе правления должно лежать уважение, а не страх. Правитель избирается не народом или солдатами, его избирают на народном совете.

По своей сути закон беспристрастен к дышащему и живущему, он мертв. Истинного царя Фемистий ставит выше закона, но царь властвует над законом только в том случае, когда он смягчает действие последнего.

Фемистий отмечал, что Бог правит миром, как царь, а не как тиран.

Кроме того, он ставит вопрос о смертной казни, различая проступок, несправедливость и несчастье. При этом проступок отличается тем. Что преступник принимает свое решение по размышлению.

Синезий (около 370 г.)

Автор следующих работ: «Речь о царской власти», «О провидении», «О своей жизни» и др.

Негативно относится к христианам и язычникам. Первых он характеризует тем, что для них разум не является критерием, а вторые, по своей сути, - софисты.

Рассматривает вопросы тирании и монархии. При этом он отмечает, что тиран смотрит на людей, как на овец.

Синезий считал, что царь должен стать философом, так как только тогда власть будет разумной силой. Мыслитель говорил, что «тот, кто управляет государством, тот должен уметь управлять государством».

Главным должен быть образ действия правителя – «тропос» (путь). Царь должен служить государству, а не быть запертым в доме.

Законодательство

С правовой стороны власть императора исходила от народа. Императору принадлежало исключительное право толковать законы.

Основным источником права признавался закон. Затем источник меняется и меняется власть(на власть от Бога).

Основная задача государства: благополучие подданных и спасение души. Без Бога и справедливости немыслимо исполнение долга, как и надлежащие управление и отношение к власти.

Священство и Царство – вот два камня, на которых держится государство.

Агапит

Ему принадлежат работы «Царский список диакона Агапита», «Сочинения», «Главы наставительные» и др. Принадлежит к сократовско-платоновской школе.

На первое место Агапит ставит личные качества правителя. Он говорил, что царствовать можно только над добровольно повинующимися людьми.

Агапит рассматривал власть для народа. По его словам, от Бога дарована та власть, которая вселяет любовь.

Правитель должен быть благодарным Богу за право управлять. Причем свою благодарность он должен выразить действиями, а не словом. Используя власть, правитель должен действовать в соответствии с долгом. Но он не должен ограничиваться одними законами, ему нужно знать и высшие нравственные заповеди.

Агапит отмечал, что если народ подчиняется не добровольно, то он будет ждать удобного случая, чтобы свергнуть власть.

Петр Патрикий

Исследовал вопрос о политической науке.

По словам Петра Патрикия, политическая наука – это божественное провидение. Бог дал эту науку, чтобы указать человеку нужный путь. Политическая наука должна включать три главных элемента:

1) закон;

2) учение;

3) образ жизни.

Данный мыслитель считал, что управлять государством не может незнающий человек.

Нельзя сделать всех одинаково счастливыми.

Монархия – единственный правильный устав государства, так как царь подобен Богу (равный и соименный). Но Божьим царем он станет тогда, когда будет подражать Богу в своих действиях. Благость, мудрость, сила и справедливость – это те качества, которые присущи Богу и которые должен проявлять и царь.

Отношение Петра Патрикия к праву характеризовалось следующим. Мыслитель считал, что царь должен действовать правомерно. При этом ему не нужно вмешиваться в текущее управление, он должен задавать только общее направление деятельности.

Идея права всегда должна присутствовать в законах. Но нельзя надеяться только на действие естественных законов, нужно учитывать и культуру.

Законодательство

К основным источникам законодательства Византии IV – VIII вв. относятся Эклога, Прохерон, Эпанагога, Василики.

В Эклоге утверждался принцип равенства всех перед законом, а также была заложена мысль о том, что законодательство должно быть более гуманным. В Прохероне законодательство впервые переводилось на греческий язык.

Эпанагога содержала определение закона. Закон – общезначимое распоряжение, решение мудрых людей, попечение о вольных и невольных ошибках, общие установления государства, божественное изобретение. Задача закона – управлять, запрещать, разрешать и наказывать. Право толковать закон принадлежит императору.

Источником права признаются и обычаи. Указывается также, что законы не должны быть противоестественными.

Кроме того, рассматривается вопрос о соотношении властей патриарха и императора. Вся полнота власти находится у императора, но его действия не должны идти вразрез с постановлениями Соборов.

Василики к источникам права относят: плебисциты, мнения юристов, преторское право. Указы императора имеют силу закона. При этом они могут противоречить закону лишь в том случае, если не наносят ущерба либо смягчают положение виновного.

 

Политико-правовые идеи Данте Алигьери (1265 г.)

Автор «Божественной комедии». Искал ответ на вопрос, как обрести социальный мир.

Данте утверждал, что для земного счастья необходима империя. Говоря о римском народе, он отмечал, что Рим взял на себя бремя управления миром.

Власть происходит от Бога. Род человеческий, познав Христа, начинает уподобляться Богу и поэтому становится един. Данте указывал на то, что идеальным строем для преодоления ложной индивидуальности является монархия, но настоящая монархия должна основываться на религиозной идее (при этом народ должен быть воцерковлен). Законы и власть теряют смысл, когда они употребляются не для общей пользы.

Человеком двигает любовь к ближнему и Богу. Мир и справедливость – природные, а установленный природой порядок должен охраняться правом.

Данте рассматривал вопросы соотношения властей римского императора и римского первосвященника (последний считался наместником апостола Петра). Задача первосвященника – вести народ к жизни вечной. Следует подчеркнуть, что Данте не определял, кто занимает первенствующее положение – император или первосвященник, так как каждый из них должен занимать свою нишу и выполнять собственный функции.

 

Политико-правовые идеи в Древней Руси

Митрополит Иларион

Автор работы «Слово о законе и благодати», в которой рассматривал соотношение закона и благодати.

Закон – это ступень на пути к истине, это внешнее предписание. Он регулирует поведение человека на той его ступени, когда человек еще не достиг совершенства и только подготавливается к восприятию истины и благодати. Закон только выводит из дикого, взаимоистребляющего состояния, которое является временным.

Закон и истина не противопоставляются. Истина воспринимается благодаря закону, а не вопреки ему. Правда включает в себя нравственную мотивацию. Правда – это истинная благодать.

Иларион выступал за равноправие всех народов. Он утверждал, что не так важно, кто пришел к Богу первым, ведь перед Богом все равны.

Сущность государства – божественна, так как государство реализует божественную волю. А происхождение власти, как отмечал Иларион, наследственное.

Иларион придавал большое значение наследованию верховной власти. Он говорил, что наследник верховной власти должен с малых лет подготавливаться к управлению государством и понимать возложенную ответственность перед людьми за управление. При этом подчеркивается, что власть должна употребляться правильно. Князь должен быть единодержцем своей земли. «Власть князя крепка мужеством и смыслом и основана на законе». Милосердие и законная деятельность властителя сочетаются с его моральным обликом.

Иларион также разработал тип христианского правителя.

 

Политико-правовые идеи Византии в IX – XIV вв.

Патриарх Фотий

Ему принадлежат работы «Послание правителю Болгарии о том, что есть управление государством», «Послания» и др.

В «Послании правителю Болгарии о том, что есть управление государством» Фотий писал, что князь нуждается в наставлении. Цель указанной работы заключалась в том, чтобы изложить, какие поступки князя положительные, а какие – негативные. В первой части «Послания» указывается на то, что князь должен быть совершенным человеком, хотя по природе он одинаков со своим народом. Пороки правителя видны всем. Фотий утверждал, что правителем можно только родиться. Правитель должен постоянно совершенствоваться. Даже наказывая, он должен действовать без гнева и раздражения. Правитель должен вызывать страх, соединенный с любовью, и не должен проявлять беспощадность.

Задача государства состоит не в расширении территории или в военном деле, а в том, чего оно может достичь своими силами, - «из худшего сделать превосходное». Государство должно видеть свою цель в нравственном совершенствовании людей и их спасении.

Власть должна «охотиться за мнением народа», поэтому если население любит власть, то ей не нужно оружие для своего самоутверждения. Порядок в государстве должен быть основан на законе.

Император Василий

Основатель македонской династии. Ему принадлежит работа «Главы наставительные к сыну Льву» (66 глав).

Богоустановленность власти связана с ее ограничением. Власть дается не в собственность, а во владение, для определенной цели и на определенных условиях. «Власть дается на хранение». Царские прерогативы переходят из одних рук в другие. Следовательно, если происходит смена царей, то они не собственники, а владельцы. Собственником власти является один Бог. И поэтому «несобственники» не могут распоряжаться властью как угодно.

Задача государства – достижение общего блага, оказание каждому поддержки. Но, по мнению императора Василия, не стоит давать добро недостойным.

Правитель должен устранять всякую борьбу в государстве и быть для подданных «неписаным законом». Он должен уметь выбирать себе помощников, оценивая способности последних в управлении собственным хозяйством.

Отношение императора Василия к законам заключалось в следующем. Правитель должен свято хранить законы, изданные его предшественниками. В противном случае законы, изданные им самим, тоже не будут уважаться. Следование закону должно сочетаться с гуманностью и снисходительностью.

Также император Василий отмечал, что если финансы построены на слезах народа, то они не будут обладать прочностью. Налоговая политика государства должна быть снисходительной.

Константин Багрянородный

Данный мыслитель использует в качестве критерия не теорию, а опыт и исторические сведения, которые он анализировал. Он считал, что правителю нужны знания, основанные на опыте, так как необходимые добродетели правителя предполагаются.

Константин Багрянородный выделял несколько законов, которые стоят выше царской власти:

1) естественный закон;

2) положительный закон;

3) нравственный закон.

Никулица

Сторонник теории теократического государства.

Он делит справедливость на распределяющую и уравновешивающую. Невинный не должен оказываться в худшем положении, нежели преступник.

Никулица подчеркивал, что правитель не должен смотреть на государство, как на источник доходов.

«Говорят, что император не повинуется закону, так как он сам закон. Но он должен делать все хорошо». Законы в государстве должны быть благочестивы.

По национальному вопросу Византии и провинций Никулица выступал против того, чтобы иностранцы занимали государственные должности.

Фиофилакт Болгарский

Автор работ «О царском воспитании», «Похвальное слово». Фиофилакт Болгарский выделял три вида устройств государства по числу правящих лиц: олигархия, аристократия и охлократия («многолюдная беззаконная сходка»).

Разработал учение о царе-тиране. Различие между монархией и тиранией состоит в различном отношении к законам. Монархия – государство закономерное, она составляет опору народа и следует законам. Монарх получает власть «по приглашению народа». А тиран получает власть путем насилия, он играет законами, чтобы получить выгоду для самого себя.

Феодор Метохит

В отношении греческой философии Феодор Метохит говорил, что греческие философы ничего не создали. Платон и Аристотель разработали философию, которая не имела никакого практического результата. Философы стали бесполезны. Настоящая наука, в том числе и философия, должна брать за основу исторический опыт.

Демократия, по мнению Метохита, является наиболее свободным государством, так как в нем правят все и подчиняются одинаковым законам. С другой стороны, подчинение общим законам, предоставление одинаковой свободы как глупым, невежественным и злым, так и добрым и умным можно рассматривать как величайшую несправедливость.

С одной стороны, уравнительная политика, которая ведет к благосостоянию, дает возможность приобрести его всем слоям. Но, с другой стороны, такая политика дает простор тем, кто не понимает благоразумие. Кроме того, демократия гонит превосходящих личностей.

Выбирать правителя необходимо как по личным качествам, так и по имущественному положению.

Феодор Метохит писал, что лучшая монархия только, та которая наилучшим образом устроена. Если власть находится в руках одного, то исчезает соперничество. Население находится в материальном достатке и действует по указанию человека, который обладает единством мыслей.

Фома Магистр

Фома Магистр считал, что справедливость заключается в исполнении законов. Она начинается с монарха и является одной из его задач. Еще одна задача монарха – общее благо. Фома Магистр выступал против того, чтобы император собирал налоги для обеспечения своих личных подробностей, так кА все имущество принадлежит Богу.

В качестве условий существования государства он называет:

1) почитание Бога;

2) согласие, единомыслие внутри государства.

Второе условие выполнить тяжело, так как население в нынешнем государстве, как отмечал Фома Магистр, мыслит по-разному.

Он был противником назначения на должности по жребию., так как нужно учитывать и имущественное положение человека, и его нравственное лицо. Фома Магистр стоит на стороне благородства.

 

Политико-правовые идеи Абдурахмана Ибн Халдуна (Хальдуна) (1332 г.р.)

Арабский мыслитель, автор «Большой истории».

Он выделяет три формы правления:

1) Естественная монархия (власть одного). Монарх управляет в соответствии со своей прихотью, эгоизмом.

2) Политическая монархия – управление в соответствии с разумом. Данная форма правления несет пользу для блага подданных, но ее недостаток состоит в отсутствии религиозных ценностей.

3) Халифат. Это наилучшая форма правления, так как соединяет религиозные и земные ценности.

Ибн Халдун ищет причину, естественный закон становления, развития и падения государств. Жизнь государств он рассматривает в контексте динамики.

В самом начале люди пребывали в состоянии первоначальной дикости, ведь человек – это часть животного мира. Затем люди начинают осуществлять деятельность, преобразующую окружающую среду, и становятся людьми, объединенными в сообщество. Это сообщество проходит два этапа: примитивность и цивилизация. В период примитивности («сельская жизнь») люди добывают лишь самое необходимое, занимаются животноводством и земледелием. В период цивилизации человек добывает и то, что лишено необходимости, занимается ремеслом и торговлей. Переход от примитивности к цивилизации – это одновременно и переход от равенства к социальному неравенству.

Этапу примитивности соответствует такая форма сообщества, как особия, а этапу цивилизации – мульк (синоним государства, господства и подчинения). Государство появляется в результате захвата одной особией другой особи.

Если происходит захват чуждого сообщества, то образовавшееся государство называется ксенократией. В результате возникает антагонизм. Затем государь начинает уничтожать тех, кто помог ему прийти к власти. Для удержания власти он создает новую особию, основанную на оплате (причем это уже не кровно-родственная особия), в результате образуется значительный разрыв между социальной основой государства и властью. По мнению Ибн Халдуна, такой разрыв ведет к самоубийству государства.

Формами гибели государства являются:

1) захват государства другой особией;

2) отделение провинций.

Ибн Халдун приходит к выводу, что цивилизация – это гибель государства, а предвестником его гибели является роскошь.

Ибн Халдун писал, что налоги и поборы создают материю государства. Они дают возможность государю пользоваться материальными благами. Новая (искусственная) особия (платное чиновничество) требует материального содержания. Вследствие этого происходят поборы, изъятие имущества зажиточных граждан. В результате государство тоже движется к упадку.

 

Мусульманская концепция государства XI – XIV вв.

К XI – XII вв. в арабском мире сформировалось учение о государстве. Оно развивалось в рамках доктрины мусульманского права.

Мусульманское право выступает в качестве общественного регулятора, оно не знает норм, регулирующих властные (вертикальные) отношения, и умалчивает о формах правления. Мусульманское право утверждает верховенство шариата.

Термин «государство» в арабской литературе не употребляется. Используются термины «имамат» (руководство молитвой) и «халифат» (основан на преемстве). Со временем халифат стал рассматриваться как сущность государства и специфическая форма правления. Халифат стал пониматься в качестве функции осуществления верховной власти и поддержания веры мусульманской общины. Власть халифата – это верховная власть. В основе халифата лежит единоличная власть монарха.

К XI в. в мусульманском праве сформировались такие школы, как сунниты и шииты. По мнению суннитов, правовой характер халифату придавала иджма (мнение народа, общины). Шииты же считали, что создание государства – это право Аллаха, а не общины.

По мнению суннитов, верховным носителем суверенитета является Аллах, и мусульманское государство строится на основе поручения, данного им общине. Община осуществляет высшую власть на земле, она обладает полным суверенитетом, но он является отражением суверенитета Аллаха. Община не передает своих прав халифу (правителю), она только поручает ему руководить собой. Община вправе законодательствовать лишь по вопросам, которые не урегулированы Кораном и Сунной. Община подчиняется халифу лишь потому, что он следует предписаниям Корана.

Шииты считали по-другому. По их мнению, единственный носитель суверенитета – Аллах. От его имени государство руководит правитель, который подчиняется шариату, отражающему волю Аллаха, и не связан волей общины.

Вопрос о замещении поста главы государства у суннитов и шиитов тоже решается по-разному. Первые убеждены, что данный пост замещается в силу особого договора, заключаемого между общиной и претендентом на халифат. А шииты утверждали, что имам не избирается общиной, а является прямым представителем Аллаха и пророка. Пророк назначает преемника и передает ему власть. Можно утверждать, что в суннитской школе община является посредником между людьми и Аллахом.

Еще один вопрос, который разрешался мусульманскими школами по-разному, это вопрос о пределах власти главы государства. Сунниты считали, что власть государства не абсолютна, она не пользуется привилегиями. Правитель должен жить, как простой мусульманин. Он может вводить новые нормы лишь потому, что он является «знатоком права». Шииты, в отличие от суннитов, утверждали, что имам наделен высшей властью и стоит выше других мусульман. Личность имама – священна.

 

Учение о праве средневековых юристов в Западной Европе

В средневековой Европе существовало три вида права: римское, каноническое и обычное.

В XII в. в Италии возникает глоссаторская школа, основателем которой является Ирнерий. Под глоссами понимаются краткие объяснения, даваемые при чтении первоисточника.

В XIII в. возникает постглоссаторская (комментаторская) школа права. Ее представителями являются Бартоло, Бальд. Они пытались изменить нормы римского права, приспособить их к другим общественным отношениям.

Каноническая школа права связана с существованием канонических сборников права.

Третья школа права – это знатоки обычного права. Школа обычного права создана практикой.

Развитие школ права в средневековой Западной Европе тесно связано с борьбой светской и церковной властей.

 

Политико-правовые воззрения К. П. Победоносцева

Монархист, при советской власти был запрещен.

Победоносцев выделял три формы правления:

1) древнее народовластие (сакральное народовластие);

2) монархия;

3) вторичное народовластие (современная демократия).

Государство, в первую очередь, является духовной общностью, оно появляется вследствие грехопадения. При древнем народовластии каждый делал так, как считал нужным. Затем оно сменилось монархией, которая является более стабильной формой правления. Но со временем монархия стала деградировать в силу утраты своих духовных качеств. Власть забывает свою основную функцию – служение народу, расширяется не в меру, приобретает болезнь под названием «гипертрофия власти» и разлагается. Падению власти способствуют и сами подданные, которые начинают «мнить себя безумно умными». Монархия теряет свое божественное предназначение и, в конце концов, гибнет.

Настоящая царская власть должна быть основана на вере, жертве и христианских нравственных началах. Если монархия правильная, то это великий рычаг для подъема народа.

Когда монархия гибнет, на смену ей приходит вторичное народовластие – «обезьянье лицо первого». Религиозное чувство утрачивается вследствие обожествления человека. Вторичное народовластие, по мнению Победоносцева, - это неправильная форма правления, так как власть не может исходить от народа.

Победоносцев негативно относится к партийной демократии и демократическим выборам. Он говорит, что кандидаты, агитируя за себя, проявляют нескромность, лицемерие, дают ложные обещания. Выборы – это большое скопление лжи, а ложь не может породить добро. Демократия уничтожает личность правителя.

Победоносцев говорит и о свободе слова, называя ее ложью.

Русское государство должно стать большой семьей. Главная задача государства состоит в воспитании народа.

 

Политико-правовые воззрения И. Л. Солоневича

Теоретик монархизма, автор работ «Диктатура импотентов», «Народная монархия». В книге «Народная монархия» Солоневич ставил задачу предложить программу национального возрождения.

Солоневич утверждал, что русская государственность развивается собственным путем, отражая индивидуальные особенности России. Россия не знает рабства, религиозных войн, так как русский народ умеет уживаться с людьми. Изо всех стран мира она находится в худших географических условиях.

По мнению Солоневича, дух народа – это его основные психологические черты, данные раз и навсегда от Бога. Религия, географические факторы не влияют на дух народа. Солоневич также подчеркивал, что русская литература – «кривое зеркало», которое не отражает дух русского народа.

Солоневич считал, что Петр I зря разрушил православие и земское самоуправление, раздал всю землю дворянам, так как с этого времени элита стала антинациональной. Среди представителей элиты он выделял три группы:

1) условно монархическая группа (крепостники польского типа, которые считали свои интересы интересами России);

2) республиканско-буржуазная группа (профессура, которая ввозит «хлам» со всей Западной Европы);

3) утопическая группа (революционеры, разночинцы).

Ни одна из этих групп не выражает интересов русского народа.

Наилучшая форма правления для России – самодержавная монархия, так как только она сохраняет равновесие в стране. Солоневич отмечал, что государство русского народа должно ликвидировать касты, сословия.

Отношение Солоневича к праву и законам заключалось в следующем. Закон должен быть прост и понятен. Солоневич был против состязательности судебного процесса, допускал наличие суда присяжных. В уголовном праве он предлагал заменить формальные признаки состава на органические (например, вор-рецидивист должен быть наказан не за воровство, а за допущенный рецидив). Солоневич видит проблему уголовного права в том, что некоторых преступников нельзя уличить по формальным признакам.

Русский человек никогда не верил в устроение жизни на основе закона.

 

Политико-правовое учение Петерима Сорокина (1889-1968)

Известный социолог. В 20-е гг. выслан в Америку.

П. Сорокин писал, что в ХХ в. произошла замена линейных теорий на нелинейные.

История – это история культурных суперсистем. Суперсистема – единство целостностей, сложная взаимосвязь; это определенный народ, нация. Каждая культурная суперсистема представляет собой культурное единство.

Сорокин наделяет суперсистемы следующими свойствами: реальность, индивидуальность, зависимость от главных частей, избирательность и ограниченная изменчивость. Каждая суперсистема имеет свои границы (как правило, географические). Периодам роста, зрелости и распада соответствуют следующие фазы суперсистем:

1) идеациональная;

2) идеалистическая;

3) чувственная.

Охарактеризуем каждую из названных фаз.

Идеациональная фаза. Ее главный принцип и ценность – Бог. Литература и живопись основывались на Библии, архитектура и скульптура выражались как Библия в камне. Этика и право представляли собой дальнейшую разработку заповедей христианства. Нормы идеационального права не были направлены на достижение удовольствия и счастья, но их необходимо было выполнять так же, как и заповеди Абсолюта. Главная цель норм права состояла в содействии союзу человека с Богом. Преступление в этот период было синонимом греха, а послушание закону отождествлялось с послушанием



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: