НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




 

Мы живем в век постоянных инноваций и внедрения различных технологий, как в научной, так и в образовательной сферах деятельности, направленных на улучшение качества жизни населения. Исследуя различные источники информации, а также исходя из личного опыта работы в дошкольном учреждении, можно сделать вывод о том, что к большому сожалению, на практике отдельные нововведения не всегда имеют положительный результат, а наоборот, чаще всего приводят к проблемам, которые проявляются как на воспитателях, так и на их воспитанниках.

В настоящее время большую актуальность приобретает проблема профессионального выгорания педагогов дошкольного образования, который носит название «Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout syndrome) - состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее как результат хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий системы «человек-человек», где доминирует оказание помощи людям…

Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте и соответствует третьей стадии общего адаптационного синдрома (Г. Селье) - стадии истощения».

Главными причинами синдрома эмоционального выгорания являются:

Во-первых, перенасыщение количества детей в группах, численность которых превышает установленные нормы. По законодательным документам состав детей в группе любого государственного или частного детского сада, в расчете на занимаемую площадь, не может превышать 20 человек в возрасте детей до 3-х лет и больше 25 человек в возрасте детей старше 3 лет. Однако в реальности наполняемость групп превышает эти нормы практически на 41%.

Особо острая ситуация складывается в российских муниципальных учреждениях, состоящих на балансе у государства. Рождаются новые и новые дети, с потоком которых давно построенные учреждения уже не справляются. Для того чтобы малыш попал в сад, сегодня необходимо записываться и становиться в очередь чуть ли ни с момента его рождения. Специалисты подчеркивают, что массовое переуплотнение детей в группе детского сада не может пройти бесследно.

Так, с каждым годом наблюдается:

-Снижение качества образовательных процессов и развития малышей в группе;

-Увеличивается показатель риска заболеваемости в целом;

-Дети быстрее устают;

-Увеличение показателя травматизма;

-Уменьшение активности детей.

Вторая причина - увеличение рабочей нагрузки воспитателей, хоть и по личному желанию, вследствие небольшой заработной платы педагогов дошкольных образовательных организаций, все это приводит к психоэмоциональному перенапряжению, нервному и физическому истощению организма, снижению стрессоустойчивости. Это касается не только воспитателей, но и руководителей дошкольных образовательных организаций, у которых в настоящее время ни один детский сад, а два, три, а то и больше. Это обусловлено сокращением ставок и экономией заработной платы на государственном уровне. Хочется обратить внимание, что человек ни машина и ни робот, и человеческий мозг ни всесильный. Работая в таком режиме, педагогу нет времени для полноценной подготовки к занятиям, для разработки и составления конспектов, для заполнения документации. Часть работы педагогам приходится выполнять дома, что сказывается на семейных отношениях.

Третье -закрытие коррекционных детских садов, где воспитывались дети с ограниченными возможностями, дети с задержкой в психическом развитии и проблемами здоровья, включение детей в детские сады комбинированного вида.

Хочется подчеркнуть, что каждое нововведение имеют как положительные, так и отрицательные моменты. Стремясь сократить очереди в детские сады, происходит увеличение количества детей в группах, что значительно снижает обеспечение условий для индивидуального дифференцированного подхода к каждому ребенку. И вот уже детские сады получают статус не образовательной организации, а присмотра и ухода, где педагогу главное обеспечить времяпровождение ребенка, его питание, сон, прогулки и его безопасность. А ведь цель нашего государства заключается в том, чтобы повысить качество образования в современном обществе. В трудах известных педагогов, таких как Выготский, Ушинский, Сухомлинский, Запорожец подчеркивается, что первой главной ступенью образования является детский сад, место, где закладывается фундамент детского сознания. А у нас получается, что, пытаясь решить проблему с очередностью в детский сад, страдает качество образования.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что все перечисленные факторы приводят к синдрому эмоционального выгорания педагога дошкольной образовательной организации. Для того чтобы педагог чувствовал себя комфортно, должны быть созданы соответствующие условия работы, с соблюдением определённых норм, правил и требований, а именно:

Первое условие – установление и соблюдение определенного количество детей в группе, чтобы педагог мог осуществлять личностно-ориентированный подход к своим воспитанникам с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в группе.

Второе – обеспечение каждому ребенку, например, с ограниченными возможностями здоровья, посещающему группы общеразвивающего типа, специальных работников из медицинского персонала. Важно помнить, что один педагог, не может справиться с основной массой детей, сосредоточив главное внимание на ребенке с отклонениями в развитии.

Третье – соблюдение трудового режима. Руководителям образовательных учреждений необходимо стараться избегать перегрузок своих педагогов, в частности работы воспитателей в две смены. Конечно, данная проблема в большей степени является проблемой государственного уровня, так как зависит от суммы заработной платы педагога, но пути ее решения искать необходимо, пусть даже на уровне вышестоящих органов управления образования района, округа, города. Главным образом – это заинтересованность руководителя, изыскать средства и возможности для стимулирования своего педагогического персонала. Цель стимулирования должна быть обоснована, регламентирована и преследовать определенные идеи, такие как создание творческой команды педагогов, заинтересованных в разработке и внедрении различных типов занятий с использованием инновационных компьютерных технологий, принимающих участие в конкурсах, выставках, фестивалях, активно взаимодействующих с родителями воспитанников, то есть транслирующих свой передовой опыт не только внутри детского сада, но и за его пределами.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: